На главную Написать письмо

 

Заседание круглого стола на тему «Проблемы правового регулирования в сфере разведки, добычи и переработки углеводородов»

На прошедшей в г. Казани 8–10 сентября 2010 г. международной научно-практической конференции «Инновации и технологии в разведке, добыче и переработке нефти и газа», посвященной 60-летию ОАО «Татнефть» в рамках XVII Международной выставки «Нефть, газ. Нефтехимия-2010», было организовано и проведено заседание круглого стола на тему «Проблемы правового регулирования в сфере разведки, добычи и переработки углеводородов». В заседании приняли участие представители МПР РФ, министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, министерства энергетики Республики Татарстан, Российского экологического центра, аспиранты и соискатели.

Обсуждены проблемы правового регулирования в сфере поиска, разведки и добычи углеводородов. В докладах выступающих и в развернувшейся дискуссии были отмечены отдельные проблемы правового регулирования в сфере недропользования.

1. Нефтяная и газовая отрасли экономики являются основными бюджетообразующими отраслями. В целом анализ нормативно-правовой базы показал, что состояние нормативно-правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов в минерально-сырьевом комплексе несистемно, фрагментарно.

2. Специфика производственно-хозяйственной деятельности в сфере недропользования предопределяет целесообразность специального регулирования, направленного на установление особых требований к субъектам предпринимательской деятельности. Исходя из целей пользования недрами и видов работ по геологическому изучению недр, можно выделить следующие объединенные группы видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности в сфере недропользования: 1) геологическое изучение недр; 2) разведка и добыча полезных ископаемых.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что важное практическое значение имеет формулировка видов осуществляемых субъектами предпринимательской деятельности работ в лицензии и в документах, прилагаемых к лицензии.

Выделение этапов и стадий геологоразведочных работ имеет важное практическое значение, т. к. во-первых, выделение этапов позволяет конкретизировать объем прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении лицензии на право пользования недрами и осуществлять контроль за соблюдением условий лицензионного соглашения, а также определять предмет договоров, заключаемых при проведении геологоразведочных работ; во-вторых, предоставляет возможность оптимизации осуществляемой хозяйственной (предпринимательской) деятельности (определение содержания и технологического режима геологоразведочных работ; унификации работ и постадийно создаваемых конечных результатов; возможность оперативного учета и анализа геологической изученности для выбора обоснованных направлений поисковых, оценочных и разведочных работ).

Вместе с тем, как с теоретической точки зрения, так и законодательной существует проблема определения понятий «геологоразведочные работы», «геологоразведочный процесс», «добытое полезное ископаемое», а также в целом проблема отнесения геологоразведочных работ на первоначальном этапе к предпринимательской деятельности в сфере пользования недрами. С неопределенностью терминов связаны судебные споры. В частности, нередко возникают споры, связанные с отнесением к операциям по добыче полезных ископаемых проведение операций по доведению добытого полезного ископаемого до требований стандартов в отношении производимой недропользователем (субъектом предпринимательской деятельности в сфере недропользования) продукции.

3. Представителями МПР РФ были освещены направления развития современного российского законодательства о недрах. Было отмечено, что за период с 2008 по 2010 годы в Закон Российской Федерации «О недрах» были внесены существенные изменения: дано определение участков недр федерального значения и установлен порядок пользования ими, введено понятие «резервных участков недр»; уточнен порядок пользования недрами для целей добычи общераспространенных полезных ископаемых; уточнены нормы по порядку подготовки и согласования технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и др.

Также были представлены поправки в базовый Закон РФ «О недрах», над которыми Минприроды России работает в настоящее время. В частности, в Законе «О недрах» предполагается установить возможность добычи общераспространенных полезных ископаемых не только в пределах горного отвода, но и в пределах всего участка недр лицами, владеющими лицензией на пользование недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии. Также в Законе Российской Федерации «О недрах» предполагается установление возможности расширения границ участков недр, предоставленных в пользование.

4. Обсуждены вопросы ответственности за причинение вреда природным ресурсам, в т. ч. при проведении геологоразведочных работ.

Гражданским законодательством регулируется ответственность за вред, причиненный природным ресурсам, который назван имущественным вредом. Вместе с тем объектами прав в области эколого-природоресурсной ответственности являются земельные, лесные, водохозяйственные и горноотводные участки. В связи с этим можно говорить о специальной эколого-правовой ответственности за причинение вреда при проведении работ, связанных с пользованием природными ресурсами, в т. ч. при проведении геологоразведочных работ.

5. Обсуждены также вопросы формирования и развития инновационного сектора экономики. Отмечено, что малое и среднее предпринимательство – питательная среда инновационного бизнеса. Для существенного роста субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо создание благоприятных условий, в частности организация правовой, финансовой и информационной поддержки их инновационной деятельности. Рассмотрены также вопросы законодательного определения понятий «инновации» и «инновационная деятельность».

6. Инновации и новые технологии в сфере нефтегазодобычи и переработки углеводородов, совершенно очевидно, требуют кардинального совершенствования гражданского законодательства по поводу определения объектов нефтегазодобывающих и нефтегазоперерабатывающих производств, как объектов гражданских прав.

Одной из важнейших проблем в гражданско-правовом регулировании в сфере разведки, добычи и переработки углеводородов является само понятие объектов нефтегазодобывающих и нефтегазоперерабатывающих производств, как объектов гражданских прав.

7. Отмечено, что при строительстве подземных капитальных объектов не публичного, а частного характера возникает вопрос об имущественном обороте участков недр, используемых при их застройке и эксплуатации.

В результате обсуждения участниками круглого стола были сформулированы следующие рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства.

1. Целесообразно дополнить Закон о регистрации прав на недвижимое имущество специальной главой «Государственная регистрация прав на недвижимое горное имущество и сделок с ним», в которой следует прописать правила такой регистрации. В частности, в этой главе целесообразно определить перечень недвижимого горного имущества, орган, осуществляющий регистрацию, порядок регистрации.

2. Кроме того, целесообразно разработать и принять подзаконные нормативные акты, в которых следовало бы детально изложить правила осуществления проектирования, в том числе экспертизы проектной документации на скважины как вид горного имущества, строительства скважин и регистрации прав на скважины, в зависимости от вида сооружения, а также определить процедуры ведения кадастрового и горно-технического учета; предусмотреть сроки передачи сооружений в случае истечения срока лицензии на право пользования участком недр, реорганизации, ликвидации хозяйствующего субъекта или смены собственника. В целом было отмечено, что необходим Горный кодекс, в рамках которого должен быть определен правовой режим горного имущества.

3. В целях формирования единообразной правоприменительной практики определение понятия «геологоразведочные работы» целесообразно включить в Закон «О недрах», а также в Положение о лицензировании пользования недрами. Кроме того, на уровне закона также было бы целесообразно определить этапы и стадии геологоразведочных работ. А геологоразведочный процесс следовало бы прописать в соответствующем техническом регламенте согласно требованиям Закона «О техническом регулировании». Целесообразным представляется принятие специального закона «О регулировании нефтяной деятельности», в котором могут быть определены основные термины, понятия, в том числе – «геологоразведочный процесс», «поисковые работы», «добыча нефти» и др.

4. Представляется необходимым отношения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды регулировать не Федеральным законом, а Основами законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Эти Основы могут стать базой для принятия субъектами РФ аналогичного названия Кодекса. Тем самым будут реализованы установления Конституции РФ о том, что земля и другие природные ресурсы находятся в совместной собственности Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72).

5. Учитывая, что малое и среднее предпринимательство в нефтяной отрасли является «инновационноемким» необходимо закрепление статуса малых нефтяных и нефтересурсных компаний в российском законодательстве и принятие закона «О субъектах малого и среднего предпринимательства в нефтяной отрасли».

6. В целях совершенствования правового регулирования, в частности, гражданско-правового регулирования в сфере разведки, добычи и переработки углеводородов, необходимо законодательно закрепить понятие объектов нефтегазодобывающих и нефтегазоперерабатывающих производств. При этом целесообразно рассматривать их в качестве совокупности сложных вещей, образующих систему, т. е. – в качестве единого объекта гражданских прав.

7. Освоение подземного пространства территорий должно осуществляться по принципу «горизонтального и вертикального зонирования подземных слоев» с учетом законодательства о недрах.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право