На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена целям государственного регулирования экономики. Автор выделяет общую (главную) цель государственного регулирования экономики и специальные цели. Особое внимание уделено обеспечению рационального хозяйствования как составляющей общей цели государственного регулирования экономики.

Ключевые слова

Государственное регулирование экономики, общая цель государственного регулирования, специальные цели, рациональное хозяйствование.

 

О целях государственного регулирования экономики

С.Н. Шишкин, кандидат юридических наук, советник судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Без точного определения цели государственного регулирования экономики невозможно надлежащее правовое обеспечение такого регулирования.

Профессор Рудольф фон Иеринг справедливо отмечал, что цель есть творческая сила всего права, что нет правового положения, которое не было бы обязано своим происхождением какой-либо цели1. Цель является представлением о будущем, которое воля полагает осуществить2.

Конечной целью как государства, так и права должно быть установление и гарантия жизненных условий общества: право существует для общества, а не общество для права3. Иеринг далее продолжает, что закон налагает на нас такие обязанности, которые касаются всех вообще (и индивида, и общину, и государство). «Это – обязанности, целью которых является осуществление общего блага (выделено мною – С. Ш.), общественной безопасности»4.

Таким образом, каких бы сфер жизни общества не касалось государственное регулирование, включая и экономику, главной целью его вообще должно быть осуществление общего блага.

Идея об общем благе как цели государства является достижением современной культуры, основанной, в том числе, на убеждении, что власть государства должна иметь границы5.

Все цели государственного воздействия на любую область общественных отношений должны быть четко закреплены в праве. При этом каждая такая цель должна соответствовать жизненно важным интересам общества, тем более это актуально для цели, являющейся главной для государственного регулирования конкретной сферы общественных отношений. Главная цель государственного регулирования должна давать ясный ответ на вопрос, для чего оно в конечном итоге необходимо обществу?

Исходя из содержания экономической литературы, генеральная цель государственного регулирования экономики – экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям6. Однако имеется ли здесь стройный и законченный ответ на поставленный выше вопрос? То же самое касается и юридической литературы, где в качестве основной цели государственного регулирования экономики выделяется создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества7.

Представляется, что общая (главная) цель государственного регулирования экономики – обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов (интересов общества), таких как оборона страны и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды, надлежащее осуществление функций социального государства, в том числе защита социально уязвимых слоев населения.

Необходимо особо отметить, что в данном определении общей цели государственного регулирования экономики речь идет о реализации и защите именно публичных интересов, а не интересов государства. У демократического государства не может быть внутри страны собственных интересов. В противном случае это будет тоталитарное государство. В экономике, как в организованном рыночном хозяйстве, государство, выполняя роль организатора, не должно преследовать собственных целей.

Государство не должно нарушать равновесия рынка во всем его объеме в пользу своей публичной администрации, будь то посредством особого законодательства, публичных служб и фискальных законов8.

Речь здесь идет о том, что административный аппарат сам по себе не должен конкурировать со свободным внутренним рынком. Однако государственное регулирование экономики, основанное на административном, а не предпринимательском (хозяйственном) праве, приводит именно к такому состоянию экономики.

Достаточно широкое понимание публичных интересов, реализация и защита которых охватывается целью государственного регулирования экономики, соответствует реалиям современного общества и конституционно установленным положениям, в том числе и о социальном государстве.

Вильгельм фон Гумбольдт в конце XVIII века писал, что цель государства может быть двойная – оно может желать способствовать счастью или только стараться предотвращать зло, причиняемое либо природой, либо самими людьми9. Государство, по мнению Гумбольдта, должно воздержаться от всякой заботы о положительном благе граждан: оно не должно делать ни одного шага далее, чем необходимо для их безопасности друг от друга и от внешних врагов; ни для какой другой цели не должно оно стеснять их свободы10.

Безусловно, что для современного общества такой подход не может быть приемлем, тем более что и сам Гумбольдт свой труд, написанный под влиянием французской революции и пропитанный идеалистическими воззрениями, не публиковал. «Никто более его не был в состоянии оценить ту пропасть, которая отделяла мечту его юности от действительности»11.

Современное общество не может ограничиваться достижением целей и разрешением задач прошлого времени. Оно большего требует и больше делает, чем прежнее общество. Всякий шаг на пути общественного развития вызывает новые цели, а всякой новой цели в государственном бюджете соответствуют миллионы12.

Однако данный вывод профессора Иеринга следует отнести не столько к общей (главной) цели государственного регулирования экономики, сколько к специальным целям такого регулирования. Обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов будут необходимы и в будущем, причем потребность в этом будет нарастать в обществе, претендующем на жизнь в условиях глобализации, продовольственных и финансовых кризисов, пропасти между богатством и бедностью, дефицита энергоресурсов, природных катаклизмов, загрязнения окружающей среды и т.п.

«Само собой разумеется, что «обуздать» такого рода процессы, преодолеть кризисы, разрешить возникающие проблемы способно только сильное государство, обладающее необходимыми властными ресурсами, наделенное соответствующими полномочиями»13.

Общей публичной целью всех государств должно стать самосохранение человечества как такового. Отсюда и выдвигается на первый план такая составляющая общей цели государственного регулирования экономики, как рациональное хозяйствование, которое, в свою очередь, не может быть обеспечено без государственного регулирования экономики. Государство должно добиваться обеспечения рационального хозяйствования, в том числе и принудительными мерами.

Если с хозяйствованием (ведением хозяйства, осуществлением хозяйственной деятельности) все в достаточной мере понятно, то термин «рациональное» требует определенного пояснения или, по крайней мере, обозначения авторского подхода к нему.

В переводе с латинского языка слово «rationalis» обозначает разумный. В самой идее рациональности как определенного типа отношения к действительности видят – и не без веских оснований – символ современной научно-технической цивилизации14.

Любая деятельность должна находить свое завершение в определенном результате, приводить к поставленной цели. Рациональная деятельность должна быть эффективной и приводить к поставленной цели при минимуме затрат. Рациональное хозяйствование можно представить как эффективное и оптимальное осуществление хозяйственной деятельности в условиях глобальных проблем, стоящих перед человечеством, направленное на максимальное достижение общественных потребностей при минимальных затратах. Данное определение могло быть более развернутым, если его дополнить конкретными критериями, необходимыми элементами, либо существенными признаками рационального хозяйствования. Однако автор не претендует на приведение исчерпывающего перечня таковых критериев (признаков, элементов и т.п.), поскольку, во-первых, это задача не только юридической науки, но и других наук; во-вторых (и это главное), необходимо учитывать общественное развитие и все то, что ему сопутствует. Вместе с тем, нельзя не назвать такие существенные признаки рационального хозяйствования, как развитие производства (производственная составляющая), максимальное использование достижений научно-технического прогресса (инновационная составляющая), эффективное и оптимальное использование природных ресурсов при минимизации вредного воздействия на окружающую среду, энергосбережение (экологическая составляющая), социальная направленность (социальная составляющая).

Хотя потребность и является фундаментальной детерминантой деятельности, сами потребности бывают разные15. С таким замечанием философов следует согласиться. Приведенное определение рационального хозяйствования основано на удовлетворении общественных потребностей и здесь можно условно говорить о рациональном хозяйствовании в объективном смысле. Рациональное хозяйствование в субъективном смысле предопределяется потребностями отдельных субъектов, в первую очередь, предпринимательской деятельности – разновидности хозяйственной деятельности. Разумеется, что осуществляя предпринимательскую деятельность, ее субъекты удовлетворяют и общественные потребности, но это не является основной целью этой деятельности. Систематическое извлечение прибыли субъектами предпринимательской деятельности как цель и фундаментальная детерминанта такой деятельности, обусловливает специфику признаков рационального хозяйствования в субъективном смысле. Таким признаком является, например, минимизация налогов, в том числе путем разработки и применения всевозможных легальных и нелегальных схем.

Если применить термины белорусских ученых-юристов И. И. Веленто и В. С. Елисеева16, рациональное хозяйствование – модель экономического поведения, явление позитивного поведения, которое ожидает государство от участников экономических отношений.

Употребляя экономическую терминологию, необходимо отметить, что рациональное хозяйствование в объективном смысле относится к макроэкономике, а рациональное хозяйствование в субъективном смысле – к микроэкономике. Однако именно обеспечение рационального хозяйствования в объективном смысле является составляющей основной (главной) цели государственного регулирования экономики.

О том, что обеспечение рационального хозяйствования является целью хозяйственного права, сторонники хозяйственно-правовой концепции (точнее – ее основоположники) утверждали еще во второй половине ХХ века17. Вполне актуально и в настоящее время говорить об обеспечении рационального хозяйствования как о цели предпринимательского (хозяйственного) права. Переход к современной рыночной экономике не умаляет эту цель, а с учетом вышеприведенных проблем, стоящих перед человечеством, делает эту цель еще более насущной.

Академик В. В. Лаптев обоснованно отмечает, что сравнение и учет опыта регулирования хозяйственной деятельности в условиях плановой экономики вполне допустимы и полезны, когда речь идет не об административно-командной или рыночной основе экономических мероприятий, а о вопросах профессионального и эффективного ведения хозяйства, производительности труда, рационального хозяйствования18.

В обеспечении рационального хозяйствования участвуют и другие отрасли права – трудовое, земельное, административное, гражданское и т.д. Однако основная цель названных отраслей состоит не в обеспечении рационального хозяйствования, а в решении иных задач, связанных с характером их предмета. Цель как критерий разграничения отраслей права должна использоваться в неразрывном единстве с другими признаками отрасли права: предметом, методами, субъектами и принципами19.

Если общей целью государственного регулирования экономики является обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов, то в рамках этой общей цели могут ставиться специальные цели государственного регулирования экономики в целом и ее конкретных сфер, видов предпринимательской деятельности. Так, провозглашенная модернизация экономики России является специальной целью, способствующей реализации общей цели государственного регулирования экономики. В свою очередь, перевод экономики на инновационный путь развития охватывается целью ее модернизации. В подобных случаях можно говорить о подцелях государственного регулирования экономики.

Специальные цели государственного регулирования экономики носят, как правило, временный характер. Например, цель государственного регулирования инвестиционной деятельности – создание благоприятных условий для ее развития. Эта цель призвана служить достижению общей цели государственного регулирования экономики – обеспечению рационального хозяйствования, реализации и защите публичных интересов.

Однако могут иметь место и постоянно существующие специальные цели. Так, специальная и основная цель государственного регулирования рынка ценных бумаг – обеспечение защиты прав и законных интересов владельцев ценных бумаг, не являющихся профессионалами. Данные субъекты, исходя из смысла законодательства, являются инвесторами, объект инвестирования которых – эмиссионные ценные бумаги. Законодательство в этой сфере постоянно совершенствуется, принимается множество подзаконных нормативных правовых актов.

Говорить о системе специальных целей государственного регулирования экономики, так же как и о системе мер форм такого регулирования (о системе осуществления целей), можно лишь как о пожелании нашему законодателю, поскольку отсутствует системообразующий нормативный правовой акт, такой как предпринимательский (хозяйственный) кодекс.

Осуществление некоторых функций государства может формально прикрываться благовидными целями государства, включая конечную и главную цель государства – общее благо. Это касается, в первую очередь, такой функции государства, как пополнение бюджета, которое является не целью, а средством достижения цели – реализации и защиты публичных интересов. Например, значительное снижение потребления табака и алкоголя – это цель государства и общества, достижение которой несомненно будет способствовать формированию здорового образа жизни и в конечном итоге не может не сказаться благоприятно на экономике. Однако одним из основных средств достижения указанной цели является значительное увеличение акцизов на табачные изделия и алкоголь. Так, по подсчетам экспертов, при увеличении табачных акцизов до уровня европейских стран, бюджет России получит более 300 миллиардов рублей ежегодно20. Таким образом, фактически получается, что государство, хотя и косвенно, но заинтересовано в увеличении производства и потребления табака и алкоголя, тем более в те периоды времени, когда нет других, помимо сырьевого экспорта, надежных источников пополнения бюджета. Цели же государства, если вспомнить вышеприведенные слова профессора Иеринга, требуют миллионы из бюджета, а не наоборот. Достижение целей государственного регулирования экономики требует определенных затрат.

Правовое регулирование является составляющей государственного регулирования экономики. Академик НАН Украины В. К. Мамутов в качестве цели правового регулирования экономики обозначает формирование экономического публичного правопорядка, под которым понимает господствующий в обществе уклад материального производства, основанный на положениях конституции, нормах права, моральных принципах, деловых правилах и обычаях, одобренный высшей законодательной властью в стратегических экономических решениях, обеспечивающий гармонизацию частных и публичных интересов, создающих партнерские и добропорядочные взаимоотношения в хозяйствовании21.

Названная академиком В. К. Мамутовым цель правового регулирования экономики представляет собой специальную цель как по отношению к общей цели государственного регулирования экономики, так и по отношению к основной цели предпринимательского (хозяйственного) права – обеспечению рационального хозяйствования.

_____________________________

1См.: Иеринг Р. (Рудольф), проф. Цель вправе. Первый том/ Пер. с нем. В. Р. Лицкого, В. Н. Муравьева, Н. В. Дерюжинского; Под ред. В. Р. Лицкого. – Санкт-Петербург: Изд. Н. В. Муравьева, 1881. С. II.
2Там же. С. 6.
3Там же. С. 309.
4Там же. С. 349.
5См.: Гаджиев Г. А. Экономическая политика государства: оказывает ли конституционный суд воздействие на ее очертания?/Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 1. С. 90.
6См.: Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд. Перераб. и доп. –М.: Издательство БЕК, 1997. С. 479.
7См.: Предпринимательское право Российской Федерации/ Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2003. С. 400.
8См.: Ориу М. Основы публичного права. Пер. с фр. под ред. Е. Пашуканиса. – М.: Издательство коммунистической академии, 1929. С. 359.
9Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности/пер. с нем. – Челябинск: Социум, 2009. С. 20.
10Гумбольдт. Указ. соч. С. 49.
11Иеринг Р. Указ. соч. С. 392.
12Там же. С. 372.
13См.: Керимов А. Д. Сильное государство – ответ на вызов современной эпохи – М.: NOTA BENE, 2009. С. 29.
14См.: Швырев В. С. Рациональность как философская проблема // Рациональность как предмет философского исследования. – М: Институт философии РАН, 1995. С. 3.
15См.: Касавин И. Т. О ситуациях проблематизации рациональности // Рациональность как предмет философского исследования. С. 159.
16См.: Веленто И. И., Елисеев В. С. Теория экономического права: Тексты лекций. – Гродно: ГрГУ, 2004. С. 15.
17См., например: Хозяйственное право: Учебник/ Под ред. В.В.Лаптева. – М.: Юрид. лит.,1983. С. 23.
18См.: Лаптев В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. С. 3-4.
19См.: Хозяйственное право: Учебник/ Под ред. В.В. Лаптева – М.: Юрид. лит., 1983. С. 23.
20См., например: Егоршева Н. Не место для курения // Российская газета. 2010. 5 октября.
21Хозяйственное право/под ред. акад. В. К. Мамутова. Киев, 2002. С. 31.

 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право