На главную Написать письмо

 

Реализация национального проекта «Здоровье» в Российской Федерации

О. В. Морозов, первый заместитель Председателя Государственной Думы РФ


Депутаты Государственной Думы РФ не разрабатывали собственно проект «Здоровье» как национальный, равно как и остальные национальные проекты. Это задача исполнительной власти. Задачей законодательного органа является необходимость найти средства на эти проекты, когда принимается бюджет на соответствующий календарный год.

С моей точки зрения, и с точки зрения многих депутатов, нет полной ясности со строительством так называемых высокотехнологичных медицинских центров. Имеются раз­ные точки зрения и по вопросу о том, где эти центры должны находиться, и даже по принципиальному вопросу, надо ли нам строить сегодня эти высокотехнологичные медицинские центры, расходуя серьезные средства. Поскольку у нас уже действуют центры, выгоднее оснастить их соответствующим оборудованием, направить деньги на то, чтобы увеличить расходы на дорогостоящую бесплатную медицинскую помощь гражданам, которые могли бы приехать из глубинки и получить весь комплекс мудицинских услуг.

Также надо посмотреть, правильно ли расходуются деньги, которые выделяются на закупку машин «Скорой медицинской помощи». Ведь как образно сказал Б. В. Грызлов, не получается ли так, что мы тратим деньги лишь на перемещение врачей из пункта А в пункт Б. Что до вопроса оснащения этих машин, хочется, чтобы это были настоящие пункты оказания первичной медицинской помощи человеку, который в ней нуждается. В этих машинах должны быть не просто руль, колеса и койка, там должно быть то оборудование, которое реально помогает больному.

Существует еще одна проблема – у нас деньги запросто могут потратить ни на что. Предотвратить это – главная задача медицинского проекта. Было принято решение –не размазывать выделяемую на проект сумму тонким слоеем по всей отрасли, т. к., никто бы этих 60 млрд руб., хотя эта сумма гигантская, просто бы не заметил. Поэтому было принято решение направлять деньги на конкретные, с точки зрения Минздрава, наиболее актуальные проблемы. Я не берусь с ними спорить. Может быть, я, как гражданин, предложил бы другое решение. Но я доверяю в данном случае их рекомендациям. Критерий, мне кажется, все‑таки один. Это снижение смертности, особенно детской смертности.

Снижение смертности по наиболее очевидным для нас причинам, таким как травматизм, сердечно‑сосудистые заболевания, онкология. Повышение рождаемости за счет внедрения родового сертификата. Одним словом, это совершенно объективные критерии, которые не депутаты должны вычислять или мы с вами, а это критерии, которые очевидны каждому гражданину России. Если мы увидим по результатам реализации национального проекта, что по всем этим позициям у нас произошла подвижка, что за счет диспансеризации работающие бюджетники стали меньше болеть, тогда поймем, что мы на правильном пути.

Национальные проекты рассчитаны не на один год. В самом названии заключается стратегия и перспектива. И более того, каждый из национальных проектов задумывался не для того, чтобы решить какую‑то частную задачу, например, повысить зарплату работникам здравоохранения или образования. Суть как раз не в том, чтобы решить какую‑то частную задачу в той или иной сфере нашей жизни, будь то здравоохранение, образование, жилье или сельское хозяйство, а чтобы реально, при помощи национального проекта, глубоко, серьезно реформировать эту отрасль.

Надеюсь, что Государственная Дума будет и впредь контролировать национальные проекты, их реализацию. А вот как расходуются средства, для этого у нас есть ­соответствующие инструменты: Счет­ная палата, которая призвана проверять, как расходуются бюджетные средства; система казначейства, которая дает возможность нам обеспечить максимальную прозрачность перемещения средств из федерального бюджета в региональные бюджеты. Есть методика, по которой соответствующие средства, оборудование направляются в субъекты Федерации. У многих возникали опасения, что кто‑то начнет делить эти деньги, это оборудование.

На мой взгляд, Министерство здравоохранения и социального развития поступило абсолютно правильно, они создали некую универсальную методику и в рамках этой методики как некую матрицу накладывают на субъект Федерации и видят сколько нужно машин «Скорой помощи», сколько нужно кардиологического оборудования, сколько аппаратов УЗИ. Понятно, что сегодня все стартуют в разных условиях. Одно дело Москва, и другое дело, например, Чукотка; обеспеченность соответствующим медицинским оборудованием, препаратами совершенно разная. Потому-то и создали максимально прозрачную методику, а она хороша еще и тем, что ее можно эффективно контролировать, т. е. каждый депутат в своем субъекте Федерации, в своем округе может прийти в любую районную поликлинику или фельдшерско-акушерский пункт, или на станцию «Скорой медицинской помощи» и спросить, как проходила ваша заявка, сколько вы попросили, сколько в итоге получили и почему?

И проконтролировать, соответственно, движение средств, поскольку контроль за продвижением нацпроекта – конкретная депутатская задача.  

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право