На главную Написать письмо

Физической культуре и спорту – правовую основу
(комментарий к проекту Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»)

В. А. Фетисов, руководитель Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму

Законопроект о физической культуре и спорте разработан в соответствии с поручением Президента РФ В. В. Путина от 11 ноября 2003 г. № Пр-2043 (п. 5) подготовить и внести в установленном порядке в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в новой редакции (Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту 1 октября 2003 г.), а также поручением Председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова от 19 ноября 2003 г. № МК-П8-13841.

Разработчики законопроекта руководствовались следующими указаниями Президента РФ В. В. Путина, данными им на заседании Совета:

«при осуществлении законотворческой деятельности в сфере физической культуры и спорта исходить из принципов современной государственной политики в этой области, целью которой является укрепление здоровья нации как одного из факторов национальной безопасности государства»;

признать приоритетной задачей «возрождение и развитие массовой физической культуры и спорта»;

обратить внимание «на необходимость возрождения и развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации»;

рассмотреть вопрос «о выделении физической культуры и спорта в Российской Федерации в отдельную отрасль»;

обязательно отразить в законопроекте вопросы профессионального спорта, развития спонсорства, контрактной системы для спортсменов и тренеров, а также законодательной базы для медицинского и социального страхования спортсменов.

В основу законопроекта были положены «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года», одобренная Правительством Российской Федерации 25 октября 2002 г. № 1507-р, решение Государственного Совета Российской Федерации «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» от 30 января 2002 г. и другие основополагающие документы в области физической культуры и спорта.

При разработке законопроекта был использован законодательный опыт в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации (который в ряде случаев значительно опережает и развивает положения действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), опыт зарубежных стран, а также смежных отраслей.

Предметом законодательного регулирования в представляемом законопроекте являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта, возникающие при:

обеспечении прав граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом;

создании необходимых условий для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения;

осуществлении хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта;

подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях.

В представляемом законопроекте сформулированы принципы государственной политики и определены меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта. В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие:

разграничение полномочий федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, между государственными органами и общественными объединениями (федерациями, союзами, ассоциациями) по видам спорта;

деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва, по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;

взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации (договор о спортивной деятельности, переходы спортсменов, выплата компенсаций, противодействие применению допинга и т. п.), в том числе в сфере профессионального спорта;

организацию физической культуры и спорта в системе образования, здравоохранения, в Вооруженных силах, органах внутренних дел, по месту работы, жительства и отдыха населения, в том числе деятельность спортивных клубов, спортивных школ, училищ олимпийского резерва;

организацию социальной защиты и стимулирования труда работников физической культуры и спорта;

развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;

деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование научного, образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта.

Впервые вводятся нормы о Всероссийском реестре видов спорта, спортивных клубах, сборных командах Российской Федерации, Паралимпийском комитете России, Сурдлимпийском комитете России, Специальной Олимпиаде России, государственной символике Российской Федерации в спорте, спортивной этике, спортивном арбитраже, признании видов спорта и спортивных дисциплин, противодействии применению допинговых средств и методов в спорте, Единой всероссийской спортивной классификации, Едином календарном плане спортивных и физкультурных мероприятий, Государственном физкультурно-спортивном комплексе «Физическое совершенство», договоре о спортивной деятельности, переходах спортсменов из одной физкультурно-спортивной организации в другую, целевых программах развития физической культуры и спорта и типовых учебных программах подготовки спортсменов по различным видам спорта, едином информационном обеспечении, спортивном паспорте, физической подготовке в исправительных учреждениях, экономическом поощрении граждан, ведущих здоровый образ жизни, и ряд других.

По вопросам противодействия применению допинговых средств и методов, подготовки спортивных резервов, развития спорта высших достижений, создания программно-нормативной базы, развития физической культуры и спорта по месту работы, жительства и отдыха населения, спортивных клубов, физической подготовки личного состава Вооруженных сил и ряду других не только определены правовые нормы, но и даны механизмы их реализации.

В проект федерального закона впервые введены такие понятия, как официальные соревнования, национальный вид спорта, спортивный судья-профессионал, внебюджетные фонды развития физической культуры и спорта, паралимпийское и сурдлимпийское движения, правила соревнований, спортивный арбитраж, мониторинг физической подготовленности и развития населения, государственный спортивный тотализатор, День физкультурника (Всероссийский день здоровья и спорта), спортивная дисциплина, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения, приватизация спортивных сооружений и другие.

Вместе с тем, в связи с существующим порядком внесения законопроектов Российской Федерации, в проект рассматриваемого закона не включен целый ряд важных законоположений и правовых норм, отсутствие которых существенно затрудняет достижение целей, поставленных в области физической культуры и спорта Президентом РФ и Правительством Российской Федерации, а также указанных в решении Государственного Совета РФ от 30 января 2002 года и Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года.

Прежде всего, это касается налогового, таможенного, бюджетного и трудового законодательства. В этой связи целесообразно, параллельно с внесением рассматриваемого законопроекта в установленном порядке, поочередно вносить в Государственную думу РФ изменения и дополнения в действующие Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс и Трудовой кодекс.

Необходимость принятия федерального закона о физической культуре и спорте в предлагаемой редакции, а также изменений и дополнений в действующие законы и кодексы вытекает из следующих обстоятельств.

В настоящее время физической культурой и спортом в России регулярно занимается лишь 9,8 процента населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель составляет 40–60 процентов. У большинства населения мотивация к здоровому образу жизни остается низкой.

В результате гиподинамии и низкой культуры питания более одной трети населения имеет избыточный вес. Одновременно растет число людей, прежде всего детей и подростков, страдающих мышечной дистрофией.

Возросли масштабы распространения табакокурения, алкоголизма, наркомании. Количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло до 70 процентов. Стремительно растет число курящих подростков, в том числе девочек и девушек. Распространенность среди населения лишь хронического бытового пьянства превысила 20 процентов. Более 3 млн. человек потребляют наркотики, две трети из них – молодежь в возрасте до 30 лет.

По данным научных исследований, только 10 процентов молодежи можно считать здоровыми. Более 50 процентов юношей и девушек к окончанию школы имеют 2–3 хронических заболевания. Около 1,5 млн. детей школьного возраста по причине низкого уровня состояния здоровья полностью освобождены от занятий физической культурой. Растут травматизм, медикаментозная зависимость, число людей, признанных инвалидами.

Количество граждан, не годных, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, за последние двенадцать лет выросло до 65,6 процента, в том числе полностью не годных – до 33 процентов. Более 40 процентов призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.

Стало системой, когда работодатели не заботятся о создании элементарных условий для занятий физической культурой и спортом, отдыха и восстановления своих рабочих и служащих, в том числе в условиях вредного производства, не финансируют проведение профилактических осмотров. Практически повсеместно ликвидирован институт методистов производственной гимнастики и инструкторов физической культуры.

Все это в значительной степени связано с недостаточным и малоэффективным использованием физической культуры и спорта как мощного оздоровительного и воспитательного средства, что, в свою очередь, обусловлено слабостью законодательной базы в этой области.

Практика применения действующего Федерального закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации показала, что его основные положения в значительной степени ориентированы на ушедшую в прошлое идеологию правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта, когда эта область общественной жизни, материальную базу которой составляла государственная собственность, рассматривалась в качестве массового общественного движения, где функции общественных и государственных учреждений тесно переплетались. Действующий закон, по существу, не содержит положений, ориентирующих отрасль на развитие рыночных механизмов.

Это существенно затрудняет развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации как отрасли, препятствует внедрению современных организационных и экономических механизмов управления ее основными звеньями, снижает эффективность деятельности государства и иных хозяйствующих субъектов по поддержке физкультурно-спортивных организаций на всех уровнях.

Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет сегодня осуществить в полном объеме право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом. Для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта, не созданы соответствующие стимулы и экономические условия.

В этой связи разработчики законопроекта исходили из указаний Президента РФ В. В. Путина, который отметил, что «государственная политика – это в том числе и создание системы стимулов, позволяющих спорту развиваться за счет самых разных источников…», что «большой спорт вполне способен работать на социальные и экономические интересы территорий. Развивая спортивную индустрию, спорт, туризм, можно концентрировать вокруг этого капиталы и технологии. Это огромное и перспективное поле для отечественного бизнеса, и прежде всего среднего и малого. Нашим экономическим ведомствам совместно с региональными структурами надо всерьез подумать, как этот перспективный ресурс использовать с большей отдачей, причем как в интересах территорий, так и национальной экономики в целом».

В нарушение законодательства Российской Федерации решение важных государственных задач в области физической культуры и спорта, в том числе подготовка, формирование и обеспечение сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, сегодня возложено на Олимпийский комитет России, являющийся по статусу общественным объединением. В то же время действующий закон полностью обходит вниманием решение проблемы организации эффективной деятельности общественных объединений по видам спорта (федераций, союзов, ассоциаций).

В действующем законе отсутствуют положения об условиях компенсации затрат спортивных школ, училищ олимпийского резерва, клубов и спортивных обществ на подготовку спортсменов-профессионалов при переходах этих спортсменов в иностранные спортивные организации. Нет норм, регламентирующих противодействие допингу в спорте, деятельность спортивного арбитража и многих других.

Представленный законопроект меняет эти и многие другие отечественные положения, мешающие развитию спорта.

Законопроект направлен на повышение оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, которая в законодательстве страны хронически недооценивается.

Вместе с тем у занимающихся спортом социальная активность значительно выше, чем у остальных людей. Выработка таких качеств личности, как решительность, воля, целеустремленность и самообладание, невозможна без систематических занятий спортом.

Занятия спортом, физическими упражнениями и закаливание формируют своеобразный иммунитет к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя и курению. Например, все клубы любителей бега, велоспорта, гребли, общефизической подготовки, шейпинга, боди-билдинга и другие — это практически клубы трезвости, антикурения и антинаркомании.

Спорт оказывает влияние на нравственное воспитание человека, формирование его культуры поведения и стиля жизни, без которых человек не может быть личностью и полноценным гражданином.

Спорт является самым эффективным средством перевоспитания «трудных подростков», предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, для проявления лидерства и соперничества на самой здоровой основе.

К сожалению, возможности вовлечения детей, подростков и юношей, склонных к правонарушениям, в систематические занятия спортом крайне ограничены. Такие занятия все чаще являются платными, а значит, в условиях современного уровня жизни, для большинства детей и подростков из трудных семей недоступными.

Законопроект предусматривает улучшение этого положения.

Спорт является мощным средством гражданско-патриотического воспитания, без которого невозможно обеспечить ни безопасность страны, ни ее экономическое процветание.

В то же время физическая культура и спорт дают огромный прямой экономический эффект, о чем свидетельствует финансово-экономическое обоснование к проекту закона.

Важную роль спорт играет в поддержании общественного порядка и «выпускании пара», в первую очередь у «бунтующей» молодежи, как инструмент смягчения социально-политических и духовных противоречий, морального сплочения нации.

В случае принятия рассматриваемого законопроекта воспитательная, социально-экономическая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в стране значительно возрастет.

Принятие закона позволит создать юридическую базу для регулирования отношений в области массового, детского, юношеского и профессионального спорта, урегулировать правовое положение спортсменов во всех видах спорта (и олимпийских, и не включенных в олимпийскую программу), обеспечить права граждан в области физической культуры, создание благоприятных условий для физического воспитания и физического развития населения, привести в стройную систему весь массив нормативных правовых актов о спорте, создать такую правовую базу, на которой будет эффективно реализовываться государственная политика в области физической культуры и спорта, целью которой является здоровье нации и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право