На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена теоретическому правовому осмыслению понятия «инновация». Автор приходит к выводу, что с точки зрения широкого подхода к пониманию инноваций этот термин оказывается близким по значению слову «модернизация». Для целей правового регулирования понятие инноваций должно отражать юридический факт их появления, в качестве которого автор рассматривает интеллектуальную собственность.

Ключевые слова

Инновация, модернизация, интеллектуальная собственность, идея, новое знание.

 Инновации и модернизация в жизни, экономике и праве: понятийный аппарат

Д. В. Грибанов, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, директор центра интеллектуальной собственности, декан вечернего факультета УрГЮА 
Email: centris@yandex.ru

В современном мире важнейшим средством экономического развития, обмена и обогащения, генеральным индикатором культурного процесса того или иного общества становятся инновации, стремительно проникающие во все сферы социальных отношений.

Актуализация инновационной проблематики определяет заинтересованность представителей самых различных отраслей научного знания в изучении феномена инноваций и выработке собственного подхода к определению его сущности.

Вместе с тем очевидно, что этому новому и многоаспектному термину довольно сложно дать объективное определение, поэтому каждый исследователь, выделяя тот или иной основополагающий признак инноваций, акцентирует внимание на какой-то отдельной стороне исследуемого объекта. В условиях отсутствия единого методологического подхода к определению ключевых терминов в инновационной сфере разработанные научные понятия характеризуются неоднозначностью, во многом противоречивостью, и в большинстве своем имеют только экономическое содержание. Этот фактор негативным образом сказывается на развитии полноценной теоретической научной основы инновационного развития и является существенным препятствием на пути разработки эффективно действующего законодательства в данной области общественных отношений и формирования на его основе инновационной экономики.

Исходя из этого, перед юриспруденцией применительно к проблемам инновационного развития, в первую очередь, стоит задача комплексного теоретического правового исследования всей совокупности инновационных отношений и разработки методологической базы для правового регулирования таких отношений. Решение проблемы правового регулирования инновационной деятельности представляется возможным лишь при условии формирования соответствующего представления об основных характеристиках и закономерностях инноваций, инновационной деятельности, инновационных процессов и т. д. Поэтому следует начинать с научного осмысления этих понятий и выработки категориального аппарата для его последующего закрепления в законодательстве в целях обеспечения единства толкования и применения.

Как справедливо отмечает М. В. Волынкина, «необходимо переходить к теоретико-познавательному правовому освоению терминов «инновация» и «инновационная деятельность», чего пока в российской юридической науке не сделано»1.

Основная идея настоящей статьи заключается в том, что инновацию следует понимать в широком и узком смысле.

Сам термин «инновация» происходит от латинского innovatio, что означает «обновление» или «улучшение», поэтому инновацию, как правило, связывают с созданием новых знаний, решений, продуктов, существенными преобразованиями, модернизацией. Данный термин часто рассматривают как синоним терминов «новация», «новшество», «нововведение», следствием чего является не только смешение понятий, но и чрезмерное обобщение его содержания, позволяющее под инновацией понимать любой отвечающий признакам новизны процесс или результат.

 Действительно, понятие «инновация» в общем смысле касается всех типов создания и развития чегото нового, ведущего к уничтожению устаревшего либо к значительному повышению эффективности имеющегося. Это касается самых разнообразных сфер деятельности человека. Неслучайно одним из критериев классификации инноваций, представленных в научной литературе, служит критерий сфер деятельности или сфер применения инноваций, на основе которого можно выделить военные, экологические, социально-политические, государственно-правовые инновации, инновации в экономике, в культурной деятельности, в образовании и т. д.

 Когда говорят «инновации в экономике», «инновации в образовании», «инновации в праве», то следует иметь в виду, что речь идет о выработке каких-либо новых полезных знаний в какойлибо сфере человеческой жизнедеятельности и их реализации в любом материальном воплощении с возможностью его воспроизводства. Это широкое понятие инновации, которое употребляется в значении обновления, изменения, любого основанного на признаках новизны преобразования в экономической, технической, социальной, культурной, государственно-правовой и иных сферах.

 С точки зрения широкого подхода к пониманию инноваций этот термин оказывается близким по значению слову «модернизация», характеризующему серьезные преобразования во всех областях общественной жизни.

 Это понятие, как и понятие инноваций, активно используется как в повседневной жизни, так и на официальном уровне при характеристике качественных преобразований по основным направлениям государственной политики.

 Так, например, в обыденной жизни модернизация чаще всего понимается как процесс, направленный на преодоление социально-экономического и научно-технического отставания от ведущих мировых держав.

На официальном уровне оперирование этим термином активизировалось в связи с реализацией провозглашенного Президентом РФ Д. А. Медведевым курса на преодоление отсталости России через всестороннюю модернизацию, основанную на ценностях и институтах демократии, в контексте которого смысловое значение термина «модернизация» было определено через «стремление быть современными»2.

Таким образом, модернизация представляет собой целенаправленный процесс изменения, совершенствования в соответствии с новейшими, современными требованиями. Поэтому вполне логично определять любые обновления в социальной, правовой, культурной других сферах через термин «модернизация». Сложность заключается в том, что модернизационные процессы в современном мире тесно взаимосвязаны и переплетены с процессами инновационного развития общества.

 Так, например, для экономической сферы такими целенаправленными усовершенствованиями, отвечающими современным требованиям, является формирование инновационной экономики, основанной на развитии рынка интеллектуальной собственности, новой наукоемкой продукции. Для научно-технической сферы модернизация соответственно заключается в разработке и внедрении в производство наукоемких технологий. Модернизационные процессы в сфере образования определяются новыми требованиями к подготовке кадров для инновационной экономики.

С закономерным преобразованием и усовершенствованием в соответствии с современными требованиями всех сфер общественной жизни изменяются государство и право как институты управления регулирования.

Значительные усложнения общественных отношений под влиянием объективных процессов современной действительности выступают предпосылкой для активизации всей правовой системы и необходимости ее модернизации для решения возникающих проблем. Право – это всегда изменяющееся явление, состояние которого зависит от изменений и процессов, протекающих в обществе. Модернизационные процессы в правовой сфере обусловлены, во-первых, природой права, его функциями и сущностными характеристиками, способностью оперативно реагировать на изменения в социальной среде. Во-вторых, такие изменения, отчетливо проявляющиеся в последнее время, в целом во многом вызваны влиянием на право процессов инновационного развития.

Так, под влиянием известных инновационных процессов в обществе модернизация правовой системы выражается в появлении в праве новых объектов правового регулирования, выделившихся в связи с научно-техническим прогрессом (базы данных и программы для ЭВМ, единые технологии).

Появление в условиях инновационного развития новых отношений, нуждающихся в правовом регулировании, определяет изменение всей системы права: разработка новых норм и институтов права (институт интеллектуальной собственности), изменение границ между отраслями права. Речь идет о том, что общественные отношения под влиянием инноваций изменяются в целом, по различным отраслям жизнедеятельности, и право вынуждено реагировать на все эти изменения, преобразуя не только инновационные отношения, но и все другие, затронутые инновационным развитием. Так под влиянием процесса информатизации возникает новое направление научного юридического знания и новая отрасль права – информационное право.

В результате влияния, обусловленного воздействием инновационного развития на правовое развитие, меняются и некоторые сущностные характеристики правовых понятий и процессов. Изменяются внутренние характеристики права, появляются новые процессы, правовые понятия и юридические конструкции, подходы к пониманию тех или иных правовых явлений. Например, правовая конвергенция, правовая стандартизация как процессы, связанные с инновациями; подходы к регулированию экологии, добычи природных ресурсов и космическому строительству; изменение понятий «оружие» или «наркотическое вещество»; появление понятий «компьютерная преступность» и «кибернетический терроризм»; появление новых видов доказательств; изменение юридических конструкций места и способа совершения преступлений, формы сделки и т. д.

Таким образом, модернизация праве связана с разработкой новых юридических понятий и конструкций, новыми подходами к регулированию тех или иных групп общественных отношений. Такие признаки конкретных проявлений модернизации в праве, как юридическая новизна, целенаправленные изменения, практическая применимость, объясняют стремление использовать термин «инновация» для обозначения любых серьезных изменений, имеющих принципиальное значение для качественного развития правовой системы.

Тем не менее представляется, что смысл и значение введения в научный оборот термина «инновация» заключается не в установлении некоторой терминологической конструкции, универсальной в силу широкого понимания и толкования для обозначения любых модернизационных преобразований.

Инновации появляются в связи с достижением определенного качественного уровня развития науки и техники в их непременном взаимодействии и интеграции, связи с разработкой и внедрением новейших технологий, получающих экономическое применение крупном масштабе. Лишь крупные научно-технические разработки и достижения способствуют повышению уровня жизни человека и социума, решению проблем безопасности, экологии, здоровья, ресурсосбережения, демографии и т. д., повышают эффективность реформ и преобразований, то есть конечном итоге создают основу многих модернизационных изменений в различных сферах общественной жизни.

Итак, в широком смысле термин «инновация» применяется ко всем новшествам в производственной, экономической, культурной, организационной, государственно-правовой и иных сферах деятельности, к любым усовершенствованиям во всех областях общественной жизни, отвечающих признакам новизны и практической применимости.

Как отмечает В. С. Белых, согласно широкому подходу, в качестве инновации рассматриваются товар, работа, услуга, если в них воплощены любые научно-технические, производственные, управленческие, коммерческие знания и опыт3.

Терминологическое исследование понятия «инновация» показывает, что для формального юридического языка, то есть с точки зрения обозначения понятия в тексте нормативно-правового акта по правилам юридической техники, такое широкое понимание инноваций не подходит. Поскольку оно не содержит конкретного юридического факта появления инновации.

Представляется, что таким юридическим фактом должна выступать интеллектуальная собственность, и легальное определение инновации, закрепленное в конкретной норме права, должно строиться через призму интеллектуальной собственности.

Как справедливо отмечает М. В. Волынкина, смысл термина «инновация» в правовой теории предлагается определить в виде родового понятия, объединяющего в своем содержании охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, возникающие вследствие создания новшеств, нововведений, новых технических решений, находящиеся на той стадии своего бытия, когда они выражены в объективной форме и способны к удовлетворению общественных потребностей на рынке товаров, работ, услуг4.

В качестве одного из возможных вариантов определения термина «инновация» М. В. Волынкина использует следующую формулировку: инновации – это вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания, с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли5.

Основываясь на этом определении, можно выделить один из самых существенных признаков инноваций – непосредственная связь с результатами интеллектуальной деятельности человека.

Динамика развития института интеллектуальной собственности, получившего правовое оформление в четвертой части Гражданского кодекса РФ, свидетельствует о том, что в современных условиях инновационного развития интеллектуальная собственность приобретает новый смысл и значение, выступая важнейшим фактором при превращении новаторских идей в конкурентоспособные продукты.

Инновации – это всегда результат творческой, интеллектуальной деятельности человека, основанный на новых идеях, изобретениях, открытиях и т. д. Чтобы творческий результат приобрел самостоятельное значение, он должен быть воплощен в какойлибо объективной форме. Интеллектуальная собственность в этом аспекте служит средством оформления новых знаний. Оформляться новшества могут в виде открытий, изобретений, патентов, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, ноу-хау, научных подходов и принципов и т. д. Для того, чтобы признаваться инновационным, оформленный творческий результат должен отвечать признакам производственной применимости, то есть возможности использования в различных отраслях экономики и получения на ее основе нового или усовершенствованного товара, работы, услуги; коммерческой реализуемости, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке, и потенциально способствовать получению экономической выгоды или созданию условий для ее получения.

 Исходя из этого, представляется, что юридическая трактовка термина «инновация» должна отражать: во-первых, сущность и содержание данной категории – изменение на основе новых знаний; во-вторых, целевую направленность изменений – ориентация на потребителей, и, втретьих, завершенность и результативность процесса изменений – новый продукт или новый процесс.

 Охарактеризуем два главных правовых свойства инновации.

Во-первых, инновация – это общий объект правоотношения, специфичный в каждом конкретном правоотношении, отличающийся своим нематериальным содержанием и представляющий собой полезное знание, но не в виде идеи, а знание реализованное, то есть существующее в виде организованного в реальной общественной жизни процесса или продукции. Результат инновации – продукт – должен иметь потребительский спрос, налаженное массовое производство, рынок сбыта. В зависимости от конкретного вида инновации результат может быть реализован поразному. Важен факт его неединичного производства и удовлетворение определенных общественных потребностей. Понятно, что телевизоры нужны повсеместно, а ядерное оружие имеет строго ограниченный спрос. Но экономический или другой социальный эффект от инновации должен обязательно иметь место, это обязательный признак данного понятия.

 Во-вторых, в основе инновации лежит результат творческого труда, интеллектуальной деятельности, объект интеллектуальной собственности. Не всякий объект интеллектуальной собственности может стать инновацией. Речь идет не только о том, что инновация – это реализованный, внедренный объект, но и о том, что средства индивидуализации не обладают свойством инновационности вообще или инновационны только с позиции оригинальности авторской идеи, реализованной в их обозначении. Под объектом интеллектуальной собственности в рамках настоящей статьи мы понимаем результаты интеллектуальной деятельности, выходящие за пределы сегодняшнего российского перечня объектов интеллектуальной собственности в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, мы признаем такое качество за идеями, которые содержат план их реализации, имеют четко обозначенные цели и подробно сформулированы в письменной или иной материализованной форме. Например, речь идет о научном открытии и рациональном предложении.

 Н. М. Кейзеров еще в начале 90х годов XX в. писал, что в условиях рыночной экономики идеи являются товаром, пользующимся огромным спросом на мировом рынке, но свойства товара они обретают, лишь будучи интеллектуальной собственностью, защищаемой государством, обществом, правом6.

 Следует заметить, что и в зарубежной литературе достаточно распространенным является определение инноваций через идеи: «инновации представляют собой результат синтеза или объединения идей из различных сфер»7, «инновации – это генерирование идей… но идеи сами по себе ничего не стоят, если их не продвигать и не внедрять. Когда люди доводят идеи до реализации, вот тогда мы можем говорить о новшествах»8. Иначе говоря, «лучше всего описать инновацию как коммерческое использование новой идеи. Смысл в том, что инновация объединяет в себе и творческую мысль, и способность успешно воплотить идею в жизнь»9.

 Чтобы согласовать выводимое нами определение инновации с действующим законодательством, мы применим термин «новое знание», но будем иметь в виду, что уточнение «объект интеллектуальной собственности» подходит лучше и правильнее, если трактовать его шире, чем ГК РФ.

 Следовательно, инновация – это новое знание, результат научного и иного творчества, реализованный в практической жизнедеятельности людей, удовлетворяющий экономические и иные социальные потребности.

На основе данного определения выделим следующие юридически значимые признаки инноваций.

1. Инновация есть результат научного и иного творчества, как правило существующего в виде объекта интеллектуальной собственности. Основа инновации – новое знание, сформулированное в соответствии с законами логики и зафиксированное на материальном носителе.

Инновация выступает в виде продукта, технологии, услуги и других материальных форм, способных к воспроизводству.

3 Инновация предназначена для удовлетворения определенных  потребностей человека и общества, то есть имеет экономический иной социальный эффект.

Представленное понятие в полной мере соответствует требованиям юридической техники к подобным базовым понятиям и может таким образом быть непосредственно сформулированным в законе.

Все остальные понятия, связанные с инновационным развитием общества (инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная стратегия, инновационное отношение и др.) можно рассматривать как производные от понятия «инновация».

Таким образом, научная и практическая проблематика в области инноваций требует, прежде всего, теоретического правового осмысления в целях выработки и закрепления в законодательстве легального определения термина «инновация» для обеспечения его единообразного понимания и использования.

Представляется, что задача легального определения заключается не в перечислении стадий инновационного процесса или в попытке предусмотреть все варианты инноваций, а в том, чтобы сосредоточить внимание на свойствах обозначенных нами признаков, стараясь максимально упростить и сделать понятие доступным.

 

1 Волынкина М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности: Проблемы теории. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 22.

2 См.: Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 ноября. № 214.

3 Цит. по: Белых В. С., Голофаев В. В. Основные направления совершенствования российского законодательства об инновационной деятельности //Интеллектуальные ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики. Кадры и технологии: Тезисы докладов V Международной научно-практической конференции. Том 1. Екатеринбург: Издательский дом ≪Уральская государственная юридическая академия≫, 2009. С. 34.

4 Волынкина М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности: Проблемы теории. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 72.

5 Волынкина М. В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий // Закон. 2006. № 4. С. 33.

6 Кейзеров Н. М. Духовное имущество как комплексная проблема // Общественные науки и современность. 1992, № 4. С. 17–18.

7 Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний: Пер. с англ. М.: ООО ≪И. Д. Вильямс≫, 2007. С. 22.

8 Брюс Э., Берчелл Д. Инновации: Пер. с англ. М.: Дело и Сервис, 2010. С.30.

9 Брюс Э., Берчелл Д. Инновации: Пер. с англ. М.: Дело и Сервис, 2010. С.37.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право