На главную Написать письмо

Анотация

Авторами отмечается, что проведение типологии территорий является необходимым условием реализации как общесистемного, так и селективного подхода в рамках государственной промышленной политики. В статье раскрыт спектр проблем, регулируемых проектом модельного закона «О региональной промышленной политике в РФ», отмечены положительные эффекты от его реализации.

Ключевые слова

Промышленная политика; типология регионов; инновационное развитие; промышленный комплекс.

 

Концепция модельного закона «О региональной промышленной политике в РФ»

А. И. Татаркин, доктор экономических наук, академик РАН, директор ИЭ УрО РАН,

О. А. Романова, доктор экономических наук, профессор, заведующая отделом ИЭ УрО РАН,

Р. И. Чененова, кандидат экономических наук, доцент, заведующая сектором ИЭ УрО РАН,

И. В. Макарова, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник ИЭ УрО РАН


Сложившаяся структура территориальных промышленных систем не адекватна современным представлениям рыночной экономики и потенциальным возможностям развития регионов. В частности, на многих территориях субъектов РФ не происходит снижения доли сырьевого сектора, заметного роста наукоемких видов экономической деятельности. В регионах не получают адекватного рыночным требованиям развития инновационные формы ведения бизнеса, частно-государственное партнерство. Трансформация структуры промышленности осуществляется, в основном, в направлении изменения структуры собственности и развития инфраструктуры, адекватной создаваемой структуре собственности.

Поскольку рыночные преобразования преследуют цель – формирование социально-ориентированной отраслевой структуры экономики,
усиливается необходимость создания условий ускоренного развития видов деятельности, производящих предметы потребления и оказывающих услуги. Выдвинутая в последние годы задача ускорения темпов экономического роста ориентирует регионы на вовлечение в использование дополнительных ресурсов промышленности, способствующих повышению конкурентоспособности экономики территорий осуществлением целенаправленной политики.

В ряде регионов в условиях рыночных реформ последовательно проводится целенаправленная региональная промышленная политика, благодаря которой сохраняется высокотехнологичное машиностроение, его наукоемкие гражданские и оборонные производства, поддерживается развитие инновационной инфраструктуры (научно-технологических центров, технопарков, кластеров), ускоряется развитие социально-значимых отраслевых комплексов (легкой, химической промышленности, промышленности строительных материалов). Однако законодательные инициативы такой поддержки отсутствуют. Отдельные нормотворческие акты, например, по поддержке инновационной деятельности, инфраструктурного развития и т. п. не придают процессу поддержки промышленной деятельности целостного начала.

Принятые в регионах РФ нормативно-правовые акты не отличаются пониманием сущности, целей, приоритетов, задач, форм, методов, механизмов реализации промышленной политики, не учитывают дифференциации уровней экономического развития территорий, рыночной
и отраслевой специализации промышленного комплекса регионов при определении мер селективной и общесистемной государственной
поддержки промышленности.

Приведение в соответствие с требованиями новой экономики ресурсных возможностей развития и предпочтений в структурных преобразованиях в территориальных промышленных системах невозможно без принятия модельного закона, уточняющего сущность, унифицирующего контуры и дифференцирующего содержание промышленной политики субъекта РФ.

Функции государства на современном витке развития направляются на закрепление желательных структурных изменений, основу которых составляет установление обязательных правил и соответствующих механизмов, обеспечивающих развитие реструктуризационных процессов, как на уровне хозяйствующих субъектов, так и в экономиках регионов. Поэтому совершенствование государственной промышленной политики рассматривается в качестве важнейшей составляющей реформирования России в направлении становления постиндустриальной экономики (экономики знаний, новой экономики). Разработанный в конце 2008 г. Государственной Думой новый проект Федерального закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» впервые направлен на достижение целевых ориентиров постиндустриальной экономики.

К несомненным достоинствам данного Закона следует отнести:

– понимание промышленной политики как системы отношений, возникающей между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления;

– уточнение понятийного аппарата промышленной политики (понимание промышленности как совокупности видов экономической деятельности, обособление субъектов промышленной политики и субъектов промышленной деятельности, введение понятия «промышленный
кластер» и т. п.);

– обособление среди целей промышленной политики инновационного развития;

– нацеливание ускорения развития промышленности на обеспечение выпуска высококачественной продукции, гармоничное развитие видов промышленной деятельности, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности;

– выделение среди приоритетов промышленной политики использования новейших достижений науки и техники, инновационных продуктов
в развитии промышленности и эффективности мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. Кроме того, признана
целесообразность общественной поддержки реализации целей и задач промышленной политики, а также участие представителей субъектов промышленной деятельности в реализации промышленной политики;

– возложение ответственности за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов промышленной деятельности на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В проекте Закона прописаны полномочия органов государственной власти РФ и регионов, а также органов местного самоуправления в сфере промышленной политики.

Впервые на государственном уровне признана необходимость создания независимого общественного органа, представляющего интересы субъектов промышленной политики в виде Национального промышленного совета и прописаны его задачи.

Предусмотрено прогнозирование в сфере промышленной политики; составляющими прогноза являются Концепция и программа промышленного развития, определено их содержание.

Меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности наряду с финансовой и имущественной поддержкой включают поддержку инновационной, информационной, консультационной деятельности. Предусмотрено оказание содействия обучению, профессиональной подготовке и переподготовке работников субъектов промышленной деятельности.

Использование данного института позволит государству осуществлять не только управление рыночной средой, отдельными отраслями,
предприятиями с целью повышения их коммерческой и бюджетной эффективности, но и решать проблемы структурных преобразований,
инновационного развития экономики территорий, повышения уровня и качества жизни населения. Однако территориальный аспект промышленной политики в данном документе представлен достаточно фрагментарно. В частности, акцентируется внимание на законодательстве субъектов РФ в области промышленной политики, недостатки которого достаточно подробно раскрыты в литературе.

Заужено представление об обеспечении комплексности развития территориальной промышленной системы ограничением использования только кластерного механизма.

В целях реализации как общесистемного, так и селективного подхода в рамках государственной промышленной политики необходимо
проведение типологии территорий с учетом, во‑первых, оптимального сочетания усиливающихся процессов глобализации в мировом промышленном производстве, с одной стороны, и регионализации промышленного комплекса, основанного на его производственной специализации, – с другой. Во-вторых, содержание типологии регионов и критерии селективной поддержки во многом будут определяться приоритетами и национальной, и региональной экономической политики.

Так, в соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития страны до 2020 г. стратегической целью Российской Федерации является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики и выход на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран.

Достижение этой цели предполагает обеспечение научного и технологического лидерства России при реализации ее традиционных
конкурентных преимуществ, а также обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. К 2020 г. Россия должна занимать значимое, не менее 10%, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4–6 и более позициям. Это предполагает:

– переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития;

– создание общенациональной системы поддержки инноваций и технологического развития, обеспечивающего прорыв России на мировые рынки высокотехнологичной продукции.

В целях учета приоритетов национальной экономической и региональной политики, а также специфики региональных промышленных комплексов типология регионов должна учитывать:

– уровень экономического развития региона – определяется объемом и структурой накопленного экономического потенциала, включая
основные фонды, инфраструктуру, кадровый потенциал, научно-технический потенциал и др.;

– рыночную специализацию промышленного комплекса региона и его вклад в формирование позиций национальной экономики на мировых рынках (обособление групп регионов, ориентированных на: внешние рынки; преобладание «внутреннего экспорта»; внутрирегиональный рынок);

– отраслевую специализацию промышленного комплекса региона (по объему отгруженной продукции в разрезе видов экономической деятельности – «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»).

Только при наличии такой типологии регионов целесообразно приведение в соответствие с требованиями новой экономики ресурсных
возможностей развития и предпочтений в структурных преобразованиях в территориальных промышленных системах. Данный аспект
должен быть учтен и при разработке нового модельного закона РФ «О региональной промышленной политике в РФ». Такая попытка была предпринята достаточно представительным авторским коллективом2 по инициативе Губернатора Свердловской области.

Целью разработки проекта закона рассматривалось регулирование отношений, связанных с формированием и осуществлением промышленной политики на уровне субъекта РФ, участием в этом процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных субъектов промышленной деятельности.

Закон состоит из 9 глав, 31 статьи, охватывающих следующий спектр регулируемых проблем:

общие положения – раскрывают содержание основных понятий, используемых в законе; правовые основы промышленной политики
субъекта РФ; основные цели, задачи и принципы промышленной политики региона в кратко- и долгосрочной перспективе;

1) классификация регионов – приводится типология регионов в целях конкретизации мер поддержки промышленной деятельности;

2) полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных субъектов промышленной деятельности в сфере промышленной политики. Предложено к сфере регулирования промышленной политики относить:

– на федеральном уровне:

• формирование макроэкономических приоритетов и условий (создание благоприятных условий для всех реально работающих в России предприятий);

• оказание поддержки стратегически важным отраслям промышленности;

• выработку приоритетов институционального развития в сфере промышленной деятельности;

• поддержку инфраструктурного обеспечения промышленного развития;

– на региональном уровне:

• уточнение федеральных приоритетов применительно к особенностям и условиям развития региона;

• определение приоритетов региональной промышленной политики;

• инициирование внедрения наиболее эффективных механизмов территориально-производственной интеграции (ГЧП, кластеров, технополисов и т. п.);

• обеспечение условий для развития высокотехнологичных видов производственной деятельности и содействие развитию региональной инфраструктуры, в т. ч. в сфере образования;

• иное;

– на уровне органов местного самоуправления:

• осуществление совместного ведения промышленной политики, определенное законодателем (ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 (ред. от 08.11.2007 г.) « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»);

• определение приоритетов промышленного развития муниципалитета.

3) права субъектов предпринимательской деятельности в сфере промышленной политики – прописаны права по участию в разработке концепции промышленной политики, взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, саморегулируемыми организациями и др., по принятию обязательств по выполнению задач промышленной политики и т. д.;

4) приоритеты промышленной политики региона – формулируются критерии выбора приоритетов и основных направлений промышленной политики региона;

5) концепция промышленной политики региона – даются концептуальные основы ее формирования и раскрывается их содержание. Концепция промышленной политики региона раскрыта в контексте рисунка 1;

6) механизмы, формы и методы реализации региональной промышленной политики – приводится все возможное их многообразие с учетом разведения функций по уровням государственного воздействия на развитие промышленного комплекса региона.

Возможные механизмы реализации региональной промышленной политики (федеральные, региональные и общественные институты развития, частно-государственное партнерство, проектный, кластерный, иные (государственно-частные корпорации, государственно-муниципально-частные партнерства, технопарки, технологические центры, технополисы, инкубаторы)) описывают возможности органов власти всех уровней в содействии становления структурно сбалансированной, социально-ориентированной и конкурентоспособной промышленности, экономической реструктуризации промышленности для формирования эффективной структуры экономики.

Раскрыта содержательная суть основных форм реализации региональной промышленной политики:

– стратегия социально-экономического развития определяет внутриобластные отраслевые и территориальные приоритеты развития, задает основные параметры развития и размещения производительных сил региона в целом, отдельных отраслей и муниципальных образований на средне- и долгосрочную перспективу, обозначает пути достижения намеченных целей);

– индикативные планы и программы модернизации традиционных отраслей, подотраслей и производств отражают содержание, характеристики, определяющие элементы промышленной политики, основные направления реформирования социальных условий и социальных структур на территориях тяготения промышленных объектов);

– программы развития промышленности в субъекте РФ содержат алгоритм разработки программ – внесение предложений по их разработке в исполнительный орган субъекта РФ, условия выполнения, содержание, финансирование программы и его источники, рассмотрение результатов выполнения;

– прогнозы развития промышленности в субъекте РФ построены на алгоритме его разработки, учитывающем общие тенденции развития промышленности в мире, в РФ и субъектах РФ.

К методам реализации региональной промышленной политики в проекте Закона предложено относить:

– институциональные:

• развитие отношений собственности (в т. ч. интеллектуальной);

• правовое регулирование;

• административно-экономическое регулирование (контроль за кредитной системой; контроль за работой собственника; государственные и муниципальные контракты; территориальные заказы; межрегиональные и межотраслевые, в т. ч. ценовые соглашения и др.);

• административное регулирование;

• развитие новых организационноправовых форм;

• институциональные и другие;

 ресурсные (обеспечивающие):

– прямое финансирование;

• экономическое регулирование (инструменты налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики; государственное регулирование цен и тарифов и др.);

7) обеспечение промышленной политики – показаны возможности информационно-аналитического, научного, учебного обеспечения и др.
мер поддержки реализации данного процесса;

8) заключительные положения – оговаривают вступление в силу настоящего закона.

Реализация данного Закона позволит:

1) унифицировать правила ведения промышленного бизнеса, в частности, управления структурными изменениями, охраны окружающей среды, законодательного сопровождения развития внутреннего рынка, охраны интеллектуальной собственности;

2) придать развитие основным составляющим государственной промышленной политики в направлении становления экономики знаний (особенно в части механизмов реализации государственной промышленной политики);

3) трансформировать во времени содержание структурных составляющих промышленной политики: целевых установок, принципов, критериев отбора и формирования приоритетов, форм, методов,механизмов и инструментов ее реализации.

Помимо перечисленного выше будут получены косвенные эффекты двух уровней. Реализация целенаправленной региональной политики
обеспечит государству получение эффектов в развитии промышленности, приведенных на рисунке 2. На уровне субъектов РФ возможно получение более широкого круга результатов (рисунок 3). Основной задачей реализации предложенного закона остается формирование саморазвивающегося промышленного комплекса и повышение конкурентоспособности региона на основе реализации его научно-технического потенциала.


1 Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 26 «Научно-технологический прогноз развития экономики России».

2 Институт экономики УрО РАН, Уральский институт регионального законодательства, Министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области, Министерство экономики и труда Свердловской области, Областная дума Законодательного собрания Свердловской области, Государственно-правовой департамент Губернатора Свердловской области, Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, Союз предприятий и организаций химической промышленности Свердловской области, Союз машиностроительных предприятий Свердловской области, Союз металлургов Свердловской области, Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право