На главную Написать письмо

 

О проекте предпринимательского (хозяйственного) кодекса

И. В. Дойников, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Московского городского университета управления Правительства Москвы


Проведение в России в 90‑х годах XX в. – начале XXI века радикальной экономической реформы обострило кризисные явления в российской экономике. Как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (ред. Указа Президента РФ от 2001 г.); сократилось производство и ухудшилась его структура по сравнению с дореформенным периодом. Снижается инвестиционная и инновационная активность. Нарастает научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров, оборудования и технологий. Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального производства и из научной сферы. Увеличивается количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Растет имущественное расслоение общества, снижается уровень жизни большей части населения. Все еще велик уровень преступности и коррупции. Сокращается экономический, научный и демографический потенциал страны. Сузились рынки сбыта и сырьевая база российской промышленности. Фактически отсутствует национально ориентированная промышленная политика.

При кодификации гражданского законодательства, проведенной в 1994–1996 гг., за основу была принята односторонняя частноправовая модель, согласно которой экономика должна строится на саморегулируемой, без какого либо государственного вмешательства. Такой подход связан с развитием рыночной стихии, с идеями «шоковой терапии».

В стране возник цивилистический экспансионизм частного права, игнорирующий необходимость публично-правового регулирования экономики. При этом не учитывается, что эта экономика находится в кризисном состоянии, когда отсутствие государственного регулирования приводит к господству олигархических, зачастую криминальных структур.

Послание Президента РФ последних лет сформировали триединую задачу: укрепления российской государственности, удвоение ВВП, сохранение народа.

Весьма рельефно задачи, выдвинутые Президентом РФ обозначились в юридической науке; на фоне преобразований наметились две прямо противоположные позиции во взглядах на развитие правовой системы. Одна из этих позиций основывается на идее свободного рынка и является юридической разновидностью либерализма, распространенного среди большинства ученых цивилистов. Другая базируется на идее государственного регулирования рынка, представляет собой проявление концепции социального государства, закрепленного Конституцией РФ. Суть концепции выражается в следующем: Российское государство совершенно необоснованно покинуло рынок, на который ему необходимо вернуться.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации нельзя преодолеть на основе либерально-цивилистических взглядов в юридической науке, тормозящих развитие производительных сил общества. Обеспечению государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации соответствует современная концепция хозяйственного (предпринимательского) права, являющаяся основой для проекта Хозяйственного кодекса Российской Федерации.

Как известно, в мировой практике сложились две системы правового регулирования предпринимательских отношений. Первая система – предпринимательские отношения регулируется гражданским законодательством. Такая система существует только в Италии и Нидерландах.
Вторая система исходит из того, что предпринимательские отношения регулируются специальным кодексом – Торговым или Коммерческим. Эта система применяется в большинстве крупных государств – Германии, Франции, США, Японии.

Идея разработки Хозяйственного кодекса не новая. В различные периоды речь шла о необходимости разработки Промышленного, Торгового, Хозяйственного, Предпринимательского кодексов.

Цели разработки проекта ХК мож­­но определить следующим образом:

1) установление согласно Конституции РФ правовых основ экономической (хозяйственной) деятельности, предусматривающей разнообразие субъектов хозяйствования разных форм собственности;

2) социальная направленность хозяйственной деятельности;

3) развитие предпринимательства и на этой основе эффективность функционирования народного хозяйства РФ в рыночном режиме хозяйствования;

4) утверждение в стране публичного экономического правопорядка.

Концепция законопроекта должна содержать разделы, в которых даются:

а) обоснование необходимости принятия нового акта, включая анализ имеющейся по теме научной юридической литературы, состояния действующего в данной сфере законодательства, а также зарубежного опыта; б) обоснование возможности принятия конкретного закона с учетом экономических, политических, юридических, организационных, финансовых и иных аспектов; в) определение цели будущего акта; г) определение предмета (круга регулируемых общественных отношений) будущего акта; д) обоснование формы будущего акта; е) обоснование его названия; ж) определение места проекта будущего акта среди других законопроектов по данной проблеме (связанные и смежные, альтернативные и дублирующие и т. д.); и) подготовка рабочего словника (термины и определения) для целей разработки проекта; к) определение структуры будущего акта; л) развернутая ­характеристика основных положений будущего акта; м) предложения по мерам, ­обеспечивающим ­реализацию акта в ­случае его принятия, в том числе предложения по разработке новых актов, отмене действующих актов и (или) внесению в них изменений и др.; н) оценка социальных, правовых, экономических и иных последствий принятия и применения предлагаемого акта.

Отношения, регулируюемые Хозяйственным кодексом РФ – это отношения между лицами, осуществляющими хозяйствующую деятельность.
Под такой деятельностью понимается деятельность субъектов ­хозяйствования в сфере народного хозяйства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность.

В качестве одного из видов деятельности выделяется предпринимательство (хозяйственная коммерческая деятельность) – хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли.

Хозяйственная деятельность некоммерческих организаций осуществляется для достижения целей, ради которых они созданы, образует хозяйственную некоммерческую деятельность.

Сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

Хозяйственно-производственными являются имущественные и прочие отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности.

Под организационно-хозяйственными отношениями понимаются отношения, складывающиеся между субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Внутрихозяйственными отношениями являются отношения, складывающиеся между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями.

Хозяйственный кодекс РФ состоит из преамбулы и восьми ­разделов: общие положения, субъекты хозяйственной деятельности, ­имущественная ­основа ­хозяйствования, ­хозяйственные обязательства, государственное регулирование хозяйственной деятельности, внешнеэкономическая деятельность, специальные режимы хозяйствования, заключительные положения.

Содержание Хозяйственного кодекса

Преамбула Хозяйственного кодекса устанавливает правовые основы хозяйственной деятельности, а также нравственнее принципы хозяйствования в соответствии со сводом нравственных принципов, принятых VIII Всемирным Русским Народным Собором 4 февраля 2004 г.

В преамбуле также должна быть указана цель принятия Хозяйственного кодекса – это национальное возрождение России и возрастание деловой активности субъектов хозяйствования на основе разных форм собственности, социальная направленность развития народного хозяйства, а также утверждение экономического публичного правопорядка.

Раздел I. Общие положения. Кодификация норм общей части требует сгруппировать их по следующим направлениям: «Предмет правового регулирования», «Хозяйственная деятельность и хозяйственные отношения», «Разграничение отношений в сфере хозяйствования с другими видами правовых отношений», «Общие принципы хозяйствования», «Акты хозяйственного законодательства», «Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)», «Некоммерческая хозяйственная деятельность».

Раздел II. Субъекты хозяйствования. Состоит из следующих глав: «Общие положения», «Предприятие», «Частные предприятия», «Ко­оперативные предприятия», «Государственные предприятия», «Объединенные предприятия», «Гражданин как субъект хозяйствования», «Особенности статуса других субъектов хозяйствования».

Раздел III. Имущественная основа хозяйствования. Включает главы: «Имущество субъектов хозяйствования», «Несостоятельность субъектов хозяйствования», «Использование природных ресурсов в сфере хозяйствования», «Использование в хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности», «Ценные бумаги в хозяйственной деятельности».

Раздел IV. Хозяйственные обязательства. Включает следующие главы: «Общие положения о хозяйственных обязательствах», «Хозяйственные договоры», «Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования», «Особенности правового регулирования хозяйственно‑торговой деятельности (поставка, контрактация с/х продукции, биржевая торговля, энергоснабжение)», «Аренда имущества», «Капитальное строительство», «Правовое регулирование перевозки грузов», «Коммерческое посредничество», «Особенности правового регулирования финансовой деятельности», «Правовое регулирование инновационной деятельности».


Раздел V. Государственное регулирование хозяйственной деятельности. Включает следующие главы: «Общие положения участия государства и публично-правовых образований в хозяйственной деятельности», «Лицензирование и квотирование в хозяйственной деятельности», «Ограничение монополизма и защита субъектов хозяйствования от недобросовестной конкуренции», «Стандартизация и обеспечение качества продукции, работ и услуг», «Цена и ценообразование в сфере хозяйствования», «Бухгалтерский учет и аудит в хозяйственной деятельности».


Раздел VI. Внешнеэкономическая деятельность. Включает следующие главы: «Общие положения», «Меры по защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности», «Иностранные инвестиции».


Раздел VII. Специальные режимы хозяйствования. Содержит главы: «Свободные экономические зоны», «Концессии», «Территории с особым статусом», «Другие виды режимов (вооруженные силы России, учреждения системы Минюста России)».


Раздел VIII. Заключительные положения содержат нормы о вступлении в силу хозяйственного кодекса, а также перечень актов, которые утратят силу в связи со вступлением в силу Хозяйственного кодекса, и перечень актов, в которые следует внести изменения, правила применения норм Хозяйственного кодекса, возникшие после вступления в силу его положений.

Структура проекта Хозяйственного кодекса Российской Федерации

Преамбула

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Субъекты хозяйственной деятельности.

Раздел III. Имущественная основа хозяйствования.

Раздел IV. Хозяйственные обязательства.

Раздел V. Государственное регулирование хозяйственной деятельности.

Раздел VI. Внешнеэкономическая деятельность.

Раздел VII. Специальные режимы хозяйствования.

Раздел VIII. Заключительные положения. 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право