На главную Написать письмо

Анотация

В статье проводится сравнительное исследование внутригосударственного регулирования иностранных инвестиций в странах-членах Шанхайской организации сотрудничества.

Ключевые слова

Инвестиционный режим, регулирование иностранных инвестиций, гарантии иностранным инвесторам.

 

Внутригосударственное регулирование иностранных инвестиций в странах-членах Шанхайской организации сотрудничества

С.И. Цыганов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических теорий УрГЮА

В государствах-участниках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) сформировалось две стратегии национально-правового закрепления инвестиционного режима, предоставляемого иностранным инвесторам.

Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан усиливают роль общего законодательства в регламентировании инвестиций, поступающих из-за границы. Национальные и иностранные инвестиции регулируются следующими правовыми актами: Законом Республики Казахстан от 8 января 2003 г. № 373-II (в ред. Закона Республики Казахстан от 13.02.2009 № 135-IV) «Об инвестициях»1, Законом Кыргызской Республики от 27 марта 2003 г. № 66 (в ред. Закона Кыргызской Республики от 30.04.2009 № 141) «Об инвестициях в Кыргызской Республике»2, Законом Республики Таджикистан от 12 мая 2007 г. № 260 «Об инвестициях»3. Одновременно с вступлением в силу этих законодательных актов прекращено действие специальных законов об иностранных инвестициях: Закона Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. № 266-XIII «Об иностранных инвестициях»4, Закона Кыргызской Республики от 24 сентября 1997 г. № 66 «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике»5, Закона Республики Таджикистан от 10 марта 1992 г. № 555 «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан»6.

На территории России, Китайской Народной Республики и Республики Узбекистан действуют специальные законы об иностранных инвестициях.

Нельзя не признать, что переход к общему законодательству в сфере инвестиционной деятельности иностранных инвесторов соответствует общемировой тенденции развития национального законотворчества.

В законодательстве стран-членов ШОС в следующих формулировках определяется сущность инвестиционного режима, распространяемого на иностранных инвесторов.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160 (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 № 58-ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»7 установлено: правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. На иностранных инвесторов в России распространяется национальный режим с исключениями из него стимулирующего и ограничительного характера.

Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 г. № 373-II не содержит отдельной нормы, раскрывающей сущность инвестиционного режима, применяемого по отношению к иностранным инвесторам. Но из содержания этого законодательного акта следует, что инвесторам вне зависимости от их национальной принадлежности предоставляются одинаковые условия инвестиционной деятельности. Вместе с тем могут устанавливаться ограничения и запрещения инвестиций.

В Китайской Народной Республике иностранным инвесторам обеспечивается национальный режим с закреплением стимулирующих, ограничительных и запрещающих мер.

На основании положений п.1 ст. 4 Закона Кыргызской Республики от 27 марта 2003 г. № 66 иностранным инвесторам предоставляется национальный режим экономической деятельности, применяемый в отношении юридических и физических лиц Кыргызской Республики. Но, как следует из пункта 3 анализируемой статьи, из этого режима возможны изъятия в случаях, предусмотренных национальным законодательством.

В ст. 4 Закона Республики Таджикистан от 12 мая 2007 г. № 260 зафиксировано равенство прав между иностранными и отечественными инвесторами, недопущение никакой дискриминации в отношении инвесторов на основе их гражданства, национальности, языка, пола, вероисповедания, места проведения экономической деятельности, а также страны происхождения инвестора или инвестиций. Нельзя не отметить, что отсутствие дискриминации иностранных инвесторов свойственно национальному режиму.

Статья 9 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 1998г. № 609-I (в ред. Закона Республики Узбекистан от 31.12.2008 №ЗРУ197) «Об иностранных инвестициях»8 определяет предусмотренный для иностранных инвесторов и иностранных инвестиций режим, как справедливый и равноправный. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, закрепленный в международных договорах Республики Узбекистан. Правовой режим для иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для инвестиций, осуществляемых национальными инвесторами. В изучаемом законодательном акте оговаривается допустимость введения ограничения и запрета на иностранные инвестиции.

Все государства-участники ШОС применяют комплекс разнообразных мер стимулирующего характера для вовлечения иностранных инвестиций в национальный процесс воспроизводства. В порядке обоснования этого утверждения приведем ряд примеров.

В России Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 устанавливает льготы по уплате таможенных платежей (ст. 16), а также льготирование субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, осуществление ими финансирования и оказание иных форм поддержки (статья 17). Региональные меры по стимулированию иностранных инвестиций приводятся в инвестиционных законодательных актах субъектов РФ.

В ст. 13 Закона Республики Казахстан от 8 января 2003 г. № 373-II к видам инвестиционных преференций отнесены освобождение от обложения таможенными пошлинами и выдача государственных натурных грантов.

Постановление Государственного Совета Китайской Народной Республики от 11 октября 1986 г. о поощрении иностранных инвестиций9 относит к мерам стимулирующего характера освобождение от уплаты дотаций, выделяемых государством на рабочих и служащих с отдельными исключениями из этого правила (ст. 3), освобождение от арендных платежей за участок для предприятий (ст. 4), налоговые льготы (ст. 7–11) и др.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона Кыргызской Республики от 27 марта 2003 г. № 66 могут быть применены инвестиционные льготы в соответствии с национальным законодательством.

Пунктом 1 ст. 19 Закона Таджикской Республики от 12 мая 2007 г. № 260 закреплены инвестиционные льготы: льготы по налогообложению, таможенные льготы и выдача государственных грантов.

В многочисленных нормативно-правовых актах Республики Узбекистан перечисляется внушительный список налоговых, таможенных льгот и иных мер стимулирования иностранных инвестиций.

Страны-члены ШОС проводят тщательную работу по определению основных направлений привлечения инвестиций из-за границы.

Из положений ст. 2, 16 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ становится очевидным, что в России льготы по уплате таможенных платежей предназначены для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Пунктом 1 ст. 14 Закона Республики Казахстан от 8 января 2003 г. № 373-II установлено, что инвестиционные преференции распространяются на приоритетные виды деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

«Каталог-руководство отраслей для инвестирования иностранного капитала» (в ред. от 31 октября 2007 г.), выпускаемый Министерством коммерции Китайской Народной Республики, содержит список отраслей, в которых поощряется размещение прямых иностранных инвестиций.

Из п. 7 ст. 4 Закона Кыргызской Республики от 27 марта 2003 г. № 66 следует, что могут быть применены инвестиционные льготы для инвесторов, осуществляющих инвестиции в приоритетных отраслях экономики и социальной сфере, а также на определенных территориях республики, в соответствии с государственными программами (проектами) развития.

В приложении к указу Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 г. №УП-3594 (в ред. указа Президента Республики Узбекистан от 27.02.2009 №УП-4097) «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций»10 приводится список отраслей, на которые распространяются льготы.

Все государства-участники ШОС установили систему гарантий иностранным инвесторам. Это имеет огромное значение для улучшения состояния инвестиционного климата.

Можно найти примеры, когда страны прибегают к гарантиям одного вида (правовая защита инвесторов, стабилизационная оговорка, использование дохода, компенсация в случае принудительного изъятия имущества и др.).

Одновременно имеются и отличия. Так, ст. 4 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. № 611-I (в ред. Закона Республики Узбекистан от 16.09.2005 №ЗРУ-6) «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»11 указывает на дополнительные гарантии и меры защиты при инвестировании в приоритетные отрасли, приоритетные проекты и проекты в сфере малого предпринимательства. Для сравнения отметим, что Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ не вводит в Российской Федерации дополнительные гарантии и меры защиты для иностранных инвесторов. Стабилизационная оговорка устанавливается законодательством на срок до пяти (Республика Таджикистан), семи (Российская Федерация) и десяти лет (Киргизская Республика, Республика Узбекистан). В исключительных случаях семилетний срок в России может быть продлен. Льготы по инвестиционным контрактам в Республике Казахстан, заключенным с уполномоченным государственным органом по инвестициям до вступления в силу Закона Республики Казахстан от 8 января 2003 г. № 373-II, сохраняют свое действие до истечения срока, установленного в этих контрактах.

Одним из важнейших вопросов является четкое определение принимающим государством видов принудительного изъятия имущества иностранного инвестора.

Законодательство Российской Федерации выделяет национализацию и реквизицию в открытом списке видов принудительного изъятия. Республика Казахстан в закрытый перечень видов принудительного изъятия имущества инвесторов включает только национализацию и реквизицию. Китайская Народная Республика признает возможность реквизиции предприятий с иностранным капиталом и паевых совместных предприятий китайского и иностранного капитала. Инвестиции в Кыргызской Республике могут быть подвергнуты экспроприации (национализации, реквизиции или к ним могут быть применены иные эквивалентные меры). Республика Таджикистан к видам принудительного изъятия имущества относит национализацию и реквизицию. Республика Узбекистан ограничилась реквизицией иностранных инвестиций и иных активов иностранных инвесторов.

В Российской Федерации при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества, при национализации – возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Реквизиция имущества инвестора осуществляется Республикой Казахстан с выплатой ему рыночной стоимости имущества, а в случае национализации инвестору возмещаются в полном объеме убытки, причиненные в результате издания законодательных актов о национализации. Соответствующая компенсация при реквизиции имущества установлена в Китайской Народной Республике. Экспроприация инвестиций в Кыргызской Республике сопровождается выплатой возмещения, эквивалентной объективной рыночной цене инвестиции или ее части, включая упущенную выгоду. Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного имущества в Республике Таджикистан рассчитывается на основании его рыночной стоимости. Реквизиция иностранных инвестиций и иных активов иностранных инвесторов в Республике Узбекистан сопровождается выплатой компенсации, адекватной причиненному убытку.

Национальные интересы стран-членов ШОС требуют ограничения и запрещения иностранных инвестиций.

Нормами Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»12 в России введены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и группы лиц, в которую входит иностранный инвестор. Законодатель приводит список видов деятельности, на которые распространяются положения данного правового акта.

«Каталог-руководство отраслей для инвестирования иностранного капитала» в Китайской Народной Республике перечисляет отрасли, где прямые иностранные инвестиции ограничиваются и запрещаются.

Обобщение внутреннего законодательства позволяет утверждать, что, при сохранении отличий в регулировании иностранных инвестиций, нормативные акты создают условия для втягивания зарубежных инвесторов в прогрессивное развитие экономики стран-членов ШОС.

Сформулированное заключение выступает исходной точкой дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях. Было бы полезным на уровне федерального закона ввести систему дополнительных льгот, гарантий и мер защиты для зарубежных инвесторов, которые вносят существенный вклад в развитие интеллектуального капитала, техники и технологии, а также определить виды деятельности, запрещенные для иностранных инвесторов.

В дальнейшем целесообразно приступить к сворачиванию специального законодательства об иностранных инвестициях. Продвигаясь по этому пути, предстоит разработать и принять Инвестиционный кодекс Российской Федерации, регулирующий инвестиционную деятельность национальных и иностранных инвесторов.

_____________________________

1Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2003. № 1–2. С. 4.
2Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2003. № 7. С. 252.
3Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007. № 5. С. 365.
4Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1994. № 23-24. С. 280.
5Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1997. № 10. С. 475.
6Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1992. № 8. С. 118.
7Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28. С. 3493.
8Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998. № 5-6. С. 91.
9Китайская Народная Республика. Законодательные акты. Перевод с китайского/Сост.: К. А. Егоров; под ред. А. М. Гудошникова. М.: Прогресс, 1989. С. 325-330.
10Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2005. № 15–16. С. 109.
11Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998. № 5–6. С. 93.
12Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 18. С. 1940.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право