На главную Написать письмо

Аграрное предпринимательство в современной России

Б. А. Воронин, доктор юридических наук, профессор УрГЮА

Сельское хозяйство является сферой трудовой и производственной деятельности крестьян. В то же время это и среда обитания около 40 млн. российских граждан. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности граждан Российской Федерации. В связи с этим аграрное производство напрямую влияет на состояние продовольственной и, в конечном счете, национальной безопасности Российского государства.

Чтобы решить эти важнейшие задачи, аграрный сектор экономики должен функционировать эффективно и максимально устойчиво, используя научно обоснованные и апробированные в мировой экономике технологии, новые селекционные достижения в растениеводстве и животноводстве, а также прогрессивные формы организации аграрного производства.

Одним из определяющих факторов успешной сельскохозяйственной деятельности является мотивационный. Именно повышение мотивационного фактора к высокопроизводительному и качественному труду стало одной из главных целей современной аграрной реформы в Российской Федерации.

Начиная с 1990 г. изменения формы земельной собственности оказали решающее влияние на формирование новых организационно-правовых форм хозяйствования в аграрной сфере.

Разгосударствление и приватизация в сельском хозяйстве, реорганизация колхозов и совхозов изменили субъективный состав участников аграрных правоотношений. После принятия 22 ноября 1990 года Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1 в нашей стране впервые началось формирование фермерства и возрождение частноправовых начал в правовом регулировании сельскохозяйственной деятельности. Именно крестьянские (фермерские) хозяйства дали старт аграрному предпринимательству в современной России.

Сегодня практически 80 % сельскохозяйственных организаций (акционерные общества и хозяйственные товарищества, сельскохозяйственные производственные кооперативы) наряду с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами являются коллективными или индивидуальными предпринимателями в сфере агробизнеса. Основой для их предпринимательской деятельности является частная собственность на землю и другое имущество. Наряду с вышеперечисленными формами хозяйственной деятельности в аграрном производстве функционируют государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые тоже осуществляют коммерческую деятельность, но только на условиях хозяйственного ведения или оперативного управления, ибо ни земля, ни имущество им не принадлежат, так как являются государственной или муниципальной собственностью.

В настоящее время идет процесс формирования крупных агрохолдингов, объединяющих непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающие организации, сферу сбыта товарной продукции, организацииинвеститоров и другие необходимые структуры, как правило, по продуктовому принципу (молочная, мясная, зерновая и иные виды продукции).

Сегодня можно сказать, что субъектный состав аграрных предпринимателей в определенной степени сформировался. То есть этап реформирования и реорганизации завершен и стоит задача повышения эффективности аграрного производства.

Каковы же первые итоги развития предпринимательства в аграрном секторе экономики Российской Федерации? По численности населения (144 млн. чел.) Россия занимает 6е место в мире, а по наличию земельных ресурсов (1709 млн. га) – первое. Сельскохозяйственное население составляет 38,9 млн. человек (2002 г.), а занятых в сельском хозяйстве 8,2 млн. человек. Доля продукции сельского хозяйства в объеме ВВП в 2002 году составила 10,8 % (в 1991-м – 18,5 %). Если в 1990 году сельское хозяйство давало 19,4 % совокупной прибыли экономики страны, то в 2002 г. – примерно 1,3 %. В целом отечественное сельское хозяйство по объемам производства сырья и продовольствия на душу населения отброшено назад в среднем на 40–50 лет. Если в 1990 г. Россия по производству продовольствия на душу населения занимала 7е место в мире, то в 2002 г. она находится ниже 70го места. Российский аграрный сектор сегодня находится в затяжном экономическом кризисе. Общие итоги производственно-хозяйственной деятельности аграрных предпринимателей за годы реформы, мягко говоря, неутешительны.

Преобразования в аграрном секторе, вхождение сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночные отношения начались в Российской Федерации с излишней политизации и при отсутствии необходимого научного осмысления. Идея «фермеризации» на начальном этапе стала доминирующей в аграрной политике Правительства РФ. Предполагалось, что вместо колхозов и совхозов в стране будут созданы миллионы крестьянских (фермерских) хозяйств. Фермер накормит страну – был главный лозунг в 1991–1995 гг.

Динамика роста числа фермерских хозяйств в эти годы выглядела так:

1991 г. – 49013;

1992 г. – 182090;

1993 г. – 269972;

1994 г. – 279195;

1995 г. – 280112.

Но уже с 1996 года началось снижение их численности:

1996 г. – 278613;

1997 г. – 274284;

1998 г. – 274300;

1999 г. – 279200;

2000 г. – 261100;

2001 г. – 261700;

2002 г. – около 2660002.

Интересны цифры развития фермерства в субъектах РФ, входящих в Уральский федеральный округ, за период с 1992 по 2002 год (табл. 1).

Как видим, создание фермерских хозяйств идет волнообразно. Пик приходится на 1993 г. и заканчивается в 1996 г. Учитывая эти обстоятельства, Правительство Российской Федерации 8 декабря 1996 г. приняло Федеральную целевую программу «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов на 1996–2000 годы», в которой были определены правовые, организационные, экономические и социальные условия дальнейшего функционирования фермерских хозяйств в стране. Однако в дальнейшем фермерство так и не смогло преодолеть отрицательную тенденцию.

Сегодня крестьянские (фермерские) хозяйства страны, занимая 8 % площади земель сельскохозяйственного назначения, производят лишь около 3 % объема сельскохозяйственной продукции.

Общей тенденцией за эти годы стало увеличение земельной площади, закрепленной за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Так, если в Свердловской области в 1992 г. на одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем 25,5 га, то в 2002 г. уже 66,9 га, и общая площадь земель увеличилась за этот же период с 73,1 тыс. га до 130,2 тыс. га. В Курганской области 52 га – в 1992 г. и 94 га – в 2002 г.

В целом по субъектам УрФО по состоянию на 2002 г. картина с площадью земельных участков для фермерских хозяйств представлена в таблице 2.

 

Социологические данные о качественном составе глав крестьянских (фермерских) хозяйств говорят о том, что фермерами стали многие специалисты с высшим и средним специальным образованием.

Так выглядит уровень образования глав фермерских хозяйств в отдельных областях, входящих в УрФО (табл. 3).

 

Несмотря на комплекс проблем различного характера, производственно-хозяйственная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств в отдельных регионах имеет всетаки положительные тенденции. Это можно показать на примере фермеров Тюменской области (табл. 4).

Доля сельскохозяйственной продукции фермерских хозяйств в Тюменской области в 2001 г. составила 4,9 % и продолжает увеличиваться.

Но все же общие итоги развития фермерства в Российской Федерации далеки от желаемых, ибо на пути фермеров оказалось слишком много проблем. В результате сегодня многие крестьянские (фермерские) хозяйства числятся лишь на бумаге, а фактически же, чтобы выжить, они занимаются не производством сельскохозяйственной продукции, а скупкой сельхозпродуктов, торговлей и другой, иногда далекой от реального фермерства деятельностью.

К сожалению, экономика аграрного сектора до сих пор находится в стадии переходности, когда дореформенные экономические механизмы уже не действуют, а новые создаются с огромным трудом. Практически до 1997 г. государство занимало по отношению к аграрной сфере позицию невмешательства, что не способствовало нормальному развитию аграрного предпринимательства. С принятием 14 июля 1997 г. Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства»3 начались определенные позитивные сдвиги.

Активно формируется рынок зерна, сахара, молочной и другой продукции; развивается Агролизинг; с 2000 г. функционирует Российский сельскохозяйственный банк; с 2001 г., хотя и с большими недостатками, начали проводиться закупочные интервенции на рынке зерна; вводятся квоты на закуп за рубежом мяса птицы, говядины и свинины; получает развитие внешнеэкономическая деятельность на агропродовольственном рынке; начата работа по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей; приняты и финансируются ряд федеральных целевых программ (среди них важнейшая целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» и др.). Наряду с федеральным финансированием все больше получает развитие финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации, наблюдаются и другие меры экономического участия государства в аграрной сфере.

Вместе с тем вышеперечисленное не означает, что на пути российского аграрного предпринимательства больше нет проблем. По состоянию на 1 января 2003 г. просроченную кредиторскую задолженность по всем обязательствам имели чуть ли не 85 % сельскохозяйственных организаций и предприятий. То есть эти товаропроизводители стоят на пути процедуры банкротства.

Как отмечает академик И. Ушачев4, по сути дела, сегодня формируются три малосвязанные между собой экономики – экономика роста у небольших групп хозяйств, экономика выживания у значительной, но сокращающейся группы, экономика разрушения у все возрастающей группы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Существует диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, товары и услуги (по данным Госкомстата России, цены на товары и услуги для аграрных товаропроизводителей до 1998 г. возросли в 9,4 тыс. раз, в то время как на реализованную сельскохозяйственную продукцию лишь в 1,7 тыс. раз).

Монополизм перерабатывающих предприятий и организаций (сегодня в стоимости сельскохозяйственной продукции доля непосредственного товаропроизводителя составляет 20–30 %, а доля мясокомбинатов, молзаводов, элеваторов, хлебозаводов и др. составляет 60–80 %).

Изза неотлаженности системы сбыта произведенного сырья и продовольствия в настоящее время по причине криминализации агропродовольственного рынка аграрные предприниматели несут убытки от недополучения доходов, так как разного рода перекупщики и посредники закупают сельхозпродукцию по заниженным ценам (например, осенью 2002 г. зерно в Свердловской области закупалось по цене от 40 до 90 коп. за кг; сегодня мясо закупается по цене 30–45 руб. за кг; молоко – 3,5–4,0 руб. за литр). Оптовые продовольственные рынки, строительство которых определено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г.5 и другими нормативными правовыми актами, до сих пор не стали центром гарантированного и цивилизованного сбыта сельхозпродукции.

Низкая эффективность системы сбыта в аграрном секторе влечет за собой значительные потери сельскохозяйственной продукции при заготовке, транспортировке, переработке и хранении и, самое главное, несвоевременный и не в полном объеме возврат финансовых оборотных средств, необходимых для развития аграрного производства, а также для своевременной оплаты налогов, кредитов и т. д. Все это лишь ухудшает и без того неудовлетворительное финансовое положение предпринимательских структур в аграрной сфере.

Несмотря на введение квот и другие ограничения, российский рынок попрежнему заполнен импортными продовольственными товарами и сырьем. Уровень импорта составляет до 40 % и более, что реально угрожает продовольственной безопасности страны и опять же резко ударяет по отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, ибо деньги уходят не на развитие производства российских аграрных предпринимателей, а на поддержку предпринимателей, но зарубежных.

Производственно-хозяйственная деятельность аграрных предпринимателей Свердловской области (по состоянию на 1 января 2002 г. в области функционировало 700 сельскохозяйственных организаций и предприятий; 2074 крестьянских (фермерских) хозяйств; 261 личных подсобных хозяйств) характеризуется следующими показателями (табл. 5).

Как видим, показатели соответствуют тенденциям, сложившимся в целом в аграрной сфере Российской Федерации. В настоящее время по инициативе Минсельхоза РФ разработан и обсуждается в Государственной думе проект Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором в комплексе предусмотрены меры государственной экономической поддержки российских аграрных предпринимателей, определены юридические гарантии развития агробизнеса. Это должен быть базовый правовой акт в системе аграрного законодательства.

В стадии разработки находится проект закона о маркетинге, производстве, реализации и транспортировке экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Положения этого закона позволяют гармонизировать российское и международное законодательство в части производства, реализации и сертификации сельскохозяйственной продукции, в том числе и импортированной в Россию.

Определенные надежды аграрные предприниматели связывают с принятием Государственной думой закона «О внесении изменений в главу XXVI (I) части второй Налогового кодекса Российской Федерации»6 и некоторыми другими актами законодательства РФ.

В связи с налоговой реформой внесены изменения в систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Уплата единого сельскохозяйственного налога для коммерческих производственных организаций предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным кодексом при ввозе на таможенную территорию РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период. Объемом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговым периодом принят календарный год (раньше был квартал, что не учитывало сезонность аграрного производства и создавало большие проблемы при уплате налогов). Налоговая ставка установлена в размере 6 %.

Безусловно, будут способствовать развитию предпринимательства в аграрной сфере и принятые недавно федеральные законы:

«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г.7;

«О личном подсобном хозяйстве» от 7 июня 2003 г.8;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 11 июня 2003 г.9.

В заключение необходимо отметить, что действующие и разрабатываемые законодательные и иные нормативные правовые акты должны оказать свое позитивное воздействие на улучшение производственно-хозяйственной деятельности аграрных предпринимателей, стабилизацию аграрного производства и динамичное развитие аграрного сектора экономики Российской Федерации.


1. Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 26. Ст.324.

2. АПК – экономика, управление. 2003, № 3. Стр. 58.

3. Собрание законодательства РФ № 30, ст. 3594.

4. Социальноэкономические проблемы развития АПК России / АПК – экономика, управление. Журнал. 2003. № 4. Стр. 15.

5. О создании государственного унитарного предприятия «…по регулированию продовольственного рынка при Министерстве сельского хозяйства и Правительстве Российской Федерации» / СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4593.

6. Российская газета. 2003, ноябрь.

7. Собрание законодательства РФ. 2003, № 24. Ст. 2249.

8. Собрание законодательства РФ. 2003, № 28. Ст. 2881.

9. Собрание законодательства РФ. 2003, № 24. Ст. 2248.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право