На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена анализу правового режима земельного участка, зависящего от категории земель, целевого назначения и разрешенного использования данного объекта.

Ключевые слова

Правовой режим, земельный участок, объект экологического права, объект имущественных прав.

 Правовой режим земельного участка: теоретический подход

О. В. Шихалева, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права, заместитель директора Института права и предпринимательства УрГЮА 
Email: bmpmag@mail.ru

Понятие «правовой режим» является предметом оживленной дискуссии. В теории права приводятся следующие определения правового режима. Например, С. С. Алексеев считает, что правовой режим можно определить как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств1. Л. А. Морозова определяет правовой режим как результат регулятивного воздействия на общественные системы юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений2. В указанных определениях представителей науки общей теории права прослеживается главная особенность понятия правового режима – социально-правовой характер. Следовательно, задача правового режима – обеспечить такие условия функционирования объекта (носителя режима в системе общественных отношений), которые бы не вызывали уменьшение количественных и особенно качественных показателей деятельности.

Правовой режим был предметом рассмотрения и в науке гражданского права. Так, В. И. Сенчищев утверждает, что рассмотрение вопроса о любом объекте гражданских прав означает практически рассмотрение вопроса о гражданско-правовом режиме некоторой категории явлений объективной действительности, относимых действующим законодательством к числу объектов гражданских прав3. В учебной литературе по гражданскому праву встречаются следующие определения правового режима. Это нормативно установленный порядок приобретения, пользования и распоряжения вещами как объектами гражданских прав4, или под правовым режимом вещи называют различие в характере правоотношений, возникающих по поводу этого объекта, или иначе – установленный законодательством порядок ее использования, допустимые способы и пределы распоряжения ею5.

В науке земельного права вопрос о правовом режиме земель впервые был поставлен И. И. Евтихеевым. Он отметил, что для отдельных категорий земель существуют разные и не совпадающие по своему объему земельные режимы. При этом под земельным режимом он понимал статус прав и обязанностей органов земельного управления в отношении данной категории земель, то есть выполнение этими органами определенных функций (административных, юрисдикционных, нормативных)6. Даже на первый взгляд видно, что такое определение представляется весьма кратким, поскольку применимо только к одному институту земельного права – институту управления.

Более развернутое определение приводит Н. И. Краснов. Правовой режим земли – это установленный нормами советского земельного права порядок должного поведения по отношению к земле как объекту права исключительной собственности государства, права землепользования и правовой охраны, направленный на обеспечение ее рационального использования как всеобщего условия труда и основного (главного) средства производства7.

И, наконец, Г. А. Аксененок отмечает, что определить правовой режим любой категории земель – это значит дать понятие этих земель как объекта данных земельных отношений; определить круг земле пользователей, их права и обязанности; выявить порядок государственного управления этими землями; указать на те формы и меры ответственности, которые определены законом для землепользователей8. Переход к рыночным отношениям, проведение земельной ре формы, развитие земельного законодательства не привели к коренному изменению структуры понятия «правовой режим земельного участка». Целевое назначение земель находится в основе разграничения земель на категории и является главным средством установления правового режима земель той или иной категории. Так же, как утверждает О. И. Крассов, «средством уточнения и детализации правового режима конкретной категории земель служат территориальное зонирование, предусмотренное градостроительным законодательством, функциональное зонирование на особо охраняемых природных территориях и экологическое зонирование в районе озера Байкал»9.

Существует точка зрения, что правовой режим применительно к земле может быть представлен в четырех аспектах: 1) правовой режим земель (общий правовой режим); 2) правовой режим определенной категории земель (особенный правовой режим); 3) правовой режим видов земель определенной категории (специальный правовой режим); правовой режим конкретного земельного участка либо части земельного участка (конкретный правовой режим)10. На наш взгляд, достаточно выделять правовой режим определенной категории земель (общий правовой режим, распространяющийся на все земельные участки в составе данной категории) и правовой режим индивидуально- определенного земельного участка (специальный правовой режим). В п. 1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Перечень категорий земель является закрытым, следовательно, любой земельный участок всегда будет находиться в одной из категорий земель и его правовой режим будет подчинен правовому режиму той или иной категории. Причем общий правовой режим категории земель закрепляется исключительно нормами экологического и земельного права, то есть это вопросы использования, управления и охраны. Правовой режим конкретного земельного участка (специальный правовой режим) – сфера применения гражданского права. Земельный участок как объект гражданского правоотношения может быть рассмотрен как объект статики и динамики данного правоотношения. Статика гражданского правоотношения определяет юридическое закрепление земельного участка за теми или иными субъектами на различных правовых титулах. Динамика гражданского правоотношения характеризует оборот земельных участков, то есть смену правообладателей. Под оборотоспособностью понимается допустимость совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу в рамках гражданско-правовых отношений.11

В правоотношениях статики приоритет правового регулирования отдается нормам земельного законодательства, поскольку именно оно определяет субъектов, которым может принадлежать земельный участок, и условия правообладания. Здесь на правовой режим земельного участка оказывает давление общий правовой режим той или иной категории земель. Вместе с тем содержание институтов прав на землю (вещных и обязательственных), на которых земельные участки могут быть предоставлены различным субъектам, должно устанавливаться гражданским законодательством.

При динамике правоотношения, объектом которого выступает земельный участок, применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если нет специальных норм федерального законодательства, устраняющих их применение. Роль специальных законов о земле видится в установлении запретов, определяющих границы законного перехода земельных участков от одних правообладателей к другим. Это подтверждается правилом п. 3 ст. 129 ГК РФ о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Ведь количество и состав такого рода объектов объектив но ограничен в силу очевидных естественных причин, а их использование затрагивает интересы общества в целом12. Следовательно, земельно-правовые нормы содержат императивные предписания, которые должны учитываться при регулировании имущественных отношений по поводу земельных участков.

В основе такого вывода положено то обстоятельство, что правоотношения, возникающие при заключении и исполнении некоторых до говоров, являясь по своей природе частными, несут в себе публичный  элемент13. Это связано с общественной значимостью земельных участков как недвижимости особого рода, представляющую собой основу жизни и деятельности народа, проживающего на соответствующей территории. Как справедливо отмечает В. С. Якушев, «наличие в Гражданском кодексе РФ норм, закрепляющих публично-правовые элементы, отражает не только особенности переходного периода экономики, но, очевидно, и национальные черты будущего российского рынка, что может обеспечить гармонию интересов и стабильность общественной жизни14. По мнению В. А. Бублика, «современное гражданское право России не является «чистым» частным правом, поскольку значительная часть отношений, им регулируемых, обнаруживает публичную природу»15. Итак, соотношение гражданского и земельного права в регулировании имущественных отношений по поводу земельных участков не позволяет четко вычленить области регулирования данной сферы отношений со стороны каждой из этих отраслей права, так как в сфере имущественных отношений они дополняют друг друга: в земельном законодательстве содержатся нормы гражданского права, а гражданское законодательство указывает на особенности регулирования земельных отношений нормами земельного законодательства.

Отметим еще один момент по поводу правового режима земельных участков. Б. В. Ерофеев предлагает правовые режимы земельных участков подразделить на «чисто» земельный правовой режим (земельный участок, не имеющий на себе какихлибо природных объектов), смешанный земельно-природоресурсовый правовой режим (земельный участок, взаимосвязанный с другими природными объектами), смешанный земельно-имущественный правовой режим (наличие на земельном участке строений, сооружений и т. п.) и смешанный земельно-природоресурсно-имущественный правовой режим (в случае расположения на земельном участке природных объектов и недвижимого имущества)16. На наш взгляд, эти конструкции правовых режимов представляются достаточно громоздкими и не совсем оправданными. В частности, невозможно представить земельный участок, который не имел бы над или под собой какихлибо природных объектов (растений, почвообразователей, общераспространенных полезных ископаемых и др.).

К тому же подвергается критике и распространение на земельный участок природоресурсового режима, который характеризуется именно экономической эксплуатацией объекта, оставляя без должного внимания требования по охране природного ресурса. Об этом указывал и Б. В. Ерофеев: «Экологопользование отличается от природопользования прежде всего тем, что если в природопользовании преимущественно господствует экономический, хозяйственный интерес, то в экологопользовании – преимущественно интерес максимальной сохранности окружающей среды, сохранение экологических связей в экосистеме и обеспечения ее целостности. В экологопользовании преследуются не менее значимые, чем в природопользовании, экономические и хозяйственные цели, но в первом виде взаимосвязей человеческого общества и природной среды производственные отношения строятся в полной гармонии с объективными экологическими законами, в то время как во втором виде отношений эти объективные законы зачастую игнорируются»17.

С учетом вышеизложенного, считаем, что в отношении земельных участков правовые режимы могут быть только двух видов: экологоправовой режим земельного участка, который характерен для плодородной земельной недвижимости (геометризованный блок почвенного слоя) и эколого-имущественный правовой режим земельного участка, в том случае, когда земельный участок имеет ценность именно как пространственно-территориальный базис (часть поверхности земли), однако земельно- и экологоправовые требования на него будут распространяться в любом случае, поскольку земельный участок – это недвижимость особого рода.

 

1 Проблемы теории государства и права/ Под ред. Алексеева С. С. М.: Юрид. лит., 1987. С. 258–259.

2 Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

3 Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения// Актуальные вопросы гражданского права/ Под ред. М. И. Брагинского. М.: Статут, 1998.С. 109.

4 Гражданское право: Учебник. Ч. 1/ Под ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М., 1998. С. 145.

5 Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 1994. Т. 1. С. 111.

6 Евтихеев И. И. Регулирование земельных отношений в городах. Горки, 1929. С. 1.

7 Земельное право. М., 1969. С. 250.

8 Общая теория советского земельного права. М., 1983. С. 21.

9 Крассов О. И. Земельное право. М., 2000. С. 39.

10 Лисина Н. Л. Указ. соч. С. 49.

11 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Ч. 1/ Под ред. проф. О. Н. Сади кова. М., 1998. С. 272.

12 Гражданское право: Учебник. В 2 т. /Отв. ред. проф. Суханов Е. А. 2е изд., перераб. и дополнен. Т. 1, М. 1998. С. 513.

13 Белых В. С., Скуратовский М. Л. Гражданский кодекс России: новая модель регулирования и судебная практика// Государство и право. 2001. № 8. С. 14.

14 Якушев В. С. Гражданский кодекс России. Часть 2//Российский юридиче ский журнал. 1996. № 2. С. 16.

15 Бублик В. А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности. Автореф.…докт. юр. наук. Екатеринбург, 2000. С. 11.

16 Ерофеев Б. В. Земельное право России: Учебник. 8е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 169–172.

17 Ерофеев Б. В. Экологическое право. М., 2002. С. 213–214.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право