На главную Написать письмо

Анотация

О поиске путей развития города Воткинска в условиях реформирования градообразующего предприятия.

Ключевые слова

Градообразующее предприятие, реструктуризация, развитие города.

 

Реструктуризация градообразующего предприятия и пути развития города

Н. И. Обухова, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Воткинского филиала Ижевского государственного технического университета

Л. В. Безумова, аспирант, ассистент кафедры экономики и организации производства Воткинского филиала Ижевского государственного технического университета

Современное экономическое развитие России предполагает поиск множества путей решения выхода из накопившихся проблем, в том числе и решения проблем развития городов с бывшими градообразующими предприятиями.

Важным базовым элементом городской экономической культуры является массовое промышленное производство. Вопросы функциональной специализации экономики города достаточно активно исследуются, в результате чего как в отечественной, так и в зарубежной литературе представлены разнообразные подходы к проведению типологической функциональности1. В отдельных случаях речь идет о функционально-отраслевом подходе2.

Период промышленной революции и степень развития производства становятся ведущими для определения значения города в территориальных системах хозяйства и расселения. В России появляется новый тип городов, своеобразие которых определялось зависимостью от металлургических заводов. Социальная структура этих городов была представлена в основном приписными государственными и крепостными крестьянами. Отсутствие зданий и служб городского и общественного назначения были причиной непредоставления им привилегий городов3. Татищев В. Н. в своем Горном уставе 1734 г. называл их «горными городами»4. Строительство городов-заводов велось в соответствии с экономическими потребностями страны в металле и интересами укрепления ее обороноспособности.

Таким образом, промышленность сыграла важную градообразующую роль, ибо она оказалась способной, во-первых, собрать в одном месте значительные массы рабочих; во-вторых, прокормить их собственными силами; в-третьих, сделать рост города практически безграничным благодаря внедрению машин и стремлению промышленности к концентрации5.

Город Воткинск так же был основан благодаря появлению завода. Его история начинается с 1757 г. В течении долгого времени своей жизнедеятельности (XVII–XX вв.) на Воткинском заводе выпускались якоря, железнодорожная техника, суда, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение. И всегда Воткинский завод был одним из передовых для того времени.

Современный завод – это мощный машиностроительный комплекс. Обеспечивая «ракетный щит» державы, предприятие серийно выпускает оперативно-тактические ракеты «Искандер-М», стратегические ракеты «Тополь-М», участвует в опытно-конструкторских работах по ракете морского базирования «Булава»6. Для нефтегазовых компаний ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть» и др. ОАО «Воткинский завод» производит широкую гамму оборудования. ОАО «Воткинский завод» принял участие в международном проекте по созданию Большого адронного коллайдера, изготовив узлы детектора ATLAS этого ускорителя7.

Еще недавно на заводе работали тысячи и тысячи горожан. Завод брал на себя ответственность в их социальной поддержке, а также в поддержке их семей. Образуя единый комплекс завод готовил для себя образовательный потенциал на базе Воткинского машиностроительного техникума, а также Воткинского филиала ИжГТУ, строил дома, детские сады, школы, больницы, профилактории, базы отдыха. Завод и город были тесно связаны в единую социально-экономическую систему – город-завод.

В России понятие «город с градообразующим предприятием» на сегодняшний день законодательно не определено. В то же время ряд исследователей выдвигает собственные критерии, по которым предприятие имеет право носить статус «градообразующее». Логичным было бы рассчитать их для города Воткинска и отобразить в следующей таблице:

Полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы о статусе предприятия как градообразующего. Тесные взаимоотношения города и предприятия привели к негативным последствиям в социальной и экономической сфере города в постперестроечный период.

Рыночные преобразования затронули города-заводы, что выразилось в падении производства, уменьшении занятости населения, снижении уровня его жизни, свертывании социальной инфраструктуры, ухудшении морально-психологического климата. Такая ситуация сложилась и в г. Воткинске. При отсутствии или крайней ограниченности иных сфер приложения труда резко повысился уровень безработицы. Старшее поколение утратило надежную платформу, молодежь – жизненную перспективу и уверенность, дети и подростки – полноценное обязательное образование и досуг. Низкие доходы занятого населения уменьшили платежеспособный спрос, не позволяли поддерживать даже минимальный уровень жизни: соответственно ухудшилась ситуация с пенсионерами и другими нетрудоспособными категориями жителей. Происходил отток наиболее дееспособной части населения из жизненно важных и перспективных отраслей производства в маргинальные. Сокращение налогооблагаемой базы подрывало основы нормального функционирования городского хозяйства.

Ко всему вышеперечисленному, 17 октября 1995 г. было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Удмуртской Республики о разграничении государственной собственности8. Таким образом многие объекты перешли в республиканское и муниципальное владение. Их содержание стало огромным непосильным финансовым бременем для города.

11 мая 2009 г. был подписан Указ Президента РФ № 526 «Об открытом акционерном обществе «Корпорация «Московский институт теплотехники». В состав Корпорации включен и ФГУП «Воткинский завод», при этом предприятие реструктуризируется в акционерное общество.

Реструктуризация завода может усугубить тенденцию снижения доли занятых на градообразующем предприятии: если в 1990 г. на заводе было задействовано 23 % населения города Воткинска, то уже на 1 января 2008 г. на нем работало только 11 % населения. Нами был проведен анализ показателей социально-экономического развития города Воткинска в динамике 2004–2009 гг. Отдельные фрагменты результатов исследования представлены в таблице 2.

Согласно приведенным данным, доля производства градообразующего предприятия в общем объеме производства по городу увеличивается, но это лишь свидетельствует об увеличении стоимости гособоронзаказа. Данный показатель нельзя считать однозначно позитивным, поскольку градообразующее предприятие выпускает продукцию для внешнего, а не для внутреннего рынка города.

Кроме того, тенденция увеличения числа занятых на градообразующем предприятии также субъективна. Дело в том, что увеличивается не количество заводчан, а уменьшается количество экономически активного населения города ввиду процессов миграции и естественной убыли населения.

На современном этапе хозяйствования в Воткинске наблюдается ряд трудностей (частично это видно из табличных данных), многие из которых существуют и в других городах с градообразующими предприятиями:

1. Крупный разрыв между уровнями заработной платы по городу и градообразующему предприятию. Высокий средний уровень заработков на одном предприятии формирует уровень потребительских цен для всего населения города (см. таблицу 2).

2. Городу с одним крупным градообразующим предприятием трудно конкурировать с Ижевском за трудовые, финансовые, инвестиционные ресурсы. С подобными проблемами сталкиваются все города-спутники крупных мегаполисов.

3. Молодое трудоспособное население уезжает в поисках работы в крупные города – Ижевск, Пермь, Казань, Москву и зачастую остается там, не возвращаясь в родной город.

4. Вредные условия труда в ряде цехов градообразующего предприятия вызывают профессиональные заболевания (например, в отрасли металлургического производства в цехе №024 рабочие-обрубщики литья подвержены заболеванию «вибрационная болезнь», рабочие-формовщики имеют предрасположенность к заболеванию «силикоз легких).

5. Снижение доходной части местного бюджета ввиду снижения объема производства предприятий вследствие финансового кризиса.

6. Устаревшая инфраструктура, основная часть которой раньше находилась на балансе градообразующего предприятия: большое количество в городе ветхого жилья, находящегося в аварийном состоянии и по санитарным нормам подлежащего сносу; высокая степень износа системы энерго-, водообеспечения, теплоснабжения и канализации; устарелая транспортная сеть, не справляющаяся с количеством транспорта; малое количество детских игровых площадок на придомовых территориях; необходимость ремонта и реконструкции зданий и помещений учреждений здравоохранения.

7. Неразвитая сфера профессиональной подготовки и переподготовки кадров в муниципальном образовании: нет плановой системы подготовки специалистов для нужд предприятий.

8. Недостаток узких специалистов в области здравоохранения.

9. Дефицит детских дошкольных учреждений.

Мы признаем тот факт, что многие муниципальные образования находятся в состоянии экономического дисбаланса. Для сохранения бюджетной устойчивости муниципального образования органы местного самоуправления снижают некоторые жизненно важные статьи расходов, чаще всего расходы на спортивные и культурные мероприятия и развитие системы детских дошкольных учреждений.

Игнорирование и недооценка функционирования городской инфраструктуры, особенно развитие учреждений образования и воспитания усиливает неустойчивость экономики города, поскольку перечисленные элементы являются основным фактором социально-демографического воспроизводства населения в городе9.

Таким образом, городу необходимо искать свои собственные пути развития и новые источники поступлений в доходную часть бюджета муниципального образования. Мы рассмотрим возможность реализации данного решения конкретно для города Воткинска, посредством матрицы SWOT.

Strengths: развитый промышленный потенциал, возможность пищевой отрасли обеспечивать город своими собственными продуктами; город Воткинск имеет статус «исторического» – является родиной П. И. Чайковского, Воткинск и Воткинский район сохранили этническое наследие – удмуртскую, русскую культуру.

Weaknesses: Значительный износ основных фондов предприятий, недостаточное развитие инвестопроводящих структур, отсутствие генерального плана развития города

Opportunities: Возможность обеспечения занятости населения, стимулирование внутреннего спроса, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, привлечение инвестиций с целью развития этнотуризма и туризма.

Threats: Снижение конкурентоспособности, неустойчивое функционирование предприятий ЖКХ, снижение уровня обеспеченности населения, низкий уровень способности кредитования экономики, невозможность эффективного развития города.

Исходя из SWOT-анализа, важным моментом работы должна стать выработка стратегически важных мер по развитию города. Первоочередные меры – разработка политики исходя из сильных сторон. Новым направлением для экономики Воткинска может стать туристический бизнес, связанный с именем П. И. Чайковского, а также этнический туризм. Он будет служить одним из рычагов стимулирования сохранения самобытности удмуртского и русского народов. Развитие этнического туризма создаст условия для образования новых рабочих мест, послужит развитию в районе сферы услуг, в том числе для местного населения. В этом ключе вполне возможно рассмотреть программы развития и поддержки уникальных этносов со стороны государства в других странах (США, Финляндия, Норвегия, Великобритания). Необходимо понимать, что развитие туризма – это реальное производство, способное приносить прибыль. Имя великого русского композитора Петра Ильича Чайковского известно по всему миру. Но мало кому известно, что его родиной является город Воткинск. Здесь уместным будет привести пример маленького австрийского Зальцбурга – родины великого Моцарта. Зальцбург известен по всему миру туристическими маршрутами по местам своего великого горожанина.

Развитие туризма будет способствовать не только сохранению культуры приносить доход городу, но и будет иметь природоохранный эффект. Развитие этнического туризма связано с развитием экологического туризма и предполагает платное посещение охраняемых природных территорий. Все денежные поступления от этих посещений идут на развитие и охрану этих территорий.

Развивая это направления можно добиться следующего:

– улучшение имиджа города в регионе и России;

– создание благоприятных условий для развития бизнеса;

– повышение инвестиционной активности;

– создание дополнительных рабочих мест;

– увеличение доходов населения;

– сокращение выплат пособий по безработице.

Международный опыт показывает, что создание подобных комплексов может весьма успешным образом улучшить состояние экономики города. Снять экономическую зависимость и повысить уровень благосостояния населения.

_____________________________

1См.: Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. В 2-х ч. – М.-Л. 1928; Власова Н. Ю. Структурная модернизация экономики крупнейших городов России. – Екатеринбург. 1999; Мамаков М. В. Город: опыт композиционного анализа. – Казань. 1990: Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики. – М. 1999: Саушкин Ю. Г. Об изучении городов Советского Союза Вестник МГУ. Сер. V. География. 1950. № 1. С. 23–30.
2Занадворов B. C., Занадворова А. В. Экономика города. – М. 1998.
3К городам с развитым промышленным производством в рассматриваемый период относились только Пермь, Тула, Петрозаводск, Екатеринбург, Барнаул, Липецк, Алапаевск и Кирсанов. Эти города имели еще административные и торговые функции.
4Горловский М. А. Горный город Екатеринбург. 1807–1863. Краткий очерк. – Свердловск. 1948. С. 10.
5Иоффе Л. Е. Города Урала. Феодальный период. – М. 1951. С. 93–94; С. 178–238.; Анимина Е. Г., Власова Н. Ю., Градоведение. Екатеринбург. 1998. С. 50.
6Официальный сайт ФГУП «Воткинский завод» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vzavod.ru/rus/corp.php. Дата обращения: 01.02.2010.
7Там же.
8Программа развития муниципального образования «Город Воткинск» на 2006–2010 гг. – Воткинск, 2006. С. 8.
9Борщевский М. В., Успенский С. В., Шкаратан О. И. Город – методологические проблемы комплексного социального и экономического планирования. Развитие городского расселения в СССР и его планирование. Город как управляемая социально-экономическая система. Комплексное прогнозирование. – М.: Наука. 1975.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право