На главную Написать письмо

Анотация

В статье изложены экологические аспекты государственного регулирования в сфере ТЭК. Автором исследуются функции управления (государственного регулирования) способствующие обеспечению экологической безопасности в области топливно-энергетического комплекса.

Ключевые слова

Топливно-энергетический комплекс; функции управления; государственное регулирование; экологическое законодательство.

 

Экологические аспекты государственного регулирования топливно-энергетического комплекса России

О. В. Шихалева, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права, заместитель директора Института права и предпринимательства УрГЮА

Концептуальный подход к поставленной теме – экологические аспекты государственного регулирования топливно-энергетического комплекса России – продиктован обзорной статьей профессора Р. Н. Салиевой и доцента А. С. Пановой, посвященной подведению итогов III Международной научно-практической конференции «Энергетика и право», состоявшейся 10–11 апреля 2008 г. в Научной библиотеке Интеллектуального центра Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова1. Авторами отмечается, что на конференции обсуждались состояние и перспективы развития теории и практики правового регулирования энергетических отношений: энергетическое право и законодательство: проблемы права первичных источников энергии (нефть, газ, уголь, возобновляемые источники энергии), горного права, правового регулирования электроэнергетики в России и за рубежом, а также право охраны окружающей среды в области энергетики и правовые аспекты энергетической экологии. Предмет обсуждения специалистов в сфере энергетического права позволяет сделать вывод, что влияние экологического законодательства на регулирование энергетических отношений занимает одно из главенствующих мест как системы законодательства, содержащего природоресурсные и природоохранные нормы.

Обобщая выступления докладчиков на конференции, прослеживается тенденция, направленная на выделение экологических аспектов государственного регулирования топливно-энергетического комплекса России. В частности, Советник Президента РФ, член-корреспондент РАН, профессор В. Ф. Яковлев отметил, что топливно-энергетический комплекс связан с использованием природных ресурсов, поэтому вопросы охраны окружающей природной среды имеют первостепенное значение. На правовое регулирование энергетических отношений существенное влияние оказывают масштабы добычи, транспортировки, переработки и реализации первичных энергетических ресурсов – нефти, газа, угля и др. Вместе с тем присутствуют такие факторы, как ограниченность ресурсов, систем поставки, наличие естественных монополий, наличие экономически сильных и слабых субъектов. Директор Института германского и европейского предпринимательского, конкурентного и энергетического права Свободного университета Берлина, доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор Ф. Ю. Зеккер обозначил принципы энергетического права: 1) ограниченность ресурсов энергии и сбережение ресурсов; 2) обеспечение энергией как государственная задача; 3) эффективное экономически выгодное обеспечение энергией; 4) экологически ответственная добыча ресурсов и использования энергии; 5) экономически справедливая передача энергии (недискриминационный доступ к сетям). Указанные принципы позволяют судить об их тесной корреляции с принципами экологического права. Достаточно показательным по рассматриваемой теме был доклад председателя комиссии по экологии Общественной палаты Российской Федерации, Руководителя Центра экологической политики России, член-корреспондента РАН В. М. Захарова о роли гражданского общества в обеспечении экологической безопасности энергетики. Он отметил существование важной связки – «государство и бизнес». Обратил внимание, что не достаточно говорить только об энергетической безопасности. Нужно также обращать особое внимание и на экологическую безопасность. Важна и другая связка – энергетика и экономика. При этом выступающим отмечена также и третья «Э» в связке «энергетика и экономика» – экология. В этой триаде именно экологию следует ставить на первое место. Россия – это энергетическая держава, держава, производящая энергию. Поэтому всегда нужно принимать во внимание следующие факторы: необходимость обеспечения экологической безопасности существующих систем энергии; энергоэффективность; переход на возобновляемые источники энергии; недопустимость потери одного ресурса за счет другого (достаточно вспомнить существующие проблемы с озером Байкал); основополагающая роль гражданского общества. В. М. Захаров отметил, что необходима разработка Экологического кодекса, а также требуется по обсуждаемым сегодня проблемам широкая просветительская работа. В этой связи В. М. Захаров предложил провести расширенные слушания в Общественной палате РФ на такую широкую тему, как «Энергетика и экология».

Отметим, что в выступлении профессора В. Ф. Яковлева была поставлена одна из важнейших проблем – поиск оптимального баланса частноправового и публично-правового методов в правовом регулировании топливно-энергетического комплекса.

На наш взгляд, за основу решения данной проблемы можно взять разработки, предложенные учеными в области теории государства и права, предпринимательского и экологического права, уделяя должное внимание именно государственному регулированию исследуемых отношений.

Важно определиться, с помощью каких методов государственного регулирования будут достигнуты цели рационального природопользования и охраны окружающей среды в сфере топливно-энергетического комплекса. Проанализируем деление на шесть групп методов государственного регулирования в сфере предпринимательства, предложенное профессором Ю. А. Тихомировым: в первую группу включены методы общенормативного регулирования, во вторую – программно-установочные способы (например, целевые программы), в третью – легализующие средства (лицензирование, аккредитация, сертификация), в четвертую – способы нормативно-количественного измерения (стандарты, квоты, цены), в пятую – способы поддержания уровня деятельности и стимулирования (кредиты, дотации, льготы), в шестую – контрольно-учетные и «запретные» способы (учет, отчетность, проверки, санкции). Отметим, что государственное регулирование хозяйственной деятельности в экологической сфере будет базироваться на этих же методах: 1) общенормативное регулирование – принятие нормативных актов экологической направленности, причем как на федеральном, так и региональном уровнях; 2) программно-установочный способ – планирование и прогнозирование в экологической сфере; 3) легализующие средства (лицензирование природопользования и негативного воздействия на окружающую среду, сертификация, оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности, экологическая экспертиза); 4) способы нормативно-количественного измерения (нормирование качества окружающей среды и воздействие на нее, техническое регулирование в экологической сфере, стандарты, квоты изъятия природных ресурсов, плата за природопользование); 5) способы поддержания уровня деятельности и стимулирования (налоговые льготы, экологическое страхование); 6) контрольно-учетные и «запретные» способы (учет природных ресурсов, отчетность природопользователей, экологический контроль).

Одной из важнейших проблем в экологической сфере остается отсутствие должного уровня экономического стимулирования хозяйствующих субъектов со стороны государства. Причиной этому служит недостаточная проработка данного института как на теоретическом, так и законодательном уровне.

Взяв за основу определение профессора В. С. Белых – государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений, отметим, что одним из направлений государственного регулирования, с учетом экологических аспектов в топливно-энергетическом секторе, является экономический механизм, направленный на стимулирование природопользователей – субъектов, действующих в топливно-энергетическом комплексе, и включает в себя такие элементы, как плату за использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду, экологический аудит, экологическое страхование, техническое регулирование, предоставление налоговых и иных льгот.

Основываясь на том, что интерес отражает материальные условия общественного бытия людей и формируется под непосредственным воздействием потребностей, а интерес как правовое понятие – это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам1, сделаем вывод, что категория «интерес» обладает дуалистической природой, сочетающей в себе публичные и частные начала, удельный вес которых будет зависеть от сферы деятельности носителей субъективного права.

При соотношении частного и публичного интереса в топливно-энергетическом комплексе в преломлении экологического влияния, несомненно, приоритет будет у второго, так как земля и иные природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Публичный экологический интерес – это отношение общества к вопросам охраны окружающей природной среды. Его защита осуществляется на основе административно-правового метода регулирования. Частный экологический интерес может представлять собой неимущественный интерес, связанный с имущественными интересами. Это интерес, который в качестве своей объективной основы имеет неимущественные потребности человека в создании благоприятной окружающей среды. Данный интерес совпадает по содержанию с интересом всего общества. Как отмечается в литературе, он получает свое опосредование в субъективном праве лица на благоприятную окружающую среду. Это право, в свою очередь, существует в абсолютном правоотношении, где ему корреспондирует обязанность всех третьих лиц, подчиняющихся данной системе правопорядка, воздержаться от действий, нарушающих это право. В случае же нарушения указанного права и соответствующего частного интереса у их обладателя возникают иные интересы, имущественные по содержанию.

Одной из важнейших функций государственного регулирования в топливно-энергетическом комплексе с целью достижения баланса между экономикой и экологией (позволим употребить себе формулировку – достижение экономичности экологии и экологичности экономики) видится именно в создании такого экономического стимулирования природопользователей – субъектов ТЭК, которое бы позволило соблюдать и не ущемлять их частные интересы в обеспечении публичного интереса в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Отмечается, что по силе и характеру воздействия на поведение природопользователя можно выделить следующие специальные предупредительные нормы: 1) стимулирующие и поощрительные; 2) понуждающие; 3) предостерегающие или нормы пресечения; 4) страховочные; 5) гарантийные2. В механизме государственного регулирования в экологической сфере главенствующая роль должна быть отведена стимулирующим и поощрительным нормам, которые призваны побуждать субъектов к активным действиям по охране окружающей среды как напрямую, так и опосредованно, причем не под страхом понести наказание, а мотивацией послужит экономический эффект (предоставление льгот и т. д.).

Предполагаем, что для повышения стимулирующей роли платежей необходимо разработать такие экономические методы, которые бы позволили обеспечить уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятий на величину затрат, необходимых для финансирования капитальных вложений в ресурсосберегающие технологии и природоохранные мероприятия при осуществлении деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса. Также усилить роль института экологического страхования, которое создает взаимную экономическую заинтересованность страхователей и страховщиков в снижении риска аварийного загрязнения окружающей среды. Отмечается, что страхователь заинтересован в нейтрализации угроз техногенного характера при осуществлении деятельности своей экологической безопасности еще и потому, что с ростом вероятности аварий растут и ставки страховых взносов3. Кроме того, в виде поощрения безаварийности страхователь получает ряд экономических льгот – льготные условия продления страхового договора, привлечение дополнительных ресурсов из фонда страховщика на проведение природоохранных мероприятий, тем более заинтересован в снижении техногенных угроз страховщик, предпринимающий ряд предупредительных мероприятий и организующий проведение экологического аудита предприятия–страхователя, финансирующий совершенствования мониторинга окружающей среды.

На сегодняшний день можно констатировать, что основная проблема низкого интереса субъектов ТЭК к инвестициям в охрану окружающей среды заключается в том, что они не дают быстрого и адекватного экономического эффекта. Определить и обосновать их экологическую эффективность не составляет особого труда, несмотря на то, что некоторые критерии, например, часто используемый показатель «предотвращенного экологического и экономического вреда», носят достаточно условный и приблизительный характер. Гораздо сложнее обосновать их экономическую целесообразность для природопользователя с точки зрения возможности сокращения его текущих или возможных в будущем экологических расходов, получения дополнительной прибыли, уменьшения себестоимости и повышения конкурентоспособности выпускаемой им продукции4.

В заключение стоит отметить, что экологические аспекты государственного регулирования топливно-энергетического комплекса должны способствовать развитию экологического менеджмента организаций как основы экологического механизма природопльзования – субъектов топливно-энергетического комплекса.

_____________________________

1Салиева Р. Н., Панова А. С. В МГУ им. М.В Ломоносова состоялась IIIМеждународная научно-практическая конференция «Энергетика и право» // Бизнес, менеджмент и право. 2008. № 2. С. 4–9.
2Тихомиров Ю. А. Юридические режимы государственного регулирования экономики// Право и экономика. 2000. № 5. С. 23.
3Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко (и др); отв. ред. В. С. Белых. – М.: Проспект, 2008. С. 318.
4Абалкин Л. И. Экономические законы, интересы и методы хозяйственной деятельности//Коммунист. 1967. № 6. С. 73.
5Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. М., 2001. С. 216.
6Мисник Г. А., Мисник Н. Н. Публичные и частные интересы в экологическом праве//Государство и право. 2006. № 2. С. 31.
7Жариков Ю. Г. Особенности предупреждения экологических правонарушений//Экологическое право. 2003. № 6. С. 26.
8Обращение с опасными отходами: учеб. пособие / В. М. Гарин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 135.
9Петрова Т. В. Правовое проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М.: Издательство Зерцало, 2000. С. 51.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право