На главную Написать письмо

Анотация

Несмотря на то, что во всех государствах – членах ЕврАзЭС в той или иной степени сформирована законодательная база, регламентирующая деятельность национальных рынков ценных бумаг, ключевой проблемой является гармонизация и унификация законодательства о фондовых рынках государств Сообщества. В статье изложены концептуальные подходы в регулировании рынка ценных бумаг государств–членов ЕврАзЭС и предложена примерная структура Основ законодательства ЕврАзЭС о рынке ценных бумаг.

Ключевые слова

Фондовый рынок; рынок ценных бумаг; ценные бумаги; финансовые инструменты; производные финансовые инструменты; Основы законодательства ЕврАзЭС о рынке ценных бумаг.

 

О концептуальных подходах в регулировании рынка ценных бумаг государств – членов ЕврАзЭС*

В. С. Белых, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮА

1. Общие положения о рынке ценных бумаг

1.1. Начнем с понятийного аппарата в сфере фондового рынка государств – членов ЕврАзЭС. Рынок ценных бумаг – совокупность экономических и юридических отношений между его участниками по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками в системе финансовых услуг. Он является важной составной частью национального рынка страны. Его главные задачи, с одной стороны – способствовать развитию «первичных рынков» экономики (товарного рынка, рынка работ, рынка услуг и др.), с другой – решать собственные проблемы, способствовать реализации функций, направленных на обеспечение процесса инвестиций в производство и сферу услуг, получение прибыли от операций на рынке и пр. В свою очередь, любой рынок – совокупность экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

В специальной литературе фондовый рынок и рынок ценных бумаг выступают синонимами. Вместе с тем в международной практике встречаются различные трактовки понятия «фондовый рынок», свидетельствующие о том, что понятие «фондовый рынок» несколько шире понятия «рынок ценных бумаг». Мы также считаем, что понятие «фондовый рынок» включает в себя и рынки ценных бумаг, используемых для корпоративного финансирования (акции, облигации), но и также рынки производных финансовых инструментов, формально не являющихся ценными бумагами, – фьючерсов и биржевых опционов на ценные бумаги и фондовые индексы1. Таким образом, фондовый рынок есть система экономических и юридических отношений между его участниками по поводу выпуска и обращения финансовых инструментов.

1.2. В определении фондовогорынка ключевым (исходным) положением служит понятие «финансовые инструменты». В экономической литературе финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы и т. д.). Поэтому считаем целесообразным использовать в настоящей Концепции термин «финансовые инструменты», которым охватываются ценные бумаги, а также и производные инструменты, формально не являющиеся ценными бумагами.

1.3. Фондовый рынок (равнои рынок и ценных бумаг) можно подразделить на первичный и вторичный. Первичный рынок объединяет фазу конструирования нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение. Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги и производные финансовые инструменты. В свою очередь вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный рынки. Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по другим критериям: по территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки), по видам ценных бумаг (рынок акций и т. п.), по видам сделок (кассовый рынок, форвардный рынок и т. д.), по эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг и т. п.), по срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг), по отраслевому и другим критериям.

1.4. Фондовый рынок включает в себя: 1) эмиссию ценных бумаг; 2) обращение ценных бумаг. Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 39-ФЗ) последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг. Упомянутые действия по размещению ценных бумаг объединяются в ряд этапов, которые и образуют процедуру эмиссии ценных бумаг. В общем случае процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы (п. 1 ст. 19 Закона № 39-ФЗ): принятие решения о размещении ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; размещение ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Обращение ценных бумаг есть заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги. Полагаем, что в концептуальном плане необходимо дополнить стадии (жизненные циклы) фондового рынка новой (третьей) стадией – прекращением действия ценной бумаги и производных финансовых инструментов.

1.5. Фондовый рынок государств– членов Сообщества – один из видов национального рынка. Его главные задачи, с одной стороны – способствовать развитию «первичных рынков» экономики (товарного рынка, рынка работ, рынка услуг и др.), с другой – решать собственные проблемы, способствовать реализации функций, направленных на обеспечение процесса инвестиций в производство и сферу услуг, получение прибыли от операций на рынке и пр.

В то же время фондовый рынок– составная часть мирового хозяйственного порядка. Однако рынок ценных бумаг государств–членов Сообщества пока находится в стадии своего становления и развития. Он (фондовый рынок) обладает рядом специфических черт, выделяющих его на фоне других аналогичных рынков. К ним относятся: 1) доля участников фондового рынка, например в России, ничтожно мала, в лучшем случае – это порядка 1 % всего населения; 2) фондовый рынок заметно обособлен (изолирован) и в основном не имеет прямого отношения к реальному сектору экономики. Глобальный финансовый кризис показал, что существенное падение индексов на фондовых площадках России и ведущих биржах стран с развитой экономикой – это значительный удар, прежде всего, по имиджу и финансовому состоянию российских олигархов. Для отечественного производителя и экспортера природных ресурсов наиболее значимым является спрос и уровень цен на поставляемые ресурсы. В настоящее время цена на нефть пошла вверх, и сразу же аналитики, представители власти в один голос заговорили о подъеме, росте экономики. То же самое можно сказать в адрес других государств – членов Сообщества. Одним словом, фондовый рынок – это нечто обособленное, не имеющее в большинстве своем никакого отношения к реальной экономике2 .

2. Анализ законодательства о рынке ценных бумаг государств – членов Сообщества

2.1. Известно, что в настоящеевремя в странах ЕврАзЭС действуют законы о рынке ценных бумаг (законы о ценных бумагах и фондовых биржах). И не только. В их числе необходимо назвать следующие нормативные акты.

Республика Беларусь. К ним относятся: Закон от 12 марта 1992 г. № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее – Закон РБ о ценных бумагах); Закон от 22 июля 2003 г. № 226-3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон РБ о валютном регулировании); постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 «Об утверждении Основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь»; Положение Национального банка Республики Беларусь от 4 сентября 1997 г. № 944 «О порядке инвестирования нерезидентами денежных средств в государственные ценные бумаги Республики Беларусь и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь»; постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 13 августа 1999 г. № 22.

Республика Казахстан. Это – Закон от 2 июля 2003 г. № 461-II «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон РК о рынке ценных бумаг); Закон от 24 декабря 1996 г. № 54-1 «О валютном регулировании» (далее – Закон РК о валютном регулировании); Правила Национального банка Республики Казахстан регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, и открытия счетов за границей от 4 июля 2003 г. № 225.

Кыргызская Республика. Среди них следует назвать: Закон от 21 июля 1998 г. № 95 «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон КР о рынке ценных бумаг); Закон от 5 июля 1995 г. № 6-1 «Об операциях в иностранной валюте» (далее – Закон КР об операциях в иностранной валюте).

Российская Федерация. Закон от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон РФ о рынке ценных бумаг); Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон РФ о валютном регулировании); Закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»; Положение Банка России «Об особенностях проведения сделок нерезидентов с ценными бумагами российских эмитентов, выраженными в валюте Российской Федерации, и проведении конверсионных сделок» от 23 марта 1999 г. № 68-П; Инструкция ЦБ РФ от 28 декабря 2000 г. № 96-И «О специальных счетах нерезидентов типа «С».

Республика Таджикистан. Это – Закон от 10 марта 1992 г. № 552 «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее – Закон РТ о ценных бумагах); Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» от 10 марта 1992 г. № 554; Закон от 12 декабря 1997 г. № 498 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон РТ о валютном регулировании).

Безусловно, указанные нормативные акты государств – членов Содружества могут быть дополнены законами и многочисленными подзаконными актами (особенно, ведомственными), регулирующими отдельные вопросы рынка ценных бумаг. Причем система правовых норм, регулирующих рынок ценных бумаг, носит комплексный (межотраслевой) и многоаспектный характер, включая нормы акционерного, налогового и банковского права. Поэтому в данной системе можно выделить два блока нормативных актов: 1) акты частного (прежде всего, гражданского) права; 2) акты публичного права. В рамках первого блока действует следующая схема (модель) правового регулирования: Гражданский кодекс – общие и специальные законы. Важно отметить, что среди указанных законов выделяются законодательные акты об акционерных обществах, о банках и банковской деятельности, об инвестициях и инвестиционной деятельности, включая иностранные инвестиции и др.

Второй блок законов регулирует публичные отношения. Среди них особое место занимают акты налогового законодательства и в первую очередь – налоговые кодексы. Не случайно в Российской Федерации ситуация с публично-правовым (читай: налогово-правовым) регулированием отношений с использованием финансовых инструментов коренным образом изменилась с принятием Федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»3.

2.2. Общая характеристика законодательства о рынке ценных бумаг в государствах–членах Сообщества. Общие выводы и рекомендации.

Во-первых, следует констатировать, что в настоящее время в государствах–членах ЕврАзЭС отсутствует стройная и иерархическая система законодательства о рынке ценных бумаг. Кроме того, наблюдается заметное отставание действующего законодательства от фактических потребностей в государствах– членах Сообщества в регулировании фондового рынка.

Во-вторых, несмотря на то, что во всех государствах–членах ЕврАзЭС в той или иной степени сформирована законодательная база, регламентирующая деятельность национальных рынков ценных бумаг, следует отметить низкий уровень унификации и согласованности норм, регулирующих порядок эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг и других финансовых инструментов эмитентов государств–членов ЕврАзЭС. Причем это проявляется как на межгосударственном уровне, так и на уровне международных документов, которыми в данном случае являются положения Кодекса ОЭСР либерализации движения капитала, рекомендации Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions), Международной ассоциации по вопросам обслуживания рынка ценных бумаг (International Securities Services Association). Отсюда вытекает ключевая проблема – это гармонизация и унификация законодательства о фондовых рынках государств–членов ЕврАзЭС, ШОС, ЕС. В этом направлении сделаны лишь первые шаги. Предстоит большая работа на уровне глав государств, высших органов и должностных лиц указанных организаций.

Промежуточные рекомендации:

1. В целях гармонизации (сближения) унификации законодательных условий эмиссии и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств – членов ЕврАзЭС необходимо устранить в действующих законах несоответствия нормам статей Кодекса либерализации движения капиталов (ОЭСР), соглашений ВТО, Рекомендаций Международной организации комиссий по ценным бумагам и осуществлять сближение национальных законодательств на основе имплементации норм указанных выше международных соглашений и положений, а также договоров стран – членов Сообщества, с учетом опыта Европейского Союза.

2. Для осуществления деятельности по созданию и дальнейшему развитию рынка ценных бумаг государств Сообщества необходимо, чтобы законодательство стран ЕврАзЭС в этой области как минимум соответствовало бы среднему уровню развития фондового рынка в ЕврАзЭС и согласовывалось в вопросах регулирования деятельности на фондовом рынке государств Сообщества нерезидентов из государств – членов ЕврАзЭС с международной практикой.

Авторы Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагают провести ревизию размещенных в различных разделах ГК норм о ценных бумагах, чтобы (1) исправить имеющиеся в Кодексе внутренние противоречия цивилистической конструкции ценной бумаги; (2) дополнить общие положения ГК о ценных бумагах нормами общего характера, которые имеются в нормативных актах, регулирующих отдельные виды бумаг (например, вексельном законодательстве)4. При этом положения главы 9 ГК РФ должны выполнять функцию своеобразной «общей части» права ценных бумаг.

Такая позиция в целом заслуживает поддержки. Но есть ряд принципиальных вопросов. Во-первых, следует определить соотношение между общими положениями ГК о ценных бумагах и специальными законами. Основные положения о ценных бумагах необходимо включить в общую часть Гражданского кодекса РФ. Это – бесспорный факт. Но ценные бумаги, другие финансовые инструменты не сводятся к такой «жалкой классификации», которая в настоящее время содержится в главе 7 Кодекса (ст. 143, 145, 149). Но тогда возникает вопрос: каковы масштабы разработки видов ценных бумаг для Кодекса, а что оставить в специальном законодательстве? Известно, что действующий Закон «О рынке ценных бумаг» посвящен в основном статусу профессиональных участников фондового рынка. Законодательство о рынке ценных бумаг и законодательство о ценных бумагах – это не совпадающие понятия. Как верно отмечалось в литературе, первое шире второго. По этой причине мы предлагали (наряду с действующим Законом о рынке ценных бумаг) принять Закон о ценных бумагах5. Хотя законодатель пошел по иному пути, в частности, 14 октября 2003 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах». На наш взгляд, более предпочтителен вариант – принятие закона «О ценных бумагах», который включил бы положения о ценных бумагах (в том числе об ипотечных ценных бумагах).

3. Концептуальные подходы и примерная структура Основ законодательства ЕврАзЭС о рынке ценных бумаг

3.1. Концептуальные подходы. Сущность первого подхода заключается в том, что Основы являются кодифицированным актом, в котором должны гармонично сочетаться нормы частного и публичного права. В частности, в Концепцию Основ законодательства рекомендуется включить публично-правовые нормы, посвященные вопросам государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Второй подход – юридической целью Основ является кодификация законодательства государств – членов Сообщества в области рынка ценных бумаг, что в конечном итоге будет способствовать развитию межгосударственного единого рынка ценных бумаг путем мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и эффективного использования, установление правовых гарантий защиты инвесторов. Третий подход – принятие Основ может привести к единообразной интерпретации правовых норм, посвященных регулированию отношений в области рынка ценных бумаг и единообразию хозяйственной практики. Одна из основных сфер такого единообразия – унификация терминологического аппарата, используемого в законодательстве государств–членов ЕврАзЭС.

3.2. Примерная структура Основ законодательства ЕврАзЭС о рынке ценных бумаг. Начнем с того, что указанная структура не должна содержать деление Основ на общую и особенную части. Это – не кодексовая форма.

Мы предлагаем следующие разделы Основ: 1) общие положения; 2) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 3) объекты рынка ценных бумаг; 4) информационное обеспечение рынка ценных бумаг; 5) основы регулирования рынка ценных бумаг; 6) заключительные положения.

В первом разделе Основ необходимо выделить следующие главы и статьи: 1) сфера (предмет), принципы применения Основ; 2) законодательство о рынке ценных бумаг; 3) термины и определения, используемые в Основах.

Во второй раздел предлагается включить главы и статьи: 1) о видах профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; 2) о субъектах профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; 3) о фондовой бирже.

В разделе третьем Основ речь должна идти об объектах рынка ценных бумаг. В частности, объектами рынка ценных бумаг являются: а) эмиссионные ценные бумаги и другие документы, которые законом или в установленном им порядке отнесены к числу таких ценных бумаг; б) производные ценные бумаги; в) ценные бумаги иностранных эмитентов, обращение которых на территории государства допущено государственным органом по рынку ценных бумаг в порядке, установленном национальным законодательством.

В этой связи следует обратить внимание на то, что в законах государств – членов Сообщества содержится понятие «производная ценная бумага». Так, в соответствии со ст. 2 Закона КР о рынке ценных бумаг производные ценные бумаги – любые ценные бумаги, удостоверяющие право владельца на покупку или продажу ценных бумаг. Деятельность по совершению сделок на биржевом и внебиржевом рынках осуществляется только на основании лицензии. Особенности обращения производных ценных бумаг устанавливаются нормативными правовыми актами Национальной комиссии. В Законе РК о рынке ценных бумаг также названы в качестве объектов рынка ценных бумаг производные ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Напротив, в Законе РТ о рынке ценных бумаг отсутствует термин «производные ценные бумаги». Более того, в Законе нет понятия «эмиссионная ценная бумага».

До недавнего времени действующее законодательство не раскрывало в полной мере содержания понятия «финансовые инструменты», а также не определяло их разновидности. Но ситуация коренным образом изменилась с принятием Федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, в соответствии со ст. 2 Закона РФ о рынке ценных бумаг финансовый инструмент – ценная бумага или производный финансовый инструмент. В свою очередь, производный финансовый инструмент представляет собой договор, за исключением договора репо, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:

1) обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства, которое предусмотрено федеральным законом или нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом (далее – ПФИ)

2) обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющий ся производным финансовым инструментом;

3) обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является ПФИ.

В п. 1 ст. 301 НК РФ читаем: «Финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, свопконтракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». В целях настоящей главы Кодекса не признается финансовым инструментом срочных сделок договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, предусматривающий обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения значений величин, составляющих официальную статистическую информацию, изменения физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды или изменения значений величин, определяемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем абзаце показателей. Также не признается финансовым инструментом срочных сделок договор, требования по которому не подлежат судебной защите в соответствии с гражданским законодательством РФ. Убытки, полученные от указанных договоров, не учитываются при определении налоговой базы.

Симптоматично, что изменения коснулись и Закона РФ о товарных биржах. В силу п. 1 ст. 8 Закона в ходе биржевых торгов, организуемых товарной биржей, могут совершаться сделки купли-продажи биржевого товара, а также заключаться договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар. К договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключаемым на биржевых торгах, применяются положения ст. 51.4 Закона о рынке ценных бумаг, если это не противоречит существу отношений, возникающих из таких договоров.

Сквозные изменения произошли также в Законе РФ о Банке России, Законе РФ о страховании вкладов физических лиц, Законе РФ о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций и др. Сказанное означает, что законодатель, во-первых, пошел по пути системных изменений в действующее законодательство, связанных с введением в нормативный оборот понятий «финансовые инструменты» и «производные финансовые инструменты». В то же время законодатель отказался от идеи принятия специального закона о производных финансовых инструментах. Примечательно, что в законопроекте № 309366-3 о производных финансовых инструментах указанным инструментом признается договор, по которому возникновение и (или) размер по крайней мере одного денежного обязательства зависит от значения и (или) изменения цены, других показателей базового актива, или значения показателя, прямо перечисленного в ст. 5 настоящего закона (п. 1 ст. 3 законопроекта). Во-вторых, понятия «финансовые инструменты» и «ценные бумаги» соотносятся как род и вид. Все ценные бумаги – это финансовые инструменты, но не все финансовые инструменты – ценные бумаги6. В-третьих, ПФИ – это гражданско-правовой договор, результатом которого является появление определенной статьи в активах одной стороны договора и статьи в пассивах другой стороны контракта.

Безусловно, что определение ПФИ – непростая задача. Чаще всего ПФИ именуются договором (соглашением) между сторонами. Однако резонно возникает вопрос: соответствует ли данное определение сути обозначенного явления? Ведь известно, что гражданское законодательство (ст. 142 ГК РФ) определяет ценную бумагу в качестве документа, удостоверяющего с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении. Из нормативного определения вытекают следующие признаки, характеризующие ценные бумаги: документарность, удостоверение ценными бумагами имущественных прав, необходимость предъявления документа для осуществления или передачи этих прав. Во всех ли случаях ПФИ являются договором? Существуют различные виды производных финансовых инструментов: форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты, депозитарные расписки и др. В этой связи следует обратить внимание на два момента. 1. Депозитарная расписка – документ, удостоверяющий, что ценные бумаги помещены на хранение в банке-кастодиане (custody) в стране эмитента акций на имя банка-депозитария, и дающий право его владельцу пользоваться выгодами от этих ценных бумаг. 2. В законодательстве государств – членов Сообщества встречается такой термин, как производная ценная бумага. В частности, под это понятие попадают инструменты, основанные на ценных бумагах (форвардный контракт на облигацию, опцион на акцию, депозитарная расписка). Вместе с тем, несмотря на внешнюю схожесть, между производными ценными бумагами и ПФИ нельзя ставить знак равенства. Одним словом, проблема их разграничения еще более обострилась. Наглядный пример: в силу ст. 3 Закона РУ о ценных бумагах фьючерс на ценные бумаги – эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая обязательство по покупке или продаже в предусмотренный в ней срок определенного количества ценных бумаг по фиксированной цене. Под производной ценной бумагой данный Закон понимает ценные бумаги, удостоверяющие права или обязательства их владельцев по отношению к другим ценным бумагам и выпускаемые юридическими лицами в виде опционов эмитента, фьючерсов на ценные бумаги и иных финансовых инструментов.

Как правило, целью покупки ПФИ (дериватива) является не получение базового актива, а получение прибыли от изменения его цены, т. е. цель покупки ПФИ носит спекулятивный характер. Отличительная особенность деривативов в том, что их количество не обязательно совпадает с количеством базового инструмента. Эмитенты базового актива обычно не имеют никакого отношения к выпуску деривативов. Например, суммарное количество контрактов на разницу цен (CFD) на акции компании может в несколько раз превышать количество выпущенных акций, при этом само это акционерное общество не выпускает и не торгует деривативами на свои акции7. Высокая волатильность – всегда соблазняет спекулянтов на манипулирования фондовым рынком с целью «коротких продаж» ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

Термин «базисный актив» также является трудным для характеристики, хотя бы потому, что он (термин) относится к экономико-правовым категориям. Так, в соответствии с п. 1 ст. 301 НК РФ под базисным активом финансовых инструментов срочных сделок понимается предмет срочной сделки (в том числе иностранная валюта, ценные бумаги и иное имущество, имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие финансовые инструменты срочных сделок). Итак, базисный актив – это предмет срочной сделки (читай: гражданско-правового договора), а предмет любого договора является существенным условием (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Иное определение базисного актива содержится в ст. 1 Закона РК о рынке ценных бумаг. Базовый актив – стандартизованные партии товаров, ценные бумаги, валюта, финансовые инструменты и иные показатели, определенные внутренними документами организатора торгов.

Подводя некоторый итог рассуждениям о финансовых инструментах, нельзя не заметить, что они (инструменты) пока что слабо вписываются в структуру Гражданских кодексов государств – членов ЕврАзЭС. Поэтому мы наблюдаем нечто вроде притирки, когда на законодательном уровне происходит своеобразный перевод экономической терминологии в плоскость права и правового регулирования (инструмент – договор, базисный актив – предмет срочной сделки, объекты гражданских прав, денежные обязательства и т. д.). Категорию финансовых инструментов можно обнаружить не только в законах, но и в многочисленных подзаконных актах. Широкое распространение также имеет термин «производные финансовые инструменты», который употребляется применительно к форвардным, фьючерсным, опционным контрактам, депозитарным распискам8, свопам и варрантам9. Отсюда следует, что положения подзаконных правовых актов необходимо приводить в соответствие с нормами законов о рынке ценных бумаг, законов о биржах и др.

В четвертом разделе Основ должны содержаться нормы об информационном обеспечении рынка ценных бумаг. К ним относятся нормы о раскрытии информации о ценных бумагах и других финансовых инструментах; об использовании коммерческой и служебной информации на рынке ценных бумаг; о рекламе на рынке ценных бумаг. Для создания реальной прозрачности деятельности компаний и обеспечения возможности информированного осуществления акционерами своих прав по акциям в Основах необходимо установить четкий перечень доступных акционерам документов, включающий информацию о финансовом положении компании, результатах деятельности, собственности и управления в компании. Законодательно закрепить требования по раскрытию информации об аффилированных лицах компаний. Такие требования целесообразно установить как в отношении самих аффилированных лиц по предоставлению соответствующих сведений в общество, так и в отношении обществ по раскрытию информации инвесторам.

Также считаем необходимым включить в Основы нормы, посвященные раскрытию информации, связанной с доходом, предоставляемым ценной бумагой; раскрытию информации о рисках и факторах, оказывающих существенное влияние на деятельность эмитента; раскрытию информации об аудиторах, экспертах и консультантах эмитента; раскрытию информации об органах и сотрудниках общества (компании). Это необходимо, прежде всего, в целях защиты интересов инвесторов в части достоверности финансовой отчетности эмитента и проспекта выпуска акций в проспекте выпуска акций.

Глава 10 Закона КР о ценных бумагах посвящена информационному обеспечению рынка ценных бумаг. Закон (ст. 52, 60) проводит разграничение между правовым режимом, служебной информацией и коммерческой тайной.

В пятом разделе Основ необходимо предусмотреть вопросы, связанные с регулированием рынка ценных бумаг. Следует различать государственное регулирование рынка ценных бумаг и саморегулирование. Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться путем:

– установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

– государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

– лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

– запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно обеспечивать достижение трех основных целей: 1) защиту прав инвесторов; 2) обеспечение эффективности, транспарентности и справедливости рынка; 3) снижение систематического риска. Неадекватное регулирование может наложить необоснованное бремя на рынок и препятствовать рыночному росту и развитию. Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг сформулированы в Рекомендациях Международной организации по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions (IOSCO), являющейся международной организацией, объединяющей регуляторов фондового рынка более чем ста стран мира для сотрудничества, объединения усилий по созданию эффективных и «прозрачных» рынков, обмена информацией и опытом.

Общие признаки эффективного регулирования, которые способствуют нормальному экономическому росту, можно определить следующим образом:

– не должно быть излишних барьеров входа и выхода на рынок ценных бумаг и барьеров в торговле отдельными инструментами;

– рынки должны быть открыты для самого широкого круга участников, которые отвечают установленным критериям допуска на рынок;

– при формировании политики регулирующего органа необходимо учитывать воздействие накладываемых ограничений;

– регуляционное воздействие должно быть равным для всех, кто принимает определенное финансовое обязательство.

Юридическая, налоговая и аккаунтинговая система, в рамках которой рынки ценных бумаг функционируют, должна быть адекватной и эффективной.

Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В Основах законодательства ЕврАзЭС о рынке ценных бумаг:

1. Установить, что лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляет самостоятельный государственный орган, к компетенции которого относится регулирование, надзор и контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг государства–члена ЕврАзЭС (лицензирующий орган).

2. Определить, что соискателемлицензии может быть только юридическое лицо, созданное и зарегистрированное в соответствии с законодательством государства–члена ЕврАзЭС (резидент), на фондовом рынке которого оно планирует осуществлять профессиональную деятельность.

3. Установить, что лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой.

4. В целях исключения конфликта интересов, возникающего при совмещении профессиональной деятельности по ценным бумагам с иными видами деятельности, следует ограничить право осуществления лицензиатом видов деятельности, не связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государства–члена ЕврАзЭС.

5. Установить, что лицензированию подлежат следующие виды профессиональной деятельности:

брокерская деятельность;

дилерская деятельность;

деятельность по учету прав на ценные бумаги;

деятельность по управлению ценными бумагами и другими финансовыми инструментами (управлению инвестиционным портфелем);

деятельность по организации торговли ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.

6. Национальным законодательством государства–члена ЕврАзЭС могут быть предусмотрены иные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, подлежащие лицензированию.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг в рамках полученной лицензии вправе оказывать консультационные услуги по вопросам деятельности на рынке ценных бумаг.

Рассмотреть возможность выдачи лицензий с ограниченным сроком действия с правом последующего продления. Национальным законодательством государства–члена ЕврАзЭС может быть предусмотрена выдача лицензий без ограничения срока ее действия.

7. Определить, что вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только лицензиатом без передачи права на его осуществление другому лицу.

Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам и соискателям лицензии. В Основах законодательства ЕврАзЭС о рынке ценных бумаг:

1. Установить, что лицензиат (соискатель лицензии) должен соответствовать обязательным лицензионным требованиям и условиям.

Определить, что обязательными лицензионными требованиями и условиями являются:

1.1. Соблюдение лицензиатом законодательства о ценных бумагах государства, на фондовом рынке которого он работает;

1.2. Исполнение вступивших в законную силу судебных решений по вопросам осуществления лицензируемого вида деятельности на рынке ценных бумаг;

1.3. Соответствие собственногокапитала или чистых активов лицензиата (соискателя лицензии) и иных его финансовых показателей установленным нормативам достаточности, ограничивающим риски при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

1.4. Соответствие руководителей и работников лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, установленным законодательством о ценных бумагах и нормативными правовыми актами государственного органа, осуществляющего контроль и надзор на рынке ценных бумаг;

1.5. Отсутствие судимости и наличие необходимого стажа работы у руководящих работников лицензиата (соискателя лицензии). Перечень руководящих работников лицензиата (соискателя лицензии) и требования к стажу работы определяется законодательством государства–члена ЕврАзЭС;

1.6. Руководитель, должностные лица, контролер лицензиата, а также руководитель и работники структурного подразделения, к функциям которого относится осуществление деятельности по учету прав на ценные бумаги, не могут одновременно занимать аналогичные должности другого лицензиата (включая членов администрации, наблюдательного совета (совета директоров);

1.7. Наличие у лицензиата (соискателя лицензии) коллегиального органа – контрольной службы (службы внутреннего аудита) либо не менее одного контролера, основным местом работы которого является работа у лицензиата (соискателя лицензии).

2. Установить особые требования, предъявляемые для получения лицензии и при осуществлении деятельности по учету прав на ценные бумаги и деятельности по организации торговли ценными бумагами – наличие соответствующих программно-технических средств. Законодательством государства–члена ЕврАзЭС могут быть предусмотрены иные особые требования, предъявляемые для получения лицензии и при осуществлении лицензируемой деятельности.

Основания для приостановления или прекращения действия лицензии. В Основах законодательства ЕврАзЭС о рынке ценных бумаг:

1. Установить, что приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг законодательства о ценных бумагах или неустранение нарушений, выявленных лицензирующим органом, повлекших вынесение письменного предупреждения (предписания) об их устранении, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством государства–члена ЕврАзЭС, лицензирующим органом которого выдана лицензия.

Приостановление действия лицензии осуществляется по решению лицензирующего органа на срок до 6 месяцев.

2. Установить, что по решениюлицензирующего органа действие лицензии может быть возобновлено после письменного уведомления лицензиатом об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, с приложением документов, подтверждающих их устранение. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия.

3. Ввести следующие случаи,при наступлении которых действие лицензии может быть прекращено:

по инициативе лицензиата;

по решению лицензирующего органа либо суда об аннулировании лицензии;

по истечении срока, на который она выдана;

при ликвидации (прекращении деятельности) или реорганизации лицензиата.

Лицензия может быть аннулирована (отозвана) в случаях:

– неоднократного нарушения в течение одного года лицензиатом законодательства государства–члена ЕврАзЭС о ценных бумагах или лицензионных требований и условий осуществления лицензируемой деятель ности;

– нарушения лицензиатом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– неустранение лицензиатом в установленный срок нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии;

– осуществление лицензиатом видов деятельности, не предусмотренных лицензией;

– аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций – для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

– иных случаях, предусмотренных законодательством государства–члена ЕврАзЭС.

4. Обязать лицензирующий орган при принятии решения о приостановлении или прекращении действия лицензии письменно уведомить лицензиата о таком решении с указанием оснований прекращения или приостановления действия лицензии.

В шестом разделе Основ должны содержаться заключительные положения. В частности, порядок вступления Основ в силу и вопросы приведения законодательства государства–члена Сообщества в соответствие с настоящими Основами.

_____________________________

*При подготовке настоящей статьи были использованы материалы, подготовленные Постоянной комиссией по экономической политике МПА государств – членов ЕврАзЭС.
1См.: Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. Идеальная модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу (до 2020 года). М., 2008. С. 9.
2См.: Проблемы и перспективы развития правового сотрудничества в рамках ШОС, ЕврАзЭС и партнерских отношений с ЕС. Доклады исполнительного комитета к третьей сессии Европейско-Азиатского конгресса. Екатеринбург, 2009. С. 53.
3СПС «КонсультантПлюс». Настоящий Закон вступил в силу с 1 января 2010 г.
4См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вст. сл. А. Л. Маковского. М., 2009. С. 127.
5См.: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. М., 2005. С. 120-121.
6См.: Булдакова Е. В. К вопросу о правовом режиме ценных бумаг и иных финансовых инструментов// Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности: сб. науч. трудов; отв. ред., сост. В. С. Белых. М., 2006. С. 351.
7http://www.glossary.ru/
8Постановление ФКЦБ РФ № 33, Министерства финансов РФ № 109н от 11 декабря 2001 г. «Об утверждении положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг» // Российская газета. 2002. № 8, 9.
9Указание ЦБ РФ № 1376-У от 16 января 2004 г. «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации» (в ред. по состоянию на 15.09.2009 г.) // Вестник Банка России. 2004. № 12-13.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право