На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена вопросам привлечения средств бюджетов публичных образований в негосударственные пенсионные фонды и проблемам эффективного развития системы негосударственного пенсионного обеспечения на региональном уровне, обеспечения прав участников негосударственных пенсионных фондов.

Ключевые слова

Негосударственные пенсионные фонды; средства бюджетов территорий; пенсионная схема; условия пенсионного договора; право на информацию.

 

Вопросы регулирования отношений в сфере негосударственного пенсионного обеспечения с участием бюджетных средств

Д. В. Бурачевский, заместитель руководителя Регионального отделения ФСФР России в Уральском федеральном округе

А. В. Фирсова, заместитель начальника отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках Регионального отделения ФСФР России в Уральском федеральном округе

Договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее – пенсионный договор) заключается между вкладчиком (физическим или юридическим лицом уплачивающим пенсионные взносы) и негосударственным пенсионным фондом (далее – фонд) в пользу участника (физическое лицо, которому должны производиться выплаты негосударственной пенсии).

Вкладчик может уплачивать взносы в интересах иного лица либо в свою пользу. Закон не исключает случаи, когда вкладчиком может выступать публичное образование (например, субъект федерации, муниципальное образование в лице соответствующих органов). В таком случае выгодоприобретателями (участниками) по пенсионным договорам становятся, как правило, работники бюджетных предприятий, определенные категории населения региона.

Схема организации негосударственного пенсионного обеспечения на основе средств субфедеральных и муниципальных бюджетов за более чем семнадцатилетнюю историю развития негосударственных пенсионных фондов в России1 зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных. Это не в последнюю очередь объясняется стабильностью поступления и достаточными объемами пенсионных взносов. Кроме того, в таком случае вкладчика и фонд объединяет социальная направленность деятельности.

Вместе с тем, практика надзора в сфере негосударственного пенсионного обеспечения свидетельствует о наличии проблем, требующих особого внимания. К ним относятся: обеспечение и защита прав и интересов граждан, являющихся участниками негосударственных пенсионных фондов, снижение рисков неисполнения субъектами отношений принятых на себя обязательств, обеспечение целевого и эффективного расходования бюджетных средств.

Согласно п. 2. ст. 2 Закона о негосударственных пенсионных фондах2 деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

По нашему мнению, выполнение фондом указанных функций – в полном соответствии со взятыми на себя договорными обязательствами – крайне проблематично в отсутствие информации о размерах, периодичности и продолжительности внесения пенсионных взносов вкладчиками фонда. Соответственно и участник фонда имеет возможность рассчитать размер, срок выплаты подлежащих ему негосударственных пенсий, исходя из выбранной им пенсионной схемы, только при наличии указанной информации.

Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о негосударственных пенсионных фондах пенсионный договор должен содержать положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов. Также согласно п. 4 Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения3, применяемые фондами пенсионные схемы должны определять: а) порядок внесения пенсионных взносов вкладчиками фонда, их размеры, периодичность и продолжительность внесения; б) порядок получения участниками фонда негосударственных пенсий, их размеры, периодичность и продолжительность выплат.

Вышеуказанные условия устанавливаются Пенсионными правилами фонда, к положениям которых присоединяется вкладчик, а также могут быть дополнены пенсионным договором. В этом случае вкладчик, заключивший с фондом договор в свою пользу (сам ставший участником), во взаимоотношениях с фондом ориентируется на принятые на себя обязательства, неисполнение которых влечет изменение размера, периодичности и продолжительности выплат негосударственных пенсий со стороны фонда.

Однако достаточно распространенными являются ситуации, когда вкладчиком выступает лицо, заключающее договор в пользу иного лица – участника. Отношения вкладчика и фонда регулируются пенсионным договором и, как правило, актом вкладчика. Изменение сторонами указанного договора, а равно внесение вкладчиком изменений в указанный акт, например, в части изменения порядка внесения пенсионных взносов, их размеров, периодичности и продолжительности внесения также повлечет за собой изменение размера, периодичности и продолжительности выплат негосударственных пенсий участникам со стороны фонда.

Эффективное развитие негосударственного пенсионного обеспечения предполагает совершенствование защиты и обеспечения прав и интересов граждан в указанной сфере. Обеспечение прав граждан – участников фонда невозможнобез полной информации об их отношениях с фондом, а равно информации о возможных изменениях в данных отношениях. Однако действующим нормативным регулированием участникам не предоставлено право доступа к информации обо всех аспектах отношений между вкладчиком и фондом, не установлена обязанность фонда либо вкладчика информировать участников о возможных изменениях и об их последствиях.

Более того, любые изменения в отношениях между вкладчиком (не являющимся участником) и фондом, затрагивающие права участника, должны соотноситься с положениями ст. 430 ГК РФ, регулирующей отношения в связи с заключением договора в пользу третьего лица, которым является договор между вкладчиком и фондом в пользу иного лица – участника фонда. Согласно п. 2 ст. 430 ГК РФ с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица. То есть, с того момента, как гражданин становится участником фонда, любые изменения в отношениях между вкладчиком и фондом должны совершаться только с согласия участника фонда.

В свою очередь бюджетные средства, направляемые в фонд, должны расходоваться на условиях повышенной сохранности и надежности, поскольку их источником являются перераспределенные доходы от использования ресурсов региона (территории), а цели расходования не могут расходиться с целями существования самого механизма бюджетного перераспределения и расходными обязательствами соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, обусловленными полномочиями данных органов.

Сотрудничество публичного образования и фонда влечет последствия различного характера для обеих сторон. Фонд, с одной стороны, выполняет свои обязанности по пенсионному договору в качестве участника гражданских правоотношений, но, с другой стороны, реализует акт вкладчика, который, по своей сути, является мерой социальной политики органа государственной власти или местного самоуправления. Вкладчик, с одной стороны, способствует повышению социальной защищенности граждан посредством как прямого финансирования (внесение пенсионных взносов), так и повышения общего уровня финансовой грамотности населения, а с другой стороны, вносит вклад в развитие конкретного фонда путем распространения информации о его услугах и непосредственного обеспечения уставной деятельности за счет части пенсионных взносов.

В настоящее время также активно практикуется вовлечение самих граждан в систему негосударственного пенсионного обеспечения на принципах «софинансирования» (на «паритетной» основе). В таком случае при наличии «основного» договора фонда с вкладчиком – публичным образованием, заключенного в пользу третьих лиц, гражданин также заключает с фондом «индивидуальный» договор, согласно которому вносит пенсионные взносы в свою пользу, но на условиях, определенных вкладчиком – публичным образованием. В результате пенсионные выплаты, производимые фондом в пользу гражданина, будут формироваться как из взносов, внесенных гражданином лично, так и из взносов основного вкладчика4. В зависимости от условий договора фонда с основным вкладчиком заключение гражданином «индивидуального» пенсионного договора с фондом в некоторых случаях может носить добровольный характер, а в других – являться обязательным условием внесения основным вкладчиком взносов в пользу гражданина.

Наличие «индивидуального» пенсионного договора, заключенного в развитие «основного» договора также должно предполагать наличие у гражданина информации обо всех изменениях условий пенсионного договора с основным вкладчиком (актов вкладчика). Вне зависимости от применения принципа «софинансирования» фонд становится обязанным лицом в пользу участников, то есть, обязан будет выплачивать негосударственную пенсию на установленных условиях: размер, периодичность (частота) и продолжительность выплат.

Согласно п. 5 Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, обязательным условием применения пенсионной схемы фонда является получение участником фонда пенсии в размере не менее 0,5 минимальной государственной пенсии по старости. Условиями пенсионного договора (актом основного вкладчика) нередко устанавливаются повышенные требования к размеру, а также периодичности и продолжительности выплаты негосударственной пенсии.

Источник поступающих взносов (бюджет), цели расходования бюджетных средств (реализация социальной политики), ответственность фонда перед широким кругом лиц (органы власти, население региона) предполагают повышенные требования к обеспечению исполнения фондом взятых на себя обязательств.

По нашему мнению, снизить риски неисполнения фондом своих обязательств (по пенсионным выплатам, по выплатам выкупных сумм) необходимо путем четкого определения всеми сторонами договора своих обязанностей. Данные условия договора (пенсионные схемы) могут быть определены как через фиксированные, так и плавающие величины, которые, однако, в свою очередь, должны позволять определить ключевые параметры: размер, периодичность и продолжительность внесения пенсионных взносов, размер пенсионных резервов, размер, периодичность и продолжительность пенсионных выплат. При этом в законе необходимо определить порядок возможного изменения указанных показателей – либо необходимость получения согласия участника, либо достаточность его предварительного уведомления, но в любом случае участник должен знать о последствиях планируемых изменений, поскольку они отразятся на размере, периодичности и продолжительности пенсионных выплат, а также на размере выкупной суммы при расторжении договора.

_____________________________

1Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 21.09.1992, № 12. Ст. 925.
2Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенси онных фондах» // Собрание законодательства РФ.1998. № 19 Ст. 2071.
3Требования к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов,применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.12.1999 г. № 1385 // Собрание законодательства РФ.1999. № 51. Ст. 6353.
4Описанная «трехсторонняя» схема используется и в корпоративных программах негосударственного пенсионного обеспечения, где вкладчиком выступает организация – работодатель в интересах своих сотрудников.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право