На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена проблемам правового регулирования в области обращения с ломом и отходами цветных металлов. В частности, в работе затронуты вопросы терминологической несогласованности используемых в нормативно-правовых актах понятий в области заготовки, переработки и реализации цветных металлов, а также вопросы правового регулирования лицензирования в указанной сфере.

Ключевые слова

Отходы производства и потребления; лом цветных металлов; отходы цветных металлов; лицензирование.

 

Правовая оценка действующего законодательства в области заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов

В. В. Абрамов, директора по безопасности и режиму ООО «УГМК–Холдинг», кандидат юридических наук,
Л. А. Белых, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права УрГЮА,
С. И. Виниченко, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА,
В. А. Запорощенко, кандидат юридических наук, доцент, кафедры предпринимательского права УрГЮА

1. Основы регулирования условий обращения с отходами производства и потребления (в том числе отходами черных и цветных металлов) и вовлечения их в хозяйственный оборот закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2008 № 309-ФЗ) «Об отходах производства и потребления»1. Законом определяются понятийный аппарат, порядок законодательного регулирования таких отношений, полномочия компетентных органов в обозначенной сфере деятельности и другие вопросы. К особенностям правового опосредования указанных отношений следует отнести его многоуровневый характер. В частности, соответствующими полномочиями наделяются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (п. 1 ст. 2, ст. 5, 6, 8 Закона об отходах производства и потребления).

Теперь рассмотрим ряд основных понятий, применяемых в тексте Закона. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Закона об отходах производства и потребления). В Законе об отходах производства и потребления содержится определение лома и отходов цветных и (или) черных металлов – это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (ст. 1 Закона). Подчеркнем, что, несмотря на допускаемое раздельное использование таких терминов, законодатель дает общее определение лому и отходам цветных и (или) черных металлов.

Следует также обозначить понятие металлолома (лома цветных и черных металлов), содержащееся в Методических указаниях «Радиационный контроль металлолома» МУК 2.6.1.1087-02 от 4 января 2002 г., утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ (далее – Методические указания от 4 января 2002 г.). Металлолом – это годные только для переработки, содержащие цветные или/и черные металлы отходы производства и потребления, образовавшиеся из пришедших в негодность или утративших потребительские свойства изделий промышленного и бытового назначения, их частей, оборудования, механизмов, конструкций, транспортных средств, военной техники и др. (п. 3.1. Методических указаний от 4 января 2002 г.).Общие условия порядка обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов регулируются Законом об отходах производства и потребления, тогда как непосредственно правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 13.1. Закона об отходах производства и потребления). Такие правила утверждены, например, 11 мая 2001 г. Постановлением Правительства РФ № 370.

Обращение с отходами есть деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов (ст. 1 Закона об отходах производства и потребления). Иными словами, указанная категория охватывает целую совокупность действий, а именно: образование отходов, их сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, хранение и захоронение.

Вместе с тем в обозначенном выше Постановлении Правительства РФ термин «обращение с ломом и отходами цветных металлов» (которые, безусловно, являются разновидностью отходов производства и потребления) представлен, как нам видится, совершенно неоправданно, в несколько усеченном варианте. Во внимание принимаются только прием, учет, хранение и транспортировка лома и отходов цветных металлов (п. 1 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 370 от 11 мая 2001 г. (далее – «Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»).

Отметим, что в действующем законодательстве используется еще один термин: «заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов».

Под заготовкой понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом; под переработкой – процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов; под реализацией – продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 766 от 14 декабря 2006 г.)2.

Как видим, законодатель оперирует различными понятиями, причем во многом пересекающимися между собой по смысловому значению. Таким образом, вопросы, связанные с толкованием отдельных терминов в области обращения с ломом и отходами цветных металлов, выступают на первый план и имеют большое практическое значение. Причиной этому служат специальные правовые режимы, установленные для отдельных видов предпринимательской деятельности. Имеющаяся несогласованность терминов вряд ли будет способствовать однообразному толкованию положений действующего законодательства и адекватному их применению на практике.

2. Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов. Известно, что под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом (п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов). Схожее определение содержится в Методических указаниях от 4 января 2002 г., в которых заготовка металлолома представляет собой хозяйственную деятельность по сбору, скупке, извлечению и перемещению лома цветных и черных металлов к месту их временного хранения, переработки и/или конечного потребления в металлургическом производстве (п. 3.2. Методических указаний).

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что речь идет лишь о заготовке лома цветных металлов, в то время как категория «отходы цветных металлов» в определении отсутствует. Такое положение представляется недостаточно оправданным, поскольку в действительности довольно сложно (порой невозможно) произвести однозначное разделение понятий «лом» и «отходы» цветных металлов. Отчасти сказанное находит подтверждение в ст. 1 Закона об отходах производства и потребления, в которой дается определение лома и отходов цветных и (или) черных металлов. В ней (статье) дается общее определение указанным объектам без разделения их на виды.

В этой связи заслуживает одобрения определение заготовки, содержащееся в ст. 2 проекта ФЗ «О государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов» (далее – Законопроект № 99044358-2), в котором речь идет не только о ломе, но и об отходах цветных металлов. В частности, под заготовкой лома и отходов цветных металлов понимается деятельность по их сбору, покупке, включая скупку (закупку), приему от физических и юридических лиц, учету, сортировке и хранению.

Законодатель использует термин «заготовка» в качестве составного понятия, включающего в себя такие элементы, как сбор, покупка у третьих лиц и дальнейшая транспортировка лома цветных металлов, которые не раскрываются в нормативных актах. Понятие «сбор» может рассматриваться достаточно широко и охватывать различные процессы, связанные с приобретением права собственности на отходы, в том числе на те из них, которые брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на такие объекты. Последние могут быть обращены в собственность лицом, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы (п. 4 ст. 4 Закона об отходах производства и потребления).

Вместе с тем договор купли-продажи является основным правовым институтом, опосредующим отношения по приобретению лома цветных металлов. Принимая во внимание существующий подход к регулированию деятельности по заготовке лома цветных металлов, позволим не согласиться с позицией законодателя по разделению понятий «сбор» и «покупка» цветных металлов в п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов. Такой подход представляется недостаточно целесообразным, поскольку в действительности речь идет об одном процессе, связанном с приемом лома цветных металлов у третьих лиц. К аналогичному выводу, на наш взгляд, позволяет прийти и анализ положений судебной практики (Определение ВС РФ от 13 февраля 2002 г. по делу № 88-Г02-9).

Подчеркивая изложенное выше, дополнительно обратим внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, прием лома и отходов цветных металлов допускается на специально организованных объектах (п. 6 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения).

Во-вторых, согласно предусмотренным требованиям, в качестве организаторов приема лома и отходов цветных металлов могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 4 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения). Иными словами, возможностью занятия такой деятельностью, как заготовка указанных объектов (сбор, покупка и т. д.) наделены лишь обозначенные нами субъекты. При этом, учитывая то обстоятельство, что заготовка является лицензируемым видом деятельности, в ее содержание не входит собственно сбор металлолома, осуществляемый физическими лицами (например, находка).

В этой связи под прием (сбор, покупку) лома цветных металлов подпадают только те виды деятельности, которые осуществляются путем возмездного приобретения отходов у третьих лиц на специально оборудованных объектах.

Помимо сбора и покупки лома цветных металлов (как составных частей заготовки), определенные сомнения вызывает и другой элемент – транспортировка. В п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов речь идет о транспортировке таких отходов грузовым автомобильным транспортом, что со своей стороны позволяет сделать вывод о неоправданном исключении из определения возможности использования других видов транспорта. Кроме того, транспортировка может использоваться далеко не только при заготовке лома и отходов цветных металлов, но и при переработке и реализации. Изложенное в полной мере является свидетельством необоснованной ограниченности существующих формулировок.

Более удачно к этому вопросу подошли авторы Законопроекта № 99044358-2, которыми транспортировка указана в качестве самостоятельного процесса обращения с ломом и отходами цветных металлов наряду с его заготовкой, переработкой и реализацией (ст. 2 приведенного Законопроекта).

Действующим законодательством допускается реализация только таких отходов, которые принадлежат субъектам на праве собственности. В частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе отчуждать лом и отходы цветных металлов только при наличии документов, подтверждающих их право собственности на указанные отходы (п. 3 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения). Видимо, имеются в виду документы, подтверждающие факт приобретения соответствующих отходов или образования их в процессе производства и потребления.

Несколько иная формулировка предлагается в п. 2 ст. 3 Законопроекта № 99044358-2. Деятельность по отчуждению лома и отходов цветных металлов разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лишь при наличии документов, подтверждающих их право собственности на указанные лом и отходы или на изделия, при использовании которых они образовались. Надо отметить, что предлагаемое изменение не повлияет на порядок (способ) подтверждения права собственности на те или иные отходы.

Физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, вправе отчуждать только такие лом и отходы цветных металлов, которые образовались при использовании изделий из цветных металлов в быту, принадлежат им на праве собственности и соответствуют перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов (п. 2 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения). В таком виде формулировка представляется, на наш взгляд, довольно широкой и не требует от указанных субъектов подтверждения права собственности на такие лом и отходы при их отчуждении; при этом необходимо лишь указание на основание возникновения права собственности.

В Законопроекте № 99044358-2 предлагается ужесточение правил реализации лома и отходов цветных металлов физическими лицами. В частности, в положениях содержится ограничение возможности отчуждения лома и отходов теми разновидностями из них, которые образовались при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежат им на праве собственности, за исключением включенных в соответствующий перечень запрещенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов (п. 1 ст. 3).

Безусловно, принятие подобных ограничений повлечет умаление прав физических лиц, поскольку исключит возможность отчуждения найденных или брошенных собственником лома и отходов цветных металлов, а также иным образом оставленных с целью отказа от права собственности на них. Вместе с тем думается, что такое нововведение позволит снизить существующую криминализацию рынка заготовки лома и отходов цветных металлов.

Полагаем, что подобного рода изменения допустимы только на федеральном уровне. Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанная норма по своему содержанию полностью корреспондируется с п. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Заслуживают поддержки и другие требования по приему лома и отходов цветных металлов от физических лиц, отмеченные в Законопроекте № 99044358-2 (пп. 5, 6 ст. 3), а именно:

1. Предъявление лицами, сдающими лом и отходы, документа, удостоверяющего личность. В таком виде данное положение представляется более четким по сравнению с действующей ныне нормой. В частности, на сегодняшний день при приеме такого рода объектов у физического лица в книге учета приемосдаточных актов указываются его фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность (п. 14 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения). Однако непосредственно требование о предоставлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, отсутствует.

2. Применение контрольно-кассовой техники при расчете наличными денежными средствами.

3. Использование возрастного ценза: прием лома и отходов цветных металлов от лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, не допускается, а прием его от лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет разрешается с письменного согласия их законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей), за исключением лиц, достигших возраста шестнадцати лет и в установленном порядке объявленных полностью дееспособными.

Теперь несколько слов о предложениях Департамента промышленности Минпромэнерго России. Во-первых, предложение об изъятии из компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по оформлению лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов (а также передаче таких функций «Ростехнадзору») является логичным и обоснованным. Это отвечает идеологии централизации полномочий органов исполнительной власти, а тем более по стратегически значимым вопросам, имеющим влияние, в том числе, на криминогенную обстановку в обществе. Кроме того, анализ Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» показывает, что перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривает только два указанных вида деятельности – заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов. Вместе с тем лицензирование иных видов деятельности уже находится в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, установление количественных ограничений в части объемов сдаваемого физическими лицами лома без документов, подтверждающих право собственности на известное имущество, также оправдано. При этом в целях усиления государственного контроля за данным видом деятельности подобные ограничения должны быть максимальными, но разумными.

В-третьих, учитывая имеющуюся негативную криминогенную обстановку на рынке оборота лома черных и цветных металлов, установление требования о безналичных расчетах по сделкам – положительный фактор, который может оказать серьезное воздействие на уровень преступности. Реализация такого предложения позволит в большей степени задействовать механизмы, заложенные Федеральным законом от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Однако указанное нововведение потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в ряд нормативных актов, что зависит от оперативного взаимодействия законодателя, Центрального банка РФ, а также некоторых федеральных министерств и ведомств.

В-четвертых, применительно к последнему предложению можем отметить лишь следующее. В настоящее время установлены 5-лет-ние сроки действия лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов (Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 766). Эти положения соответствуют норме абз. 1 ст. 8 Федерального закона от 08 августа 2001 г. 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Уменьшение сроков действия лицензий возможно только после внесения соответствующих корректировок в названный федеральный Закон.

Прием лома и отходов цветных металлов характеризуется наличием договорных отношений. В соответствии с п. 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения прием указанных отходов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта. Такой акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием.

По своей правовой природе эти отношения представляют собой ничто иное, как договор купли-продажи. Сказанное также подтверждается положениями судебной практики (Определение ВС РФ от 2 марта 2001 г., дело № 74-Г01-4). Принятые лом, отходы цветных металлов подлежат оплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 17 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения).

Следует признать, что заключение договора купли-продажи может быть не единственным способом приобретения таких отходов принимающими его лицами. Данные объекты (как и иные виды отходов производства и потребления) является разновидностью объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, и в соответствии с п. 1 ст. 129 ГК РФ могут свободно отчуждаться участниками гражданского оборота. Поэтому помимо договора купли-продажи основанием для приобретения права собственности на отходы могут служить заключенные между сторонами договоры мены, дарения и др. (п. 2 ст. 4 Закона «Об отходах производства и потребления»). Исключение составляют опасные отходы, передача которых третьим лицам допустима лишь при наличии у последних лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению таких отходов (п. 3 ст. 4 Закона «Об отходах производства и потребления»).

2.3. Вопросы, связанные с регламентацией отношений по заготовке и переработке лома и отходов цветных металлов, также представляются недостаточно проработанными. Начнем с анализа понятийного аппарата.

Переработка лома цветных металлов рассматривается в качестве совокупности процессов по хранению, сортировке, отбору, измельчению, резке, разделке, прессованию, брикетированию лома цветных металлов (п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов). Реализация лома цветных металлов представлена как продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе (п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов).

Аналогичные формулировки содержатся в п. 3.3. Методических указаний от 4 января 2002 г., с той лишь разницей, что под металлоломом в них (указаниях) понимается не только лом черных, но и цветных металлов.

Анализ данных определений позволяет сделать вывод о том, что законодатель пошел по пути перечисления возможных действий и мероприятий, составляющих термины «переработка» и «реализация» лома цветных металлов. Но расшифровки указанных элементов в нормативно-правовых актах нет.

По мнению Верховного Суда РФ, деятельность по реализации лома цветных и черных металлов наряду с его сбором, заготовкой и переработкой представляет собой хозяйственную деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основании гражданско-правовых договоров (купли-продажи)3. Мы считаем, что вряд ли следует ограничиваться только договорами купли-продажи. В качестве основания для приобретения права собственности на лом и отходы цветных (равно и черных) металлов могут служить и другие договоры, такие как мена, дарение и т. д.

2.4. Лицензирование заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов. Субъектами, обладающими правом на занятие рассматриваемыми видами деятельности (заготовка, переработка, реализация лома цветных металлов) и, как следствие, имеющими право на получение соответствующей лицензии, выступают только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Данное ограничение в полной мере соответствует положениям действующего гражданского законодательства, поскольку речь идет об осуществлении предпринимательской деятельности, что предполагает, в соответствии со ст. 2 ГК РФ, наличие у субъекта специального статуса (регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с пп. 82 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»4 заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов подлежат лицензированию. Исключение составляет реализация лома цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства (п. 1 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов).

Действующее законодательство содержит ряд специальных требований, соответствие которым дает указанным субъектам право на получение лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов (далее – лицензия). К их числу можно отнести следующие:

1. Наличие у лицензиата на каждом объекте осуществления лицензируемой деятельности в собственности или на ином законном основании земельного участка, зданий, сооружений, оборудования, инвентаря, технической документации, соответствующих установленным требованиям и необходимых для осуществления такой деятельности.

2. Наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании не менее чем на одном объекте осуществления лицензируемой деятельности в пределах территории субъекта Российской Федерации лаборатории для определения химического состава лома цветных металлов, соответствующей установленным требованиям, пресса для пакетирования лома цветных металлов либо установки для дробления и сортировки легковесного лома, а также оборудования для сортировки или измельчения стружки.

3. Наличие у лицензиата работников, имеющих необходимую квалификацию для осуществления лицензируемой деятельности.

4. Соблюдение лицензиатом технологии заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, соответствующей установленным требованиям.

5. Соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения (п. 4 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов).

Срок, на который предоставляется лицензия, составляет пять лет (п. 9 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов), что в полной мере соответствует положениям действующего законодательства. Так, в соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности срок действия лицензии не может быть меньше, чем пять лет. При этом допускается продление такого срока.

Отсутствие лицензии или нарушение лицензионных требований могут служить основанием для привлечения субъекта к гражданской, административной и даже к уголовной ответственности.

Вместе с тем следует подчеркнуть одну особенность. Закон о лицензировании отдельных видов деятельности содержит указание лишь о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов и не дает ответа на вопрос о необходимости лицензирования аналогичных видов деятельности, но в отношении отходов цветных металлов. Принятое во исполнение данного Закона Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов также обходит этот вопрос стороной.

В то же время в оборот могут быть вовлечены как лом, так и отходы цветных металлов. Более того, в п. 5 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения содержится указание о том, что на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов должна находиться лицензия. Данные Правила в одинаковой мере распространяются на указанные объекты отходов независимо от того, осуществляется ли прием лома и (или) отходов цветных металлов. Однако лицензия, получаемая в соответствии с Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, выдается исключительно на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. Иными словами, следуя буквальному толкованию, даже если принимаются только отходы, на объекте должна находиться лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. В этой связи проблема лицензирования обращения отходов цветных металлов должна найти законодательное закрепление.

Изложенные выше положения служат еще одним подтверждением терминологической несогласованности используемых в нормативно-правовых актах понятий в области обращения лома и отходов цветных металлов.

Вместе с тем рассматриваемая ситуация могла бы выглядеть совершенно иначе при соотношении таких категорий, как «лом цветных металлов» и «отходы цветных металлов» в качестве родового и видового понятий соответственно. Однако проведенный анализ не позволяет прийти к такому выводу.

Более того, осмелимся поставить под сомнение вопрос о необходимости существования таких самостоятельных терминов, как «лом цветных металлов» и «отходы цветных металлов». Использование одного понятия позволит устранить, на наш взгляд, существующие противоречия в толковании положений действующего законодательства. Наиболее предпочтительным является термин «отходы цветных металлов», поскольку по своей сути он является более широким по сравнению с термином «лом цветных металлов».

Следует отметить, что в Законопроекте № 99044358-2 поставленный вопрос также оставлен без внимания. В п. 3 ст. 3 Законопроекта говорится о необходимости лицензирования только заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов. Из перечня лицензируемой деятельности исключена транспортировка, которая в соответствии с Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов является составной частью заготовки и, как следствие, подлежит лицензированию.

Необходимо констатировать и то, что лицензирование отдельных видов деятельности в области заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов предопределяет необходимость более внимательного определения конкретных видов лицензируемой деятельности.

Раскрывая понятия заготовки, переработки и реализации указанных объектов, законодатель попытался максимально подробно охватить все возможные виды деятельности. Однако отметим, что данные термины не совпадают по своему содержанию с такой категорией, как «обращение с ломом цветных металлов». Напомним, что Законом об отходах производства и потребления дается определение более общему термину – «обращение с отходами», под которым понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов (ст. 1 Закона). В частности, последний вид деятельности, помимо прочего, включает в себя захоронение отходов (как составную часть размещения отходов), которое не охватывается заготовкой, переработкой или реализацией лома цветных металлов. В этой связи вопрос о лицензировании захоронения отходов, в том числе лома цветных металлов остается открытым и нуждается в более детальной проработке.

Полагаем, что изложенные причины служат достаточным основанием для более пристального внимания к проблемам правового регулирования лицензирования в области обращения с ломом и отходами цветных металлов.

Общие выводы и рекомендации: 1. Проведенный анализ показывает, что при регулировании сферы обращения с ломом и отходами цветных металлов законодатель оперирует различными понятиями, причем не всегда однозначными и во многом пересекающимися между собой по своему смысловому значению (например, «обращение с отходами», «обращение с ломом и отходами цветных металлов», «заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов» и пр.). Такая ситуация порождает терминологическую несогласованность, что вряд ли будет способствовать однозначному толкованию положений действующего законодательства и адекватному их применению на практике. 2. Нельзя назвать оправданным подход, применяемый к формированию категориального аппарата, а именно: посредством перечисления возможных действий, мероприятий, относящихся к тому или иному правовому явлению, используемый способ не позволяет в полной мере раскрыть правовую природу существующих понятий. Более того, в большинстве определений перечни возможных видов деятельности являются закрытыми, что может вызвать сложности в правовой квалификации новых видов при их появлении. Единственная возможность выхода из такой ситуации – внесение изменений в действующее законодательство. 3. Остаются нерешенными вопросы, связанные с определением условий приема лома и отходов цветных металлов у физических лиц. 4. Более пристального внимания законодателя требуют проблемы лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и отходов цветных металлов. Примером выступает отсутствие нормативного регулирования лицензирования обращения с отходами цветных металлов, а также захоронения лома и отходов цветных металлов.

_____________________________

1Первоначальный текст документа опубликован: СЗРФ. 1998. № 26. Ст. 3009. Далее – Закон об отходах производства и потребления.
2Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. 3). Ст. 5586. Далее – Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов.
3Определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2001 г., дело № 74-Г01–4.
4Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3430. Далее – Закон о лицензировании.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право