На главную Написать письмо

 

Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Н. К. Липович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права УрГЮА


Право граждан на обращение с жалобами на действия всех без исключения органов исполнительной власти (в том числе таможенных органов) декларируется в ст. 33 Конституции РФ.

В Таможенном кодексе РФ (ТК) 2003 г. обжалованию и рассмотрению решений, действий (бездей­ствия) таможенных органов и их должностных лиц посвящена гл. 7. Обжаловать можно любые решения, действия (бездействия) должностных лиц, за исключением постановлений по делам об административных правонарушениях, в отношении которых предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях иной порядок обжалования.

Рассмотрим основные положения теории административного обжалования в таможенном законодательстве.

Во-первых, согласно ст. 45 ТК РФ право на обжалование при­надлежит любому лицу, как физическому, так и юридическому, причем независимо от того, является ли оно участником отношений в области таможенного дела.

Право на обжалование могут реализовать и недееспособные лица, чьи права защищают их родители, усыновители, опекуны или попечители либо иные представители (адвокаты). Лица, чьи права нарушены одним и тем же актом (действием или бездействием), могут объединиться и подать коллективную жалобу.

Во-вторых, объектом обжалования могут быть любые решения, действия и бездействия таможенных органов, если такими решениями, действиями (бездействиями), по мнению лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препят­ствия к их реализации либо на него возложена какая‑либо обязанность. Под решениями таможенных органов следует понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать приказы Мин­экономразвития или бывшего ГТК, когда они, по мнению лица, в конкретной ситуации нарушили его права и свободы, а также различные нормативные приказы Федеральной таможенной службы, распоряжения и иные правовые акты, издаваемые таможенными органами в пределах своей компетенции. Действия – это осуществление какой‑либо деятельности (от имени таможенного органа или его должностного лица), с которыми связано наступление юридических последствий (например, нарушение правил таможенного досмотра грузов, личного досмотра лица, следующего через государственную границу РФ, если, по мнению этого лица, затронуты его права, свободы или законные интересы и т. д.). Под бездействием таможенного органа понимается несовершение действий или непринятие решения в течение установленного срока, исчисляемого со дня получения таможенным органом или его уполномоченным лицом просьбы о принятии решения или совершения действия (например, бездействием является непринятие решения и несовершение необходимых действий по поданной лицом таможенной декларации или неосуществление таможенными органами выпуска товара в сроки, установленные ст. 152 ТК РФ).

Дополнительная гарантия права на обжалование установлена в п. 2 ст. 45 ТК РФ. Отказ лица (письменный или устный) от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица считается недействительным.

Порядок обжалования

Закрепляя основные способы обжалования, п. 1 ст. 46 ТК РФ предусматривает возможность досудебного и судебного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (обращение с жалобой в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд). Однако по сравнению с обязательным двухступенчатым порядком обжалования, который был предусмотрен ТК РФ 1993 года, новый ТК устанавливает более демо­кратичный – альтернативный порядок, в соответствии с которым лицо по своему усмотрению определяет, обращаться ли ему с жалобой непосредственно в суд либо сначала в таможенные органы, а потом в суд.

Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Во избежание принятия по одному спору двух решений законодатель предусмотрел и последствия изменения лицом выбора процедуры обжалования, отдав приоритет в принятии решения по жалобе суду, т. е. жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, будет рассматриваться только судом.

Таким образом, выбор между досудебным и судебным порядком обжалования предоставлен лицу, подающему жалобу.

До 2004 года суды в России отказывали в принятии жалобы к рассмотрению по причине несоблюдения досудебного порядка урегулирования таможенных споров. Однако такое положение весьма ограничивало возможности защиты своих прав и законных интересов участниками внешнеэкономической деятельности.

Порядок подачи жалобы

Статья 47 ТК РФ определяет порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы. Данная статья регламентирует порядок досудебного обжалования.

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган;

2. Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо;

3. Жалоба на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган;

4. Жалоба на решение, действие (бездействие) Федеральной таможенной службы России подается в этот орган.

В соответствии с пп. 3 п. 1. ст. 47 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуются.

Согласно п. 2 ст. 47 ТК РФ таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверж­дающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления.

Законом предусмотрена дополнительная гарантия надлежащего рассмотрения жалобы, поступившей в таможенный орган. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать (прежде всего имеются в виду случаи ошибочной подачи жалобы в ненадлежащий таможенный орган), он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с положениями ст. 47 ТК РФ, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу. Указанная норма преследует цель обеспечения реагирования на обращение лица в максимально короткие сроки.

Кроме того, согласно ст. 53 ТК РФ у лица есть право отозвать поданную жалобу. Единственное условие, установленное законодательством для отзыва жалобы, состоит в том, что это должно быть совершено до принятия соответствующего решения по данной жалобе (например, в случае разрешения спора до рассмотрения жалобы, осознания правомерности решения таможенного органа либо в связи с другими обстоятельствами). Несмотря на то, что закон не содержит каких‑либо требований к содержанию заявления об отзыве жалобы, последнее должно подаваться в таможенный орган, рассматривающий жалобу, в той же, что и сама жалоба, письменной форме. Лицо, подавшее жалобу, не обязано приводить мотивы своего отказа.

Отзыв жалобы не препятствует повторной подаче жалобы по тому же поводу при соблюдении общих требований. Такое правило существенно расширяет возможности защиты субъектами своих прав (Таможенный кодекс 1993 года запрещал повторную подачу ранее отозванной жалобы).

Сроки обжалования

Согласно ст. 48 ТК РФ жалоба может быть подана в течение трех месяцев:

– со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создания препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой‑либо обязанности;

– со дня истечения установленного срока принятия органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.

По общему правилу жалоба считается поданной в срок, если она была подана в таможенный орган непосредственно или отправлена по почте до истечения последнего дня установленного срока. При подаче жалобы непосредственно лицом датой подачи жалобы считается дата ее регистрации в таможенном органе. В случае направления жалобы почтой подтверждением соблюдения срока жалобы служит штемпель, проставленный отделением связи на почтовом конверте.

Пропущенный срок обжалования решения, действия (бездей­ствия) в сфере таможенного дела может быть восстановлен в соответствии со ст. 49 ТК РФ. Подача жалобы с нарушением установленных сроков, если лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока либо причины пропуска срока признаны лицом, рассматривающим жалобу, уважительными, влечет отказ в рассмотрении жалобы по существу (ст. 52 ТК РФ).

Практика восстановления сроков обжалования, пропущенных по уважительной причине, является общепринятой и служит дополнительной гарантией прав лица на защиту.

Согласно данной норме срок подачи жалобы восстанавливается не по инициативе таможенного органа, а по заявлению лица, обратившегося с жалобой. Такое заявление может быть как подано в виде самостоятельного документа, так и содержаться в тексте жалобы. К заявлению о восстановлении срока обжалования должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность пропуска указанного срока.

Данная статья не содержит перечня причин, являющихся уважительными. Не установлен такой перечень и большинством процессуальных документов. Уважительность причин представляет собой оценочную категорию, и возможность признания той или иной причины уважительной должна определяться в каждом конкретном случае лицом, рассматривающим жалобу.

В случае признания причины пропуска обжалования уважительной таможенный орган восстанавливает срок обжалования, что выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению (п. 2 ст. 49 ТК РФ).

Несмотря на отсутствие в комментируемой статье особой оговорки, представляется, что заявление о восстановлении срока подачи жалобы должно быть рассмотрено таможенным органом во всех случаях, за исключением случаев, когда указанное заявление поступило в таможенный орган уже после отказа в принятии жалобы к рассмотрению, а также когда оно является повторным при наличии отклоненного аналогичного заявления.

Решение об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано в установленном порядке.

Форма и содежание жалобы

В соответствии с п.1 ст. 50 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть подана в письменной форме и подписана лицом, обратившимся с жалобой. Исключение из этого правила составляют случаи подачи жалобы в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 57 ТК РФ. Письменную форму следует считать соблюденной и при подаче жалобы посредством телеграфной связи, а также электронной почты. Подпись лица является обязательной. Поскольку лицо может реализовать право на обжалование не только непосредственно, но и через своего представителя, на жалобе может значиться подпись как лица, интересы которого затронуты обжалуемым решением, действием (бездействием), так и его представителя, полномочия которого должны быть подтверждены согласно установленному порядку.

Пунктом 2 ст. 50 ТК РФ закреплено, что жалоба на решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела должна содержать:

1) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, решение, действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество или наименование лица, подавшего жалобу, его место жительства или местонахождение;

3) существо обжалуемого решения, действия (бездействия).

Эти сведения в совокупности позволяют идентифицировать предмет обжалования, что необходимо для проверки законности и обоснованности обжалуемого решения, действия (бездействия). В зависимости от того, обжалует лицо решение, действие (бездействие) таможенного органа или решение, действие (бездействие) должностного лица, в жалобе указывается наименование таможенного органа или фамилия, имя, отчество должностного лица. Если последние неизвестны, можно указать иные запомнившиеся сведения о должностном лице таможенного органа (его характерные приметы, звание, возраст и др.). Сведения о лице, подающем жалобу, его месте жительства или местонахождении позволяют не только определить предмет обжалования, но и уведомить лицо о решении по жалобе, о продлении срока ее рассмотрения, а также запросить у лица документы, имеющие существенное значение для принятия решения.

Статьей 52 ТК РФ предусмотрено, что несоблюдение требований к форме и содержанию жалобы влечет отказ в рассмотрении жалобы по существу.

В целях своевременного и полного рассмотрения жалобы помимо перечисленных сведений рекомендуется также указать:

1) требование лица, обратившегося с жалобой;

2) обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемым решением, действием (бездей­ствием) нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая‑либо обязанность;

3) перечень прилагаемых к жалобе документов;

4) иные сведения, если лицо считает, что они необходимы для рассмотрения жалобы по существу.

В настоящее время лицо, обратившееся с жалобой, не обязано одновременно с ее подачей предоставлять документы, подтверждающие указанные в ней обстоятельства (п. 3 ст. 50 ТК РФ). Таможенный орган, рассматривающий жалобу, при подготовке к рассмотрению жалобы должен самостоятельно затребовать документы у таможенного органа, которым или должностным лицом которого вынесено обжалуемое решение, действие (бездействие), либо последний должен направить такие документы вместе с жалобой. При этом обращение таможенного органа, рассматривающего жалобу, с запросом документов к заявителю жалобы возможно при одновременном наличии двух условий:

– представление таких документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы;

– эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются.

В этом случае срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца. В случае непредставления лицом необходимых документов доводы, в подтверждение которых документы не были представлены, при принятии решения по жалобе не учитываются.

Для сокращения сроков рассмотрения жалобы и принятия объективного решения по ней ­целесообразно все‑таки приложить к жалобе документы, подтверждающие факт нарушения со стороны таможенного органа или его должностного лица.

Также заявителю можно воспользоваться правом, предоставленным ст. 23 ТК РФ, и обратиться с запросом в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, о причинах и об основаниях принятого решения или совершения действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия. В данном случае можно приложить к жалобе на указанные решения, действия и копию ответа таможенного органа на поданный запрос.

Сроки рассмотрения жалобы

Если при подаче жалобы соблюдены все приведенные выше требования, она принимается к рассмотрению.

Статья 55 ТК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела.

Общий срок рассмотрения жалобы составляет один месяц и исчисляется со дня поступления жалобы в таможенный орган, правомочный ее рассматривать. Указанный срок рассмотрения жалобы начинает течь со дня, следующего за днем ее официальной регистрации по существующим правилам дело­производства в таможенном органе, правомочном рассматривать данную жалобу. В случае необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Таким образом, предельный срок рассмотрения жалобы не может превышать двух месяцев (предельный срок рассмотрения жалобы в соответствии с прежней редакцией ТК РФ составлял три месяца).

Принятие решения о продлении срока рассмотрения жалобы как исключительная мера отнесено к компетенции начальника таможенного органа, в производстве которого находится жалоба. Основания продления срока рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица законодателем не определены. Думается, что продление срока должно допускаться только в случае, когда рассмотрение жалобы в течение общего месячного срока не представляется возможным в силу объективных причин (например, при направлении запросов в компетентные органы и др.).

Пункт 2 ст. 55 ТК РФ обязывает уведомить о продлении срока рассмотрения жалобы лицо, обратившееся с жалобой, и сообщить ему о причинах такого продления, что также свидетельствует о том, что продление срока рассмотрения жалобы должно быть мотивированным.

Сокращение сроков рассмотрения жалобы обусловлено общей концепцией Таможенного кодекса, направленной на сокращение времени выполнения таможенных формальностей, и должно способствовать как оперативному разрешению таможенных споров, так и эффективной защите прав участников таможенных правоотношений.

Отказ в рассмотрении жалобы

Статья 52 ТК РФ закрепляет перечень оснований, при наличии которых жалоба не может быть рассмотрена таможенным органом по существу. Закрепление таких оснований обеспечивает соблюдение иных положений гл. 7 ТК РФ, устанавливающих требования к процедуре обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

1. В соответствии со ст. 48 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела может быть подана в течение трех месяцев, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении какой‑либо обязанности (при обжаловании решений и действий), либо со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия (при обжаловании бездействия). По общему правилу право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного законом срока.

2. Статья 50 ТК РФ предъявляет определенные требования к форме и содержанию жалобы, несоблюдение которых не позволяет определить предмет обжалования и, следовательно, принять в отношении обжалованного решения, действия (бездействия) решение.

3. Статья 46 ТК РФ закрепляет, что подача жалобы на решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела в таможенный орган не лишает лицо права обратиться с жалобой такого же содержания в суд. При этом установлено, что жалоба, поданная в таможенный орган и в суд, рассматривается судом, в связи с чем в рассмотрении жалобы, поступившей в таможенный орган, должно быть отказано.

4. Согласно ст. 45 ТК РФ лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в сфере таможенного дела. Рассмотрение жалоб на решение, действие (бездействие) иных государственных органов и их должностных лиц, в том числе принимаемых по смежным с таможенным делом вопросам, в компетенцию таможенных органов не входит.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы, а в случае, предусмотренном подп. 3 п. 1 ст. 52 ТК РФ, – со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда, арбитражного суда и принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения. ТК РФ не указывает, в какой форме принимается такое решение и в каком порядке оно доводится до сведения заявителя жалобы. Поскольку такое решение может повлечь нарушение прав и свобод заинтересованных лиц, оно может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или суд, арбитражный суд. На практике отказ в рассмотрении жалобы чаще всего происходит из‑за нарушения процедуры ее подачи, в частности срока подачи жалобы.

Принятие решения по жалобе

Требования к форме и содержанию решения таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица установлены п. 1 ст. 56 ТК РФ. Учитывая, что решение по жалобе является документом, имеющим важное юридическое значение, для него необходима не только письменная форма, но и наличие обязательных реквизитов. В таком решении должны быть указаны:

1. Наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

2. Должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе;

3. Фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;

4. Краткое изложение жалобы по существу;

5. Принятое по жалобе решение;

6. Доводы и основания принятого решения;

7. Сведения о порядке обжалования принятого решения.

Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или должностного лица вступает в силу со дня его регистрации в таможенном органе, принявшем такое решение, и является обязательным для исполнения таможенным органом, в отношении которого оно принято, если только оно не будет признано неправомерным согласно установленному порядку.

Статья 56 ТК РФ устанавливает два вида возможных решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы по существу:

1) отказ в удовлетворении жалобы (в случае признания решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица правомерным);

2) удовлетворение жалобы полностью или в части (в случае признания решения, действия (бездействия) неправомерным полностью или в части).

Статья 56 ТК РФ в отличие от ст. 415 прежней редакции ТК РФ не содержит положения о том, что для лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, решение по жалобе может быть менее благоприятным, чем обжалованное решение, действие (бездействие). Такое положение раньше являлось препятствием к обращению в суд за защитой нарушенных прав.

В пункте 3 ст. 56 ТК РФ говорится о том, что в случае удовлетворения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично таможенный орган:

– отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом решение;

– отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

– признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассматривающего жалобу.

Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными, в течение 10 дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в указанном решении не установлен иной срок их совершения (п. 4 ст. 56 ТК РФ).

Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке (п. 5 ст. 56 ТК РФ).

В соответствии со ст. 413 ТК РФ должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную и иную ответственность за свои неправомерные решения, действия (бездействия) в соответствии с законодательством РФ. Норма о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в принятии неправомерных решений, совершении неправомерных действий (бездействий) по результатам рассмотрения жалоб представляется весьма актуальной и призвана повысить ответственность должностных лиц таможенных органов за решения, ­принимаемые ими в процессе текущей деятельности.

Пунктом 6 ст. 56 ТК РФ введено требование об обязательном направлении заявителю не уведомления о результатах рассмотрения жалобы, как это было установлено ТК РФ 1993 года, а копии самого решения по жалобе, что позволяет ему узнать не только о принятом решении, но и об основаниях его принятия, а также без затруднений реализовать свое право на дальнейшее обжалование. При этом копия такого решения направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах срока, установленного ст. 55 ТК РФ для принятия решения по жалобе.

Однако необходимо учитывать, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может считаться разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, по ним приняты необходимые меры и заявителю дан исчерпывающий письменный ответ, соответствующий действующему законодательству. Поставленные в жалобе вопросы считаются разрешенными лишь тогда, когда восстановлены нарушенные права заявителя, удовлетворена его законная просьба, установлены причины, породившие жалобу, либо правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении жалобы.

Кроме того, в случае несогласия с принятым решением таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица заинтересованное лицо вправе в соответствии с п. 7 ст. 56 ТК РФ обратиться в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Упрощенный порядок обжалования

Предлагаемый в ст. 57 ТК РФ порядок упрощенного обжалования решения, действия (бездей­ствия) должностного лица таможенного органа является новеллой не только для таможенного законодательства, но и для системы обжалования в целом. Упрощенный порядок обжалования призван ускорить процедуру обжалования в определенных случаях, не требующих долгого разбирательства, и предполагает подачу устной жалобы вышестоящему должностному лицу и ее безотлагательное рассмотрение на месте возникновения спорной ситуации.

Упрощенный порядок обжалования может быть применен только при соблюдении следующих условий в совокупности:

1) предметом обжалования является решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста. Обжалование решений региональных таможенных управлений, а также Федеральной таможенной службы и их должностных лиц в упрощенном порядке не предусмотрено.

2) обжалуемое решение, действие (бездействие) принято в соответствии с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн рублей, и (или) одного транспортного средства.

Обращение к вышестоящему должностному лицу с устной жалобой на решение, действие (бездействие) его подчиненного является основанием для безотлагательных действий соответствующего лица по рассмотрению этой жалобы. Формулировка «подлежит безотлагательному рассмотрению», примененная в статье, не предполагает возможности продления срока рассмотрения жалобы, предусмотренной процедурой рассмотрения жалобы в рамках общего порядка обжалования.

Установленная устная форма жалобы в отличие от письменной не подразумевает соблюдение каких‑либо конкретных требований относительно ее содержания. Гарантией того, что устная жалоба не останется без внимания со стороны лица, которому она адресована, служит закрепленное право лица потребовать составление акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке. Акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке, подписываемый как должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, так и самим заявителем, служит документом, в котором содержатся все необходимые сведения об обстоятельствах обжалования (с указанием данных о заявителе, существе дела и принятом решении по жалобе). Копия акта вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

Считается, что возможность упрощенного порядка обжалования позволяет более оперативно решать таможенные споры и никоим образом не ослабляет возможность защиты лицом своих прав и свобод, поскольку согласно п. 5 ст. 57 ТК РФ применение упрощенного порядка обжалования не лишает лицо права обратиться с жалобой в таможенные органы в соответствии с общим порядком, предусмотренным гл. 7 ТК РФ.

Таким образом, право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц служит важной гарантией защиты прав и интересов лиц, вступающих с таможенными органами в правоотношения в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Рассмотренный административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц на практике сейчас встречается довольно редко, т. к. с момента вступления в силу с 1 января 2004 года ТК РФ досудебное урегулирование споров перестало быть обязательным. Статистика последних лет свидетельствует о неуклонном снижении жалоб, подаваемых в вышестоящие таможенные органы, с одновременным ростом исков, подаваемых в суд, арбитражный суд.

Если в 1993–1994 гг. обращения в судебные органы носили эпизодические характер, то начиная с 1995 года в правовой деятельности таможенных органов начало формироваться, по сути, целое направление – защита государственных интересов таможенными органами в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Количество судебных дел с участием таможенных органов за последние 10 лет выросло в 50 раз, и это несмотря на то, что ТК РФ предоставляет все условия для досудебного урегулирования всех спорных вопросов.

В 2006 г. 59% решений, вынесенных судами общей юрисдикции и арбитражными судами, были не в пользу таможенных органов. Подобную ситуацию нельзя считать нормальной, т. к. за каждый проигранный таможней судебный иск расплачивается государственная казна, т. е. налогоплательщик.

Как показывает изучение практики, среди споров участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами обжалуются споры о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, например: неправомерный арест таможенным органом и последующая реализация имущества; неправомерное изъятие таможенным органом товара и последующая утрата товаром потребительских свойств в связи с его хранением; задержание должностными лицами таможенных органов транспортных средств, связанное с проведением операций по таможенному контролю; незаконный запрет выпуска товаров по грузовой таможенной декларации; отказ в приеме грузовой таможенной декларации и др. Таможенные органы, как правило, проигрывают суды, связанные с обжалованием корректировки таможенной стоимости товара.

Статьей 413 ТК РФ предусмотрена обязанность таможенных органов возместить ущерб, причиненный лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий (бездействия) при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.

Основными причинами проигранных дел являются: нарушения должностными лицами таможенных органов таможенно-правовых норм; формальный подход к исполнению своих обязанностей; низкий уровень знаний таможенного законодательства.

Следует отметить, что Целевой программой развития таможенной службы на 2004–2008 годы предусмотрено, что доля отрицательных судебных решений к 2008 году не должна превышать 30 процентов. Для достижения этой цели необходимы усилия таможенных органов всех уровней, четкое взаимодействие между правовыми службами (отделами) и другими функциональными подразделениями.

Поэтому необходимо ужесточить ответственность должностных лиц таможенных органов, выработать четкие регламенты принятия решений. Необходимо совершенствовать работу с жалобами физических и юридических лиц и в этих вопросах должны быть исключены формальный подход и любая волокита.

Таким образом, требуется более принципиально подходить к оценке решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, совершенствовать механизмы досудебного решения споров. Кстати, эксперты не раз поднимали вопрос о возврате к такому разбирательству. В противном случае суды попросту погрязнут в рассмотрении таможенных тяжб.

В Уральском таможенном управлении (УТУ) уже не первый год принимаются конкретные меры в плане улучшения организации работы с жалобами физических и юридических лиц. Должно­стные лица УТУ с 2004 года практикуют личные выезды в те таможни и таможенные посты, на работу которых были получены жалобы. На наш взгляд, это наиболее действенный метод, направленный на улучшение работы с жалобами. Подобный контроль со стороны УТУ не только значительно дисциплинирует должностных лиц таможенных органов, но и заставляет с высокой степенью ответственности относиться к жалобам, принимать по ним взвешенные и справедливые решения.

Поэтому основными задачами Федеральной таможенной службы в сфере правоприменительной деятельности названы следующие: во‑первых, это –повышение уровня защиты конституционных прав граждан; во‑вторых, усиление контроля за соблюдением законности в таможенном деле; в‑третьих, повышение личной ответственности руководителей таможенных органа за принимаемые решения, действия (бездействия) своих подчиненных, которые приводят к конфликтной ситуации и вызывают претензии к работе таможенных органов. 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право