На главную Написать письмо

Особенности правовой работы в Федеральном государственном унитарном предприятии «Свердловская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

И. Л. Шик, юрисконсульт ФГУП «Свердловская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Юридический отдел ФГУП «Свердловская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее – ФГУП «СГТРК») является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно генеральному директору ФГУП «СГТРК».

В работе юридического отдела ФГУП «Свердловская ГТРК» можно выделить следующие основные направления деятельности:

1. Разработка и (или) участие в разработке на предприятии локальных нормативных актов. Так, например, в 2002 году юридическим отделом были разработаны действующие в настоящее время на территории предприятия Правила внутреннего трудового распорядка работников Свердловской государственной телевизионной и радиовещательной компании; Положение о порядке организации договорной работы в ФГУП «Свердловская государственная телевизионная и радиовещательная компания».

2. Осуществление предварительной проверки соответствия действующему законодательству приказов, распоряжений, соглашений и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии.

3. Участие в работе по заключению хозяйственных договоров, подготовка заключений об их юридической обоснованности.

4. Подготовка заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации.

5. Представляет интересы предприятия в суде, арбитражном суде, в государственных и общественных организациях по вопросам деятельности предприятия.

6. Оказание правовой помощи структурным подразделениям предприятия.

Специфика работы юрисконсульта в СМИ, в том числе и Свердловской ГТРК, заключается в том, что наряду с разрешением текущих вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия, перед ним всегда возникают вопросы соблюдения авторских прав и законодательства о рекламе, о средствах массовой информации.

Следует отметить, что Свердловская государственная телевизионная и радиовещательная компания отдает приоритет размещению в эфире произведений, созданных сотрудниками Свердловской ГТРК в порядке выполнения ими служебных обязанностей или служебного задания. Правовой режим произведений, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя («служебные произведения»), закреплен в ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (в ред. от 19 июля 1995 г.)1, согласно которой исключительные права на использование подобного произведения переходят к лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях. Такой переход прав происходит на основе заключенного трудового договора, в котором в соответствии со сложившейся практикой никакого особого указания об этом не требуется2. Однако, в силу многообразия направлений деятельности, а также ввиду отсутствия определенных специалистов в штате предприятия, Свердловская ГТРК нередко заключает авторские договоры с третьими лицами. Например, до направления для участия в международных конкурсах (фестивалях) документальных фильмов, созданных структурным подразделением предприятия – ТО «Уралтелефильм», заключаются договоры на перевод текстов фильмов с русского языка на требуемый организаторами конкурса иностранный язык; перед запуском в эфир новой телевизионной передачи нередко Свердловская ГТРК прибегает к помощи специалистов в области графики, дизайна, заключая договоры на создание аудиовизуальных произведений (заставок к телевизионным передачам) и др.

Процесс заключения и правовая экспертиза указанных договоров требует особого внимания. Любой гражданско-правовой договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой законодательством форме, достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. В соответствии со ст. 32 Закона об авторском праве и смежных правах авторский договор должен быть заключен в письменной форме, за исключением авторского договора об использовании произведения в периодической печати, который может быть заключен в устной форме.

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статья 31 Закона об авторском праве и смежных правах в качестве существенных называет следующие условия:

– способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору);

– срок, на который передаются права;

– территория, на которой может осуществляться использование произведения;

– размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения;

– порядок и сроки выплаты вознаграждения.

Рассмотрим подробнее каждое из перечисленных обязательных условий авторского договора.

Предметом авторского договора являются определенные имущественные авторские права на определенное произведение. Из этого следует, что в договоре должно быть точно указано, о каком произведении идет речь, какие именно авторские права предоставляются по договору. Произведение, о котором идет речь в договоре, должно быть указано как можно более точно. Так, например, если договор заключается на еще не готовый сценарий телепередачи, то обычно в договоре указываются идея и концепция телепередачи, творческая заявка. Произведение, права на которое предоставляются по договору, может, кроме того, передаваться в какой-либо материальной форме (на кассете БЕТАКАМ, на лазерном диске, на дискете и т. п.). Материальная форма, в которой должно быть выражено произведение, должна быть точно указана в договоре.

Важное условие договора – указание на конкретные права, которые передаются по договору. Под передаваемыми по договору правами имеются в виду имущественные права, указанные в п. 2. ст. 16 Закона: права на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на переработку.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными (п. 2. ст. 31 Закона). В связи с этим представляется, что во всех случаях при заключении авторского договора необходимо перечислять каждое конкретное право, передаваемое по данному договору, даже если объем передаваемых прав полностью совпадет с правами, перечисленными в статье 16 Закона. Подобная конкретизация позволит пользователю в дальнейшем утверждать, что конкретные права на произведение принадлежат исключительно ему, а также установить, какие именно права автора на использование произведения были переданы по авторскому договору. Однако в теории и практике существует точка зрения, согласно которой в договор достаточно включить условие со ссылкой на указанную статью3.

Пользователь, получивший по договору авторские права, может их передать в дальнейшем другим пользователям (причем как частично, так и полностью), но только при условии, если возможность такой дальнейшей уступки прав содержалась в договоре (п. 4. ст. 31 Закона). Поэтому в договорах обычно оговаривается условие о возможности подобной уступки прав.

При определении предмета договора, т. е. прав, которые передает автор пользователю, важно указать, какие имущественные права передаются по договору – исключительные или неисключительные. Если какое-либо право передается как исключительное, то это означает, что в пределах, предусмотренных в договоре, пользоваться этим правом может только лицо, которому это право передается. Получатель права также может запрещать любым другим лицам пользоваться этим правом. Подобный договор именуют договором о передаче исключительных прав. Так, если ФГУП «СГТРК» получило исключительное право на передачу в эфир определенного телефильма, то только оно вправе показывать этот фильм по телевидению, причем Свердловская ГТРК вправе будет преследовать по суду любые иные телевизионные организации, которые будут осуществлять телевизионные показы этого фильма. Передача неисключительных прав предполагает, что автор вправе передать те же права и другим пользователям, а также сам использовать произведение. Если стороны не указывают в договоре характер передаваемых прав, действует презумпция неисключительности передаваемых прав.

Стороны авторского договора должны оговорить территорию, на которую передаются права. Это может быть либо только территория Российской Федерации, либо территория группы стран (например, СНГ), либо территория всего мира без исключения или с исключением каких-то конкретных территорий. В случае, если территория в договоре не указана, действие передаваемых прав ограничивается территорией России.

Существенным условием авторского договора является условие о сроке, на который передаются права. Статьей 31 Закона об авторском праве предусмотрено, что в случае отсутствия в договоре условия о сроке договор является действительным, но применяются специальные правила, предусмотренные п. 1. ст. 31. Так, если в договоре срок действия не будет предусмотрен, автор может расторгнуть такой договор по истечении пяти лет с даты его заключения при условии письменного уведомления об этом пользователя за шесть месяцев до расторжения договора.

Часто в авторских договорах, одной из сторон в которых выступает ФГУП «СГТРК», устанавливается объем использования произведения. Телепередачи или радиопостановки приобретаются на 2–3 показа (передачи в эфир). Например, Свердловская ГТРК по договору передала Пользователю неисключительное имущественное авторское право на однократную передачу в эфир 17 августа 2003 г. с 16.00 до 18.30 (по московскому времени) аудиовизуального произведения – матча «Урал» – «Динамо».

Размер вознаграждения в договоре устанавливается соглашением сторон. При этом, согласно Закону, вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения, а если это невозможно осуществить в связи с определенными обстоятельствами – в виде фиксированной суммы.

Одним из интереснейших направлений деятельности юридического отдела Свердловской ГТРК является проверка и оценка материалов и сообщений, предназначенных для распространения в средствах массовой информации предприятия: телепрограмме «Свердловская государственная телевизионная и радиовещательная компания», радиопрограмме «Свердловская государственная телевизионная и радиовещательная компания – «Радио Урала» либо прошедших в их эфире.

Особо пристального внимания заслуживает рекламная информация, подлежащая размещению в эфире средств массовой информации Свердловской ГТРК. Особенностью распространения рекламы является ограничительный характер, а эти ограничения представляют собой исключение из провозглашенного в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»4 принципа свободы массовой информации, который является основополагающим принципом регулирования деятельности СМИ вообще. Представляется, что законодательное ограничение рекламной информации необходимо в силу того, что она затрагивает как частные, так и общественные интересы. Реклама, производимая и распространяемая с нарушением положений действующего законодательства, может нести серьезную угрозу публичным интересам государства как гаранта прав граждан, подрывать основы добросовестной конкуренции. Рекламная деятельность ограничивается путем закрепления в Законе РФ от 18 июля 1995 г. «О рекламе»5 общих и специальных требований к рекламе и установления ответственности за их нарушение.

Как и в большинстве стран мира, российское законодательство устанавливает определенные ограничения на рекламу в радио- и телепрограммах. Эти ограничения связаны с продолжительностью и частотой рекламных блоков. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о рекламе в радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут. Существуют ограничения на прерывание рекламой религиозных, детских передач. В Федеральном законе РФ от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ6 «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» указывается, что теле- или радиопрограммы, посвященные деятельности органов государственной власти, не могут прерываться рекламными материалами или сообщениями. Данное положение имеет непосредственное отношение к Свердловской телерадиокомпании, которая в соответствии с действующим законодательством, в частности ст. 3 указанного Закона, Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 844 «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»7 обладает статусом государственного средства массовой информации.

В большинстве случаев в рассматриваемых отношениях ФГУП «СГТРК» выступает в качестве рекламораспространителя, т. е. осуществляет размещение на основании договора рекламной информации путем предоставления технических средств радиовещания, телевизионного вещания, эфирного времени. Несмотря на то, что в соответствии со ст. 30 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность в той части, которая имеет отношение прежде всего к месту, времени и средству размещения рекламы, юридический отдел при составлении заключений на предмет соответствия «спорного» рекламного сюжета действующему законодательству комплексно оценивает и его содержательную часть. В связи с этим остановимся подробнее на общих требованиях, которым должен отвечать любой рекламный сюжет, подлежащий размещению в эфире:

– требование о непосредственной распознаваемости. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и без применения технических средств, именно как реклама в момент ее представления. Это может быть сделано, в частности, путем пометки «на правах рекламы» (п. 1 ст. 5 Закона);

– требование безопасности. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц, возбуждать панику (п. 6 ст. 5 Закона). Безопасность рекламной информации также выражается в том, что лицензируемая деятельность может рекламироваться только при наличии у рекламодателя соответствующей лицензии. В рекламном материале должны быть указаны номер лицензии и орган, ее выдавший. Аналогично реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой: «подлежит обязательной сертификации»;

– требование добросовестности. Реклама не должна дискредитировать тех, кто не пользуется рекламируемым товаром, не должна содержать некорректные сравнения с товарами других юридических физических лиц, не должна содержать высказываний, образов, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов, скрывать часть существенной для потребителей информации. Примером дискредитации не пользующихся рекламируемым товаром лиц может служить следующий случай. Компания «Элин Продактс» занималась продвижением на товарном рынке своей продукции – моющего средства «Блеск». В ее рекламном ролике содержалось утверждение, что «благоразумные хозяйки выбирают экономичный и эффективный «Блеск». Из указанного утверждения следовало, что хозяйки, которые выбирают другие средства для мытья посуды (то есть не выбирают «Блеск»), не могут считаться благоразумными. Антимонопольный орган признал это утверждение нарушением ст. 6 Закона о рекламе8;

– требование достоверности. Рекламная информация не должна содержать не соответствующие действительности сведения о товарах (работах, услугах). Это могут быть сведения об условиях гарантии, об условиях обмена, гарантийных обязательствах изготовителя, о дипломах и призах, которые якобы этот товар получил, о результатах исследований и т. п. В рекламе не должны использоваться термины в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «лучший», «единственный», «абсолютный» и т. д., если их невозможно подтвердить документально. Примером неподтвержденной документально рекламы с использованием терминов в превосходной степени может служить реклама самарской фабрики мороженого «Сап-По». В рекламе своего мороженого она не только некорректно сравнивала свою продукцию с мороженым немецкой фирмы «Марс», что само по себе является нарушением ст. 6 Закона о рекламе, но и наделяла свое мороженое терминами «самое лучшее», не подтверждая это никакими документами. Территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике, куда обратилась с жалобой немецкая фирма, выдало самарской фабрике предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе9;

– требование этичности. Реклама не должна содержать текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, информацию, порочащую объекты искусства, составляющие национальное или мировое достояние, государственные символы, валюту Российской Федерации или иного государства (ст. 8 Закона о рекламе);

– требование открытости рекламной информации (ст. 10 Закона о рекламе). Скрытая реклама опасна, прежде всего, тем, что она способна оказывать на потребителя не осознаваемое им воздействие и вынуждать на определенные поступки.

Необходимо также отметить, что действующее законодательство устанавливает также специальные требования для рекламы отдельных видов товаров и услуг. Например, специальные требования к рекламе медикаментов установлены п. 2 ст. 16, ст. 17 Закона о рекламе; главой 9 Федерального закона РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»10.

В заключение хотелось бы остановиться на некоторых проблемах, возникающих в связи с применением Закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти» как одного из основополагающих нормативных актов, регулирующих деятельность государственных средств массовой информации, к которым относится Свердловская ГТРК. Во-первых, определение «государственного регионального средства массовой информации», данное в ст. 3 вышеуказанного Закона, подразумевает обязательное участие органов государственной власти субъектов РФ в качестве учредителя регионального СМИ. Региональные государственные телерадиокомпании (дочерние предприятия ВГТРК), в том числе ФГУП «СГТРК», не подпадают под данное определение, так как органы государственной власти субъектов РФ не являются их учредителями. Ввиду чего необходимо дать более четкое определение, учитывающее статус всех государственных региональных СМИ, существующих в настоящее время, принимая во внимание терминологию, выработанную законодателем в избирательном праве Российской Федерации. Так, определение государственного регионального средства массовой информации может быть следующим: «Государственные региональные средства массовой информации – средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти (и/или органы государственной власти субъекта РФ) и (или) которым оказывается в текущем году (оказывалась в предыдущем) государственная финансовая поддержка из бюджета соответствующего уровня в виде субвенций, субсидий, а также те, учредители которых имеют в уставном капитале государственную долю.

Во-вторых, трудности на практике вызывает и применение ст. 9 Закона в части, касающейся предоставления возможности выступления депутату Государственной думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной думе. Законодатель оставил неурегулированным вопрос о том, какое количество депутатов от одного объединения может реализовать вышеуказанное право, порядок определения периода, количества выступлений, где должна быть предоставлена возможность для указанного выступления. В связи с этим необходимо выделить и регламентировать в рамках отдельного пункта или статьи Закона о рекламе соответствующий порядок предоставления эфирного времени для выступления депутатов Государственной думы, которым данный регион определен для работы их депутатскими объединениями в Государственной думе.


1. Российская газета. 1993. № 147. Далее – Закон об авторском праве и смежных правах.

2. Гаврилова Э. П., Круг П. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио. / Серия «Журналистика и право». М.: Центр «Право и СМИ», 1998. Выпуск 9. С. 24.

3. Степанова О. Передача авторских прав по договору // ИС. Авторское право и смежные права. – 2002. № 2. С. 54.

4. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7, ст. 300.

5. Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2864. Далее – Закон о рекламе.

6. Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 170.

7. Собрание законодательства РФ. 1998. № 32. Ст. 3895.

8. Российская бизнесгазета. 2001. 6 марта.

9. Российская газета. 1996. 18 мая.

10. Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право