На главную Написать письмо

Дворец игровых видов спорта «Уралочка» как субъект спортивного менеджмента

Г. В. Севастьянов, директор СОГУ «Дворец игровых видов спорта», заслуженный работник физической культуры, кандидат педагогических наук;

В. В. Парпура, заместитель директора СОГУ «Дворец игровых видов спорта»

11 марта 2004 года исполняется год с момента регистрации Устава Свердловского областного государственного учреждения «Дворец игровых видов спорта».

Необходимость строительства подобного Дворца возникла давно. На протяжении последних десятилетий Свердловская область стабильно лидирует в игровых видах спорта по количеству команд-участниц чемпионатов России. Но, к сожалению, до сих пор у наших именитых спортсменов не было возможности проводить игры международного уровня в областном центре ввиду отсутствия достойной спортивной базы. «Уралочке», к примеру, приходилось проводить матчи еврокубков в Москве, Нижнем Тагиле; «УЭМ-Изумруду» – в Первоуральске. 15 июня 2001 г. губернатор Эдуард Россель заложил первый символический камень в основание будущего Дворца на пять тысяч посадочных мест, соответствующего всем международным стандартам.

Строительство осуществляла австрийская компания «Э. Фурман Баугезельшафт ГмБХ». Невероятно, но такое грандиозное сооружение было сдано под ключ в рекордно короткие сроки: всего за два года! 11 июня 2003 г. состоялось его торжественное открытие, которое приурочили к началу международного турнира по волейболу на Кубок первого президента России Б. Н. Ельцина. С 11 по 16 июня 2003 г. новоиспеченный Дворец принимал спортивные делегации и журналистов из восьми стран мира. В торжественной церемонии участвовали губернатор Свердловской области Эдуард Россель, председатель областного правительства Алексей Воробьев, министр по физической культуре, спорту и туризму Владимир Вагенлейтнер и другие члены правительства.

Гостем турнира был председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов, который выразил признательность областным властям и строителям за Дворец – «прекрасный очаг спорта», который, по его мнению, является лучшим из тех, что ему приходилось видеть.

Очень высокие оценки Дворцу дали и тренеры иностранных сборных, принимавших участие в турнире. В частности, тренер американской сборной Тосики Ёсида не скупился на комплименты: «Дворец достоин восхищения. Надеюсь, моя команда еще не раз сыграет на этой площадке». А тренер сборной Китая Чен Чжунь заметил: «С такими возможностями вы вполне можете рассчитывать на проведение во Дворце чемпионатов Европы и мира».

Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что все надежды и замыслы идеологов и создателей этого прекрасного Дворца с успехом воплощаются в жизнь. Наши уральские болельщики теперь имеют прекрасную возможность наслаждаться игрой своих любимых команд не по телевизору, а с трибун одного из лучших спортивных залов мира. Всего же со дня открытия во Дворце на различных мероприятиях побывало около полумиллиона человек. Баскетбол, мини-футбол, волейбол, бокс, спортивные танцы – вот те виды спорта, что уже прочно и надолго прописались на арене ДИВСа.

«Гостевая книга» Дворца содержит самые добрые и восторженные отзывы известных спортсменов, а также «звезд» нашей эстрады, побывавших во Дворце. Вот только некоторые выдержки из этих записей.

«С радостью, удовольствием, а где-то и с завистью увидели новый екатеринбургский Дворец спорта. Это настоящая гордость города – все исполнено по мировым стандартам! Удачи, красивых зрелищ и зрителей! Президент и главный тренер мини-футбольного клуба «Спартак» Е. Ловчев (г. Москва)».

«Коллективу Дворца игровых видов спорта, который носит имя нашей команды, желаю таких же успехов и достижений, не останавливаться на первом рубеже, развиваться и двигаться вперед! Николай Карполь»…

Дворец оправдал свою необходимость не только как площадки для проведения спортивных мероприятий – чемпионаты России по мини-футболу, волейболу, баскетболу, но и как пока что единственного зала для проведения международных турниров с участием высококлассных команд и спортсменов: Евролига по баскетболу среди женских команд, международный турнир по волейболу среди женских команд на приз первого Президента России Б. Н. Ельцина, Международный турнир по спортивным бальным танцам на Кубок «Европа-Азия» и др.

«Останавливаться на первом рубеже» коллектив ДИВСа не собирается. В новый год мы вошли с огромным желанием превратить уральский Дворец в настоящий центр спортивной жизни России. Создаваемая в настоящее время информационная система игрового зала сделает ДИВС уникальным сооружением не только с точки зрения архитектуры и дизайна, но и технической оснащенности. Первые серьезные шаги в этом направлении уже сделаны: под куполом установлено суперсовременное табло, с очень большими информационными возможностями.

Надо заметить, что на сегодняшний день в «большое плавание» отправлен только первый блок Дворца, на очереди – второй. В так называемом блоке Б разместятся гостиница и кафе для спортсменов, будут оборудованы тренажерные залы и тренировочные площадки. У наших команд появится возможность не только проводить игры во Дворце, но и постоянно тренироваться здесь же. Для журналистов предусмотрен современный, оснащенный по последнему слову техники пресс-центр. В этот же корпус переместится администрация Дворца.

Кроме того, на цокольном этаже первого блока разместится спортивно-оздоровительный комплекс, благодаря которому екатеринбуржцы получат замечательную возможность приобщения к физической культуре и спорту, что является немаловажным фактором в деле оздоровления нации.

Итак, Дворец как спортивный объект, по сути, не имеет аналогов в России с точки зрения уникальности архитектуры, конструктивных особенностей и технической оснащенности. Это обстоятельство, конечно же, не могло не отразиться на уровне ответственности, предъявляемой к вопросам управления таким объектом: организационно-правовой форме системе внутреннего менеджмента, порядка финансирования текущей деятельности, модели взаимоотношений с организаторами спортивных мероприятий. И именно уникальность объекта привнесла значительные трудности в решение этих вопросов, поскольку какой-либо наработанный опыт по организации функционирования такого объекта просто-напросто отсутствовал.

Главным вопросом, который возник в преддверии пуска Дворца, был тип организационно-правовой формы организации, которой будет поручена функция эксплуатации объекта. Из всего многообразия таковых (например, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, государственное унитарное предприятие и др.) губернатором и правительством Свердловской области было принято решение о создании государственного учреждения.

Данное решение имело неоднозначную оценку, и прежде всего по причине экономической – согласно законодательству финансирование учреждения осуществляет его собственник, а в данном случае государство в лице своего субъекта – Свердловской области. Таким образом, высказывалось мнение, что Дворец не должен быть обузой и нести дополнительную нагрузку на бюджет.

Однако на сегодняшний день можно с уверенностью отметить, что создание на базе Дворца именно государственного учреждения было единственно верным решением. И причин этому несколько:

– государственное учреждение является некоммерческой организацией, т. е. в своей деятельности не преследует цели извлечения прибыли. В качестве главной цели Свердловское областное государственное учреждение имеет повышение уровня организационно-технического и финансового обеспечения проведения мероприятий в сфере физической культуры, спорта и отдыха населения. В современных условиях этот аспект очень важен – развитие физической культуры и спорта невозможно без соблюдения принципа доступности. К сожалению, не секрет, что основная масса наших сограждан пока еще не может себе позволить занятия в дорогостоящих фитнес-клубах и теннисных кортах. И очень важно, что именно в эпоху развития рыночных отношений областные власти избежали соблазна коммерциализировать физическую культуру и спорт и нашли в себе политическую волю создать именно учреждение в сфере спорта. Этим демонстрируется реальный подход к решению вопроса о важности физической культуры и спорта. Анализ деятельности организаций, имеющих на своем балансе спортивные объекты такого уровня, показывает, что ДИВС является чуть ли не единственной некоммерческой организацией в России. Конечно, это не означает, что все мероприятия во Дворце должны проходить на безвозмездной основе. Да, те спортивные клубы, которые являются участниками «большого спорта», в смете своих расходов закладывают соответствующие затраты на аренду спортивных залов и имеют возможность платить Дворцу, и делают это без каких-либо больших раздумий. Однако уровень оплаты, предъявляемый Дворцом, существенно ниже, чем если бы ее взимала коммерческая организация, поскольку последняя обязательно бы закладывала свою рентабельность для получения прибыли. Клубы же помимо экономии имеют прекрасную возможность привлечь зрителей на свои турниры, в том числе не только своей прекрасной игрой, но и тем, что она проходит в суперсовременном Дворце, что также приносит им дополнительный доход от продажи билетов. Цена же на билеты для болельщиков из-за невысокой арендной платы также не является чрезмерной, что наглядно демонстрирует принцип доступности, о котором говорилось выше. Однако именно рамки госучреждения как некоммерческой организации позволяют с еще большей наглядностью продемонстрировать этот принцип, когда на суперсовременной спортивной арене выступают подростки и молодежь. Турнир по мини-футболу «Осенние надежды», турнир по дзюдо «Рождественские встречи», рукопашному бою и многим другим видам абсолютно на безвозмездной основе собрали тысячи подростков из городов и районов области, в их числе многие из неблагополучных семей.

Еще одним несомненным плюсом выбора государственного учреждения как организационно-правовой формы является его экономическая устойчивость. Не секрет, что в эпоху рыночных отношений у коммерческих организаций всегда есть риск финансовых потерь, в том числе и крайняя форма – банкротство. Госучреждение, как участник гражданского оборота, также не может избежать финансовых рисков, однако оно отвечает перед своими кредиторами только в пределах денежных средств, имеющихся у него на расчетном счете. Обратить же взыскание на имущество госучреждения (арестовать, продать с торгов) невозможно. Да, по долгам госучреждения отвечает при недостаточности собственных средств его учредитель – в нашем случае субъект Федерации Свердловская область, но имущественный комплекс при этом не пострадает. Конечно, это крайняя ситуация, и, по нашему мнению, она абсолютно не реальна ввиду существующих ограничений и рамок, которые выработаны и законодательно закреплены органами власти. Но сам факт невозможности завладения объектом при помощи всевозможных схем, которые мы то и дело регулярно наблюдаем в коммерческих организациях под названием «передел собственности», придает уверенность в перспективах развития Дворца.

Есть, конечно же, и другие преимущества госучреждения, однако справедливости ради необходимо отметить и наличие очень серьезных ограничений и рамок, которые накладывает данная организационно-правовая форма. Прежде всего, это специальная правоспособность – учреждение может осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в его уставе и которые соответствуют его целям и задачам (коммерческие организации, как общее правило, имеют универсальную правоспособность, т. е могут осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законом). Конечно, с точки зрения целей предпринимательства это крайне невыгодно, однако в целях минимизации рисков данное ограничение вполне оправданно.

Очень серьезным аспектом деятельности учреждения является правовой режим имущества, находящегося на его балансе, – режим оперативного управления. Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, которым наделил его учредитель либо которое приобретено за счет бюджетных ассигнований согласно выделенной смете. Однако гражданское законодательство позволяет учреждению самостоятельно распоряжаться имуществом и средствами, полученными от деятельности, приносящей доходы. В то же время серьезными являются и ограничения, налагаемые Бюджетным кодексом. В частности, казначейская система исполнения бюджета помимо плюсов приносит и трудности – в частности, в скорости прохождения платежей.

Очень серьезным минусом бюджетного учреждения, это мы можем с полной ответственностью заявить, является, на наш взгляд, система оплаты труда. Последняя жестко регламентирована федеральным законодательством в виде пресловутой Единой тарифной сетки. Ввиду крайне низких ставок ЕТС укомплектовать такой сложный в техническом оснащении Дворец высококвалифицированными кадрами просто невозможно. Конечно, оппоненты высказывают мнение о том, что в таких же условиях работают учреждения образования, культуры, здравоохранения, где такая же единая тарифная сетка. Анализ законодательства, регламентирующего деятельность спортивных учреждений (именно учреждений), показывает, что в отличие от других отраслей, таких как народное образование, здравоохранение, сфера спорта оказалась в самом ущербном положении. В частности, и у учителей, и у врачей существует различная система доплат и надбавок, а в спортивно-бюджетных организациях таковых не оказалось. Можно отметить, что данный вопрос нашел понимание в правительстве Свердловской области, и надеемся, что в дальнейшем он будет рассматриваться. Тем более что уже неоднократно заявлялись намерения федерального Правительства об отмене единой тарифной сетки. Будем на это надеяться.

В период организации деятельности ДИВС крайне сложным оказался вопрос о разработке структуры и штатов данного учреждения, при этом возникли объективные трудности в определении производственных потребностей в той или иной профессии. По всем нормативам, которые были разработаны и утверждены Госкомспортом и иными ведомствами, численность персонала должна была составлять не менее 200 человек. Однако, учитывая, что Дворец находится на бюджетном финансировании, правительством Свердловской области была утверждена предельная численность штатов в 50 человек. В связи с этим необходимо отметить повышенную нагрузку, которую испытывает персонал при очень насыщенном графике работы Дворца. Однако применение современных менеджерских решений позволяет на хорошем уровне выполнять поставленные задачи. В частности, в структуре Дворца создан организационно-массовый отдел, который является своеобразным «штабом» по проведению спортивных мероприятий. Разработана и внедрена технология по проведению мероприятий: от приема заявок и планирования до решения конкретных организационных и технических вопросов в процессе мероприятия. В связи с этим уместно отметить важность формирования принципов взаимоотношений с субъектами спортивной деятельности – спортивными клубами, командами, иными организациями, выступающими в качестве организаторов в проведении мероприятий. Анализ действующего законодательства, опыта работы других спортивных объектов показал, что распространенная практика модели арендных отношений не охватывает всех вопросов, которые нуждаются в регулировании.

В качестве главных аспектов взаимоотношений с организаторами спортивных мероприятий можно отметить:

– принцип договорных отношений. Все мероприятия, в том числе и на безвозмездной основе, проводятся только при наличии договора. При этом Дворец выступает либо исполнителем в проведении спортивного мероприятия, либо соорганизатором на условиях партнерства. Четкая регламентация взаимных прав и обязанностей позволяет исключать недопонимание и проблемы типа «это не наша обязанность, мы за это не отвечаем»;

– принцип «единого окна» – организаторы в основном имеют взаимоотношения со специалистом организационно-массового отдела, который уже от имени Дворца принимает все заявки и организовывает их исполнение. Лишь в исключительных случаях данный специалист организовывает необходимые встречи и консультации с другими службами Дворца. Это позволяет избежать дублирования и волокиты в решении оперативных вопросов, возникающих в процессе подготовки и проведения мероприятия;

– равный подход ко всем организаторам. В целях реализации принципа доступности Дворца мы не делаем приоритетов для команд-чемпионов, и напротив, стараемся не отказывать даже начинающим физкультурным клубам.

Таким образом, комплексный подход к решению организационных, финансовых, юридических, технологических вопросов позволяет характеризовать Дворец игровых видов спорта как лицо спортивной жизни и для спортсменов, и для жителей. Наших сограждан мы призываем посетить Дворец, где они могут реализовать, как нам думается, хороший девиз «ОТДЫХ В СТИЛЕ СПОРТ».

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право