На главную Написать письмо

Анотация

Рассматривается формирование гиперинвестиций в экономике современной России.

Ключевые слова

Гиперинвестиция; глобальная инвестиция; инвестиции; инвестиционный климат; мегаинвестиционный проект

 

Гиперинвестиции в России: постановка проблемы

С. И. Цыганов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических теорий УрГЮА

Недоинвестирование в России проявило себя еще в докризисный период. Дело в том, что примитивизм экономики ослабляет ее способность генерировать крупные порции инвестиционных ресурсов. Отсталая технико-технологическая основа производства и низкая квалификация работников понижают эффективность функционирования инвестиций.

В условиях кризиса недоинвестирование усилилось, перерастая в неинвестирование. Уменьшение инвестиций в основной капитал в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом составило 16,2 процентных пункта1. Официально заявлено о стагнации инвестиционной активности2.

Нельзя отрицать, что экстренное финансирование коммерческих организаций несколько притупило остроту нехватки ликвидности. Но антикризисные действия государства страдают болезнью ручной настройки. Высока роль групп со специальными интересами, лоббирующими решение частных вопросов. Государственные резервы оказались недостаточными для быстрого преодоления последствий экономических потрясений.

Становится очевидной потребность перехода к системным решениям на базе переформатирования инвестиционного процесса, что придаст ему динамизм и масштабность.

Новая модель инвестиционного процесса базируется на гиперинвестициях и возвышении роли государства в области инвестиционной деятельности. Реализация такой модели позволит успешно выполнить стратегическую установку Президента РФ Д. А. Медведева о выходе страны из кризиса с обновленной, более сильной экономикой3.

Гиперинвестиция представляет собой помещенные за год инвестиции суммарным объемом не менее чем 1 трлн долл. В этом случае инвестиционная активность стабилизируется на высоком уровне. Происходит реализация множества мегаинвестиционных проектов, каждый из которых предполагает вложение инвестиций в размере не менее чем 1 млрд долл.

Гиперинвестиции обеспечат революционный переворот в техническом и технологическом вооружении предприятий, поставят на крепкий фундамент национальную инновационную систему, обеспечат массовую подготовку высококвалифицированных работников. Произойдет прогрессивное изменение структуры экономики.

Гиперинвестиционная активность позволит не только и не просто преодолеть последствия кризиса. Удастся построить основу шестого технологического уклада. Воистину сказочный темп прироста инвестиций имеет важный социальный результат – повышение уровня и качества жизни преобладающей части населения до стандарта ведущих западных государств.

Успешный подъем на площадку гиперинвестий качественно изменит место страны в международном разделении труда. Национальные предприятия войдут в планетарную цепочку прорывных производств. Исчезнет преимущественная ориентация внешней торговли на вывоз товаров с низкой долей добавленной стоимости. Явственно кристаллизуются грани нового мирового центра экономической, политической, финансовой и военной силы. По отдельным узким направлениям установится монополия Российской Федерации.

Трудно пробиться к гиперинвестициям. Конкуренты из ядра мирового хозяйства попытаются воспрепятствовать постановке на подмостках истории величайшего сценария возрождения передовой сверхдержавы. Их ассистентами потенциально готовы выступить продажные чиновники, новоявленные нувориши теневой экономики и отдельные представители большого бизнеса.

Откровенным недругам экономического развития страны противопоставляется железная воля истинных патриотов российского государства.

Исходным положением плана построения новой модели инвестиционного процесса является резкое наращивание государственных доходов, трансформируемых в инвестиции.

В первоочередном порядке следует запустить в легальный хозяйственный оборот государственную собственность, которая до сих пор не прошла регистрации. Денежная оценка юридически не видимой части собственности государства составляет десятки трлн долл.4

Требуется провести инвентаризацию и регистрацию этих активов, что позволит государству начать извлечение дохода от их использования и распоряжения. Произойдет энергичное развертывание приватизации.

Государственная монополия на производство и продажу ряда товаров даст весомую прибавку поступлений в бюджет.

Следует пришпорить процесс инвестирования за счет частной собственности богатейших российских граждан – бюрократов-взяточников, заправил теневой экономики и олигархов.

Общее представление о размерах их активов дают следующие подсчеты.

Коррупционный рынок накануне кризиса превысил 400 млрд долл.5 В теневом секторе экономики в 2009 г. произведено благ на сумму около 247 млрд долл6. К началу 2010 г. уровень совокупного состояния «золотой сотни» олигархов повысился до отметки 370 млрд долл7.

Эти данные позволяют обосновать решение о принудительном размещении государственных облигаций среди физических лиц, имеющих сверхдоходы.

Одномоментное предоставление бизнесу огромных денежных ресурсов в форме кредитов и на безвозмездной основе грозит раскручиванием спирали инфляции, что обездвижит предприятия реального сектора экономики. Здесь нужен поиск неинфляционных подходов. Так, определенную часть государственных доходов можно израсходовать на приобретение за границей инвестиционных товаров с последующим их размещением преимущественно в высокотехнологичных и наукоемких производствах. В связи с этим полезно вспомнить ранее наработанный опыт в годы советской индустриализации. В настоящее время имеется пример реанимации такой практики. Завод по производству автомобилей на территории технопарка «Грабцево» в Калужской области полностью оснащен средствами труда немецкого происхождения. Актуализируется использование международного лизинга.

Важно сместить трансграничное движение крупных инвестиций в сторону России. Специфика государственного маневра на этом поле заключается в обустройстве двух направлений продвижения весомых порций инвестиций из зарубежных государств.

Во-первых, настало время грамотных действий по возвращению из-за границы российских активов сомнительного происхождения. Их объем по максимальной оценке достигает 6 трлн долл.8 Не забывая возможности уголовно-правового преследования владельцев активов, следует признать желательным применение мер экономического характера. Например, перспективно предложение Н. Петрова о передаче в управление специальной организации под банковские гарантии и на условиях анонимности ранее вывезенных за границу капиталов с последующим их размещением в экономике России9.

Во-вторых, положительно воспринимается приход крупных производительных инвестиций иностранных транснациональных компаний. Особый интерес у высшего руководства государства вызывает вовлечение в национальное воспроизводство «глобальных инвестиций»10.

Вплоть до настоящего времени отсутствует нормативное определение глобальной инвестиции. Представляется, что под таковой следует понимать прямую иностранную инвестицию объемом свыше 1 млрд долл.

Наполнение российской экономики гиперинвестициями возможно только при доминировании положительных факторов инвестиционного климата.

Макроэкономическая стабилизация, повышение уровня, качества жизни населения и его доверия к государству, законодательное укрепление защиты прав и законных интересов субъектов хозяйственной деятельности приводят к прогрессивному развитию всей совокупности общественных отношений в стране. Таковы основные рубежи, которые требуется достичь в деле улучшения инвестиционного климата в России.

Исследуя данную проблему, необходимо акцентировать внимание на совершенствовании национального режима, предоставляемого инвесторам. Давно назрела потребность упростить порядок помещения инвестиций и осуществления инвестором практических действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта. Слом административных барьеров повысит предсказуемость инвестиционного процесса. Инвесторы с нетерпением ожидают повышения уровня судебной защиты их права собственности на инвестиции. Следует продолжить политику разумного налогового льготирования. На основе мирового опыта нужно разнообразить перечень инвестиционных режимов, распространяемых на иностранных инвесторов, расширив его за счет включения режима прозрачности.

Возрастет роль финансовой поддержки в таких формах, как бюджетные кредиты и субвенции юридическим лицам, субсидии на оплату части процентной ставки по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционного проекта.

В перечне иной государственной поддержки следует обратить пристальное внимание на широкое распространение ее следующих форм. Речь идет об экспертизе инвестиционных проектов, содействии ходатайствам и обращениям в органы государственной власти и местного самоуправления, консультативной и методологической помощи, развитии системы страхования и перестрахования, создании информационной сети в рамках инвестиционного процесса.

Нуждается в проработке вопрос о дополнительных гарантиях, льготах и иных преференциях, предназначенных для инвестора, осуществляющего мегаинвестиционный проект. Большой интерес в среде инвесторов вызывает гарантия окупаемости мегаинвестиционного проекта и гарантия сбыта готовой продукции по фиксированной цене.

Предстоит большая, трудоемкая работа по развитию государственно-частного партнерства. Нужно перейти к иерархии особых экономических зон по схеме «федеральные – региональные», придать ускорение концессиям, расширить масштабы государственного и частного софинансирования капитального строительства.

Следует определиться с перечнем секторов экономики, закрытых для иностранных инвесторов. Такое решение нуждается в срочном законодательном оформлении.

Повышение роли государства в инвестиционной сфере ставит на повестку дня вопрос о создании министерства инвестиций Российской Федерации.

Новая модель инвестиционного процесса лежит в основе долгосрочной инвестиционной политики, содержание которой надлежит закрепить в федеральном законе. Программа конкретных мероприятий государства в области гиперинвестиций устанавливается в подзаконном акте.

Поддержка широкими народными массами идеологии возрождения и преумножения экономического могущества страны предопределяет неизбежность победы России в ее борьбе за гиперинвестиции.

_____________________________

1Подсчитано по: Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2009 году // Российская газета.12.03.2010. С. 18.
2См.: п. 1 «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год», одобрено на заседании ПравительстваРоссийской Федерации (протокол от 30.12.2009 № 42) // СПС «КонсультантПлюс».
3Медведев Д. Новые резервы // Прямые инвестиции. 2009. № 7. С. 23.
4Зыкова Т. Продать банкира // Российская газета. 17.12.2009. С. 5.
5Закатнова А. Почти без пиара // Российская газета. 27.06.2007. С. 3.
6Теневая экономика // Экономические новости России и Содружества.2010. № 2. С. 1.
7Кому кризис, а кому – новые миллиарды // Экономическая и философскаягазета. 2010. № 6-7. С. 1.
8Корольков И. Молчание – золото // Совершенно секретно. 2008. № 5. С. 11.
9Петраков Н. Укрепление прав собственности: трансформировать, не разрушая // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 67.
10Путин В. Идеальный шторм // Прямые инвестиции. 2009. № 3. С. 15.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право