На главную Написать письмо

Интервью с губернатором Свердловской области Э. Э. Росселем

– Уважаемый Эдуард Эргартович, в своих выступлениях Вы неоднократно отмечали экономическое развитие Свердловской области как устойчивую тенденцию. Останется ли неизменным акцент на становление промышленного сектора как основного фактора этого развития?

– Действительно, на протяжении последних пяти лет, начиная с 1999 года, экономика Свердловской области демонстрирует высокие темпы роста. При этом зачастую темпы роста макроэкономических показателей развития области оказывались более высокими, чем в целом по Российской Федерации.

И это, без сомнения, результат целенаправленной, каждодневной и кропотливой работы. В Свердловской области изначально реализовывался принцип разумного участия государства в экономике региона. Мы активно использовали экономические рычаги управления, дополняющие рыночные регуляторы.

Основным элементом нашей экономической политики стало развитие стратегического планирования, выразившееся в разработке Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года. В разработке этого документа, которая длилась около трех лет, участвовали региональные и муниципальные власти, представители предприятий всех отраслей, научные и общественные организации. Подведение первых итогов реализации Схемы показало, что большинство запланированных мероприятий успешно выполняется.

За пять лет, с 1999 по 2003 год, объем производства промышленной продукции в сопоставимых ценах вырос в Свердловской области более чем в 1,6 раза и превысил в 2003 году 360 млрд. рублей. Ускоренными темпами по сравнению с отраслями первичного сектора росли объемы производства в машиностроении, металлообработке и других отраслях перерабатывающего сектора.

В последние годы отмечалась высокая инвестиционная активность предприятий и организаций области. За последние 5 лет (с 1999 года) в экономику Свердловской области вложено более 150 млрд. рублей и около 3,9 млрд. долларов США. При этом если в 1999 году объем инвестиций в основной капитал составлял 17 млрд. рублей, то в 2003 году – в 2,6 раза больше – 45 млрд. рублей. Иностранные инвестиции за этот период возросли более чем в 8,5 раза и составили в прошлом году около 1,5 млрд. долларов США.

Стабильный инвестиционный климат в области подтвержден международным рейтинговым агентством, которое 6 января 2004 года в очередной раз повысило долгосрочный кредитный рейтинг области до уровня «В» с прогнозом изменения рейтинга «Позитивный» по международной шкале.

За последние годы нам удалось стабилизировать производство сельскохозяйственной продукции. Население области в основном обеспечено необходимыми продуктами питания. Несмотря на то, что область находится в зоне рискованного земледелия, в Уральском регионе Свердловская область занимает первое место по производству яиц, овощей (открытого и закрытого грунта), второе место – по производству картофеля, мяса скота и птицы. При этом обеспеченность сельскохозяйственными угодьями и пахотными землями в расчете на одного жителя в области самая низкая в регионе.

Позитивные тенденции развития экономики области сказались и на показателях уровня жизни населения – начиная с 2000 года уверенно росли реальные денежные доходы населения, которые за этот период увеличились более чем в 1,5 раза. Соответственно росла и заработная плата работников всех отраслей экономики. Размер номинальной начисленной заработной платы одного работника в декабре 2003 года превысил 7,2 тыс. рублей, что на 26,8 % выше уровня декабря 2002 года и в 1,6 раза – 2001 года.

Стабильно увеличивалась заработная плата в бюджетной сфере. Этому, в частности, способствовало регулярное проведение в области повышения заработной платы работникам организаций бюджетной сферы.

Исторически Урал – промышленный район. Исходя из этого в нашей стратегии промышленность остается опорой экономики области. Об этом свидетельствует и структура валового регионального продукта (ВРП) – в 1990 году на производство товаров приходилось более 80 %, а на производство услуг – соответственно менее 20 %.

В развитии промышленности наша основная задача – это осуществить переход на качественно новый уровень развития промышленного комплекса через динамичное развитие информационно-индустриальных технологий и высокотехнологичных производств; обеспечение темпов прироста экономики на уровне 7,5–8 % ежегодно; существенное снижение издержек производства и революционное повышение конкурентоспособности экономики региона.

В среднесрочной перспективе в металлургическом комплексе сформируется новая инновационная модель экономического роста, базирующаяся на опережающих темпах развития наукоемких процессов, значительно повысится конкурентоспособность продукции по качественным характеристикам и энергоемкости, трудовым затратам и экологическим требованиям.

Машиностроительный комплекс области станет главной точкой роста, основой формирования новой экономики – экономики знаний.

В ближайшие годы предстоит осуществить модернизацию и инновацию машиностроения области, на основе собственных и привлеченных ресурсов создать новое машиностроение, которое будет в состоянии расширять масштабы высокотехнологичного комплекса, производить новое конкурентоспособное оборудование, обеспечить производительность труда на мировом уровне.

Но говорить, что наши усилия направлены на развитие только промышленного комплекса области, нельзя. Благодаря взвешенной экономической политике, проводимой в Свердловской области в последние годы, структура ВВП заметно улучшилась. В 2001 году доля производства товаров составила около 60 %, доля услуг – около 40 %. В 2002 году доля производства товаров сократилась до 53,6 %, а доля услуг увеличилась до 46,4 %.

Важная роль в перспективе отводится развитию инфраструктурных отраслей экономики, в первую очередь транспорта и дорожного хозяйства.

Ставится задача максимального использования преимуществ географического и экономического положения Свердловской области.

В агропромышленном комплексе в качестве главной поставлена задача осуществить технологический переворот в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.

Актуальной задачей развития экономики Свердловской области является динамичное развитие банковского сектора региона. В этой сфере мы ставим задачу ускорения процесса реформирования данного сектора с целью формирование устойчивой банковской инфраструктуры на основе развития различных групп кредитных организаций с тем, чтобы они могли качественно обслуживать все сектора экономики области.

В целом можно с уверенностью сказать, что в Свердловской области проводится и будет в дальнейшем проводиться комплексная экономическая политика, направленная на динамичное развитие всех отраслей экономики области. Только так мы сможем создать конкурентоспособную в современных условиях экономическую систему. И только так сможем обеспечить существенное повышение уровня жизни нашего населения. А именно это является главнейшим и безусловным приоритетом нашей работы.

– В своем выступлении Президент РФ В. В. Путин отметил, что перед страной стоят глобальные задачи: удвоение валового внутреннего продукта, борьба с бедностью, модернизация армии. А на какие приоритетные цели направлена политика Свердловской области?

– Главной целью социально-экономического развития Свердловской области является улучшение качества жизни населения через повышение конкурентоспособности экономики путем развития и рационального размещения производительных сил, создания условий для роста инвестиционной активности.

Разработанные стратегические документы долгосрочного действия: Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года и Концепция «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года» в полной мере отражают решение поставленных Президентом России задач по удвоению ВВП и снижению уровня бедности.

В 2003 году область сделала уверенный шаг по выполнению поставленной Президентом России задачи удвоения валового внутреннего продукта страны.

Валовой региональный продукт Свердловской области в 2003 году по оценке составит 306–310 млрд. рублей, темп его роста к уровню 2002 года достигнет 107–108 %. Весомый вклад в решение задачи удвоения ВВП внесли предприятия химической и нефтехимической промышленности (индекс физического объема промышленного производства (113,1 % к уровню 2002 года), черной и цветной металлургии (соответственно 107,3 % и 111,8 %), машиностроения и металлообработки (108,3 %).

В области социальной политики правительством Свердловской области проводится целенаправленная работа по повышению благосостояния жителей области.

Наряду с ликвидацией задолженности по выплате заработной платы периодически осуществлялась ее индексация и повышение. Так, в течение 2003 года работникам бюджетной сферы области заработная плата повышена дважды: с 1 июля – на 20 %, с 1 сентября – еще на 13 %.

В 2003 году темпы роста заработной платы на 9,2 процентного пункта, а доходов населения – на 20 процентных пунктов превысили темпы инфляции. Среди субъектов Российской Федерации по соотношению доходов и прожиточного минимума Свердловская область поднялась на 6-е место. Темп роста реальных денежных доходов населения в области более чем в 1,4 раза выше темпов роста аналогичного показателя по России в целом.

Это позволило значительно продвинуться в решении поставленной Президентом РФ В. В. Путиным задачи по борьбе с бедностью. Удельный вес населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в Свердловской области снизилась с 23,6 % в I квартале 2003 года до 14 % в IV квартале 2003 года (для сравнения: по России в целом с 25 % до 20 %).

На 2004 год прогнозируется дальнейший рост благосостояния населения. Реальные денежные доходы населения должны увеличиться на 8–8,5 %, среднемесячная заработная плата одного работника – на 30 %, произойдет дальнейшее снижение удельного веса населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.

– Длительное время Свердловская область являлась донором для других субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день в печати появились публикации о трансформации нашего региона в дотационную область. Как обстоят дела на самом деле?

– В соответствии с принятым в составе Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» распределением средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2004 году Свердловской области, в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, выделено 33 млн. рублей.

После принятия Федерального закона о федеральном бюджете на 2004 год мы направили обращение в Государственную думу, где указали, что в течение последних десяти лет Свердловская область является регионом-донором и перевод ее в разряд регионов-реципиентов с выделением ей 33 млн. рублей из федерального бюджета на 2004 год нам представляется нецелесообразным, так как это предполагает увеличение бюджетной обеспеченности на душу населения области всего на 7 рублей 37 копеек и не решает проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности, и попросили исключить Свердловскую область из числа субъектов Российской Федерации, которым предполагается выделить средства из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2004 год.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право