На главную Написать письмо

 

Энергетический кодекс Российской Федерации – основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК

П. Г. Лахно, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права


Энергетика является областью стратегических интересов страны и оказывает решающее влияние на ситуацию во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, экологической.

Энергетика, как система взаимосвязанных отраслей, предприятий, организаций и учреждений топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и сфер потребления обеспечивает потребности страны в топливно-энергетических ресурсах, имея в своей основе единство выполняемых функций по сооружению и эксплуатации объектов энергетики, добыче, производству, преобразованию, хранению, переработке, транспортировке, купле-продаже и использованию энергоносителей и энергетических услуг.

Сегодня без энергетики наша качественная жизнь невозможна. Это не только наши бытовые условия, это и наша профессиональная деятельность, это и наше здоровье, это и охрана окружающей среды, это и вопросы развития бизнеса, это и новые технологии; все, что нас окружает, – это энергетика. Вопросы развития энергетики являются вопросами инфраструктурного развития страны. Отсутствие энергетических мощностей приводит к тому, что инвесторы отказываются строить новые предприятия, и, наоборот, энергетические возможности позволяют развивать бизнес более успешно.

Принятая Правительством Российской Федерации «Энергетическая Стратегия России», несмотря на то что с момента провозглашения России суверенным государством принят ряд законов, регулирующих отношения в различных отраслях ТЭК: «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об эле­кт­роэнергетике», «Об экспорте газа» и др., в числе основных факторов, сдерживающих развитие топливно-энергетического комплекса, наряду с другими называет «отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК».

Создание единой комплексной, непротиворечивой системы нормативно-правового регулирования энергетических отношений – непременное условие эффективного развития ТЭК.

Юридическая практика показывает, что без надлежащей правовой основы обеспечения устойчивого развития и функционирования энергетики, при наличии в этой сфере фрагментарного законодательства и отсутствии единой методологии объективно невозможно урегулировать отдельными правовыми актами особенности деятельности, взаимосвязи и взаимозависимости предприятий ТЭК, отношений производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов и энергетических услуг.

Устранение этих недостатков связано с процессом систематизации и кодификации энергетического законодательства, переходом от текущего регулирования отдельных сторон деятельности к единой унифицированной системе правового регулирования. Речь в данном случае идет о принятии основополагающего для данной отрасли кодификационного акта – Закона об энергетике, или Энергетического кодекса. По этому пути уже пошли некоторые развитые страны: в Германии, например, в 2005 г. был принят новый (ранее действовали законы 1938 г. и 1968 г.) закон об энергетическом хозяйстве. Его целью является «создание ориентированного на конкуренцию, устойчивого и в соответствии с ­экологическими аспектами действующего энергетического рынка» (ст. 3); в США в 2005 г. Президент Буш подписал одобренный Конгрессом новый Закон об энергетической политике (Energy Policy Act of 2005).

Энергетический кодекс – не узковедомственный энергетический акт по вопросам функционирования энергетических систем и топливных отраслей промышленности, а важнейший межотраслевой законодательный акт, призванный обеспечить комплексное правовое регулирование в сфере энергетики. Он должен органически увязать в единой системе все многообразие сложившихся здесь отношений, содержать исходные нормы, способствующие формированию и развитию единого топливно-энергетического комплекса страны, определить тот уровень и основные параметры регулирования энергетики, которые будут обязательны для всех законов и иных нормативных правовых актов об энергетике, соподчиненных с кодексом.

В концептуальном плане Энергетический кодекс в системе действующего законодательства следует рассматривать как обобщающий акт и как основу дальнейшего формирования системы законодательства в области производства и потребления топливно-энергетических ресурсов и энергетических услуг в стране. Его положения могут быть развиты и детализированы в законах, регламентирующих отдель­ные вопросы деятельности пред­при­я­тий и организаций, входящих в систему энергетического комплекса страны. Он станет важнейшим инстру­ментом регулирования отношений в сфере энергетики и вместе с конституционным, предпринимательским, гражданским, экологическим, административным, трудовым, финансовым, налоговым законодательством, законодательством о недропользовании, таможенным законодательством призван завершить формирование системы законодательства в сфере энергетики.

В Энергетическом кодексе должны найти отражение особенности и специфика функционирования предприятий энергетики, заключающиеся в уникальном взаимодействии экономики, политики и права на фоне рыночных отношений, складывающихся в связи с деятельностью организаций ТЭК и отдельных потребителей энергоресурсов и энергетических услуг, а также вопросы взаимодействия государственных структур с хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Предметом правового регулирования Энергетического кодекса являются правовые, организационные и экономические основы и принципы регулирования отношений, основы единой государственной политики в сфере организации и функционирования топливно-энергетического комплекса и ­установление соответствующих полномочий органов государственной власти и управления; создание правовых условий формирования цивилизованного энергетического рынка (рыночной инфраструктуры) и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством как регулятором рыночных взаимоотношений.

Одними из ключевых задач Кодекса должны стать:

• определение общего направления развития энергетического законодательства, учитывающего специфику соответствующих отношений, а также технических и технологических условий, базирующихся на выводах естественных наук;

• формулировка основных юридических понятий в сфере энергетики, в том числе понятия энергии как способности выполнять работу, ее видов и форм, ее источников, ее использования и применения, исходя из того, что энергия как предмет правового регулирования характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многом предопределяют необходимость самостоятельного регулирования энергетических отношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергии природных ресурсов в благо человечества. Ибо многие проб­лемы, связанные с регулированием, коренятся не в самом акте регулирования, а в том, что регулируется;

• определение (в развитие п. «и» ст. 71 Конституции РФ) федеральных энергетических систем (понятие, состав, правовой режим, содержание ведения органов государственной власти Российской Федерации по отношению к этим системам, порядок взаимодействия федеральных энергетических систем между собой и др.) и законодательное установление порядка их функционирования;

• формулировка и раскрытие правовых средств, форм и методов (юридического инструментария) энергетической, в том числе сырьевой, транспортной безопасности и укрепления экономической интеграции страны;

• создание правовых условий для инвестиционной привлекательности, а следовательно, высокотехнологичного развития предприятий и организаций энергетики, партнерства государства и бизнеса (чтобы ­бизнес инвестировал проекты, в которых заинтересовано государство);

• правовые вопросы энергетической экологии;

• систематизация действующего законодательства в области энергетики и его гармонизация с международным энергетическим законодательством, прежде всего энергетическим законодательством Европейского Союза.

Ввиду наличия специального законодательства отношения, связанные с использованием и охраной недр, земель, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, охраны труда, здоровья и безопасности граждан, должны регулироваться Энергетическим кодексом с учетом специфики отношений, возникающих в энергетике. При этом важно обеспечить сохранение и закрепление законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере энергетики, доказавших на практике свою эффективность.

Энергетический кодекс в своих правовых нормах должен целостно закрепить концептуальные положения энергетической политики страны как государственно-властные предписания, юридически обязательные для органов государственной власти и управления, с учетом разделения нормативно-правового регулирования, управления и оказания услуг, а также обеспечить осуществление надзора и контроля, определить права и обязанности организаций и граждан.

Энергетический кодекс – важный шаг на пути дальнейшего становления, формирования и развития относительно самостоятельного, отличающегося существенными правовыми особенностями, несомненно, связанного со всей системой современного российского законодательства правового массива, имеющего своей целью правовое обеспечение организации и функционирования топливно-энергетического комплекса Российской Федерации и сфер потребления энергетических ресурсов и энергетических услуг.

Энергетический кодекс будет объединяющим, стержневым нормативно-правовым актом, устанавливающим правовой энергетический порядок Российской Федерации.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право