На главную Написать письмо

Анотация

В статье рассмотрены предпосылки и правовые последствия вступления России в ВТО. Автор раскрыл основные направления переговорного процесса, главные озабоченности российских предпринимателей, а также сделал выводы и дал рекомендации.

Ключевые слова

Россия, ВТО, переговорный процесс, бизнес сообщество, правовой анализ последствий.

 Экономический и правовой анализ последствий вступления России во Всемирную торговую организацию

В.С. Белых, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮА

1. К вопросу о вступлении России в ВТО. Переговорный процесс по вступлению России в ВТО имеет давнюю историю. В 1995 г. он (процесс) концентрировался на многостороннем рассмотрении в рамках образованной рабочей группы в российском истеблишменте. Процесс шел, по оценкам специалистов, вялотекуще. Причины здесь разные: политические, социально-экономические, организационно-технические, законодательные и др. Однако с 2000 г. переговоры перешли в полномасштабный режим и стали касаться всех аспектов присоединения России.

С декабря 2003 г. рабочую группу по присоединению России к ВТО возглавляет постоянный представитель Исландии при ВТО С. Йоханессон, в нее входят 58 стран – членов ВТО, причем страны Европейского союза как один. Согласно регламенту, переговоры проходят на многосторонней основе в Секретариате ВТО в Женеве: по системным вопросам – официальные и неофициальные заседания рабочей группы, по сельскому хозяйству, а также по ряду других проблем – неофициальные консультации с участием заинтересованных членов рабочей группы. Переговоры по доступу на рынки товаров и услуг проходят в Москве или столицах стран-партнеров. Существенный прогресс в переговорах по присоединению России к ВТО был достигнут по итогам 2004 и 2005 гг.

В то же время относительно прогнозируемых сроков присоединения надо отметить, что на протяжении последних, пожалуй, 4 лет каждый год объявляется, что в ближайшие 1–2 года Россия станет членом ВТО.

И лишь 22 августа 2012 г. Россия наконец‑то стала 156-м членом ВТО.

2. Основные направления переговорного процесса. Выделяются четыре основных направления, по которым шел переговорный процесс:

Переговоры по тарифным вопросам. В рамках данного направления основная цель – определение максимального уровня (связывания) ставок ввозных таможенных пошлин, на применение которых Российская Федерация будет иметь право после официального присоединения к ВТО. Например, в 2004 г. произошла заметная активизация переговорного процесса по тарифным вопросам в основном благодаря подписанию в мае протокола с Европейским союзом. Однако итоговые соглашения с ЕС не были самоцелью, поскольку в пределах действия двусторонних договоренностей начальный уровень связывания таможенных пошлин ни для одной ставки не составляет ниже действующей в настоящее время, и в первый год после присоединения ни одна из ставок не будет снижена. В то же время основные проблемы были вокруг сельского хозяйства, авиатехники, автомобилей, мебели и в некоторых других сферах.

Переговоры по сельскому хозяйству. Основной вопрос (за исключением тарифных) – определение объемов внутренней поддержки аграрного сектора. Один из раундов консультаций по данной теме прошел в Женеве 24 сентября 2004 г., где страны в целом сохранили требования по расчету уровня государственной поддержки на основе последних лет.

Переговоры по доступу на рынок услуг. Цель – согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок.

Переговоры по системным вопросам. Целью переговоров является определение мер, которые Россия примет на себя в области законодательства и его применения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основным для переговоров является проект доклада рабочей группы, где будут изложены права и обязательства, которые возьмет на себя Россия по итогам всех переговоров. Обсуждению проекта доклада были посвящены, например, регулярные заседания в Женеве1.

3. Основные озабоченности российских предпринимателей. Вступление России в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому‑то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта, как известно, составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений)2. Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, в‑четвертых, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами – членами этой Организации.

Вторая озабоченность касается импорта товаров и услуг. Утверждается, что расширенный допуск иностранных производителей на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т. д. Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10 % проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав и интересов потребителя, что в стране пока отсутствует.

По поводу вступления России в ВТО и о последствиях для страхового бизнеса существуют два диаметрально противоположных взгляда. Оптимисты утверждают, что ничего страшного в этом нет. Например, экономист Михаил Делягин считает, что не надо бояться, что на российский страховой рынок допустят западных страховщиков, хотя заявление главы Минфина Алексея Кудрина заставило многих страховщиков заговорить о грядущем конце российского страхового бизнеса. «Другое дело, в какой форме допустят, –уточняет Делягин. – В сфере страхования жизни это недопустимо, а при страховании имущества – почему бы и нет?».

С ним солидарен генеральный директор РОСНО Леван Васадзе, который заявил «Новому Региону», что «допуск на национальный рынок филиалов иностранных страховых компаний никак не отразится на российском страховом рынке. Наше членство или нечленство в ВТО не влияет на присутствие в России зарубежных страховщиков. Большинство ограничений на владение иностранцами страховым бизнесом в нашей стране сняты. Allianz – прекрасный пример того, как можно работать в России, еще не вступившей в ВТО. Если Generalli или AIG захотят купить акции российской компании, они будут здесь. И чем больше будет таких «первопроходцев», тем больше и взрослее станет наш рынок»3. Не совсем понятно: почему не надо бояться иностранных страховых компаний?

Более мрачные прогнозы у старшего советника по экономике Центра развития фондового рынка Юрия Данилова. По его мнению, за исключением двух-трех страховых компаний, все остальные страховщики у нас занимаются отмыванием денег, минимизацией налогов, но страховой деятельностью так называемые «страховые компании» не занимаются. Банки у нас слабенькие, но есть, а страхового бизнеса как такового нет4.

Американские страховые группы также обеспокоены позицией российской стороны, которая не допускает и не намерена в будущем допускать компании с иностранным участием к обязательным видам страхования. Как полагает американская сторона, в перспективе число обязательных видов страхования может увеличиться до нескольких десятков.

Настоящим камнем преткновения в переговорах по вступлению России в ВТО стало требование США по открытию прямых филиалов иностранных страховых компаний на территории Российской Федерации.

В итоге после вступления в ВТО Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако в подавляющем большинстве случаев обязательства не предусматривают каких‑либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25 % до 50 %, а 49 %-ное ограничение на участие иностранного капитала в имуществе (активах) российских компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51 %-ное ограничение с даты присоединения к ВТО и отменяется через 5 лет. И еще одно важное обстоятельство: через 9 лет после присоединения России к ВТО формально разрешается деятельность в России прямых филиалов иностранных страховых компаний, с теми ограничениями, которые предусмотрены нашими обязательствами.

Третья озабоченность – Россия не подготовлена к вступлению в ВТО и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т. е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом на ощупь. Отсутствует государственная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информационного обеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной и социальной поддержки.

Четвертая озабоченность – не следует переоценивать и влияние России на выработку в ВТО торгово-политических решений, явно уступающей по влиятельности доминирующим там США, ЕС и Японии.

4. Оценка последствий вступления России в ВТО с позиции Всемирного банка и других экспертов. Специалистами Всемирного банка был проведен анализ последствий вступления России в ВТО на основе таблиц межотраслевого баланса, а также сравнительной статистической модели общего равновесия российской экономики, охватывающей 35 отраслей. Основными факторами в модели явились капитал, квалифицированная и неквалифицированная рабочая сила и отраслевые кадры и др.

В целом, по мнению Всемирного банка, вступление в ВТО обеспечивает значительные выгоды для России. Причем наиболее важным источником выгод является сокращение барьеров для прямых иностранных инвестиций в сфере услуг (согласно расчетам Банка, около 73 % от общего объема выгод). Это должно привести к сокращению издержек предпринимательства (бизнеса) и повышению производительности предприятий (компаний), которые пользуются такими услугами, что и станет стимулом к развитию российского экспорта в различных отраслях5. Сказанное прежде всего относится к сфере финансовых услуг.

Снижение тарифов также приведет к получению значительных преимуществ (18 % всех выгод) и улучшению распределения ресурсов в России в связи с перемещением ресурсов в сектора, где их стоимость более высоко оценена (по мировым ценам). По мнению специалистов Всемирного банка, снижение тарифов облегчит российским предприятиям импорт продукции, содержащей современные технологии, что обеспечит повышение производительности и, вероятно, расширение экспорта.

В связи с тем, что улучшение инвестиционного климата в России должно привести к увеличению основных фондов, по расчетам Всемирного банка, долгосрочный прирост потребления может быть в 3–4 раза выше среднесрочного прироста. Весьма заманчивый прогноз Банка!

Сектора обрабатывающей промышленности, ориентированные на экспорт, по мнению Всемирного банка, вырастут больше других. За исключением сектора услуг, наибольший приток рабочей силы придется на цветную и черную металлургию, химическую промышленность. Развитие данных отраслей позитивно скажется на национальной экономике России в целом, поскольку они будут привлекать рабочую силу из секторов, менее конкурентоспособных на международном рынке, что будет способствовать общему росту зарплаты в экономике.

Следует отметить, что вступление России в ВТО приведет к прекращению квотирования экспорта металлопроката из России в ЕС. Реальные выгоды должны почувствовать производители горячекатаного проката. Сегодня на металлургию приходится более половины потерь от дискриминационных мер против российских товаропроизводителей на рынках иностранных государств. Присоединение к ВТО позволит решать эти вопросы цивилизованно, в рамках правил мировой торговли6.

В связи с тем, что в долгосрочной перспективе уровень безработицы зависит от институтов рынка труда и других структурных факторов, а в краткосрочной и среднесрочной перспективе определяется макроэкономической политикой, либерализация торговли не влечет за собой никакого изменения общего уровня занятости в среднесрочной перспективе.

Расчеты специалистов Всемирного банка показывают, что ставки зарплаты квалифицированных работников возрастут на 5,5 %, неквалифицированных – на 3,8 %, а доходность капитала увеличится на 1,7 %.

4.1. Описание последствий вступления России в ВТО, представ ленное в очередном докладе Всемирного банка об экономике России, является, по мнению российских экспертов, чрезмерно оптимистическим7. Не сомневаясь в должной компетенции специалистов Всемирного банка, мы также считаем, что представленный доклад вряд ли претендует на статус независимого комплексного исследования о последствиях вступления нашей страны в ВТО. Во-первых, столь точный анализ выгод или убытков отдельных отраслей отечественной экономики возможен исключительно исходя из конкретных условий присоединения России к данной международной организации. Во-вторых, отсутствие указания на серьезные потери, неизбежные в таком сложном процессе, говорит лишь о фактическом описании одних выгод, игнорируя отрицательные эффекты. Действительно, Всемирный банк хранит молчание в отношении других отраслей экономики, которые не попали в рейтинг преуспевающих.

Напротив, российские ученые и эксперты называют ряд негативных последствий для развития экономики страны. Таковы, например, исследования экономистов Российской экономической школы (РЭШ) Н. Волчковой и Н. Турдыевой. По их мнению, российские производители за счет острой конкуренции будут вынуждены снижать цены, однако не всем производителям снижение цен на свою продукцию может оказаться под силу. Согласно проведенному исследованию, негативные последствия в краткосрочном периоде могут коснуться предприятий пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности. Возможное сокращение выпуска в этих секторах может составить от 0,5 до 2 %8. Однако самое большое падение ожидается в секторе машиностроения – до 12 % падения выпуска, а также в пищевой и легкой промышленности и промышленности строительных материалов, где падение составит до 7 %.

Негативные последствия не пройдут мимо авиационной и автомобильной промышленности, сельского хозяйства и агропродовольственного комплекса. Так, в силу принятых обязательств Россия в течение семи лет должна будет сократить таможенные пошлины на импортируемые в страну магистральные авиалайнеры. Это создаст серьезную угрозу масштабным авиастроительным проектам, которые реализует наша страна, что вряд ли будет способствовать развитию российских авиакомпаний. В частности, отрицательные последствия заключаются в следующем: а) утрате основного конкурентного преимущества российской авиатехники – ее относительной дешевизны – в силу действующего в рамках ВТО механизма ценообразования; б) усилении конкуренции на внутреннем рынке, в том числе на рынке комплектующих, запасных частей и ремонтных работ; в) необходимости пересмотра существующих и разрабатываемых программ развития отрасли и создания новых образцов авиационной техники, в которых существенная роль отводится поддержке государства; г) необходимости отказа от существующих и перспективных планов продвижения отечественной авиационной техники на зарубежные рынки в связи с их несовместимостью с требованиями ВТО в части форм и методов государственной поддержки. Более того, вступление в ВТО чревато потерей для России национальной авиапромышленности, причем не только ее гражданской части, но в значительной степени и военной, так как разработчики и производители бомбардировочной и транспортной авиации поддерживаются в настоящее время главным образом за счет реализации гражданских программ (КБ Туполева и Ильюшина, сборочные заводы в Казани, Ульяновске и Самаре)9. Конечно, в этой связи можно сказать, что ничего страшного здесь нет. Напротив, жесткая конкуренция позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству авиатехники в России. Но вопрос: какой ценой?

То же самое относится к автомобильному сектору экономики. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25 % до 15 % в течение 7 лет, причем снижение произойдет в основном в последние 3 года10. В итоге интересы российских покупателей будут удовлетворены! На отечественный рынок якобы хлынет поток иностранных инвестиций.

Мы скептически рассматриваем эту радужную перспективу в российском автомобилестроительном секторе, несмотря на официальные заявления, что вступление в ВТО существенно не отразится на ситуации.

Не секрет, что присоединение России к ВТО приведет к снижению государственной поддержки сельского хозяйства. Для нашей страны разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд долл. США (что более чем в два раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 г. будет на нынешнем уровне. Далее, Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству. Иначе говоря, у России есть время для необходимой передышки и принятия адекватных решений, в том числе об оказании государственной финансовой поддержки сельскохозяйственному производителю.

5. Правовой анализ последствий вступления России в ВТО. Основным элементом работы на внутреннем уровне, в контексте присоединения России к ВТО, являлось приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие нормам и правилам ВТО (системные вопросы). Распоряжением Правительства РФ от 08 августа 2001 г. № 1054‑р (ред. от 21.06.2002 № 8320) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволило решить в целом проблему адаптации правовой базы России к требованиям ВТО. Указанный План был выполнен. Приняты и вступили в силу новая редакция Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61‑ФЗ, законы: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 28.05.2003 № 61‑ФЗ, «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 № 165‑ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173‑ФЗ, «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184‑ФЗ, «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов от 08.11.2005 № 144‑ФЗ, па кет законов по охране прав интеллектуальной собственности.

5.1. Рецепция норм права ВТО не исчерпывается указанными законами России. Большое влияние норм права ВТО испытал Таможенный кодекс РФ. Так, п. 6 ст. 323 Таможенного кодекса РФ соответствует ст. 13 Соглашения ВТО по применению ст. VII ГАТТ‑94,в которой говорится о праве импортера в случае спора об оценке таможенной стоимости получить товар при условии внесения соответствующей суммы депозита. Глава 38 «Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров» Таможенного кодекса РФ представляет собой переложение разд. 4 «Особые требования в отношении пограничных мер» ТРИПС. Данные нормы посвящены приостановлению выпуска предположительно контрафактных товаров по заявлению обладателя исключительных прав. Кроме того, раздел 3 Таможенного кодекса РФ содержит положения, эквивалентные нормам Соглашения ВТО по применению ст. VII ГАТТ‑94 (о таможенной оценке). Как основа для исчисления таможенных пошлин таможенная стоимость действительно крайне важна. О. Ю. Бакаева характеризует ее как «особую разновидность стоимости товара, в исчислении которой участвуют три стороны: продавец, покупатель и таможенный орган»11. В целом положения Таможенного кодекса РФ соответствуют требованиям ВТО, хотя известный исследователь права ГАТТ/ВТО И. И. Дюмулен указал на ряд потенциальных расхождений между нормами Таможенного кодекса РФ и нормами ВТО12.

В некоторых случаях российское таможенное право предоставляет импортерам даже более либеральный режим. Например, согласно ст. 43 ТК РФ предварительное решение об оценке происхождения товара действует в течение пяти лет со дня его принятия (по сравнению с тремя годами, предусмотренными Соглашением по правилам происхождения).

Как минимум в одном случае российский законодатель отказался от переноса норм права ВТО в российское право, а пошел на введение в закон ссылки на право ВТО. Речь идет о Федеральном законе от 30 декабря 1995 г. № 225‑ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Он долгое время был одним из наиболее спорных в рамках переговоров о вступлении России в ВТО. Дело в том, что в ст. 7 Закона предусмотрена обязательная 70‑процентная квота технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения. Такое требование противоречит п. 4 ст. III ГАТТ и положениям Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС)13, так как является дискриминацией аналогичного оборудования, техсредств и материалов иностранного происхождения и нарушает принцип национального режима.

Совпадает с нормами ВТО и российский режим интеллектуальной собственности. Причина этого заключается в общности источников. ТРИПС делает отсылку к основным международным конвенциям в этой сфере: Парижской, Бернской, Римской и Вашингтонскому договору 1989 г. Россия является участником первых трех конвенций и обладает достаточно обширным массивом нормативных актов в этой области.

Следует согласиться с мнением И.И. Дюмулена14 о наличии собственного «российского» пути сближения национального законодательства с нормами права ВТО. Специфика этого «пути» в том, что указанное сближение обеспечивается сразу по трем основным направлениям: 1) рецепция норм права ВТО, перенос их в российские нормативные правовые акты; 2) отсылка к нормам права ВТО; 3) наличие нормативных правовых актов, изначально не противоречивших нормам права ВТО. Таким образом, нормы российского права по своему содержанию в целом соответствуют требованиям Всемирной торговой организации.

6. Выводы и рекомендации:

1. Срочная разработка и принятие научно обоснованной промышленной (в том числе отраслевой) политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, а также поощрения конкуренции на внутреннем рынке страны и как матрицы для успешной реализации условий Протокола о присоединении России к ВТО.

2. Достройка и ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта (без чего Российская Федерация столкнется в условиях вступления в ВТО с фактической асимметрией выгод и обязательств), в том числе в форме государственных кредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности. Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки. То же касается поддержки аграрного сектора российской экономики.

3. Создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, качество, условия торговли, механизмы разрешения споров и т. п.), без чего они не смогут эффективно использовать возможности ВТО в международной конкуренции.

4. Срочное начало подготовки в стране специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО, как для бизнеса, так и для госаппарата. Введение в юридических вузах страны специального курса «Право ВТО».

5. Укрупнение и расширение круга полномочий отраслевых и территориальных деловых ассоциаций (союзов), способных авторитетно представлять интересы отдельных слоев бизнеса перед российской властью.

6. Постоянный мониторинг не только отдельных дискриминационных мер, применяемых со стороны наших основных внешнеторговых контрагентов, но и всех торговых барьеров, создаваемых политикой этих государств, публикация регулярных отчетов о таком мониторинге.

7. Регулярный анализ практики разрешения споров в системе ВТО. Обобщение деятельности Органа по разрешению споров ВТО (ОРС).

 

1 http://personalmoney.ru/txt.asp?id=391184&sec=262

2 По мнению аналитиков, топливно-сырьевая часть российского экспорта, составляющая 2/3 вывоза, не подвержена на мировых рынках серьезным ограничениям. Для остальной трети, на которую распространяются льготы ВТО, торгово-политическая ситуация не изменится, так как Россия уже имеет доступ к тем конвенционным ставкам тарифов, которые страны – члены ВТО установили во взаимной торговле.

3 http://img.nr2.ru/rus/75000.html

4 http://www.allinsurance.ru/biser.nsf/AllDocs/PRRR-6S9CRX-010806?OpenDocument

5 http://www.vestifinance.ru/articles/5504

6 См.: http://jurnal.org/articles/2012/ekon2.html

7 http://www.vestifinance.ru/articles/5504

8 http://www.vestifinance.ru/articles/5504

9 http://rus-crisis.ru/index.php?Itemid=68&catid=40:200907271755-39&id=766:766& option=com_content&view=article

10 См.: Справка Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО// Право ВТО. 2012. № 1. С. 54.

11 См.: Бакаева О. Ю. Исчисление и уплата таможенных платежей: проблемы правового регулирования // Хоз-во и право. 2005. № 2. С. 110.

12 См.: Дюмулен И. И. Новое таможенное законодательство России // Внешнеэкономический бюл. 2004. № 1. С. 46–54.

13 См.: Зенкин И. В. Право Всемирной торговой организации. М., 2003. С. 105.

14 См.: Дюмулен И. И. Новое таможенное законодательство России. С. 46–54.

 

В рамках седьмой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса, который пройдет 6–7 июня 2013 г. в г. Екатеринбурге, будет работать экспертная группа «Экономическое и правовое сотрудничество государств – членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС в условиях вступления в ВТО» под руководством д.ю.н., профессора В. С. Белых. Для подготовки к заседанию членами группы были проанализированы диссертационные труды, посвященные ВТО:

1. Алфеева Ю. В. Урегулирование международных экономических споров в современном международном праве: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Казань, 1998.

2. Гильмендинова И. А. ВТО как институт регулирования международных торговых отношений: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.01. Москва, 2004.

3. Зуева И. А. Всемирная торговая организация и Российская Федерация: технологии согласования институциональных интересов и их практическая реализация в рамках общеевропейского политического процесса: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. Нижний Новгород, 2011.

4. Карелин Г. В. Анализ и оценка экономической целесообразности и условий присоединения России к ВТО: Региональный аспект: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05. Москва, 2005

5. Кожакова И. Д. Социально-экономические тенденции в развитии внешнеэкономического сотрудничества стран Всемирной Торговой Организации (ВТО): автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.01. Чебоксары, 2006.

6. Комендантов С. В. Проблемы имплементации в Российской Федерации положений правовой системы Всемирной торговой организации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. Воронеж, 2005.

7. Кузьменко М. Г. Основные направления развития сектора транспортных услуг в условиях присоединения России к ВТО: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.14. Москва, 2007.

8. Мартынова М. А. Конкурентоспособность российских предприятий: возможности и угрозы при вступлении в ВТО: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.14. Москва, 2003.

9. Мельников В. В. Международно-правовое регулирование региональной экономической интеграции в ВТО: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.10. Москва, 2008.

10. Павлов А. М. Возможные макроэкономические последствия системных условий вступления в ВТО: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05, 08.00.14. Москва, 2003.

11. Пчельникова О. С. Императивы и алгоритмы вступления стран постсоциалистического пространства в ВТО: автореферат дис. … канд. эконом. наук: 08.00.14. Ростов-на-Дону, 2007.

12. Стариков П. В. Роль права Всемирной торговой организации в формировании глобального экономического порядка: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. Москва, 2006.

13. Трунк-Федорова М. П. Механизм разрешения споров в рамках всемирной торговой организации и контроль за исполнением решений в этой области: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. С.-Петербург, 2004.

14. Чекунов А. С. Трансформация регулирующих функций международных экономических организаций в современных условиях: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.14. Ростов-на-Дону, 2011.

15. Уварова Е. В. Обеспечение интересов России в процессе вступления во Всемирную торговую организацию: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.14. Москва, 2006.

16. Швейкина Н. С. Роль международных экономических организаций в глобальном политическом управлении: на примере Всемирной Торговой Организации: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.04. Санкт-Петербург, 2009.

17. Шипилов А. В. Механизмы поддержки малого предпринимательства в процессе присоединения России к ВТО: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05. Москва, 2006.

18. Шиянов А. В. Международноправовые аспекты взаимодействия всемирной торговой организации (ВТО) с международными межправительственными и неправительственными учреждениями: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. Ростов-на-Дону, 2004.

19. Шулятьев И. А. Правовой статус и функции секретариата Всемирной торговой организации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. Москва, 2010.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право