На главную Написать письмо

 

Формы и виды предпринимательской деятельности

Е. П. Чорновол, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права Уральской академии государственной службы


В процессе определения сущности и анализа содержания предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ) ее принято подразделять на отдельные формы и виды. Следует, однако, отметить, что среди ученых-юристов и экономистов не существует единого мнения как относительно понятия форм и видов предпринимательства, так и конкретных их проявлений. При этом в большинстве случаев авторы, к сожалению, не указывают и оснований такого подразделения, что приводит не только к пестроте суждений, но и к смешению форм и видов предпринимательской деятельности.

Так, авторы учебника по предпринимательскому праву для экономических специальностей предлагают проводить классификацию предпринимательства по таким признакам, как вид деятельности, форма собственности, количество собственников, организационно-правовые и организационно-экономические формы, степени использования наемного труда. Но где собственно формы предпринимательства, а где его виды, нельзя понять. Четко не вычленив каких‑либо конкретных форм предпринимательской деятельности, они дифференцируют ее на организационно-правовые и организационно-экономические формы. Но при этом авторы учебника не только используют разнопорядковые критерии классификации предпринимательства – юридический и экономический, но и подменяют разные понятия друг другом, когда под видом организационно-правовых форм предпринимательства представляют организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц – хозяйственные товарищества, общества и производственные кооперативы (ст. 50 ГК РФ)1.

К настоящему времени не разработана стройная классификация предпринимательской деятельности и в юриспруденции. В частности, В. М. Мандрица выделяет индивидуальную и коллективную (юридических лиц) формы предпринимательства, последнюю из которых, в свою очередь, подразделяет на отдельные формы почему‑то сообразно организационно-правовым формам коммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ), но ничего не говорит о видах предпринимательства2. По сути, аналогичных взглядов на этот счет придерживается Т. В. Кашанина, которая в разделе своего исследования «Виды предпринимательской деятельности» пишет: «Предпринимательство может иметь три формы: индивидуальную, партнерскую и корпоративную (коллективную) и соответственно основываться на единоличном владении, партнерской (кооперативной) собственности и корпоративной (коллективной) собственности»3. «По форме организации субъекта гражданского оборота выделяется, – утверждает А. В. Бризгалин, – предпринимательская деятельность с образованием юридического лица и без его образования, а также особая форма деятельности, осуществляемая руководителем предприятия…»4. В юридической литературе также вычленяются предпринимательская деятельность без применения и с применением наемного труда; групповое, в том числе семейное и государственное предпринимательство5, а также форма публичного предпринимательства6.

Еще большим разнообразием отличается дифференциация предпринимательской деятельности на отдельные виды. При этом в основу такого подразделения положены самые различные критерии.

К примеру, Н. И. Клейн исходя из характера деятельности и с учетом положений налогового права, предлагает выделять производственную, торговую, снабженческо­-сбытовую, посредническую и иные виды предпринимательской деятельности7.

Дифференцируя предпринимательскую деятельность на отдельные виды по таким основаниям, как характер деятельности, форма собственности, количество собственников, В. С. Белых обращает внимание на практический смысл ее классификации, ­заключающийся, например, в решении вопросов налогообложения предпринимателей. По признаку субъектного состава он выделяет «субъекты малого, среднего и крупного бизнеса». Кроме того, В. С. Белых предлагает вычленять такие виды предпринимательства, которые осуществляются в производственной сфере и в иных областях жизнедеятельности общества (в частности, в социально-культурной8), хотя по своему характеру они едины, так как связаны с использованием имущества, производством товара, выполнением работ или оказанием услуг.

А. В. Бризгалин называет шесть оснований классификации предпринимательства: по сфере и содержанию; в зависимости от территории и направленности инвестиций; с учетом особенностей структур и способов осуществления предпринимательской деятельности. Но в ряде случаев он относит к предпринимательству виды деятельности, которые по своему характеру не являются таковыми, например, создание новых коммерческих струк­тур – холдингов (по направленности инвестиций), управленческую деятельность (по способам осуществления)9.

К смешению форм и видов предпринимательской деятельности при­водят такие ее подразделения, которые конструирует Э. Г. Плиев. Так, наряду с вычленением приведенных выше ее форм (индивидуальное, партнерское, корпоративное и предпринимательство некоммерческих организаций) он указывает на такие виды предпринимательства, как: осуществляемого непосредственно собственником и на основе делегированных собственником полномочий, иностранцами и в свободных экономических зонах10.

Подобные подходы к классификации предпринимательской деятельности на формы и виды не только не имеют какой‑либо научной ценности, но и теряют свою практическую значимость. Более того, в ряде случаев они вводят в заблуждение как предпринимателей, так и правоприменительные и правотворческие органы. Между тем дифференциация предпринимательской деятельности на формы и виды ­имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Во-первых, научно-обоснованная классификация предпринимательской деятельности обеспечивает осознание сущности и многообразия данного социально-экономического явления, естественного феномена жизнедеятельности российского общества в условиях рынка. Во-вторых, она служит достижению правотворческой цели, связанной с созданием эффективного законодательства, установлением адекватных правовых форм его бытия и формированием наиболее приемлемого механизма правового регулирования складывающихся в процессе его осуществления социальных связей. В-третьих, классификация предпринимательской деятельности обеспечивает формирование единообразной правоприменительной практики по разрешению возникающих в процессе ее осуществления споров.

Но прежде чем перейти к дифференциации рассматриваемого явления, необходимо определиться с понятиями «форма» и «вид» предпринимательства, а затем применительно к ним избрать те или иные критерии (основания) классификации предпринимательской деятельности на отдельные формы и виды.

Понятие «форма предпринимательской деятельности» может быть определено на основе философской категории «содержание и форма». Форма предпринимательства представляет собой способ существования и выражения его содержания, позволяющий наглядно судить об особенностях организации предпринимательской деятельности и формирования в процессе ее осуществления прибыли. Поскольку содержанием предпринимательства как экономической активности является осознанная инициативная, самостоятельная, основанная на риске, целенаправленная деятельность индивида по присвоению тех или иных материальных благ окружающего мира и последующего их отчуждения на рынке в качестве товара с целью получения прибыли, то форма предпринимательства как раз и указывает на способы его (содержания) организации и реализации. С учетом этого представляется возможным выделять три формы бытия предпринимательства: 1) производительное; 2) тор­говое (коммерческое) и 3) посредническое.

Производительное предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель, как правило, организует общественное ­производство, в процессе осуществления которого создаются новые материальные блага (новая стоимость) в качестве товара (ранее овеществленного товара, продукции, результатов работ и услуг), последующее отчуждение которого на рынке потребителю в соответствии с экономическими законами стоимости, спроса и предложения и обуславливает формирование прибыли.

Торговая (коммерческая) предпринимательская деятельность состоит в том, что предприниматель осуществляет закупку товара у производителя, а при необходимости и его доработку и последующую перепродажу товара потребителю с установлением торговой надбавки, которая за вычетом издержек оборота и составляет предпринимательскую прибыль.

Посредническое предпринимательство заключается в том, что предприниматель создает условия формирования отношений по отчуждению и приобретению товара между производителем и потребителем или представляет интересы того или иного либо обеих сторон в таких отношениях. Прибыль формируется за счет вознаграждения, получаемого от участников этих связей либо одного из них, как правило, в процентном отношении к цене сделки.

Представляется, что указанные формы предпринимательства являются основополагающими, так как они охватывают все многообразие его проявления безотносительно к каким‑либо иным критериям. Вместе с тем эти формы предпринимательской деятельности являются, очевидно, единственными, так как не может одновременно существовать неопределенное количество форм одного явления. Правда, некоторые ученые-экономисты указывают лишь на две формы предпринимательства: производительное и посредническое11, с чем, с точки зрения экономической теории, следует, безу­словно, согласиться. Но поскольку торговая деятельность предполагает подготовку товара к продаже, а иногда связана и с процессом его производства, то, она может быть выделена с учетом потребностей практики в самостоятельную форму предпринимательства.

Дифференциация любого понятия, в том числе предпринимательства, на виды предполагает его разделение на отдельные части, которым присущи сущность и свойства целого, но вместе с тем для них характерны определенные особенности. Подразделение любого понятия, в том числе предпринимательства, на отдельные виды может быть произведено тремя способами. Первый составляет дихотомию, т. е. деление надвое. В результате ее использования понятие делят на основании того или иного признака на две группы, из которых одну характеризует наличие этого основания, а другую – его отсутствие. Подобное деление может быть применительно к одному и тому же понятию проведено многократно при условии, что каждый раз используется другое основание. При втором способе с помощью определенных оснований создается в принципе неограниченное число групп. В каждой из них указанные основания соответствующим образом индивидуализируются. Наконец, не исключается возможность осуществления классификации того или иного понятия, в том числе предпринимательства, по так называемой многоступенчатой системе, когда одно явление последовательно подразделяется на основании каждый раз нового критерия на типы, виды, подвиды и т. п.12.

Предпринимательская деятельность, равно как и отдельные ее формы, может быть классифицирована на те или иные виды и разновидности по любому из указанных выше способов. Следует, однако, отметить, что применительно к предпринимательству дихотомия не дает того многообразия данного явления, которое имеет место в действительности. К тому же такое подразделение предпринимательской деятельности не всегда устойчиво и однозначно. Так, например, классификация предпринимательства по способу дихотомии, основанной на одном из трех оснований – методе осуществления, режиме осуществления и включении в его осуществление рабочей силы, – позволяет выделить соответственно три пары предпринимательской деятельности: 1) традиционное и инновационное; 2) в обычных условиях и в свободных экономических (оффшорных) зонах; 3) с использованием и без использования наемного труда. Хотя приведенное деление предпринимательства, безусловно, да­ет представление об ­особенностях перечисленных выше его видах и имеет право на существование, но насколько оно является стабильным, трудно сказать. В связи с этим более целесообразным и продуктивным представляется подразделение предпринимательской деятельности на неограниченное число групп по отдельным признакам или по многоступенчатой системе.

В частности, подразделение предпринимательской деятельности может быть проведено на основании такого юридического критерия, как персонификация субъекта предпринимательства. Сообразно этому можно выделить пять видов предпринимательства: 1) индивидуальное; 2) социальных образований – юридических лиц; 3) Российской Федерации; 4) субъектов Российской Федерации и 5) муниципальных образований – городских, сельских и иных поселений.

В качестве признака подразделения предпринимательства на отдельные виды можно избрать характер рынка, на котором осуществляется реализация результата предпринимательской деятельности. В соответствии с этим можно вычленять предпринимательство, осуществляемое на рынке товаров; рынке ценных бумаг; рынке финансов; рынке инвестиций и т. д.

Однако наиболее значимым основанием классификации предпринимательства является критерий, получивший закрепление в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, а именно: способ получения прибыли, посредством которого на отраслевом гражданско-правовом уровне регулирования общественных отношений предпринимательская деятельность представлена как активная экономическая деятельность индивида. В соответствии с этим критерием можно выделить четыре вида предпринимательства: 1) по использованию имущества; 2) по продаже товаров (продукции); 3) по выполнению работ и 4) по оказанию услуг.

Примером подразделения предпринимательской дея­тельности на отдельные группы по многоступенчатой системе может быть избран характер (вид) вещного права на имущество, составляющий материальную основу осуществления предпринимательства. Исходя из этого, рассматриваемая деятельность подразделяется на два вида предпринимательства: 1) осуществляемое индивидом на основе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и 2) осуществляемое индивидом на основе имущества, закрепленного за ним на ограниченном вещном праве. В свою очередь, указанные виды дифференцируются на отдельные разновидности. Так, первый вид подразделяется на предпринимательство, осуществляемое индивидом на базе имущества, принадлежащего ему на основе права: 1) частной собственности; 2) государственной федеральной собственности; 3) государственной собственности субъектов Российской Федерации; 4) муниципальной собственности. А второй вид подразделяется на предпринимательство, осуществляемое индивидом на основе имущества, закрепленного за ним на основе: 1) хозяйственного ведения; 2) оперативного управления.

Помимо приведенной, классификация предпринимательства на отдельные виды может осуществляться и по другим основаниям. Но при этом должны избираться лишь такие основания, которые являются наиболее значимыми и стабильными для него. Поскольку только при таком подходе к классификации предпринимательства, с одной стороны, достигается охват всего без исключения многообразия предпринимательской деятельности, а с другой стороны, выявляются особенности бытия отдельных ее видов и разновидностей.


1 См.: Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, Е. А. Швандар, Е. М. Купряков и др. / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. А. Швандара. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. С. 20–22.

2 См.: Мандрица В. М. Российское предпринимательское право. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов на / Д.: Феникс, 1999. С. 21–27.

3 Кашанина Т. В. Предпринимательство (правовые основы). М.: Юрид. лит., 1994. С. 21.

4 Бризгалин А. Категория предпринимательской деятельности в системе гражданско-правового регулирования // Теория и практика гражданско-правового регулирования. Межвуз. сб. научн. тр. Екатеринбург, 1992. С. 84.

5 Суханов Е. Предпринимательство и право // Коммерческий вестник. 1991. № 1.

6 Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. № 5,6.

7 Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М.: Юрид. лит., 1993. С. 12.

8 Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 46–47.

9 Брызгалин А. Категория предпринимательской деятельности в системе гражданско-правового регулирования. С. 84.

10 См.: Плиев Э.. Г. Правовые проблемы предпринимательства в России: Цивилистический аспект. М.: Проспект, 1999. С. 46.

11 См.: Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. М., 1997. С. 53.

12 Подробнее об этом см.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 308 и след.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право