На главную Написать письмо

Анотация

В статье раскрыта проблема понятия железнодорожных путей общего пользования в законодательствах разных государств. Выявлены характерные признаки и предложено в иной дефиниции, чем регламентировано Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) и ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Также проводится разграничение таких понятий, как «ресурс инфраструктуры», «пропускная способность инфраструктуры», «ограничение пропускной способности инфраструктуры».

Ключевые слова

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути общего пользования, комплекс недвижимого имущества, владелец инфраструктуры, перевозчик.

 

Проблемы понятия инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования

Е. В. Ткаченко, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Сибирского государственного университета путей сообщения

Статья 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав)1, перечисляя основные понятия, используемые при осуществлении железнодорожных перевозок к объектам транспортной инфраструктуры относит: железнодорожные пути общего пользования, технические сооружения, грузовые и пассажирские вокзалы и станции, агентства по продаже билетов, склады, инженерные сети, коммуникации и др. К железнодорожным путям общего пользования относится и метрополитен2.

Например, в отношении понятия «железнодорожные пути общего пользования» в законодательствах некоторых государств сложились разные понимания. Например, Устав в ст. 2 говорит о железнодорожных путях на территориях железнодорожных станций, Закон Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте» в ст. 1 и Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» в ст. 1 – о железнодорожных линиях3.

Поскольку основное движение грузовых и пассажирских поездов по железнодорожным путям проводят перевозчики, то в наибольшей степени они и пользуются данным видом железнодорожных путей общего пользования. Законодатель не ограничивает перевозчика только использованием железнодорожных путей, он предоставляет ему право пользоваться и другими объектами инфраструктуры для достижения главной цели – осуществления перевозок груза, пассажира, багажа, грузобагажа. Таким образом, перевозчик, осуществляя движение подвижного состава по железнодорожным путям, вправе пользоваться услугами железнодорожных станций, сетями связи, системами сигнализации, централизации и блокировки, устройствами электроснабжения, информационными комплексами, системами управления и другими объектами. В понятии «инфраструктура», даваемом законодателем, не содержится прямых сведений и положений о работе ремонтно-восстановительных предприятий (вагонных, локомотивных депо), принадлежащих железным дорогам. А перевозчик может пользоваться услугами ремонтно-восстановительных предприятий.

Учитывая сказанное, целесообразно было бы в ст. 2 Устава и в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» отразить определение инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в следующем виде. Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (коммуникации железнодорожного транспорта общего пользования, сети) – это комплекс недвижимого имущества, совокупность организационно-обособленных звеньев, в частности станционных и магистральных железнодорожных линий, железнодорожных станций, искусственных сооружений – мостов и тоннелей, постоянных устройств, т. е. инженерных сооружений (систем и средств электроснабжения, сигнализации, связи, централизации, блокировки), диспетчерского управления движением, ремонтно-восстановительных предприятий (вагонные и локомотивные депо), складов для хранения и других объектов железнодорожного транспорта, необходимых для обеспечения перевозочного процесса. Это определение подчеркивает отдельные моменты оказания инфраструктурной услуги ее владельцем перевозчику.

О. А. Григорьева4 отмечает, что инфраструктура железнодорожного транспорта как технологические комплексы, используемые субъектами естественных монополий, представляет собой производственные системы, имеющие сетевое строение. Это сложносоставной объект гражданского права, неделимая, непотребляемая вещь. Этот технологический комплекс прочно связан с земельным участком, поэтому он незаменим. С. А. Степанов5 под вещами как предметами материального мира, а также имущественными правами и обязанностями понимает имущество. Имущество, он подчеркивает, является емким и многогранным понятием, имеющим неоднозначное смысловое толкование. А. С. Яковлев6 рассматривает имущество как нечто, что может находиться в чьей-либо собственности. Д. В. Мурзин7, как и С. А. Степанов, приравнивает понятие имущества к понятию вещи. Даже исторически считается, что имущество – это, прежде всего, исключительно вещи8, которые представляют наиболее простой, естественный и всем понятный вид имущества, способный удовлетворять потребностям человека непосредственно из самого факта обладания ими9.

Н. А. Айдарова10 выделяет в понятии инфраструктуры три уровня: собственно инфраструктурные сети; операции – деятельность по эксплуатационной или иной инфраструктурной сети; инфраструктурные рынки, зависящие от пропускной способности сетей. В законодательстве Казахстана под инфраструктурой понимается магистральная железнодорожная сеть11.

Н. Вторушина12 предлагает разделить понятие «инфраструктура транспорта общего пользования» на две части: 1) магистральные линии; 2) линии, связывающие опорную транспортную сеть с новыми месторождениями, ППЖТ с целью ухода от общесетевого и построения локальных тарифов. Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года, утвержденная приказом Минтранса РФ от 12 мая 2005 года № 45, дает понятие транспортной инфраструктуры. Под транспортной инфраструктурой понимаются наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, аэродромы, транспортные терминалы, метрополитены, транспортные развязки13. Транспортная инфраструктура является составной частью транспортного комплекса РФ14. ОАО «РЖД», обладая такой инфраструктурой, является имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. В. С. Белых15 отмечает, что «имущественный комплекс» и «предприятие» соотносятся как род и вид. Также имущественный комплекс можно считать самостоятельным объектом гражданских прав.

Ни Устав, ни ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»16 не содержат единых требований к железнодорожным путям при их строительстве, реконструкции, примыкании, а главное – эксплуатации. Ознакомиться со всей инфраструктурой железнодорожного транспорта можно, подняв специальный государственный реестр, подлежащий официальному опубликованию. Есть объекты железнодорожного транспорта, которые ограничены в обороте. Это магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями и устройствами энергоснабжения, технологической связи, малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение, информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение, объекты мобилизационного назначения и объекты, имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ17.

Вышеперечисленные объекты обслуживаются владельцем инфраструктуры. Он передает их в пользование перевозчику и сам использует их в своих целях. Таким образом, инфраструктура может быть необходима как ее владельцу, так и перевозчику.

Железнодорожные пути общего пользования, признаваемые одним из элементов технологического комплекса, образующего инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, могут находиться на праве собственности или в ином законном владении у юридического лица или индивидуального предпринимателя – ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»18. Анализируя Устав, ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правила на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее – Правила)19, видно, что слово «инфраструктура» не включает железнодорожный подвижной состав (лишь только Правила в п. 4, в перечне услуг, которые оказывает владелец инфраструктуры перевозчику, признают подвижной состав частью инфраструктуры).

Такое противоречие дает право говорить о наличии одновременно двух разных видов договоров, направленных на осуществление долгосрочных перевозок. Это, в частности, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктурный договор железнодорожного транспорта общего пользования, соглашение на эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования), где сторонами договора являются перевозчик и владелец инфраструктуры, и, как правило, по нему предоставляются железнодорожные пути общего пользования, и договор об оказании услуг по использованию железнодорожного подвижного состава, где участвуют оператор железнодорожного подвижного состава, предоставляя вагоны и контейнеры, и перевозчик, который обеспечивает перевозочный процесс.

Технологический комплекс, составляющий инфраструктуру, специфичен, включает устройства электроснабжения, сети связи, что говорит о трудностях в установлении границ при использовании имущества. При установлении границ при использовании имущества в Правилах целесообразно отразить содержание следующих основных понятий: 1) «ресурс инфраструктуры»; 2) «пропускная способность инфраструктуры»; 3) «ограничение пропускной способности инфраструктуры». Так, в частности, «пропускная способность инфраструктуры», выражена в установлении владельцем данной инфраструктуры по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта максимально допустимого количества пар поездов, пропускаемых по ее железнодорожным путям за сутки (декаду, месяц, квартал, год), при условии выполнения всех необходимых технологических операций перевозочного процесса, соблюдения требований безопасности перевозок, обеспечения нормальной степени износа элементов пути и подвижного состава. При этом потребную пропускную способность определяют по размерам грузового и пассажирского потоков в среднем за сутки в том месяце, в котором перевозки были наиболее интенсивными. Например, на станциях Новосибирск-Главный – Омск в течение одного часа проходит 130 пар поездов, а на малодеятельных – во много раз меньше. Понятие «ресурс инфраструктуры» представляет часть пропускной способности инфраструктуры (нитка графика движения поезда), предназначенная для использования перевозчиками (для реализации под перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа). А объем использования услуг инфраструктуры перевозчиком – это стоимость услуг инфраструктуры, заказанных и/или оплаченных перевозчиком. «Ограничение пропускной способности инфраструктуры» есть неспособность владельца инфраструктуры оказать транспортную инфраструктурную услугу перевозчику по поступившему запросу в силу того, что данный маршрут следования в этот же день, час будет занят уже другим перевозчиком или необходим для иных целей железнодорожного транспорта.

В таком случае владелец инфраструктуры будет обеспечивать оказание услуг по использованию инфраструктуры для перевозок в зависимости от приоритета той или иной перевозки. Сначала будут осуществляться перевозки для восстановления движения поездов, тушения пожаров и воинские перевозки для передвижения войск, перемещения грузов, техники в мирное и военное время. Затем – перевозки пассажиров в международном сообщении, перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в дальнем следовании, перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в пригородном сообщении. И только после этого осуществляться перевозки почтовых отправлений, багажа, грузобагажа, специальные перевозки, грузопассажирские и людские перевозки для доставки призывников, военнослужащих, уволенных в запас военных, следующих на учебу, в отпуска и т. д. и перевозки грузов20.

Ю. Ильин21, наоборот, разделил не перевозку, а грузы на две категории: внеочередные, пользующиеся авторитетом (опасные вещества, животные, нефть и др.), и очередные, отправляемые на общих основаниях. Если поступают несколько запросов об оказании услуг по использованию инфраструктур, относящихся к перевозкам одной очередности, одновременное удовлетворение которых ограничено пропускной способностью инфраструктуры, владелец инфраструктуры рассматривает и согласовывает запросы по мере их поступления.

Совокупность сопряженных между собой инфраструктур, расположенных на территории РФ, а также участков инфраструктуры, находящихся на территории иностранных государств, которые принадлежат российским владельцам инфраструктуры, следует считать сетью железных дорог общего пользования.

Подводя итог, отметим, что понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в разных государствах понимается неодинаково. В основном исходят из понимания инфраструктуры как железнодорожных линий. На наш взгляд, применительно к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования необходимо вести речь в целом о коммуникациях железнодорожного транспорта общего пользования, сетях, организационно-обособленных звеньях, а в составляющем его комплексе недвижимого имущества, прочно связанного с земельным участком, понимать и работу ремонтно-восстановительных предприятий.

_____________________________

1Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 170.
2Федеральный закон от 10января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.
3Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. – Ст. 170; Закон Республики Узбекистан от 15.04.1999 г. «О железнодорожном транспорте» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. – 1999. № 5. Ст.118; Закон Республики Беларусь от06.01.1999г. № 2373 «О железнодорожном транспорте» // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 5/6. Ст. 96.
4Григорьева О. А. Правовое регулирование естественных монополий: Авто-реф. кандид. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 7, 22–23.
5Степанов С. А. Имущественные комплексы в российском гражданском праве. М.: НОРМА, 2002. С. 22.
6Яковлев А. С. Имущественные права как объекты гражданских правоотношений. Теория и практика. М.: Ось89, 2005. С. 31.
7Мурзин Д. В. Ценные бумаги – бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М.: НОРМА, 1998. С. 67.
8Саватье Р. Теория обязательств: юридический и экономический очерк / Пер. с фр. Р. О. Халфиной. – М.: Юрид. лит., 1972. С. 53.
9Ровный В. В. Проблемы объекта в гражданском праве. Иркутск: БГУЭП, 1998. С. 14.
10Айдарова Н. А.Государственное регулирование естественных монополий в условиях трансформации Российской экономики: Автореф. кандид. юрид. наук. Челябинск, 2000. С. 13.
11Закон Республики Казахстан от 08.12.2001 № 266II «О железнодорожном транспорте» // Справочная правовая система Юрист.
12Вторушина Н. Проблем, право, не счесть // Деловой журнал РЖД – Партнер. 2009. № 23 (171). С. 35.
13Морозов С. Договоры между владельцами транспортных инфраструктур // Хозяйство и право. – 2009. – № 10. – С. 113.
14Белый О. В. О стратегии развития транспортной отрасли до 2030 года // Транспорт РФ. 2009. № 3–4 (22–23). С. 5.
15Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С.147–148.
16Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 170.; Федеральный закон от10января 2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.
17Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 7. Ст. 527.
18Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.
19Федеральный закон от10января 2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 170.; Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст.169.; Постановление Правительства РФ от20ноября 2003г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 47. Ст. 4552.
20Федеральный закон от10января 2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.
21Ильин Ю. Перевозчик и клиент: дореволюционный опыт // Деловой журнал «РЖД – Партнер». 2009. № 5 (153). С. 19–20.

 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право