На главную Написать письмо

 

Рецензия на монографию В. С. Белых «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России»

К. А. Кириченко, научный сотрудник сектора гражданского права и процесса Института философии и права


В 2005 году издательством «Проспект» была выпущена монография известного ученого-юриста, доктора юридических наук, профессора Владимира Сергеевича Белых – «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России». Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что вся научная жизнь Владимира Сергеевича связана с хозяйственным (предпринимательским) правом, его вклад в развитие российского предпринимательского права действительно велик. В. С. Белых является заведующим кафедры предпринимательского права УрГЮА, директором Института права и пред­принимательства, главным ре­дактором журнала «Бизнес, менеджмент и право». Уже только поэтому рецензируемая монография может заинтересовать читателя.

Одним из достоинств работы является достаточно подробный обзор различных точек зрения на понятие предпринимательского права и его соотношение с такими смежными явлениями, как хозяйственное право, коммерческое право и торговое право, а также изучение вопроса об известном дуализме права применительно к праву предпринимательскому. Итогом рассмотрения выступает предложенная автором работы схема: хозяйственное право (самое широкое понятие) – предпринимательское право – коммерческое право – торговое право (с. 58).

В условиях глобализации и развития международных экономических связей особым преимуществом рецензируемой работы выступает широкое привлечение примеров из иностранной практики правового регулирования предпринимательской деятельности, а также ссылки на теоретические разработки зарубежных исследователей при рассмотрении, к примеру, принципов предпринимательского права.

Современная российская действительность требует от юриста, а тем более специалиста в области предпринимательского права, знания основ экономики. Потому использование В. С. Белых работ выдающихся экономистов (таких, как Ф. Хаек, Л. Мизес), несомненно, зас­луживает отдельного упоминания. Кроме того, автор использует в своей монографии отечественные и зарубежные работы по теории управления.

В своей монографии автор находит место и для заметок о методике изучения предпринимательского права в вузах (с. 57–58, 326–327), что представляет особый интерес для читателей – преподавателей.

Вместе с тем после прочтения монографии остается впечатление некоторой структурной незаконченности – читатель может задаться вопросом – почему автор посвятил отдельный параграф вопросу о злоупотреблении гражданским правом, но в то же время опустил такие важные для предпринимательства вопросы, как, например, судебная и внесудебная защита прав, внедоговорные обязательства. Однако найти авторское объяснение выбору тех или иных тем при исследовании не удается. Кроме того, в монографии нет заключения, что, впрочем, лишь дает основание ожидать продолжения работы автора.

Рассмотреть в настоящей рецензии все вопросы, затронутые В. С. Белых в своем труде, не представляется возможным, поэтому особо остановимся на одном из них – правовом регулировании электронной коммерции. Электронная коммерция – это новое явление в экономике, обусловленное развитием информационных технологий. В настоящее время издано немало работ по экономическим аспектам электронной коммерции, однако правовая теория в этом направлении пока, к сожалению, отстает. Все это делает рассмотрение данного вопроса в рецензируемой монографии весьма актуальным, однако позволим себе высказать ряд критических замечаний и предложений.

Прежде всего, не совсем ясно, почему параграф с названием «Правовое регулирование электронной коммерции в условиях глобализации» включен в главу «Государственное регулирование предпринимательской деятельности», ведь многие российские и зарубежные исследователи отмечают огромную роль так называемого саморегулирования в данной области.

Рассматривая понятие электронной коммерции, автор монографии отмечает отсутствие его легального определения как на международном, так и на национальном уровне. Представляется, что рассмотрение и анализ определений электронной торговли, предложенных в различных проектах законов «Об электронной коммерции» («Об электронной торговле»), а также в зарубежных правовых актах представляло бы интерес, тем более, что В. С. Белых приходит к выводу о том, что «коммерция и торговля – это синонимы» (с. 54–55).

Украсило бы работу и рассмотрение системы нормативно-правовых актов в области электронной коммерции, принятых в странах СНГ (так, например, в нашей стране действует лишь Федеральный закон «Об электронной подписи», в то время как в других странах также приняты законы «Об электронном документе», «Об электронной торговле» или «Об электронной коммерции»).

Рассматривая вопрос об электронно-цифровой подписи, автор не говорит о соотношении таких понятий как «электронная подпись», «электронно-цифровая подпись» и «цифровая подпись», не упоминает также о «технологически‑специальном» под­ходе к ЭЦП в российском законодательстве.

По нашему мнению, в контексте темы исследования можно было бы более обстоятельно рассмотреть вопрос о соотношении электронного документа и письменной формы.

Исследуя правовые воп­ро­сы электронной коммерции, В. С. Белых ссылается на известную работу А. В. Шамраева «Правовое ре­гулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы)». Однако разве это единственное опубликованное исследование по данному вопросу? Ведь уже защищено несколько кандидатских диссертаций (например, П. С. Симоновича, С. В. Маньшина), существуют работы общего характера, касающиеся правового регулирования Интернета (В. Б. Наумова, А. Г. Серго, В. О. Калятина и др.). Кроме того, электронная коммерция характеризуется трансграничностью, она простирается на многие территории, а одной из существующих в этой области проблем является проблема выбора применимого права. Все это пред­определяет необходимость изучения зарубежной правовой теории и практики. Однако в работе В. С. Белых рассмотрены лишь различные правовые акты, действующие на национальном и международном уровнях, но нет ссылок на теоретические работы зарубежных исследователей (например, P. P. Polanski, E. Hernandez-Lopez, G. Finocchiaro), а такие работы существуют и, безусловно, представляют интерес для российского читателя.

Наконец, автор монографии называет положительным моментом российского закона об ЭЦП то, что последняя признается реквизитом электронного документа (с. 329). Вместе с тем это положение является дискуссионным, именно на нем строится критика существующего закона, который пока представляет собой всего лишь первую, довольно робкую и угловатую попытку регулирования новых отношений. Ведь фактически электронно-цифровая подпись – это не реквизит, не какой‑то знак или символ, это – алгоритм, способ шифрования.

Несмотря на жанр монографии и научные регалии автора, работа нисколько не перегружена специальными терминами, написана достаточно простым языком и, более того, читатель будет приятно удивлен проскальзывающей в изложении иронии.

Все перечислен­ные замечания и предложения обу­словлены ограниченным объемом любого издания. Безусловно, работа В. С. Белых – работа интересная и содержательная, поэтому надеемся, что она займет достойное место в библиотеке каждого студента, аспиранта и преподавателя, а также любого, кто интересуется практическими и теоретическими проблемами предпринимательского права.
 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право