На главную Написать письмо

Роль добровольной и обязательной сертификации в управлении качеством продукции в ОАО «НТМК»

А. В. Ашихин – начальник отдела менеджмента качества технического управления ОАО «НТМК»;

И. А. Ислентьева – ведущий инженер-технолог отдела менеджмента качества ОАО «НТМК»

Важнейшей целью деятельности ОАО «НТМК» является выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции, соответствующей уровню международных стандартов, удовлетворяющей непрерывно растущие и изменяющиеся требования потребителей.

Достижение этой цели в ОАО «НТМК» осуществляется в том числе посредством управления качеством.

Управление качеством – это система мер по обеспечению качества выпускаемой продукции в основном в процессе ее производства, а также на стадиях проектирования и эксплуатации. В обеспечении качества продукции должны участвовать в той или иной степени работники всех без исключения подразделений комбината. Поэтому к формированию качества продукции необходим комплексный, системный подход.

В соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 9000 к Системе менеджмента качества центральным объектом управления качеством становится производственный процесс.

Работы по сертификации системы качества производства прокатной продукции на соответствие требованиям международных стандартов ISO серии 9000 начались на комбинате в 1997 г.

Внедрение Системы менеджмента качества на предприятии обеспечило:

– минимизацию риска отказа покупателя от продукции или ее возврата (вследствие нестабильного качества) и связанных с этим потерь;

– повышение конкурентоспособности предприятия и, как следствие, расширение внутреннего рынка и увеличение экспортных возможностей;

– улучшение экономических показателей деятельности предприятия (рост прибыли, повышение производительности и рентабельности, уменьшение затрат на устранение дефектов, переработку некачественной продукции и т. д.);

– повышение престижа предприятия в глазах потребителей и общества, рациональное распределение полномочий и ответственности в области качества;

– преимущество в тендерах на право участия предприятия в различных проектах (для получения заказа от потенциальных потребителей на поставку какой-либо продукции наличие у предприятия эффективной системы менеджмента качества является необходимым условием);

– возможность «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне.

За период 1997–2003 гг. в ОАО «НТМК» была разработана и внедрена Система менеджмента качества изготовления продукции прокатного производства в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001–2000 «Системы менеджмента качества. Требования».

Работы велись в несколько этапов:

1. Организация разработки Системы качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9002–94 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании».

2. Создание и введение в действие документации Системы качества.

3. Внедрение Системы качества в подразделениях комбината.

4. Проведение сертификационного аудита.

5. Поддержание в рабочем состоянии Системы качества.

6. Создание функциональной модели действующих процессов Системы менеджмента качества изготовления и реализации продукции прокатного производства в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001 версии 2000 г. «Система менеджмента качества. Требования».

7. Разработка документации Системы менеджмента качества.

8. Внедрение Системы менеджмента качества.

9. Подготовка и проведение предварительного и сертификационного аудитов Системы менеджмента качества.

В ноябре 2003 г. международный орган по сертификации ТЮФ-СЕРТ по результатам проведенного сертификационного аудита признал, что изготовление продукции, прокатного производства ОАО «НТМК» соответствует требованиям МС ISO 9001–2000, и выдал сертификат, срок действия которого установлен до декабря 2006 г.

С момента получения сертификата ОАО «НТМК» включено в международный реестр предприятий как надежный поставщик продукции на мировой рынок. Область действия сертификата распространяется на следующую продукцию прокатных цехов комбината:

1. Железнодорожные рельсы типа Р50 и Р65 категорий качества Т1 и Н (рельсобалочный цех).

2. Железнодорожные колеса для подвижного состава железных дорог, бандажи для электровозов, кольца (колесобандажный цех).

3. Двутавровые балки широкого спектра применения, колонные профили, круглая и квадратная заготовки для дальнейшего передела, освоено производство шпунта Л5-У, используемого для укрепления береговой линии в морских и речных портах (цех прокатки широкополочных балок).

4. Уголки, швеллеры, двутавровые балки, трубная и квадратная заготовки (крупносортный цех).

Полученный сертификат на Систему менеджмента качества комбинат использует в рекламных целях и таким образом обеспечивает себе преимущество перед конкурентами, не имеющими сертификата.

В течение 2003 года комбинат с успехом принимал участие в тендерах на поставку металлопродукции (в частности ж.-д. рельсов, трубной заготовки) в страны ближнего и дальнего зарубежья. В тендерах участвовали авторитетные западноевропейские и российские производители. Основным показателем при определении победителя на начальной стадии являлось наличие у предприятия сертификата на Систему качества, и только в дальнейшем, на последующих этапах тендера, оценивались другие показатели (экономические и рыночные).

Система качества в ОАО «НТМК» базируется на восьми принципах менеджмента в области качества:

– ориентация на потребителя;

– лидерство руководителя;

– вовлечение персонала;

– процессный подход;

– системный подход;

– постоянное улучшение;

– деловой подход к поиску решения;

– взаимовыгодные отношения с поставщиками

и представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Основной принцип системы менеджмента качества – удовлетворение потребностей потребителей, на котором строится вся работа предприятия, предусматривает освоение новых видов продукции, проведение маркетинговых исследований для выработки оптимальной рыночной стратегии и тактики, постоянную связь с потребителями и поставщиками. Степень удовлетворенности потребителей качеством поставленной им продукции и поставщиком в целом, пожелания потребителей по организации работы ОАО «НТМК» определяются путем анкетирования. Анализ результатов анкетирования, пожелания и предложения потребителей, комментарии и выводы находят отражение в отчетах, составляемых службами управления сбыта и внешнеэкономической деятельности ОАО «НТМК».

Принцип лидерства руководителя нашел отражение в принятых на себя руководителями обязательствах выстраивать, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества. Обязательства руководства (управляющего директора, главного инженера, директоров по направлениям) отражены в одном из основных документов системы менеджмента качества – Руководстве по качеству.

На комбинате принята и действует Политика в области качества – основа производственной деятельности руководителей всех рангов ОАО «НТМК», определяющая стратегию и цели в области качества.

Основные принципы Политики в области качества формирует высшее руководство ОАО «НТМК»: Управляющий директор и главный инженер-представитель руководства ОАО «НТМК» по качеству на основании предложений директоров по направлениям, главных специалистов и руководителей структурных подразделений.

Ответственность, полномочия, взаимодействие подразделений и должностных лиц установлены в стандартах предприятия – нормативных документах, устанавливающих порядок функционирования процессов системы менеджмента качества.

Мероприятия по планированию качества, реализации целей в области качества, заявленных в Политике в области качества, отражены в комплексных программах «КАЧЕСТВО» повышения технического уровня и конкурентоспособности продукции прокатного и огнеупорного производств. Программы «КАЧЕСТВО» формируются ежегодно на основании предложений, от структурных подразделений и утверждаются главным инженером НТМК, регулируя, таким образом, деятельность всех структурных подразделений комбината, обеспечивающих функционирование Системы менеджмента качества.

Большое внимание на комбинате уделяется вопросам компетентности персонала, выполняющего работу, влияющую на качество продукции. Компетентность обеспечивается обучением персонала и получением необходимых производственных навыков непосредственно на рабочем месте. Ответственность за организацию работ по подготовке и повышению квалификации кадров возложена на директора НТМК по персоналу и социальным вопросам.

Постоянное улучшение – следствие непрерывного стремления организации превзойти достигнутые ею результаты в различных областях деятельности.

С целью постоянного повышения результативности системы менеджмента качества, для оперативного управления качеством продукции в ОАО «НТМК» создана и успешно функционирует постоянно действующая комиссия по качеству. В состав комиссии входят главные специалисты комбината, руководители подразделений, производств, управлений, отделов. Повестка совещания формируется главным инженером НТМК – председателем совещания совместно с начальником технического управления. На совещаниях, которые проводятся ежемесячно, рассматриваются вопросы по качеству выпускаемой продукции в динамике, в т. ч. анализ претензий и рекламаций от потребителей, выполнение норм расхода сырья и материалов, результаты внутренних аудитов системы менеджмента качества и т. д. Решения, принятые на совещаниях, фиксируются, ход их выполнения контролируется главным инженером.

Одним из методов обмена информацией между руководителями и специалистами в подразделениях комбината являются внутренние совещания по качеству, которые проводятся с целью оперативного управления качеством продукции, технологическим процессом, постоянного повышения результативности действующей системы менеджмента качества.

Каждое подразделение комбината не реже одного раза в год силами подготовленного персонала отдела менеджмента качества подлежит внутреннему аудиту с целью подтверждения того, что система менеджмента качества:

– соответствует требованиям МС ISO 9001–2000 и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;

– внедрена, функционирует результативно и поддерживается в рабочем состоянии.

Несоответствия, выявленные в ходе аудита, документируются, идентифицируются и доводятся до сведения руководителя проверяемого подразделения, для устранения которых разрабатываются корректирующие действия с назначением ответственных лиц. Для устранения причин возникновения несоответствий разрабатываются предупреждающие действия, соответствующие масштабу проблемы.

Высшее руководство ОАО «НТМК» один раз в год анализирует систему менеджмента качества с целью обеспечения ее пригодности и результативности.

Информация по анализу включает:

– оценивание направлений повышения результативности системы менеджмента качества в целом и ее отдельных процессов;

– определение удовлетворенности потребителей;

– анализ соответствия требованиям к продукции;

– данные по качеству выпускаемой продукции и стабильности технологических процессов, определение их тенденций;

– данные по качеству закупаемой продукции, выбор поставщиков и их систематическое оценивание.

По результатам анализа назначаются мероприятия по повышению результативности и дальнейшему развитию системы менеджмента качества. Таким образом, постоянно растущие и изменяющиеся потребности потребителей удовлетворяются с помощью гибкой системы менеджмента качества, созданной в ОАО «НТМК».

Работы по созданию Системы менеджмента качества в ОАО «НТМК» не ограничиваются областью производства прокатной продукции. В настоящее время разработана и внедрена Система менеджмента качества огнеупорного производства в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001–2000, которая была сертифицирована в январе 2004 г.

В дальнейшем планируется проведение работ по сертификации сталеплавильного производства (конвертерного цеха) ОАО «НТМК».

В рамках добровольной сертификации на комбинате с 1992 г. ведутся работы по сертификации отдельных видов металлопродукции. Впервые был сертифицирован фасонный и круглый прокат. В настоящее время номенклатура сертификационной продукции расширяется. В октябре 2003 г. комбинат вновь подтвердил соответствие качества выпускаемой металлопродукции (двутавры, швеллеры, уголки, круглый прокат, трубная заготовка, кольца) требованиям международных стандартов (АSTM, JIS, DIN, BS) и получил признание как изготовитель в соответствии с техническими правилами по AD 2000.

В августе 2003 г. комбинату выдан сертификат о признании ОАО «НТМК» как изготовителя стальной продукции (непрерывнолитых слябов) в соответствии с правилами Регистра Ллойда.

С 1999 г. на комбинате на основании «Закона о сертификации» начались работы по обязательной сертификации.

Обязательной сертификации на комбинате подлежит продукция транспортного назначения:

– бандажи из углеродистой стали для подвижного состава железных дорог;

– колеса цельнокатаные для подвижного состава железных дорог;

– рельсы железнодорожные широкой колеи типа Р65 (категория качества Т1 и Н);

– рельсы железнодорожные широкой колеи типа Р65 для скоростного совмещенного движения и низкотемпературной надежности (категория качества Т1);

– рельсы железнодорожные широкой колеи типа Р50 (категория качества Н).

Работы по обязательной сертификации проводятся экспертами Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РС ФЖТ) г. Москвы.

Сертификат выдается сроком на два-три года с обязательным инспекционным контролем, который проводится экспертами по сертификации с периодичностью один раз в 6 месяцев путем испытаний продукции, отобранной у изготовителя перед отправкой потребителю, и анализа состояния производства с той же периодичностью.

Продукция маркируется знаком соответствия Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Знак соответствия в обязательном порядке наносится на товаросопроводительной документации в соответствии с требованиями П ССФЖТ 08-97.

Проведением работ по обязательной и добровольной сертификации на комбинате занимается отдел менеджмента качества технического управления, в управлениях и производственных подразделениях назначены уполномоченные по качеству (заместители начальников цехов), инженеры по качеству и ответственные за управление документацией, в обязанности которых входит управление документацией по Системе менеджмента качества.

Решение задач, стоящих перед комбинатом в области повышения качества выпускаемой продукции и совершенствования системы менеджмента качества, планируется в переходе от созданной системы менеджмента качества к комплексному управлению качеством, которое охватит все стадии технологического процесса, позволит отслеживать расход сырья и материалов на каждой стадии производства и прогнозировать конечный результат деятельности предприятия.

Система менеджмента качества, функционирующая в ОАО «НТМК», позволяет грамотно распределять ресурсы, согласовывать действия всех подразделений, а внутри подразделений – деятельность всех работников, предвидеть возможность появления несоответствий, а значит, предотвратить их появление, обеспечивать эффективное и результативное управление предприятием, осуществлять производство конкурентоспособной продукции, получать устойчивую прибыль и завоевывать новые рынки сбыта.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право