На главную Написать письмо

Анотация

В статье раскрыта проблема обоснования правовой природы применения заявки и запроса в железнодорожно-инфраструктурном договоре. Выявлены характерные признаки заявки и запроса, предложено рассматривать их как односторонние сделки, организационные предпосылки, правопорождающие юридические факты, влекущие возникновение преддоговорных правоотношений между владельцем инфраструктуры, перевозчиком и пользователем услуг железнодорожного транспорта.

Ключевые слова

Железнодорожно-инфраструктурный договор, транспортная инфраструктурная услуга, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, заявка, запрос, односторонняя сделка, организационная предпосылка, правопорождающий юридический факт, владелец инфраструктуры, перевозчик, пользователь услуг железнодорожного транспорта.

 Правовая природа заявки и запроса в железнодорожно-инфраструктурном договоре

Е. В. Ткаченко, старший преподаватель кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» Сибирского государственного университета путей сообщения 
Email: tkachenko.e@mail.ru

Железнодорожный транспорт – это стратегический, небезопасный объект, пропускная способность владельца инфраструктуры может быть ограничена, поэтому направление перед заключением договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования запроса является необходимым. Подача заявки пользователем услуг – также одно из главных условий заключения договора перевозки. Целью подачи заявки является оказание услуг по перевозке, а направления запроса – предоставление владельцем инфраструктуры перевозчику железнодорожно-инфраструктурной услуги.

Вопрос о природе заявки в литературе представлен с разных позиций. Существовало две точки зрения о сущности заявки при плановых перевозках. Одни авторы природу заявки определяли как плановый акт – «юридико-техническое средство связи сторон, организующее исполнение обязательств, возникающих из плана перевозок и направленных на его выполнение»1.

Другие специалисты – как самостоятельное одностороннее требование грузоотправителя, в котором отправитель выражает свою волю получить исполнение по обязательству о подаче ему перевозочных средств и свое намерение выполнить лежащее на нем обязательство предъявить груз к перевозке согласно плану2. В. Т. Смирнов полагает, что заявку нельзя считать сделкой, т. к. заявка в отношении грузовых перевозок играет роль оперативно-регулирующего документа, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов3.

В современной юридической литературе преобладают иные мнения по поводу правовой природы заявки. Р. В. Николишин отмечает, что заявка – это предварительный договор, т. к. в ней согласуются все существенные условия договора перевозки как основного соглашения; и не является его офертой и акцептом4. Мы считаем, что заявку не следует относить к предварительному договору на предстоящие перевозки грузов, т. к. форма договора перевозки (железнодорожная накладная5) и форма заявки не совпадают, что противоречит императивному требованию п. 1 ст. 429 ГК РФ (предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора).

А. В. Расулов полагает, что после представления грузоотправителем заявки возникает самостоятельное обязательство, структурно обособленное от отношений по договору перевозки груза и имеющее преддоговорный характер по отношению к договору перевозки груза, которое, по мнению этого же автора, следовало бы назвать обязательством по предъявлению груза и подаче транспортного средства6. Т. Е. Абова считает, что принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки грузов перевозчиком и их использованию грузоотправителем7.

В. В. Витрянский полагает, что обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора, где заявка грузоотправителя является офертой, а ее принятие перевозчиком – акцептом8. В литературе, в свое время, Н. Г. Александровым была высказана точка зрения, в силу которой оферта и акцепт представляют собой односторонние сделки9. С этой позицией следует согласиться, т. к. заявка как самостоятельное требование является офертой. Ф. И. Гавзе не поддерживал мнение Н. Г. Александрова, считая, что оферта и акцепт являются составными частями двусторонней сделки – договора10. О. С. Иоффе утверждал, что согласование условий подачи транспортных средств и предоставления грузов (при внеплановой перевозке) свидетельствует о заключении консенсуального договора перевозки11. Однако такое утверждение противоречит легальному определению договора перевозки как реального договора, данному в п. 1 ст. 785 ГК РФ.

Также сегодня функции заявки определяют как «организационную предпосылку» или «завязку процесса транспортировки груза»12. Точка зрения, что заявка и ее принятие оформляют организационный договор на предстоящую перевозку, была высказана еще в работах, посвященных исследованию правовой природы разового заказа на перевозки грузов автомобильным транспортом13.

Мы полагаем, что заявку пользователя услуг как самостоятельное действие следует считать односторонней сделкой. Автор статьи разделяет точку зрения В. В. Витрянского, относя заявку к оферте, и соглашается с мнением о том, что принятие заявки к исполнению перевозчиком является акцептом. Тем самым подача заявки, ее принятие образуют договор перевозки. Главной ее задачей является ускорение грузоперевозочного процесса с тем, чтобы не допускать простоя транспортных средств.

Железнодорожно-инфраструктурный процесс раньше никак не регулировался. Сейчас, чтобы заключить договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, сначала необходимо подать запрос. По своей правовой природе запрос как юридический факт следует признать односторонней сделкой. Для такого утверждения необходимо рассмотреть процедуру подачи и принятия запроса и проанализировать его содержание, т. е. выяснить условия возникновения, какие обязательства перевозчика и владельца инфраструктуры он содержит.

Порядок подачи и принятия запроса на предоставление железнодорожно-инфраструктурной услуги урегулирован Правилами на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 г. (далее – Правила)14. Здесь можно выделить несколько этапов: 1) предварительный этап; 2) подача запроса владельцу инфраструктуры; 3) рассмотрение поданного запроса владельцев инфраструктуры; 4) принятие запроса к исполнению. Исследование этих этапов позволяет сделать следующие выводы. На предварительном этапе и этапе подачи запроса владельцу инфраструктуры запрос как самостоятельное действие перевозчика представляет оферту, одностороннюю сделку. Согласно Приложению № 2 и Приложению № 3 он подается в простой письменной форме, установленной Правилами. На этих двух этапах при заполнении перевозчиком Приложения № 2 и Приложения № 3, с выполнением требований подачи запроса Правил, он выражает свою волю на совершение сделки. На третьем и четвертом этапах рассмотрения поданного запроса и принятия его владельцем инфраструктуры к исполнению следует говорить об акцепте владельца инфраструктуры на заключение сделки. Тем самым воли перевозчика и владельца инфраструктуры совпадают, и принятие владельцем инфраструктуры запроса к исполнению оформляет договорное правоотношение между ними. Принятие запроса к исполнению владельцев инфраструктуры удостоверяется подписью уполномоченного представителя владельца инфраструктуры и печатью на бланке запроса. Действия владельца инфраструктуры при принятии запроса также сводятся к оценке правильности соблюдения перевозчиком условий оформления, подачи запроса и объективной возможности предоставления железнодорожно-инфраструктурной услуги.

Запрос представляет модель исполнения железнодорожно-инфраструктурного обязательства, выступает организующим началом всего инфраструктурного процесса, служит одной из предпосылок возникновения инфраструктурного обязательства. С. С. Алексеев отмечает, что как только гражданско-правовой договор заключен, односторонние сделки, связанные с его заключением и потому имеющие относительно самостоятельное значение, оказываются поглощенными договором15. Заявку и запрос необходимо относить к организационным предпосылкам для заключения железно дорожно-инфраструктурного договора оказания услуг в сфере транспорта общего пользования и договора перевозки.

Подачу заявки и направление запроса следует считать основаниями, правопорождающими юридическими фактами, влекущими возникновение преддоговорных правоотношений между пользователем услуг перевозчиком, а также между владельцем инфраструктуры и перевозчиком. Участники, подающие заявку направляющие запрос, наделяются соответствующими правами и обязанностями, а также возникновение этих преддоговорных правоотношений, при наличии у владельца инфраструктуры пропускной способности, влечет за собой заключение двух договоров.

Заявка и запрос включают положения отдельных условий договора. Только в запросе не содержатся все существенные условия железнодорожно-инфраструктурного договора оказания услуг в сфере транспорта общего пользования. В нем не оговариваются условия об объеме перевозок, стоимости оказываемых услуг, об ответственности сторон по обязательствам, вытекающим из договора перевозки железнодорожным транспортом. Исходя из сказанного, подача заявки и на правление запроса необходимы с целью выяснения условий будущих договоров, их приемлемости для контрагентов. Тем более заключению договоров, особенно при значительности их сумм, должно предшествовать направление письменных материалов. Подача этих документов удобна с практической стороны, т. к. они содержат различную информацию в отношении условий намечаемых договоров. Они как бы представляют стадии переговоров о заключении в будущем соответствующих договоров. Тем самым подача заявки и направление запроса создают «юридическую оболочку», моделирование для заключения железнодорожно-инфраструктурного договора оказания услуг в сфере транспорта общего пользования и договора перевозки. Юридическое значение заявки и запроса также состоит в том, что при возникновении спора по поводу толкования условий договоров суд, устанавливая истинную волю сторон, может прибегнуть к исследованию предшествующих договорам переговоров, которые имели место в преддоговорный период взаимоотношения сторон.

Подавая заявку, у пользователя услуг и перевозчика возникают следующие права и обязанности:

1) пользователь услуг точно указывает в заявке, что ему необходима только услуга по перевозке или кроме перевозки нужна еще дальнейшая перевалка груза;

2) пользователь услуг при пере возке груза указывает количество вагонов, контейнеров и тонн;

3) пользователь услуг определяет дату подачи вагонов, контейнеров, код, точное наименование и количество груза; отмечает его собственника;

4) перевозчик после частично го или полного одобрения заявки привлекает для ее согласования владельца инфраструктуры, в расположении которого находится станция отправления;

5) перевозчик возвращает с отметкой заявку пользователю услуг после одобрения ее владельцем инфраструктуры.

Следует заметить, что в типовой форме заявки есть некоторые расхождения в отношении понятия «инфраструктура» и «станция». Она их разграничивает, но согласно статье 2 Устава, железнодорожные станции являются частью технологического комплекса, который и представляет инфраструктуру. Также в заявке содержатся данные о железнодорожных путях необщего пользования, т. е. железнодорожных подъездных путях, которые только примыкают к железнодорожным путям общего пользования. Независимо от видов отправления – вагонная, контейнерная или мелкая отправка, погрузочные работы на станции отправления должны осуществляться на железнодорожных путях необщего пользования, а после того, как состав тронулся и пересек границы данной станции (границы устанавливаются специальными железнодорожными знаками), дальнейшее его продвижение осуществляется по железнодорожным путям общего пользования.

Направляя запрос для осуществления перевозок грузов, владелец инфраструктуры и перевозчик должны согласовать в нем следующие положения:

1) наименование станции отправления и назначения поезда;

2) дату и время предъявления состава поезда и его отправление;

3) вид, вес поезда;

4) наименование станции отцепки или прицепки групп вагонов (для групповых и сборных поездов);

5) особые условия перевозки (ограничение скорости, наличие негабаритных и опасных грузов).

В запросе для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, кроме номера, категории поезда, станции отправления и назначения, даты и времени отправления прибытия поезда, станции переприцепки вагонов, особых условий перевозки, также должны быть согласованы положения о владельце подвижного состава, виде сообщения, количестве вагонов, маршруте следования, станции дополнительной экипировки.

При этом следует заметить, что в запросе нет сведений об инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, кроме предоставления возможности отдельно указать, какой вид услуги оказывается, а достаточно положений касается договора перевозки, хотя подается запрос для заключения железнодорожно-инфраструктурного договора. Это дает основание думать, что подвижной состав – главная вещь, а технологический комплекс, представляющий инфраструктуру – его принадлежность. Целесообразно дополнить запрос тем, что по договору предоставляются для эксплуатации железнодорожные пути общего пользования, т. е. учитывается определенное расстояние от станции отправления до станции назначения с целью движения поездов. Также в примерных формах запросов отсутствует общий перечень услуг, предоставляемый владельцем инфраструктуры. Исходя из этого, необходимо предусмотреть подачу запроса:

1) о предоставлении ресурса инфраструктуры;

2) на пропуск поездных формирований перевозчика по инфраструктуре его владельца;

3) об оказании услуг инфраструктуры по ее видам.

При утверждении данных видов услуг необходимо четко описать признаки ограниченной пропускной способности инфраструктуры в отношении предварительного распределения ресурсов инфраструктуры между перевозчиками (например, «ресурсы пропускной способности инфраструктуры на момент поступления запроса от перевозчика распределены») и в отношении согласования отдельного запроса на перевозку (например, «ввиду занятости локомотивов, принадлежащих инфраструктуре, и отказа данному перевозчику в услугах локомотивной тяги»).

Делая вывод, стоит отметить, что подача заявки и направление запроса как самостоятельные действия являются односторонними сделками, правопорождающими юридическими фактами, влекущими возникновение преддоговорных правоотношений между перевозчиком, владельцем инфраструктуры и пользователем услуг железнодорожного транспорта. Их следует признать организационными предпосылка ми, направленными на заключение железнодорожно-инфраструктурного договора оказания услуг в сфере транспорта общего пользования договора перевозки. Принятие заявки и запроса к исполнению является акцептом перевозчика и владельца инфраструктуры. В таком виде они формируют договорные правоотношения: заявка – перевозочное правоотношение, а запрос – железнодорожно-инфраструктурное.

 

1 Грибанов В. П. Договоры в социалистическом хозяйстве. М.: Госюриздат, 1957. С. 348-349.

2 Алексеев С. С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожной перевозки.  М.: Госюриздат, 1959. С. 22‑23; Хаскельберг Б. Л. Обязательство железнодорожной перевозки груза по советскому праву: Автореф.…докт. юрид. наук.  Томск, 1969.  С. 8; Хаскельберг Б. Л. Понятие обязательства железнодорожной перевозки груза. Вопросы гражданского, трудового и гражданско-процессуального права. Том 194. Томск: Изд-во ТГУ, 1969. С. 49-59; Яичков К. К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.  С. 22-23; Егиазаров В. А. Совершенствование законодательства о перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.  Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. С. 13.

3 Смирнов В. Т. Права и обязанности участников договора грузовой перевозки. Л., 1969. С. 38.

4 Николишин Р. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом: Автореф.…кандид. юрид. наук. М., 2008. С. 6, 13-14.

5 Приказ МПС РФ от 19 января 2000г № 2 Ц «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. март. № 12.

6 Расулов А. В. Правовые проблемы договора железнодорожной перевозки груза в период перехода к рыночной экономике: Дис. … кандид. юрид. наук. М., 2003. С. 57.

7 Комментарий к транспортному уставу железных дорог Российской Федерации/ Под ред. Т. Е. Абовой, В. Б. Ляндреса.  М.: Проспект, 1998. С. 2829.

8 Витрянский В. В. Договор перевозки.  М.: Статут, 2001. – С. 253255; Витрянский В. В. Договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, перевозки, транспортной экспедиции. Расчеты. М.: Проспект, 1996. С. 184; Савичев Г. П. Гражданское право: Учебник. Гл. 44. Транспортные и экспедиционные обязательства / Отв. ред. Е. А. Суханов. Т. 2. Полутом 2. М.: Изд-во БЕК, 2000. С. 31.

9 Александров Н. Г. Право и законность в период развитого строительства коммунизма. М.: Госюриздат, 1961. С. 157158.

10 Гавзе Ф. И. Социалистический гражданско-правовой договор. М.: Госюриздат, 1972. С. 85.

11 Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. С. 561.

12 Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Ч. 2. М.: Проспект, 1999. С. 377378. (Глава 38. Транспортные обязательства – Медведев Д. А., Смирнов В. Т.).

13 Быков А. Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Комментарий к Уставам автомобильного транспорта союзных республик. М.: Юрид. лит., 1978.С. 153154; Хаснутдинов А. И. Годовой договор на перевозку грузов автотранспортом // Правоведение. 1976. № 1. С. 50.

14 Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 47. Ст. 4552.

15 Алексеев С. С. Односторонние сделки в механизме гражданско-правового регулирования // Антология уральской цивилистики. 19251989: Сборник статей. М.: Статус, 2001. С. 64.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право