На главную Написать письмо

Анотация

В статье проанализирован ход переговорного процесса вступления государств – членов Евразийского экономического сообщества во Всемирную торговую организацию и его влияние на развитие регионального экономического сотрудничества этих государств. Дана характеристика существующему экономическому положению государств Сообщества, оценка возможностей вступления Киргизии как члена ВТО в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС и оценка возможностей вступления государств – членов Таможенного союза во Всемирную торговую организацию.

Ключевые слова

ВТО, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, таможенно-тарифное регулирование.

 Международное экономическое и правовое сотрудничество государств – членов Евразийского экономического сообщества в условиях вступления в ВТО

Ю. В. Мишальченко, доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор кафедры европейских исследований СПбГУ, Генеральный советник Экономического Суда СНГ, С. Н. Белоусов, начальник управления Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС 
Email: myv2008@mail.ru
Email: sergbsn@yandex.ru

Присоединение России к Всемирной торговой организации, оформленное 16 декабря 2011 г. Протоколом о присоединении к Марракешскому Соглашению об учреждении ВТО, стало началом нового этапа экономического развития не только Российской Федерации, но и других государств – членов Евразийского экономического сообщества.

Россия стала вторым после Киргизии государством – членом ЕврАзЭС и первым государством – членом Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, членом Всемирной торговой организации. Таким образом, сложилась новая экономическая ситуация, определяющая перспективы дальнейшего развития сотрудничества государств – членов ЕврАзЭС в направлении скоординированного вступления в ВТО.

Государства ЕврАзЭС с момента образования Сообщества и ранее, когда объединение именовалось Таможенным союзом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, стремились к членству во Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому вопрос одинаковых условий членства в ВТО всегда был краеугольным в их интеграционной политике. Более того, этот вопрос всегда был главным условием, определяющим возможность существования самого объединения. По оценке председателя Интеграционного комитета Н. К. Исингарина, в период образования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подготовка первых межгосударственных документов и решений, концептуальные разработки о создании зоны свободной торговли, Экономического и Таможенного союзов составлялись без учета требований ВТО и оказались явно недостаточным основанием для реальных решений по модернизации национальной экономики и углублению межгосударственной экономической интеграции1.

В апреле 1998 г. на заседании Межгосударственного Совета на уровне глав правительств было решено, что государства будут вступать в ВТО самостоятельно, договариваясь друг с другом по всем вопросам, затрагиваемым переговорами о присоединении. Но в том же году состоялись два события, серьезнейшим образом повлиявшие на весь переговорный процесс: один из участников Таможенного союза – Киргизская Республика, вопреки имеющимся договоренностям, самостоятельно и изолированно от партнеров стала членом ВТО, в экономике другого – России – разразился финансовый кризис, отодвинувший на второй план проблему ее вступления в эту международную организацию.

Новый толчок в решении практических вопросов присоединения к ВТО создало учреждение Евразийского экономического сообщества.

В мае 2002 г. Межгосударственным Советом ЕврАзЭС был принят документ, в котором предусмотрены меры по совершенствованию механизма координации деятельности по присоединению к ВТО, в частности, регулярные консультации с учетом конфиденциальности информации о ходе переговоров. Однако меры, принимаемые в ЕврАзЭС в данном направлении, также не приводили к какому-либо прогрессу. Даже после того, как переговорный процесс о создании Таможенного союза стал осуществляться в формате трех государств: Беларуси, Казахстана и России. В период до 2009 г. господствовало мнение о том, что Таможенный союз будет создан не раньше, чем Казахстан и Россия вступят в ВТО2, поскольку переговоры России, Казахстана и Белоруссии по вступлению в ВТО находятся в принципиально разных стадиях, предлагаемый режим Таможенного союза выглядит более либеральным, чем режим торговли в ВТО.

Ситуация начала меняться к концу 2008 г. Помощник Президента РФ Сергей Приходько в октябре 2008 г. заявил в интервью РИА Новости: «Я полагаю, что в условиях определенной пробуксовки наших переговоров по вступлению РФ в ВТО создание Таможенного союза трех государств (Россия, Казахстан, Белоруссия) приобретает большую актуальность, и с теоретической плоскости уже имеет прикладной прагматический характер, и как бы нас толкает к большей координации»3. В марте 2009 г. Российская Федерация на заседании Комиссии Таможенного союза подтвердила выбор стратегического курса в пользу создания Таможенного союза и приоритет обязательств перед своими партнерами: Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Это был поворот в ходе переговорного процесса. С этого момента все его участники стали по-новому относиться к вопросу создания Таможенного союза, а Республика Казахстан даже повысила уровень представительства в Комиссии Таможенного союза и в рабочих группах. «Глава государства поставил перед нами задачу – ускорить переговорный процесс по созданию единого Таможенного союза, – сказал тогда глава Правительства Республики Казахстан Карим Масимов. – Мы приняли решение, что поднимем уровень переговорщиков до первого заместителя Премьерминистра»4.

В июне 2009 г. Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав правительств принял решение5 о том, что правительства уведомят Всемирную торговую организацию о прекращении переговоров по присоединению к ВТО Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, и поручил Комиссии Таможенного союза инициировать переговорный процесс по присоединению Таможенного союза к ВТО в качестве единой таможенной территории. Это решение вызвало серьезный переполох в рядах международных экспертов. Всемирная торговая организация заявила о том, что не получила от Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии официального уведомления о том, что эти страны намерены вступить в ВТО как единый блок. Министр торговли США Гэри Лок назвал предложение России при соединиться к Всемирной торговой организации Таможенным союзом «невыполнимым», а гендиректор организации Паскаль Лами не сумел вспомнить ни единого случая, когда государства вступали бы в ВТО блоками6.

Ситуацию сгладил Президент Российской Федерации Д. Медведев, заявив о том, что каждая из стран – будущих членов Таможенного союза будет вести свои переговоры по ВТО самостоятельно, но при этом страны будут координировать свои действия. «Можно, согласовав некие общие стандарты и позиции внутри тройки Таможенного союза, вступать раздельно, что, на мой взгляд, является более простым и более реалистичным, но при соблюдении, конечно, прав и интересов других участников», – сказал российский президент.

Принятие вышеуказанных решений позволило в конечном итоге своевременно реализовать проект создания Таможенного союза: с 1 января 2010 г. ввести в действие Единый таможенный тариф, с 1 июля 2010 г. ввести в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, а с 1 июля 2011 г. отменить таможенный и иные виды государственного контроля на границах между государствами – членами Таможенного союза.

Новый подход к решению вопроса скоординированного вступления государств – членов Таможенного союза был сформулирован в подписанном главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 19 мая 2011 г. Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. Он установил правовые основы для обеспечения выполнения государствами – участниками Таможенного союза своих обязательств в ВТО в условиях передачи части функций по регулированию торговли на наднациональный уровень. Приняв Договор, государства – члены Таможенного союза подтвердили свое стремление к скорейшему присоединению к ВТО на скоординированных условиях и договорились о том, что если одна из стран Таможенного союза становится членом ВТО и подписывает протокол о присоединении, то договоренности с ВТО, относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых делегированы органам Таможенного союза или составляют его правовую базу, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При последующем присоединении к ВТО других государств – членов Таможенного союза их обязательства, принятые в качестве условия присоединения к ВТО, также становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первое присоединяющееся к ВТО государство – член Таможенного союза и другие последующие обязаны информировать другие государства – члены Таможенного союза и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условий их присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза.

К примеру, пакет тарифных договоренностей Российской Федерации с ВТО становится частью правовой системы Таможенного союза и повлечет за собой соответствующие изменения Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС). Перечень обязательств России по доступу на рынок товаров охватывает 11 567 тарифных линий, что несколько больше числа ставок ЕТТ ТС, который по состоянию на июнь 2011 г. насчитывал 11 237. По каждой тарифной линии Перечня зафиксированы уровни связывания (предельные уровни ставок) – начальный и конечный (в случае его отличия от начального) – и переходный период, в течение которого осуществляется снижение предельной ставки. По более чем 90 % адвалорных пошлин и адвалорных частей комбинированных пошлин с даты присоединения России к ВТО ставки могут быть установлены на уровне выше или равном уровню ставок действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ). По истечении всех переходных периодов около 50 % предельных адвалорных пошлин и адвалорных частей комбинированных пошлин останется на уровне не ниже действующего ЕТТ. Таким образом, в целом по тарифу снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного уровня связывания, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит несколько большую величину – порядка 4,4 процентного пункта.

Потенциальным будущим членом Таможенного союза является Киргизия – член Всемирной торговой организации. Выше мы отмечали, что членство Киргизии в ВТО было препятствием для ее членства в Таможенном союзе, однако сегодня руководство Киргизской Республики стремится войти в Таможенный союз, что потребует от государства проведения сложных переговоров с другими государствами – членами ВТО по унификации тарифных обязательств. В сегодняшних условиях ей придется проводить изменения по значительному числу позиций (около 4950)8, поскольку только 50 % таможенного тарифа Киргизии и ЕТТ ТС совпадают.

Вступление в Таможенный союз потребует от Киргизии главного – изменить выбранную ранее экономическую стратегию внешней торговли, основанную на реэкспорте китайских товаров, которая в современных условиях для Кыргызстана не имеет перспективы, поскольку 75 % киргизского импорта из Китая реэкспортируется в соседние страны. Значительный объем экспорта направляется в Россию, где теперь существует барьер в виде таможенной границы Таможенного союза, контроль на которой осуществляется более строго, чем это было ранее. Именно поэтому после создания Таможенного союза существенно снизились объемы продаж на рынках Киргизии «Дордой», «Карасуу» и «Мадина». По оценкам экспертов, только за два месяца, с апреля по май 2010 г., снижение торгового оборота этих рынков составило от 230 до 260 млн долл9. И это без учета теневого оборота, выражающегося как в откровенной контрабанде, так и ввозе товаров китайского производства под видом киргизских товаров.

Существует мнение, что если Кыргызстан станет членом Таможенного союза, то безработными окажутся несколько десятков, а то и тысяч киргизских граждан, которые сейчас причастны к деятельности указанных вещевых рынков, крупнейших в Центральной Азии. В то же время, если Киргизия не будет присоединяться к Таможенному союзу, потери понесут предприятия и люди, на них работающие, в других отраслях экономики. Около 95 % всего экспорта швейных изделий составляет экспорт в страны Таможенного союза, в основном в Российскую Федерацию. В соответствии с данными Национального статистического комитета Киргизии за 2009 г. в отрасли задействовано 114,2 тысячи швей. В молочной отрасли задействовано 133 предприятия и 273 предпринимателя. Около 70 % продукции отрасли экспортируется в Казахстан. Рынок строительных материалов в значительной степени зависит от единственного производителя цемента – Кантского цементного завода, который, в свою очередь, был построен для месторождения в Казахстане. Эти рынки для Кыргызстана будут потеряны.

Позиция Президента Киргизии Алмазбека Атамбаева по этому вопросу была четко обозначена на пресс-конференции в декабре 2011 г.: «Кто бы что ни говорил, другого пути кроме вхождения в Таможенный союз я пока не вижу. На реэкспорте товаров дальше зарабатывать нам не дадут. Уже возникают большие проблемы и на границах с Узбекистаном и Казахстаном. Хотим мы или не хотим, мы должны входить». При этом Президент Киргизии А. Атамбаев отметил, что Киргизия хочет при вхождении преференции на несколько лет, и высказался также за переход страны «на производство товаров». «Спекуляция – это был такой период, когда мы жили на этом. Владельцы рынков хорошо заработали. А проблемы людей, живущих вокруг рынка «Дордой» (один из крупнейших в центральноазиатском регионе), остались. Все эти проблемы остались нам, государству. Владельцы заработали, а проблемы остались стране»10.

Белоруссия и Казахстан, являясь членами Таможенного союза, в отличие от Киргизии не являются членами ВТО и находятся на различных стадиях присоединения к этой организации. Беларусь, стремясь в ВТО, надеется на помощь России в этом вопросе. По мнению Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, вступление всех участников Таможенного союза в ВТО должно проходить с минимальным временным интервалом, что будет способствовать укреплению Таможенного союза и повышению его международного авторитета. В этих целях между президентами России и Белоруссии в декабре 2011 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам вступления в ВТО. В соответствии с которым Россия обязуется оказать Белоруссии всестороннюю поддержку по ее скорейшему вступлению в ВТО. В частности, российская сторона намерена способствовать снятию политических условий в ходе переговорного процесса Белоруссии и ВТО, а также предоставить консультационно-экспертное содействие и при необходимости – дополнительную техническую помощь. В документе также подтверждено, что в ходе переговорного процесса стороны будут придерживаться принципа приоритетности обеспечения благоприятных условий сотрудничества рамках совместных интеграционных объединений. «Стороны исходят из недопустимости ухудшения условий взаимной торговли товарами и услугами в связи с присоединением к ВТО. В этой связи после вступления в ВТО торгово-экономические отношения сторон будут продолжать осуществляться на основании действующих для них двусторонних и многосторонних международных договоров и документов, обеспечивающих преференциальный характер взаимной торговли товарами и услугами, в том числе рамках Союзного государства, Таможенного союза, Единого экономического пространства и Содружества Независимых Государств», – говорится в меморандуме.

Республика Казахстан сегодня практически заканчивает переговоры со всеми странами ВТО, и к концу 2012 г. Казахстан будет готов к вступлению в эту организацию. Как считает Президент Казахстана Н. Назарбаев, вступать на условиях, на которых вошла Россия, для Казахстана очень выгодно, потому что Россия выторговала для себя более высокие тарифы, чем те, которые у Казахстана есть сейчас11. О вступлении в ВТО Казахстану осталось договориться с Аргентиной и Саудовской Аравией, с которыми планируется завершить переговоры январе-феврале 2012 г. С Аргентиной пока не договорились из-за того, что в этой стране сменились правительство и президент, и у латино-американцев не было сформировано полноценной переговорной команды. Саудовская Аравия включилась переговоры в последний момент, поскольку сама стала недавно членом ВТО и как страна, производящая нефть и газ и в основном специализирующаяся на экспорте нефти и газа, она взяла на себя очень много обязательств, так называемых «ВТО +», выходящих за рамки Организации именно в области нефти и газа. И теперь Саудовская Аравия просит такие же обязательства от других вступающих стран. Пункты переговоров с Саудовской Аравией касаются транспортировки нефти газа трубопроводным транспортом допуска иностранных компаний к услугам по транспортировке трубопроводом. Этот вопрос для Казахстана важный, и республика будет отстаивать свои интересы12.

Представляется, что в 2012 г. мы станем свидетелями начала нового этапа развития рассматриваемого вопроса. Переговоры о развитии региональной интеграции и о вступлении государств Сообщества в ВТО будут проходить в условиях, когда вмире набирает силу глобальный экономический кризис, волна которого уже затронула ряд стран – членов Всемирной торговой организации и оказывает влияние на отношения Европейского союза, являющегося для нас примером интеграционного развития. С учетом кризисных явлений, в России будет проходить процесс ратификации протокола о ее присоединении к Марракешскому Соглашению об учреждении ВТО. Предполагается, что ратификация этого документа произойдет в июле, а в августе Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации. Эти процессы, видимо, отразятся также и на реализации принятого главами государств – членов ЕврАзЭС политического решения о преобразовании ЕврАзЭС организацию более высокого интеграционного уровня – Евразийский экономический союз. Это будут изменения в договоренностях по таможенно-тарифному регулированию, правилам доступа на товарные рынки, рынки услуг, капитала и рабочей силы. Представляется, что этот процесс будет еще более стремительным, даже чем это было последние два года.

Мы входим в переходный период, в условия еще более открытой глобальной конкуренции. Конечно, национальные правительства государств Сообщества будут принимать определенные меры по защите своих товаропроизводителей. Однако уже очевидно, что если 2011 г. был для государств Таможенного союза открытием рынка своих партнеров по интеграции, что привело к его расширению и увеличению товарооборота во взаимной торговле, далее единому рынку Таможенного союза и Единого экономического пространства придется существовать в жесткой конкуренции глобального открытого рынка. В то же время еще более сложно будет противостоять современным вызовам государствам, экономика которых работает в условиях только национальных рынков, какими являются Киргизия Таджикистан. Национальные рынки, региональные рынки трансформируются в условиях глобализации. Международные правила и нормы взаимодействия в их развитии создаются уже в рамках международного сотрудничества, в том числе на двустороннем уровне (на основе соглашений) и в международных организациях (на основе соглашений международно-правовых актов), таких как ВТО, Европейский Союз, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз.

 

1 Исингарин Н. К., Черкасов Н. А. Теоретические основы концепции присоединения к ВТО стран ЕврАзЭС и первые практические решения //Проблемы современной экономики. 2002. N 2 (2). C. 5.

2 Шарипова А. Таможенный союз остался без союзников // Газета «Коммерсантъ». 10.05.2007. http://www.kommersant.ru.

3 Кремль: Таможенный союз актуален при пробуксовке переговоров по ВТО // РИА Новости. 10.10.2009. http://ria.ru.

4 Интервью Председателя Правительства Республики Казахстан Карима Масимова // Информационное агентство Новости-Казахстан. 31.03.2009. http://www.newskaz.ru.

5 Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств № 10 от 9 июня 2009 г. // Официальный сайт Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. http://www.evrazes.com.

6 Гребенюк М. ВТО не пустит Таможенный союз // газета «КУРСИВъ». 9 июля 2009. http://www.kursiv.kz.

7 Министерство экономического развития Российской Федерации [официальный сайт]. www.minekonomrazvitia.gov.ru.

8 Оценка экономического эффекта присоединения Кыргызской Республики к Таможенному союзу ЕврАзЭС // Евразийский банк развития [официальный сайт], http://www.eabr.org, 2011 г.

9 Влияние Таможенного Союза на экономику Кыргызстана, Итоговый отчет о результатах исследования для Министерства экономического регулирования КР 30 ноября 2010 г. // Региональный проект USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC). http://www.rtlc.net.

10 Киргизия договорилась о вхождении в Таможенный союз и ЕЭП // Газета «Взгляд». 29.12.2011. http://vz.ru.

11 Назарбаев Н. А. Ни одна нацвалюта не годится на роль единой валюты в ЕАС // РИА Новости, 11.11.2011. http://ria.ru.

12 О вступлении в ВТО Казахстану осталось договориться с Аргентиной и Саудовской Аравией // Информационный центр по вопросам вступления Казахстана в ВТО. www.wto.kz.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право