На главную Написать письмо

 

К вопросу о понятии «экологического страхования»

Е. М. Маслова, студентка УрГЮА


Безопасность природной среды является одним из важнейших направлений деятельности социально-экономической политики государства. При этом страхование ее состояния при различных видах деятельности – один из основных способов управления рисками и гарантия полного или частичного возмещения нанесенного вреда. 

Одним из «экономических рычагов» механизма обеспечения экологической безопасности страны является экологическое страхование, которое, выполняя превентивную, контролирующую, социальную и компенсаторную функции может создать реальную защиту территорий и населения от угроз его жизненно важным интересам. 

Необходимо рассматривать экологическое страхование как инструмент экономического механизма охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, позволяющей создать финансово‑экономическую основу для возмещения вреда. Ущерб, наносимый в результате загрязнения окружающей среды, практически не компенсируется. Причиной тому является ряд факторов, таких как несовершенное правовое поле, отсутствие утвержденных методик расчета характеристик экологического страхования.

Тема экологического страхования является весьма актуальной в связи с целями совершенствования национальной безопасности России в экологической сфере. Внимание к правовым нормам экологического страхования обусловлено необходимостью создания системы государственного регулирования страховой деятельности, усиления ответственности страхователей и страховщиков по возмещению экологического ущерба, страхования собственной ответственности. 

Впервые правовое понятие экологического страхования на законодательном уровне появилось в ст. 23 Закона РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды»1, но оно не получило тогда четкого определения. Однако уже тогда были установлены его виды (добровольное и обязательно государственное), перечислены возможные страхователи, объекты страхования, предусмотрены страховые случаи. 

Понятие экологического страхования до сих пор не имеет четкого определения. 

По мнению одних авторов экологическое страхование – это страхование ответственности на случай загрязнения окружающей среды, часто используемое терминологически как страхование экологических рисков (Серов). 

Другие (Бажайкин А. Л.) относят к экологическому страхованию деятельность, проводимую за счет средств специальных страховых фондов, по защите имущественных интересов физических, юридических лиц, муниципальных образований и государства от экологических рисков, реализация которых может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью населения2 (к специальным фондам для целей экологического страхования следует относить государственный фонд экологического страхования, резервные фонды превентивных природоохранных мероприятий страховщиков и фонды самострахования). Также под экологическим страхованием понимается разновидность обязательств по страхованию имущества, страхованию гражданской ответственности, личному страхованию, включающая в себя обязательное и добровольное страхование: природных объектов и комплексов, гражданской ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности в связи с возможностью причинения вреда окружающей природной среде; жизни и здоровья физических лиц на случай причинения им вреда источниками повышенной экологической опасности, а также на случай чрезвычайных экологических ситуаций.

 Следует признать экологическое страхование специальным видом страхования вообще, входящего в перечень, определяемый гл. 48 и входящей в нее ст. 970 Гражданского кодекса РФ. В законодательстве РФ и субъектов РФ возобладал подход к определению экологического страхования как «специального вида страхования». Признание экологического страхования в качестве специального вида страхования обусловлено тем, что оно прямо предусмотрено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды»3 (далее – Закон об охране среды) и имеет свои особенности4. Общие правила ГК РФ о страховании применяются и к специальным видам страхования, так как законами об их видах страхования не предусмотрено иное.

Экологическое страхование преследует две цели. Первая – создание гарантированных источников возмещения вреда, причиненного окружающей среде, отдельным природным объектам, здоровью граждан в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. Вторая – формирование страховых резервных фондов для финансирования мероприятий превентивного характера с целью повышения экологической безопасности промышленных и иных объектов5

Проблема загрязнения окружающей среды имеет первоочередное значение для жизни общества и в первую очередь для последующих поколений людей. Эффективность действия системы экологического страхования напрямую зависит от того, насколько оперативно будут обеспечены необходимые условия для проведения операций экологического страхования на всех уровнях государственного устройства. 

Развитие экологического страхования в Российской Федерации в настоящее время осуществляется весьма низкими темпами. И, как уже упоминалось ранее, понятие «экологическое страхование» до сих пор не имеет четкого определения. В силу этих обстоятельств как в праве и правоприменительной деятельности, так и в науке отсутствует единая позиция по поводу содержания правового регулирования экологического страхования. Наиболее актуальной задачей, необходимой для развития законодательства, регулирующего систему экологического страхования, остается выяснение вопроса о ­содержании данного вида страхования, о комплексе источников его правового регулирования, перспективах использования обязательного экологического страхования. 

С принятием Закона об охране среды возникла новая трактовка понимания экологического страхования, но при отсутствии легального определения исследуемого правового понятия (ст.18) Страховой случай, представляющий собой буквально экологические риски, которые определяются как вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды, связанного с негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности с чрезвычайными ситуациями природного и технического характера (ст. 1).
В настоящее время страховой случай рассматривается в целом как наступление события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды (катастрофы, экологические и стихийные бедствия, аварии). Иными словами, экологическим является только то страхование, которое защищает имущественные интересы лиц в случае причинения вреда природной среде. 

Вред может причиняться и отдельным компонентам этой среды – земле, недрам почвам, водам, атмосферному воздуху, растительному, животному миру и иным организмам, а также озоновому слою атмосферы и околоземному космическому пространству, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле, как следует из ст. 1 Закона об охране среды. 

Ряд компонентов признается действующим законодательством имуществом. Так, земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе леса, многолетние насаждения, отнесены ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу. В связи с этим степень самостоятельности правового регулирования одного из возможных вариантов страхования, которое должно рассматриваться как экологическое (вред компонентам природной среды, ответственность за этот вред) близка к нулю, если имеются в виду компоненты, выступающие одновременно как имущество, так как гражданское законодательство практически полностью регулирует соответствующие отношения. Риск ­причинения ­вреда ­иному ­имуществу ­организации и граждан вообще не может служить основанием для экологического страхования. 

Очевидно, что договор имущественного страхования определяется в ГК РФ самым широким образом, охватывая обстоятельства по возмещению убытков, связанных практически с любыми имущественными интересами страхователя. 

Однако специфика экологического страхования несомненна. Если в общих нормах ГК РФ и предусматривается самая широкая сфера страхуемых имущественных интересов и перечень их не является закрытым (ст. 929 ГК РФ), все же имеющегося на данный момент правового регулирования отношений по страхованию, то ГК РФ обходит вниманием случай причинения вреда окружающей среде. 

На современном этапе развития экологического законодательства в Российской Федерации институт экологического страхования не имеет должного развития. В настоящее время нет специального закона в области экологического страхования, не дано четкого определения «экологического страхования», детально не определены условия, порядок и методика оценки экологического риска. 

Необходимо принятие Закона об обязательном экологическом страховании. Также необходимо совершенствование нормативно-правовой базы по развитию экологического страхования на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. 

При наличии значительных пробелов в федеральном законодательстве в процессе регулирования отношений по охране окружающей среды необходимо принятие законодательных актов на уровне субъектов в тех регионах, где это необходимо. Основой для такого нормотворчества должен быть тщательный анализ содержания экологического страхования и возможностей его регулирования в рамках законодательства об охране окружающей среды. 

Все это дает основание говорить о необходимости упорядочения правового регулирования и принятия специального Федерального закона «Об экологическом страховании». 


1 Утратил силу в соответствии со ст. 84 Федерального закона от 10 января 2002. «Об охране окружающей среды». 

2 Бажайкин А. Л. Экологическое страхование: теория, практика правового регулирования. Автореф.… канд. юр. наук. М., 2002. 

3 Российская газета. 2002. № 7. 

4 Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. М.: Дело, 2001. с. 377. 

5 Петрова Т. В. Правовые проблемы экологического механизма охраны окружающей среды. М.: Зерцало, 2000. с. 48.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право