На главную Написать письмо

Новый Таможенный кодекс Российской Федерации об основах финансовой деятельности таможенных органов

О. Ю. Бакаева, кандидат юридических наук, докторант кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной академии права

Регулирование внешнеторговых отношений – неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. 1 января 2004 г. вступил в законную силу новый Таможенный кодекс РФ. Необходимость его принятия была продиктована рядом факторов: отставанием норм таможенного права от существенно обновившегося федерального законодательства; проблемами в практической деятельности субъектов внешней торговли и должностных лиц таможенных органов; громоздкостью таможенного законодательства с запутанностью огромного массива подзаконных актов; недостатками в технологии таможенного процесса. С принятием нового Таможенного кодекса РФ (далее – ТК) представляется возможным говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Этот важнейший закон (основополагающий источник таможенного права) призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых является одним из условий членства России в ВТО.

Основным позитивным фактором содержания нового ТК является то, что из рамочного нормативного акта он превратился в закон максимально прямого действия. Ранее количество нормативных правовых актов, применяемых в области таможенного дела, исчислялось несколькими тысячами, большинство из которых составляли подзаконные акты. Государственный таможенный комитет РФ был вынужден заниматься политикой латания дыр, принимая все новые и новые акты. Нередки случаи, когда нормы права встречались в таких документах, изначально носящих индивидуальный характер, как письма, телеграммы, телетайпограммы. Сейчас эти правила, неоднократно прошедшие апробацию в практической деятельности, содержатся в ТК. Кроме того, многие институты обстоятельно урегулированы нормами этого закона и не допускают применения актов подзаконного характера.

Дуализм таможенного законодательства обусловлен содержанием в нем массива норм, объединенных в два крупных блока. Такие нормы являются финансовоправовыми и административно-правовыми. В современных условиях эффективное осуществление финансовой деятельности таможенными органами чрезвычайно важно для экономики страны в целом, так как государственный бюджет еще не может обойтись без существенной доли доходов от внешней торговли в своей структуре. Вместе с тем вопросы фискальной направленности остаются весьма острыми и актуальными в таможенной сфере.

Финансовая деятельность таможенных органов характеризуется тем, что в ее ходе организуются и практически осуществляются образование (аккумуляция), распределение и использование денежных фондов в целях выполнения задач, стоящих перед таможенными органами. Денежные фонды создаются в результате осуществления таможенными органами важнейшей из функций – взимания таможенных платежей. Данный институт урегулирован разделом III ТК. Следует отметить, что этот блок существенно расширился благодаря закреплению в кодексе ряда норм, которые были установлены подзаконными нормативными актами. К ним относятся: авансовые платежи, детальная регламентация способов обеспечения уплаты таможенных платежей и др. Вместе с тем часть положений Закона РФ «О таможенном тарифе» нашла свое закрепление в кодексе (определение страны происхождения товара, таможенная стоимость и порядок ее определения). В литературе уже давно высказывается позиция об объединении двух основных источников таможенного права: Таможенного кодекса и Закона РФ «О таможенном тарифе». Начало этому положено, и данное обстоятельство представляется нам разумным и логичным.

Вместе с тем часть норм, регламентированных Законом РФ «О таможенном тарифе», осталась за рамками Таможенного кодекса. Здесь особое внимание следует обратить на раздел II Закона – «Сезонные и особые пошлины». В самом кодексе оговаривается, что данные виды платежей устанавливаются нормами законодательства о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами. Действительно, большая часть одноименного закона посвящена именно таким мерам. На наш взгляд, в целях исключения дублирования правовых положений, унификации таможенного законодательства Закон РФ «О таможенном тарифе» требует тщательного пересмотра. Часть его норм целесообразно перенести в кодекс, часть – закрепить в подзаконных актах (например, методы определения таможенной стоимости).

Перечень таможенных платежей сократился до четырех: таможенная пошлина (ввозная и вывозная), НДС, акцизы, таможенные сборы. Срок их уплаты определен законодателем. При ввозе он не должен превышать 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится в ином месте. При вывозе таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима. При нарушении лицом ограничений на пользование и распоряжение товарами сроком уплаты считается первый день такого нарушения, а если его установить невозможно – день принятия таможенной декларации на такие товары. При нарушении требований и условий таможенных процедур, влекущих обязанность уплатить таможенные платежи, сроком их уплаты признается день совершения такого нарушения, а при невозможности его определения – день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

Общее правило, установленное Налоговым кодексом, гласит, что обязанность по уплате налогов исполняется в валюте РФ (п. 3 ст. 45). Частью 2 ст. 331 ТК закреплено право выбора субъекта ВЭД на уплату таможенных платежей в альтернативной валютной форме.

К сожалению, основным источником таможенного права не установлены виды таможенных сборов, а также порядок их исчисления и уплаты. Лишь в ч. 3 ст. 87 ТК упоминается о сборах за таможенное сопровождение. Учитывая, что взимание таможенных платежей возможно в случаях их регламентации актами законодательства РФ, данный пробел необходимо урегулировать нормами данного уровня.

Уплата таможенных платежей является одним из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в деяниях субъектов влечет привлечение их к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций.

Новеллой ТК выступает установление ограничения по объему таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых в отношении импортируемых товаров. Как правило, такая сумма не может превышать суммы таможенных платежей, подлежащих уплате в случае, если бы товары были выпущены для свободного обращения на территорию РФ, без учета пеней и процентов. Данное введение – шаг к снижению тяжести налогового бремени для участников внешней торговли.

Дискуссионным представляется вопрос об установлении момента исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Согласно ст. 332 ТК, такая обязанность считается исполненной, как правило, с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке. Вместе с тем ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога признается исполненной с момента предъявления налогоплательщиком в банк поручения на его уплату при условии достаточного денежного остатка на счете. Практика показывает, что с этого момента до списания денежных средств с банковского счета проходит несколько часов. И хотя временной отрезок краток, представляется, что формулировка, содержащаяся в налоговом законодательстве, более верна, так как связывает рассматриваемую обязанность непосредственно с плательщиком, а не банком. За нарушение срока исполнения такого поручения ответственность должен нести банк, согласно ст. 15.8 КоАП РФ, а не плательщик таможенных платежей.

Кроме того, Таможенным кодексом (ч. 2 ст. 149) определено, что товары могут быть выпущены для свободного обращения на территорию Российской Федерации лишь при условии поступления на счета таможенных органов сумм таможенных пошлин и налогов. А это значит, что субъект внешнеэкономической деятельности будет лишен возможности осуществления прав собственника на фактически «растаможенный» товар до момента исполнения обязанности по перечислению средств банком. Таким образом, на наш взгляд, наблюдается противоречие между нормами налогового и таможенного законодательств, которое требует разрешения, исходя из интересов предпринимателя.

Законодатель предусматривает и случаи освобождения от уплаты таможенной пошлины и налогов. К ним, согласно ч. 2 ст. 319 ТК, относятся обстоятельства, когда:

товары, в соответствии с законодательством, не облагаются таможенными пошлинами и налогами;

в отношении товаров законодательными нормами предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов – в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

общая таможенная стоимость ввозимых товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает 5000 рублей;

до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования;

товары обращаются в федеральную собственность.

В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений кодекса о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Такие случаи прямо предусматриваются Таможенным кодексом.

Несомненным преимуществом для субъекта ВЭД является установление правила, в соответствии с которым неуплата таможенных платежей не может являться основанием для отказа в принятии таможенной декларации (ст. 132). Таким образом, законодатель отказался от укоренившейся практики кредитования государственного бюджета за счет субъекта ВЭД. Для участника международной торговли наибольшую выгоду представляет требование уплатить таможенные платежи наиболее близко по времени к моменту выпуска товаров.

Особого внимания заслуживает глава 30 ТК, посвященная изменению сроков уплаты таможенных платежей, т. е. порядку предоставления отсрочки или рассрочки (кстати, на это могут рассчитывать как юридические, так и физические лица). Срок ее, в соответствии с ч. 6 ст. 333, увеличен до шести месяцев (в настоящее время – два месяца). Такое положение представляется нам совершенно справедливым, так как такой период наиболее удобен для субъектов ВЭД и реален для погашения ими задолженности по уплате таможенных платежей.

Вместе с тем остается невыясненным вопрос: предоставление отсрочки или рассрочки по уплате платежей – это право или обязанность таможенного органа? В ст. 334 Кодекса приводится исчерпывающий перечень оснований изменения срока уплаты таможенных платежей:

– причинение лицу ущерба в результате форсмажорных обстоятельств;

– задержка плательщику финансирования из федерального бюджета;

– перемещение скоропортящихся товаров;

– осуществление поставок по межправительственным соглашениям.

При этом законодатель два первых основания прямо продублировал, опираясь на норму ч. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ, а часть причин оставил за рамками ТК. Среди них, например, и ситуации, когда субъект в силу своего материального положения не может выплатить сумму налога. Представляется, что основания, указанные в НК РФ, применимы и в таможенной сфере. Такую ссылку, на наш взгляд, необходимо отразить в ст. 334 Таможенного кодекса РФ.

В предоставлении отсрочки или рассрочки может быть отказано исключительно в случаях, прямо установленных ТК (ст. 335): возбуждение уголовного дела по таможенному преступлению, начало процедуры банкротства. Таким образом, на первый взгляд, субъект ВЭД получает более широкую возможность пользования льготами при уплате таможенных платежей, причем их предоставление не ставится в зависимость от желания должностного лица таможенного органа, а четко регламентируется законодательным актом. Однако на сегодняшний день в ТК и перечень оснований предоставления отсрочки (рассрочки), и обстоятельств, исключающих такую возможность, является исчерпывающим. Наиболее распространенной является ситуация, при которой лицо ввозит в страну товары, не относящиеся к разряду скоропортящихся. Может ли такой субъект рассчитывать на изменение срока уплаты таможенных платежей? Законодательных оснований для этого не предусмотрено, но и исключающие данную возможность обстоятельства также отсутствуют. Представляется, что законодатель, стремясь к упрощению таможенных формальностей, не предусмотрел тех проблем, которые неизбежно возникнут в правоприменительной практике на основе норм, не согласованных между собой.

Следует отметить, что мы не ратуем за повсеместное предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей. Уровень правовой культуры субъектов ВЭД еще далек от оптимума. Однако одними из первых такую возможность должны получить те лица, для которых устанавливаются специальные упрощенные процедуры. С принятием кодекса участнику ВЭД становится выгодно быть законопослушным. Так, если лицо не привлекалось к ответственности за нарушения таможенных правил, открыто для таможенного контроля и осуществляет внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет, оно может рассчитывать на применение к нему специальных упрощенных процедур (ст. 68 ТК). Такие процедуры выражаются, например, в подаче периодической таможенной декларации, проведении таможенного оформления на объектах этих лиц и т. д. Итак, впервые в таможенном законодательстве предусмотрены льготы для лиц, участвующих в международных экономических отношениях легитимно, на законных основаниях. Думается, что не будет ошибкой предоставление возможности для субъектов, попавших в «белые списки», изменения сроков уплаты таможенных платежей.

Глава 32 ТК посвящена принудительному взысканию таможенных платежей. Для того, чтобы его осуществить, таможенный орган первоначально должен выставить требование об их уплате. И лишь по истечении установленного срока возможно проведение данной процедуры. Принудительное взыскание невозможно, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность уплатить таможенные платежи. К запретам также относятся ситуации, когда размер таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 рублей.

Нормой ст. 349 ТК снижен размер пени. С 1 января 2004 года он будет составлять одну трехсотую ставки рефинансирования Банка России от суммы недоимки за каждый день просрочки.

Законодатель совершенно справедливо отказался от такого вида таможенного платежа, как плата за информирование и консультирование. Ранее таможенные органы осуществляли данные услуги за определенную плату, что противоречило конституционной норме ст. 29, закрепляющей право каждого свободно искать и получать информацию, а также ст. 24, гарантирующей каждому гражданину возможность знакомиться с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Исключение данного вида таможенного платежа свидетельствует о начале цивилизованных отношений между таможней и бизнесом, основанных на принципах равноправия, доверия, высокой правовой культуры.

Разумеется, практическое применение и других норм Таможенного кодекса РФ выявит ряд проблем в данной сфере. Большинство из них со временем будут разрешены. Однако уже сейчас основа для конструктивного диалога между субъектами внешнеэкономической деятельности и таможенными органами положена. Новое видение таможенной службы, отраженное в кодексе, направлено на дебюрократизацию экономики, оптимизацию условий работы субъектов предпринимательства, что в полной мере отвечает современным тенденциям развития Российского государства. Таможенное законодательство в идеале должно служить гражданину, защищать его от произвола чиновников, помогать в законных начинаниях, и шаг к гармонии в обществе уже сделан.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право