На главную Написать письмо

 

Привлечение глобальных инвестиций в российскую экономику

С. И. Цыганов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории УрГЮА


Гиперконцентрация капитала и производства в центральной зоне мирового хозяйства привела к появлению инвестиционного мегапроекта, глобальной инвестиции и мировых стратегических инвесторов.

Инвестиционный мегапроект представляет собой инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который превышает 1 млрд долл.

Под глобальной инвестицией следует понимать прямую иностранную инвестицию объемом более 1 млрд долл., вложенную в экономику принимающего государства в ходе реализации инвестиционного мегапроекта.

Мировым стратегическим инвестором (сверхинвестором) выступает транснациональная компания (ТНК), вложившая глобальную инвестицию в экономику принимающей страны. В мире насчитывается буквально несколько десятков ТНК, осуществляющих инвестиционные мегапроекты.

Размещение глобальных инвестиций позволяет в сравнительно короткое время добиться заметных изменений в структуре планетарной экономики. Крупные прямые инвестиции несут новое знание, которое реализуется в инновациях. Наблюдается ранее не известное явление, когда небольшая группа наиболее продвинутых ТНК начинает дозировать распределение массивов нововведений в масштабах мирового хозяйства.

Сохраняющееся расслоение стран на группы с различными типами экономики препятствует развитию международного разделения труда. Наукоемкие, высокотехнологические средства труда не пользуются спросом в странах с архаичным технологическим укладом. Сверхинвесторы берут на себя роль локомотива глобализации мировой экономики, что приводит к гомогенизации последней.

Историческое значение инвестиционной деятельности сверхинвесторов заключается в сбрасывании пут экономики индустриального типа, обеспечении условий подъема с одного на другой этаж информационной экономики.

Вхождение национальных государств в планетарные потоки глобальных инвестиций дает положительные результаты в виде ускорения строительства современной технико-технологической основы производства. Крупные порции инвестиций выдавливают устаревшие производительные силы, выступают катализатором роста производительности труда, что зримо воспринимается в виде повышения цены каждого процента прироста реального валового внутреннего продукта (ВВП), достижения нового качества экономического роста. Происходит накачка мышц национальной конкурентоспособности.

Конечно, было бы бесконечно наивно рассматривать мировых стратегических инвесторов как бескорыстных участников международного инвестиционного процесса. Размещая астрономические, трудно воспринимаемые воображением объемы инвестиций, сверхинвесторы зачастую не учитывают экономические интересы принимающей стороны. Для создания дополнительных гарантий неприкосновенности инвестиций, они склоняются к практике силового давления на правительства многих стран, идут на подкуп чиновников органов исполнительной власти. Мировые стратегические инвесторы чутко присматриваются к политическим изменениям в национальных государствах, пытаются направить их развитие по заранее запрограммированным «разноцветным» сценариям.

Центральным положением идеологии мировых стратегических инвесторов является обеспечение свободного доступа к хищнической эксплуатации и вселенскому растаскиванию богатств импортеров масштабных инвестиций.

В то же время было бы глубоко ошибочно отказываться от глобальных инвестиций. Изоляция от весомых капиталовложений тормозит развитие национальной экономики, оборачивается вытеснением отечественных производителей на обочину международного разделения труда.

Для принимающего государства и сверхинвесторов необходимо найти баланс интересов. Путем разумных, допустимых компромиссов можно максимизировать благосостояние всех основных участников инвестиционного процесса.

Все это показывает актуальность и целесообразность поиска магической формулы подключения Российской Федерации к системе инвестиционных мегапроектов. В ходе ее нахождения следует исходить из необходимости обеспечения национальной экономической безопасности России. В связи с этим нельзя не отметить слабую изученность последствий помещения глобальных инвестиций в российскую экономику, отсутствие государственной концепции взаимодействия с мировыми стратегическими инвесторами.

Президент Российской Федерации В. В. Путин акцентирует внимание на крупноформатном варианте инвестиционных вливаний, подчеркивает крайнюю заинтересованность России в масштабном притоке частных, в том числе иностранных инвестиций: «это – наш стратегический выбор и стратегический подход»1.

Погоня за объемными иностранными инвестициями во многом объясняется состоянием технологической базы российской экономики, которая выработана более чем на половину, а средний возраст оборудования превысил два десятилетия2.

Будем откровенны – физическое и моральное старение основных фондов России достигло той критической черты, за которой в любой момент может начаться их катастрофически быстрый выход из процесса производства. Для предотвращения этого апокалипсиса, сравнимого по последствиям с ограниченным применением ядерного оружия, необходимы большие вливания инвестиций из внутренних и внешних источников.

Сплетение, сращивание, пересечение потоков глобальных и российских инвестиций способно восстановить и приумножить промышленное могущество России в ходе грядущей реконструкции национального хозяйства. Российская Федерация может получить уникальный шанс сжать историческое время и на глазах изумленного мира переместиться в ядро центральной зоны планетарного хозяйства.

Нельзя не отметить, что по сравнению с последним десятилетием прошлого столетия в первые годы текущего века наблюдается оживление поступления иностранных инвестиций в российскую экономику. Девальвация рубля в августе 1998 г. и последующий скачок мировых цен на энергоносители заметно улучшили макроэкономические показатели, произошли позитивные изменения в инвестиционном климате. Если на конец 1999 г. накопленные вложения иностранных инвесторов равнялись 29253 млн3, то на конец 2005 г. достигли 111835 млн долл4. Свыше 20 % основного капитала промышленности страны приходится на долю смешанных и иностранных предприятий5.

В то же время не произошло массового размещения глобальных инвестиций, не стало явью включение России в систему планетарных мегапроектов мировых стратегических инвесторов. Это тревожный симптом, учитывая исчерпание в 2005 г. основных возможностей обеспечения экономического роста за счет экспортно‑сырьевой ориентации национальной экономики.

При общем улучшении совокупности экономических, социальных, политических и юридических условий инвестиционной деятельности, эти изменения не носили радикального характера. С позиций настоящего исследования следует признать, что положительные сдвиги в состоянии инвестиционного климата еще не достигли того необратимого качества, которое позволяет утверждать о появлении благоприятных условий для глобальных инвестиций. Российская Федерация еще не в силах абсорбировать столь гигантские капиталовложения.

Очевидно, что существует настоятельная потребность в разработке и проведении решительных и быстрых мероприятий по улучшению условий инвестиционной деятельности сверхинвесторов.

В рамках улучшения юридических условий предстоит провести большую работу по совершенствованию правового регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 г. № 160‑ФЗ (в ред. от 22.07.2005 г. № 117‑ФЗ)6 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» зафиксировано предоставление иностранным инвесторам минимального международного стандарта национального режима. В п. 2 этой статьи предусмотрены изъятия ограничительного и стимулирующего характера из этого режима.

Особо трепетно сверхинвесторы относятся к четкости определения изъятий ограничительного характера из национального режима. Примером исчерпывающего списка изъятий ограничительного характера является перечень, установленный договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 г.7 В приложении к этому договору указываются отрасли или сферы деятельности, в которых Российская Федерация оставляет за собой право установить или сохранить изъятия ограничительного характера из национального режима. Однако картина таких изъятий становится зыбкой в силу того, что этот договор не ратифицирован Российской Федерацией. Аналогичная ситуация сложилась и с проектом федерального закона «О перечне отраслей, территорий и видов деятельности, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов» уже много лет пылящимся в Государственной Думе Российской Федерации. Все это повышает инвестиционные риски. Представляется, что по вопросу об изъятиях ограничительного характера должна быть достигнута большая ясность.

В части изъятий стимулирующего характера представляется необходимым усилить акцент налоговых льгот на амортизацию при осуществлении инвестиционных мегапроектов. «Сверхускоренная» амортизация выступает инструментом, заметно облегчающим преодоление технологического разрыва между Россией и западными странами.

Обращает внимание укороченный перечень видов инвестиционных режимов, предоставляемых иностранным инвесторам. В международных договорах Российской Федерации устанавливаются такие инвестиционные режимы, как национальный, наибольшего благоприятствования, недискриминации, справедливый и равноправный. Внутреннее законодательство фиксирует национальный режим.

Одновременно в федеральных законах и международных договорах Российской Федерации не предусмотрен инвестиционный режим прозрачности.

Сущность инвестиционного режима прозрачности сводится к своевременному, точному и полному информированию иностранных инвесторов о всех предстоящих изменениях в правовом регулировании иностранных инвестиций на территории принимающего государства.

Для предоставления инвестиционного режима прозрачности необходимо провести огромную подготовительную работу. В ходе административной реформы предстоит добиться повышения открытости и прозрачности работы органов исполнительной власти, что ведет к росту прямых иностранных инвестиций. Однако на быстрый и легкий успех здесь не приходится рассчитывать – слишком большие препятствия оказались на пути этой реформы8. Важным направлением утверждения инвестиционного ре­жима прозрачности является борьба с коррупцией. Достаточно отметить, что суммарный размер взяток российских чиновников сопоставим с доходной частью государственного бюджета9. Эти неправедные подати тяжким грузом ложатся на плечи инвесторов.

Для улучшения экономических условий инвестиционной деятельности мировых стратегических инвесторов предстоит осуществить мероприятия по ряду направлений.

Рассматривая ситуацию в производственной инфраструктуре, Президент Российской Федерации В. В. Путин обоснованно заострил вопрос о необходимости развития транспорта, связи и энергоснабжения10. Устаревшие основные фонды в этих отраслях препятствуют поступлению глобальных инвестиций в реальный сектор экономики.

Крупные порции инвестиций способны внести весомый вклад в укрепление пятого и наработке заделов для выхода на площадку шестого технологического уклада. Но при этом требуется высокое качество трудовых ресурсов. В связи с этим нельзя не отметить ухудшение качественных характеристик работников, масштабную потерю квалифицированных кадров в течение последних пятнадцати лет. Все труднее подобрать персонал для эксплуатации ультрасовременных средств труда. Во многом это вызвано длительным загниванием социальной инфраструктуры.

Отсутствие в России национальной инновационной системы сдерживает инновационную деятельность сверхинвесторов.

Нельзя не признать, что государство предпринимает меры по развертыванию национальной инфраструктуры и инновационной системы. Но все же здесь пока нет революционного прорыва.

Думается, что для развития производственной и социальной инфраструктуры, построения национальной инновационной системы требуется сделать гигантские шаги в сторону государственно-частного партнерства, привлекая к нему иностранных участников. При этом хотелось бы напомнить либеральным фундаменталистам, много лет цепенеющим в слепом восторге перед неоклассической школой, экономический закон Вагнера: при росте национального дохода обнаруживается тенденция увеличения доли государственных расходов в ВВП. Эти расходы ощутимо растут в переломные периоды построения более высоких технологических укладов.

Омоложение основных фондов производственной и социальной инфраструктуры, построение национальной инновационной системы заметно улучшат инвестиционный климат для глобальных инвестиций.

Сверхинвесторы размещают дол­госрочные инвестиции. В силу этого они проявляют повышенный интерес к стратегическим планам принимающего государства в области экономики. К сожалению, вплоть до настоящего момента Правительство Российской Федерации не дает внятного ответа о стратегии экономического развития страны хотя бы на два десятилетия вперед. Это сдерживает попытки сверхинвесторов приступить к масштабной инвестиционной деятельности на хозяйственной территории России.

В этих условиях сама жизнь настойчиво требует от Правительства Российской Федерации ускорить разработку и принятие документа «Основы стратегии экономического развития Российской Федерации на период до 2025 г.» с приложением к нему схемы изменений в региональном размещении производительных сил страны. В этом документе должна быть сформулирована основная цель – построение экономики информационного типа, определены средства, пути и методы ее достижения.

Грамотный подход к определению содержательной части этого документа и претворению в жизнь его предписаний придаст российской экономике новый вектор развития.

Стратегическое виденье перспектив экономического строительства позволит внести существенные поправки в текущие мероприятия Правительства Российской Федерации, повысить предсказуемость его решений в области регулирования инвестиционной деятельности.

Выполнение намеченного плана действий по улучшению инвестиционного климата откроет планетарные шлюзы инвестиционных каналов, по которым в российскую экономику хлынет поток глобальных инвестиций.


1 Российская газета. 2005, 26 апреля. С. 4.

2 См.: Цветков В. А. Российская экономика в 2005 году: полная неопределенность при неблагоприятной конъюнктуре // ЭКО. 2006. № 5. С.10.

3 Российская экономика: прогнозы и тенденции. 2000, март. С. 8.

4 Там же. 2006. № 4. С. 6.

5 Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 9. С. 14.

6 Первоначальный документ опубликован: Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

7 Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сб. нормативных актов и документов. М., 1995. С. 133–152.

8 См. подробнее: Цыганов С. И. Пути решения проблем административной реформы // ЧиновникЪ. Информационно-аналитический вестник Уральской академии государственной службы. 2005. № 6. С. 42–45; сайт Цыганова С. И. в Интернете http://www.tsyganov-sergey.narod.ru/

9 Российская газета. 2006, 16 июня. С. 7.

10 Там же. 2006, 11 мая. С. 2.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право