На главную Написать письмо

 

Проблемы развития малого предпринимательства в России

Э. В. Загретдинова, соискатель института права Башкирского государственного университета (г. Уфа)


В современных экономических отношениях малое предпринимательство играет значительную роль. При его развитии на первых этапах возникают большие трудности. Чаще всего это связано с инвестированием или кредитованием малого предпринимательства. Кто кроме государства может помочь в такой ситуации и какие в таком случае наиболее приемлемые формы развития избрать?

При определении критериев отнесения предприятий к малым предприятиям согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» можно выявить только критерий предельной численности работников.

Критериев по денежному обороту в действующем Законе нет. Получается, компания с численностью 100 человек может иметь фантастические обороты, а с точки зрения закона будет относиться к малым предприятиям и претендовать на господдержку, адресованную малому бизнесу. Правильно ли это? Наверное, нет. Поэтому очень важно ввести оборотный критерий отнесения к малому бизнесу.

Прежде всего, необходимо разработать новую нормативную правовую базу, которая будет реально действовать и работать. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» во многом дискредитировал себя. В свою очередь, отмены неработающих либо противоречащих современному законодательству положений Закона (Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов») недостаточно.

О новом проекте Закона говорят давно. Проанализировав совокупность мнений, с учетом законодательной формулировки субъектов малого предпринимательства, можно предположить, что в Законе о малом бизнесе необходимо определить три ключевых момента: критерии отнесения к малому бизнесу; разграничение компетенции между федерацией и регионами по его поддержке; конкретные механизмы поддержки малого бизнеса.

Другой важный момент в разработке данного законопроекта, это формирование пакета поправок в законы, которые будут в комплексе содействовать развитию малого бизнеса, поскольку Закон о поддержке малого бизнеса не должен подменять налоговое, административное, бюджетное законодательство, то есть не нужно пытаться в один Закон вместить все пожелания. Развитие кредитования в сфере малого бизнеса невозможно без совершенствования правовой базы в данной области. Необходимо принять специальный нормативный акт, регулирующий вопросы кредитования субъектов малого предпринимательства, например, закон «О финансировании и кредитовании субъектов малого предпринимательства».

Выделим наиболее приемлемые формы поддержки малого предпринимательства государством.

Первая форма поддержки – создание бизнес-инкубаторов. Обычно у малого бизнеса на старте присутствуют две глобальные проблемы – помещение и финансы. Эти трудности поможет преодолеть проект по созданию бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор – это помещения площадью 1,5–2 тыс. кв. м и больше, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется в зависимости от потребностей 2–3 рабочих места либо небольшая комната (20–30 кв. м). В результате один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на ­третий ­предприниматель выходит из инкубатора, а на его место приходит другой. Выгодная обеим сторона форма.

Вторым проектом можно выделить экспортно-ориентированный малый бизнес. Есть достаточно большое количество маленьких фирм и предпринимателей, которые пытаются пробиться на внешние рынки, но этот выход требует слишком больших расходов.

Для решения проблемы предлагаются следующие способы государственной поддержки. Во-первых, субсидирование процентной ставки. Государство компенсирует 50 % ставки, под которую бизнес получил в банке кредит под экспортный контракт. Во-вторых, помощь при выходе на внешний рынок. Зачастую для этого требуются сертификаты, лицензии, подтверждения соответствия, которые стоят немалых денег. Государство может компенсировать малому бизнесу 50 % таких затрат. В-третьих, компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом. Для заключения экспортного контракта, необходимо, чтобы потенциальные покупатели смогли узнать о продукции. Государство может предложить предпринимателю компенсацию в размере 75 % от затрат на аренду площади для выставочно-ярморочных мероприятий.

Третьим направлением может стать создание микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов). Поддержка кредитных кооперативов – это помощь наиболее нуждающейся части малого бизнеса. Суть кредитных кооперативов проста: физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств.

Четвертый вариант – поддержка малых инновационных компаний. Суть в том, что Российская Федерация вместе с регионами создадут несколько фондов, через которые с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании будет осуществляться инвестирование в малые инновационные предприятия (по классической инвестиционной схеме – покупка ­доли компании, то есть доля в обмен на финансирование). Чтобы реализовать такой проект, предпринимателю нужно будет зарегистрировать организацию, а затем продать долю в ней такому фонду. Средства будут вкладываться в следующей пропорции: 25 % – федерация, 25 % – регион, 50 % – частный инвестор (венчурный капиталист).

Эта схема хороша для всех, потому что по истечении срока окупаемости проекта (который обычно составляет пять лет) государство может из него выйти, продать свою долю в бизнесе и вернуть себе вложенные средства. В том числе и сам предприниматель может выкупить эту долю. Венчурные фонды – это коммерческие финансовые организации, основная цель которых – аккумулирование на своих счетах финансовых средств и инвестирование их в наиболее интересные инвестиционные проекты с целью получения прибыли. Обычно в качестве учредителей и инвесторов венчурных фондов выступают банки, крупные корпорации, пенсионные фонды, страховые компании и частные лица. Вкладывая деньги, частный инвестор реальнее оценивает риски (ведь инновации – это всегда риск). Венчурный фонд придерживается своей стратегии при работе с потенциальными партнерами, при этом он выделяет приоритетные направления бизнеса – те направления, в которые и собирается вкладывать деньги. Предпочтение отдается инновационным проектам, позволяющим стать лидером в той или иной области, завоевать серьезную долю рынка. Наиболее ответственный этап работы венчурного фонда – поиск потенциальных объектов для инвестирования – работающих предпринимателей или их групп, обладающих неким нематериальным активом (например, уникальной технологией, патентом, ноу-хау), воплощение которого в перспективе может принести весомую прибыль.

По вопросу о совершенствовании системы банковского кредитования малого бизнеса при существующих проблемах и у тех, кто кредиты выдает, и у тех, кто их хочет получить высказываются различные мнения. Одни предлагают создать специальные банки кредитования малого бизнеса. Другие считают, что необходимо стимулировать существующие банки на сотрудничество с малыми предпринимателями. Но создание специальных банков в масштабах всей страны и для всего сектора малого ­предпринимательства, как, ­впрочем, и для отдельных видов хозяйственной деятельности, слишком дорогостоящий проект для государства. Исходя из существующей российской практики, нетрудно предугадать, что средства, предназначенные для финансово‑кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства специализированными структурами, будут израсходованы на создание таких структур. К тому же целью законодателя должно быть обеспечение доступа к кредитным ресурсам всех без исключения субъектов малого предпринимательства. В связи с этим представляют интерес иные взгляды на решение данной проблемы. Более адекватна российским условиям точка зрения той группы специалистов, которая считает, что не надо создавать новые банки для кредитования малого бизнеса. Необходимо использовать тот потенциал, который уже существует. В России есть банки с государственным капиталом. Если государство заинтересованно в том, чтобы малый бизнес развивался, то оно должно взять на себя первостепенную роль в создании условий для кредитования малых предприятий хотя бы в тех банках, в которых размещена его доля, – это система Сбербанка РФ, система Центрального Банка и др.

Для увеличения кредитования малого бизнеса коммерческими банками государство должно стимулировать их путем предоставления им налоговых льгот, гарантий и иными способами.

Также в целях успешного привлечения финансовых средств в сферу малого предпринимательства следует более широко применять финансовые механизмы и технологии мировой практики, адаптированные к реальным российским условиям, в том числе с использованием успешных схем в рамках международных проектов и программ.

Развитие экономики невозможно без совершенной законодательной базы, тем более в отношениях с субъектами малого предпринимательства. В работе были рассмотрены наиболее приемлемые формы поддержки и развития малого бизнеса.


1. Российская газета № 117. 1995.

2. М. С. Есипова. Об определении субъектов малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения // Налоговый вестник. 2005. № 11.

3. Мартыненко Г. И., Мартыненко И. П.. Антимонопольная практика поддержки малого предпринимательства // Право и экономика. 2006 г. № 1.

4. Шаров А. В. Новые формы государственной поддержки малого предпринимательства // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. 2005 г. № 4.

5. Ибадова Л. Т. Банковское кредитование малого предпринимательства // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2006 г. № 5, 6.

6. В. В. Аллавердян. Финансирование малого бизнеса – кто рискнет? // Предприниматель без образования юридического лица, 2005 г. № 7.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право