На главную Написать письмо

Анотация

В статье исследуется понятие и структура социальной деятельности организации, направления указанной деятельности, анализируется вопрос о правовом статусе организаций в правоотношениях по обязательному социальному страхованию.

Ключевые слова

Социальная деятельность, организация, социальное страхование.

 

Социальная деятельность организаций: понятие и структура

Д. В. Белых, заместитель директора Евразийского научно-исследовательского центра сравнительного и международного предпринимательского права УрГЮА

Д. А. Козицын, главный специалист службы директора по корпоративным отношениям и спецпроектам ООО «УГМК-Холдинг»

Вопросы социальной деятельности организаций являются объектом исследования различных наук: экономической науки, социологии, политологии, юриспруденции и др. Представители экономической науки в числе задач, решаемых предприятием в процессе его деятельности, выделяют обеспечение жилищных, социальных, культурно-оздоровительных потребностей работников организаций1. На наш взгляд, при таком подходе социальная деятельность организаций необоснованно сужается, поскольку не учитываются их действия по формированию бюджетов всех уровней (централизованных; расположенных на территориях муниципальных образований, субъектов федерации), где функционируют организации, в рамках социального партнерства, а также их благотворительная деятельность. Поэтому более правильной представляется позиция тех авторов, которые выделяют несколько направлений социальной деятельности организаций. Так, различают уплату налогов, исполнение законодательных требований, социальную защиту работников организаций, участие в социальных программах территорий и благотворительность2. При этом для характеристики социальной деятельности организаций применяется различная терминология. Одни авторы говорят о социальной политике организаций3, другие – о социальной корпоративной политике4, третьи – о социальном обеспечении в организации5, четвертые – о корпоративной социальной ответственности (КСО)6, пятые – о социальном партнерстве7. Такое разнообразие мнений объясняется различными аспектами предмета (объекта) исследования, присущими отдельным отраслевым наукам. В то же время представляется, что, несмотря на указанные выше различия, речь идет об одном и том же объекте исследования – социальной деятельности предприятия; она может рассматриваться как одно из направлений деятельности организации, и как выражение локальной социальной политики, и как часть системы социального обеспечения, и как выражение социальной ответственности бизнеса, и как важный элемент социального партнерства.

С точки зрения юридической социальная деятельность есть система регулируемых правом общественных отношений. Субъекты этих отношений – коллективные образования (организации). Отметим, что организация, в зависимости от того, субъектом каких правоотношений она является, выступает в нескольких качествах. Прежде всего, это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). Следовательно, организация (читай: предприятие) выступает как объект гражданских прав и как субъект предпринимательской деятельности (например, хозяйственные общества, унитарные предприятия). Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Кроме предпринимательской деятельности, организации осуществляют и социальную деятельность: управление трудовыми ресурсами, совершенствование организации и оплаты труда; охрана труда и здоровья членов трудового коллектива; строительство жилых домов, детских учреждений и других объектов социального назначения8. Очевидно, что социальная деятельность организаций не вписывается в содержание их основной деятельности – предпринимательства. В качестве юридических лиц организации являются субъектами различных правоотношений: административных, гражданских, финансовых, налоговых и др. В налоговых правоотношениях они – налогоплательщики и (или) плательщики сборов. Сторонами в этих отношениях выступают также налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел, их должностные лица9.

Особого внимания заслуживает вопрос о правовом статусе организаций в правоотношениях по обязательному социальному страхованию, обязательному медицинскому страхованию, обязательному пенсионному страхованию и обеспечению по страхованию. Здесь предприятия являются страхователями. Согласно ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»10, страхователи – это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством РФ о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Таким образом, страхователь выступает в двух качествах: 1) как плательщик единого социального налога; 2) как субъект, уполномоченный осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. И в том, и в другом случаях страхователь является и работодателем. Однако определение понятия работодателя несколько иное, чем понятие страхователя. И оно так же не является простым. Поэтому представляется упрощенным подход к работодателю как к физическому лицу либо юридическому лицу (организации), вступившему в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ). Некоторые ученые идут дальше и считают, что под работодателями следует понимать организации, физические лица, не использующие чужой наемный труд на основании трудового договора и зарегистрированные в качестве плательщиков социального налога (обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды)11. С этой точкой зрения близка позиция Т. В. Казаковой, которая считает, что работодателя характеризует способность предоставлять работу, организовывать труд работника и управлять им, обеспечивать его условия, выплачивать заработную плату, осуществлять обязательные виды страхования12. Изложенные выше взгляды опираются на содержание ст. 22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами. Последнее обстоятельство не учитывает М. А. Жильцов, который формулирует следующее определение понятия работодателя – это социальное образование, созданное для удовлетворения социально-экономических, политических, культурных интересов, сформировавшее органы управления, действующие на основании устава или иного правового акта, обладающее обособленным имуществом, способное быть истцом и ответчиком в суде и наделенное законом работодательской правосубъектностью13.

Итак, работодатель одновременно является страхователем и, кроме того что участвует в трудовых правоотношениях, выступает субъектом правоотношений по социальному страхованию. Что касается правомочий работодателя по осуществлению обеспечения по обязательному социальному страхованию, то они закреплены как в Трудовом кодексе РФ, так и в актах о социальном обеспечении. Статья 183 ТК РФ устанавливает, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Более определенно об обязанностях работодателя осуществлять назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности речь идет в ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»14. Обязанности работодателя по назначению и выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в Трудовом кодексе РФ фактически не установлены. В статьях 225 «Отпуск по беременности и родам» и 256 «Отпуск по уходу за ребенком» речь идет о правах работающих женщин на пособия по государственному социальному страхованию. Однако в ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» содержатся правовые нормы о назначении и выплате работодателем пособий по беременности и родам, а в пунктах 17, 23 и 41 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г.15, – остальных из указанных выше пособий из средств обязательного социального страхования. Во всех перечисленных выше правоотношениях по назначению и выплате пособий по обязательному социальному страхованию работодатель выступает как субъект правоотношений по социальному обеспечению16, а не по обязательному социальному страхованию, как это утверждают некоторые ученые17. К этому следует добавить, что работодатели являются субъектами не только материальных правоотношений по социальному обеспечению, но и процедурных (как по установлению фактов, имеющих юридическое значение, так и по предоставлению отдельных видов социального обеспечения), а также процессуальных.

Несколько иным является положение работодателей в других правоотношениях, связанных с социальным обеспечением работников. В правоотношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель выступает как страхователь. Что касается правоотношений по обеспечению работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то обязательным субъектом в них является страховщик – Фонд социального страхования РФ, и лишь в редких случаях: при выплате пособия по временной нетрудоспособности и оплате отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»18) – страхователь (работодатель).

По иным видам обязательного социального страхования и обеспечения по страхованию ситуация следующая. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», видами страхового обеспечения, кроме уже рассматриваемых, являются: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца; 3) социальное пособие на погребение; 4) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи, производится за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Согласно Закону РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»19 на страхователя возложена обязанность заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией и вносить страховые взносы (ст. 9), а на страховые медицинские организации – производить оплату услуг медицинских учреждений. Эти отношения не выходят за рамки отношений по обязательному медицинскому страхованию. Что же касается правоотношений по предоставлению работникам медицинской помощи, то они возникают между работниками (застрахованными лицами) и медицинскими учреждениями. Аналогично складываются правоотношения по добровольному медицинскому страхованию. Особо регулируются медицинские осмотры работников, а также диспансеризация работающих граждан.

Работодатель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»20, страхователи обязаны зарегистрироваться и своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В правоотношениях же по обеспечению трудовыми пенсиями работодатели участвуют лишь как субъекты процедурных правоотношений по установлению фактов, имеющих юридическое значение для пенсионного обеспечения. В ряде случаев работодатели являются участниками правоотношений по дополнительному пенсионному обеспечению. Социальное пособие на погребение, как это установлено ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»21, выплачивается организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего. Выплата пособия осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Последний вид обеспечения за счет средств обязательного социального страхования и в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, осуществление которого возложено на работодателей, – это оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. В настоящее время этот вид обеспечения распространяется лишь на некоторые категории работников (лица, занятые на работах с химическим оружием).

Такова характеристика первого блока социальной деятельности организаций. Здесь работодатель совершает юридически значимые действия в связи с возложением на него соответствующих обязанностей федеральными нормативными правовыми актами. Такими актами в основном являются федеральные законы – причем в подавляющем большинстве случаев расходы по совершению отдельных действий оплачиваются из Фонда социального страхования РФ или федерального бюджета. В виде исключения эти расходы возложены на работодателей. Локальными актами эти отношения не регулируются. Исключение составляют и процедурные действия работодателей по оказанию содействия работникам в их пенсионном обеспечении, а также в обеспечении их пособиями за счет средств обязательного социального страхования. В итоге в первый блок социальной деятельности организаций входят: 1) уплата работодателями единого социального налога, других налогов и сборов; 2) действия работодателей по охране здоровья работников; 3) действия работодателей по обеспечению работников пособиями за счет средств Фонда социального страхования РФ; 4) действия работодателей по обеспечению работников трудовыми пенсиями, а также по дополнительному пенсионному обеспечению в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти; 5) деятельность работодателей в сфере обязательного социального страхования и обеспечения по страхованию лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Во второй блок социальной деятельности входят действия организаций, имеющие иную основу, чем действия первого блока. Часть из них также основана на нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти, но они носят в основном диспозитивный характер и не возлагают на работодателей совершение каких-либо обязательных действий. Сюда следует отнести охрану здоровья работников и членов их семей за счет средств работодателя (дополнительное добровольное медицинское страхование работников, обеспечение работников и членов их семей санаторно-курортными и оздоровительными путевками за счет средств работодателя и др.). Второе направление – дополнительное пенсионное обеспечение работников через негосударственные пенсионные фонды или собственные пенсионные программы. Третье направление включает деятельность организаций в сфере содействия и обеспечения занятости. Оно неоднородно по характеру. Некоторые действия работодатели совершают на основе императивных норм нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (квотирование рабочих мест), другие – по собственной инициативе (целевая контрактная подготовка специалистов). Из данного направления следует выделить в качестве самостоятельной образовательную деятельность организации. В четвертое направление входят действия работодателей по благотворительности на основе Федерального закона от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности в Российской Федерации»22. Кроме организаций, стороной здесь выступают физические лица и организации, получающие благотворительные пожертвования от организаций. Пятое направление открывает спортивную деятельность организаций. Оно основано на положениях ст. 30 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»23. Представляется целесообразным объединить это направление с первым направлением – охраной здоровья работников и членов их семей. Это мнение основано на содержании ст. 41 Конституции РФ и ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, исходя из которых физическая культура и спорт входят в число мер по охране здоровья граждан. В шестое направление входит деятельность предприятий по жилищно-бытовому и культурному обслуживанию работников и членов их семей. Она охватывает строительство и распределение жилья, содействие работникам в обеспечении их жилыми помещениями, содержание детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и т. д. Особого внимания заслуживает вопрос о деятельности организаций как стороны в отношениях социального партнерства вовне трудового коллектива на основе территориальных соглашений. В качестве другой стороны здесь выступают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

К сказанному следует добавить, что общим для всех видов социальной деятельности организаций в рамках второго блока является их обусловленность корпоративными актами: коллективными договорами, локальными правовыми актами.

Подводя итог сказанному выше, можно дать следующее определение понятия социальной деятельности организаций. Социальная деятельность организаций – это юридически значимая деятельность организаций по уплате налогов и сборов, предоставлению работникам и членам их семей отдельных социальных выплат, льгот и услуг в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти на основе коллективных договоров и локальных правовых актов, в рамках социального партнерства, а также по благотворительности.

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос об основных функциях социальной деятельности организаций. Этот вопрос неразрывно связан с вопросом о том, является ли социальная деятельность организаций частью системы социальной защиты населения и частью социального обеспечения. Ответ на это вопрос содержится в Конституции РФ. Согласно ст.72 социальное обеспечение входит в социальную защиту. Следовательно, социальная защита – более широкое понятие, чем социальное обеспечение. Ст. 39 Конституции посвящена вопросам социального обеспечения. Часть третья этой статьи устанавливает, что поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, дополнительное социальное обеспечение является частью социального обеспечения. Социальная деятельность организаций – сложное структурное образование: одни ее компоненты входят в социальное обеспечение, другие выходят за его пределы и являются частью социальной защиты населения. Так, охрана здоровья работников и членов их семей, обеспечение работников денежными пособиями, пенсионные обеспечения работников, обеспечение лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являются частью социального обеспечения. В то же время охрана труда работников, содействие и обеспечение занятости не входят в социальное обеспечение и являются частью социальной защиты населения.

Из функций социального обеспечения (да и социальной защиты населения) в науке различают экономическую, социальную, политическую, демографическую и духовноидеологическую24. В составе экономической функции различают распределительную, обеспечительную и производственную подфункции. Распределительная подфункция социальной деятельности организаций охватывает их действия по уплате налогов и сборов, созданию своих социальных фондов, а также по расходованию денежных средств и натуральных фондов на социальные цели. Обеспечительная подфункция включает повышение жизненного уровня работников организаций и членов их семей, а также жителей территории, на которых расположены организации. В состав производственной подфункции входят укрепление стабильности трудовых правоотношений, укрепление кадрового состава предприятий, стимулирование их работников к более производительному труду, а также содействие воспроизводству рабочей силы и смене трудовых поколений. Сюда можно отнести также укрепление имиджа организаций, активно занимающихся социальной деятельностью, их привлекательности для работников. Социальная функция состоит из защитной, реабилитационной и компенсационной подфункций25. В содержание защитной подфункции входят меры по защите работников и членов их семей от снижения их жизненного уровня, угрозы потерять работу, а также от инфляционных процессов. Реабилитационная подфункция включает меры, направленные на восстановление здоровья работников и членов их семей, а также специальные меры в отношении работающих инвалидов. К этим мерам относятся медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, обеспечение занятости инвалидов и др. Компенсационная подфункция состоит в возмещении работникам утраченного заработка и (или) повышенных расходов в связи с наступлением различных жизненных обстоятельств. Это имеет место при увольнении работников, рождении детей, смерти членов семьи и т. д.

Политическая функция социальной деятельности организаций обусловлена ее ролью в реализации целей социальной политики Российского государства. В частности, с помощью социальной деятельности организации достигаются такие цели социальной политики, как повышение благосостояния населения и снижение социальной напряженности в обществе.

Демографическая функция определяет роль организаций в положительном воздействии на демографические процессы. Содействие работникам в обеспечении их жильем, местами в детских дошкольных учреждениях, медицинская помощь, меры по охране труда, развитие физкультуры и спорта способствуют укреплению здоровья работников и членов их семей, развитию института семьи, повышению рождаемости, снижению смертности.

Духовно-идеологическая функция социальной деятельности организаций состоит в положительном влиянии этой деятельности на сознание работников, членов их семей, а также население территорий, где расположены предприятия. С помощью социальной деятельности предприятий укрепляются доверие граждан к работодателям, уверенность людей в своем будущем, нравственные начала в обществе.

Отдельные ученые выделяют и инновационную функцию социальной деятельности организаций. Она призвана стимулировать научно исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность в хозяйственных системах, генерировать новые решения в области социальной защиты работающего населения, реализовать фактор социальной защиты в экономике знаний26.

Нельзя обойти молчанием и вопрос об отраслевой принадлежности правовых норм о социальной деятельности организаций. На наш взгляд, в своей совокупности эти правовые нормы представляют собой субинститут комплексного правового института отрасли права социального обеспечения «дополнительное социальное обеспечение». Однако правовые нормы этого подинститута неоднородны по своей принадлежности. В него входят нормы финансового права (об обязательном социальном страховании, об обязательном медицинском страховании, об обязательном пенсионном страховании, о едином социальном налоге, других налогах и сборах), права социального обеспечения (об охране здоровья работников, об обеспечении работников денежными пособиями, пенсионном обеспечении работников, обеспечении работников в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями), трудового права (об охране труда, о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, о социальном партнерстве и др.). Особого внимания заслуживает вопрос об отраслевой принадлежности правовых норм о содействии и обеспечении занятости. Здесь присутствуют и нормы трудового права, и нормы административного права, финансового права, гражданского права, права социального обеспечения.

Социальная деятельность российских организаций осуществляется под воздействием не только нормотворческой, но и политической деятельности предприятия. В своих действиях предприятия должны учитывать задачи, которые ставятся государством в социальной сфере в современный период.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.27, определено, что решение задачи по сохранению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя, в частности, сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками.

Целый ряд задач в социальной сфере предусмотрен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.28 В разделе пятом «Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития» обозначен такой принцип, как поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала. Соответствующие задачи предприятий касаются таких вопросов, как снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, создание условий труда, позволяющих сохранить способность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, участие работодателей в развитии пенсионной системы и др.

_____________________________

1См.: Выварец А. Д. Экономика предприятия: Учеб. М., 2007. С. 29.
2См.: Аксенова О. Социальная стратегия компании// Вопросы социального обеспечения. 2007 № 13. С. 36.
3См.: Франк М. Социальная политика на предприятии// Социальная политика. Пер. с польск. М., 1977 С. 6579; Богус А., Зарыхта Х. Социальная политика предприятия в условиях рыночной экономики// Бюл. научной информации РГСИ. М., 1992, № 1. С. 3745.
4См.: Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы. М. 2004.
5См.: Tkac V. SocIalnI ZabezpecenI v soukromem PodnikanI. Praha, 1991.
6См.: Костина С. Насколько мы ответственны// Обл. газ. 2006. 11 апреля; Щедрин В. Устойчивый бизнес будет возможен и успешен при высокой социальной ответственности и качественной социальной отчетности участников делового сообщества // Рос. газ. 2007. 20 марта; Социальный портрет бизнеса. М. 2004; Кричевский Н. А., Гончаров С. Ф. Корпоративная социальная ответственность. М., 2008 и др.
7См.: Чуча С. Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации. Омск, 2005; Гейц И. В. Социальные и трудовые отношения на предприятии. М. 2004; Мордачев В. Д. Социальное партнерство в сфере труда. Россия. Запад. Становление. Проблемы. Опыт. Научно практический комментарий. Екатеринбург, 2007.
8См.: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 58.
9Подробнее об этом см.: Винницкий Д. В. Субъекты налогового права. М. 2000.
10См.: С3 РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.
11См.: Лушникова М. В., Лушников А. М., Тарусина Н. Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. Ярославль, 2001. С. 176.
12См.: Казакова Т. В. Проблемы правосубъектность работодателя: Автореф. дис… канд. юрид. наук. СПб, 2005. С. 10.
13См.: Жильцов М. А. Правосубъектность организации как работодателя: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 10.
14См.: С3 РФ. 2007. № 1. Ч. 1. Ст. 18.
15СЗ РФ. 2007. № 1. ч. II. Ст. 313.
16См.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник М., 2005. С. 162; Право социального обеспечения: Учеб. / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2007. С. 150.
17См.: Право социального обеспечения: Учеб. / Под ред. М. В. Филипповой. М., 2006. С. 163164.
18См.: С3 РФ 1998 № 31. Ст. 3803.
19См.: Ведомости… РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.
20См.: С3 РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
21См.: С3 РФ. 1996. № 3. Ст. 146.
22См.: С3 РФ. 1995. № 33. Ст. 3340
23См.: С3 РФ. 2007. № 50. Ст. 6242
24См.: Шайхатдинов В. Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России// Социальная защита населения в регионе. Екатеринбург, 1999. С. 64.
25См.: Шайхатдинов В. Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России// Социальная защита населения в регионе. С. 65.
26См.: Кричевский Н. А., Гончаров С. Ф. Корпоративная социальная ответственность. С. 36-37.
27С3 РФ. 2007.№ 42. Ст. 5009.
28Там же. 2008.№ 47. Ст. 5489.

 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право