На главную Написать письмо

Анотация

В статье представлена классификация аграрных бирж в Украине. Проведен анализ правового статуса аграрных бирж каждого уровня.

Ключевые слова

Аграрная биржа, хозяйственная компетенция, исключительная компетенция.

 Правовой статус аграрных бирж в Украине

М.С. Кожух, соискатель Института экономико-правовых исследований НАН Украины

Переход к рыночным принципам хозяйствования существенно повлиял на развитие отношений в аграрном секторе. Появление на рынке субъектов хозяйствования различных форм собственности привело к возникновению разветвленной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, что должно было оказать позитивное влияние на развитие конкуренции.

Как показывает зарубежный опыт, прежде всего стран Восточной Европы (Польша, Чехия и др.), в которых произошла либерализация государственного регулирования в сельском хозяйстве, одним из главнейших условий эффективности соответствующих мероприятий является их ожидаемость. Либерализационные процессы должны осуществляться поэтапно, таким образом и тогда, когда субъекты хозяйствования оказываются готовыми к функционированию в новых условиях.

В Украине, как в большинстве государств постсоветского пространства, переход к «свободному рынку» произошел почти мгновенно. Стремительному уходу государства от регулирования на продовольственном рынке не предшествовало изучение способности субъектов аграрного сектора, прежде всего производителей сельскохозяйственной продукции, самостоятельно обеспечивать ее сбыт. В условиях ликвидации единой системы государственных закупок с заранее доводимыми планами и установленными ценами, коммерческие каналы реализации аграрной продукции стали основными и одновременно наименее прозрачными и регулируемыми. Отсутствие организации устойчивых договорных связей на всей «цепочке» товарных потоков привело к значительным финансовым потерям для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этих условиях назрела необходимость формирования действенной инфраструктуры аграрного рынка и ее главного института – биржи, которая должна была обеспечить взаимодействие операторов рынка, эффективное продвижение товаров, формирование рыночных цен и страхование участников рынка от ценовых колебаний.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 1285 «О создании Аграрной биржи» от 26.12.2005 создана Аграрная биржа – предприятие государственной формы собственности, основными задачами которой определены: повышение уровня продовольственной безопасности страны, предоставление биржевых услуг субъектам хозяйствования по заключению биржевых договоров (контрактов) в отношении сельскохозяйственной продукции, реализация товарных деривативов, базовым активом которых является сельскохозяйственная продукция, ипотечных сертификатов и ипотечных закладных, а также проведение и/или организация расчетно-клиринговой деятельности1.

Биржа является своеобразным предприятием, основная функция которого – организация оптовой торговли. Биржа выполняет лишь организационные функции и не принимает непосредственного участия в торговле в качестве стороны договора.

С учетом особенностей осуществления биржевой деятельности исследователи квалифицируют биржи как субъектов хозяйствования с особым статусом, которые регулируют (организуют) предпринимательскую деятельность2 3. Указанная позиция нашла отражение в ч. 1 ст. 279 ХК Украины, в которой отмечается, что товарная биржа является особым субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги в заключении биржевых соглашений, выявлении спроса и предложений на товары, товарных цен, изучает, упорядочивает товарооборот и способствует связанным с ним торговым операциям.

Отдельные авторы, с учетом корпоративной формы образования товарных бирж, указывают на многозначность ее юридической личности, которая заключается в том, что биржа одновременно является «квазиакционерным обществом и специфической организацией особого вида, имеющего признаки, установленные Законом о товарных биржах»4.

 Соглашаясь с особенностью правового статуса товарных бирж, в т. ч. аграрных, следует отметить, что искусственное «углубление» существующих особенностей путем «накручивания» квазиконструкций является излишним и не находит подтверждения при анализе действующего законодательства.

Акционерные общества, как разновидность хозяйственных обществ, согласно ч. 2 ст. 1 Закона Украины «О хозяйственных обществах» являются предприятиями, учреждениями, организациями, созданными на принципах соглашения юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли. Цель – получение прибыли – является одним из квалифицирующих признаков акционерного общества. Какихлибо исключений относительно наличия этого признака Закон не содержит. Согласно биржевому законодательству товарной бирже этот признак не присущ, поскольку ее деятельность всегда носит некоммерческий характер. Таким образом, квалификация биржи как специфичного акционерного общества не является корректной.

В литературе проводятся классификации аграрных бирж по различным критериям. По юридическому критерию – объему хозяйственной компетенции – аграрные биржи, функционирующие в Украине, условно можно подразделить на биржи первого, второго и треть-его уровня.

Первый уровень образуют товарные биржи, на которых реализуется сельскохозяйственная продукция. По состоянию на 01.01.2013 в Украине зарегистрировано 598 товарных бирж такого вида.

Правовые основания их функционирования определены Законом Украины «О товарной бирже». Согласно ст. 1 указанного Закона товарная биржа является организацией, объединяющей юридических и физических лиц, осуществляющих производственную и коммерческую деятельность, имеет целью предоставление услуг в заключении биржевых сделок, выявление товарных цен, спроса и предложений на товары, изучение, упорядочение и облегчение товарооборота и связанных с ним торговых операций. Товарная биржа действует на основе самоуправления, хозяйственной самостоятельности, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, собственные текущие и депозитные счета в банках, печать со своим наименованием. Товарная биржа не занимается коммерческим посредничеством и не имеет целью получение прибыли. Деятельность товарной биржи осуществляется в соответствии с настоящим Законом и действующим законодательством Украины, уставом биржи, правилами биржевой торговли и биржевого арбитража6.

Товарная биржа создается на основе добровольного объединения заинтересованных юридических и физических лиц. Законом Украины «О товарной бирже» установлен запрет относительно органов государственной власти и управления, государственных учреждений (организаций), находящихся на государственном бюджете, участвовать в создании товарных бирж как в качестве учредителей, так и членов биржи.

Согласно ст. 3 Закона Украины «О товарной бирже» товарная биржа вправе устанавливать соответственно законодательству собственные правила биржевой торговли и биржевого арбитража, которые являются обязательными для всех участников торгов; стандарты и типовые контракты; предельный размер отклонений цен биржевых сделок, при котором останавливается биржевая торговля.

Второй уровень составляют товарные биржи, аккредитованные Минагрополитики. Согласно официальной информации Минагрополитики, по состоянию на 01.01.2013 в Украине аккредитовано 34 товарных бирж.

Правовой статус аккредитованных аграрных бирж имеет определенные особенности. Помимо общей компетенции по предоставлению услуг в заключении биржевых сделок, которыми наделены такие биржи, как товарные, они обладают исключительной компетенцией, в состав которой входят полномочия по предоставлению услуг по заключению и регистрации соглашений купли-продажи зерна, сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных и региональных нужд, заключению и регистрации внешнеэкономических контрактов (при участии центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики), а также погашению налоговой задолженности.

Основанием приобретения товарной биржей исключительной компетенции является заключение о соответствии установленным требованиям, которое предоставляется Минагрополитики.

Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства» установлены квалификационные требования к соискателю такого заключения (ст. 17–1). В частности, им может быть субъект хозяйствования, который: (1) зарегистрирован как товарная биржа и имеет условия для проведения биржевых торгов; (2) имеет срок работы с сельскохозяйственной продукцией не менее одного года, при этом объем реализации по указанной товарной группе должно составлять не менее 10 % процентов общего объема годового товарооборота; (3) имеет собственные средства в определенных законодательством Украины объемах; (4) не имеет задолженности перед государственным и местными бюджетами и государственными целевыми фондами.

Решение о выдаче или отказе в выдаче заключения о соответствии требованиям принимается в течение месяца на основании поданного соискателем заявления. Срок действия заключения составляет 3 года. Основаниями аннулирования заключения являются: заявление биржи о ее ликвидации, систематическое нарушение Правил биржевой торговли и биржевого арбитража, установление факта отсутствия котировки цен и определения предельных цен на биржевых торгах или иное нарушение биржевого законодательства.

Третий уровень представлен Аграрной биржей, через которую Аграрный фонд осуществляет политику ценового регулирования. Правовой статус Аграрной биржи определен Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства» и Уставом Аграрной биржи, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины № 1285 от 26.12.2005. Согласно ст. 17 указанного Закона Аграрная биржа создается согласно Закону Украины «О товарной бирже» с учетом некоторых особенностей, касающихся состава учредителей биржи и компетенции ее органов управления. В частности, в отличие от бирж первого и второго уровня:

учредителем Аграрной биржи могут выступать органы государственной власти. В частности, ст. 17 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства» такое право предоставлено Кабинету Министров Украины в лице Аграрного фонда;

членами Аграрной биржи могут быть исключительно резиденты;

если учредителем Аграрной биржи является Кабинет Министров Украины в лице Аграрного фонда, то иные члены Аграрной биржи не имеют права принимать решения относительно назначения или изменения руководства Аграрной биржи;

введения платы за осуществление Аграрным фондом какихлибо операций, связанных с государственным ценовым регулированием;

какихлибо ограничений по торговле объектами государственного ценового регулирования на Аграрной бирже;

введения какихлибо оговорок относительно ограничения права Аграрного фонда останавливать торги по объектам государственного ценового регулирования в случаях, определенных законом;

изменения положений уставных документов Аграрной биржи, которые сужают или ограничивают компетенцию Аграрного фонда или Наблюдательного совета Аграрной биржи;

изменения установленных правил расчетного обслуживания членов Аграрной биржи;

ликвидации или реорганизации Аграрной биржи;

других решений, которые в соответствии с нормами настоящего Закона находятся в исключительной компетенции Аграрного фонда или Кабинета Министров Украины.

Как и иные биржи, Аграрная биржа имеет право на установление собственных правил биржевой торговли, биржевого арбитража и биржевых стандартов. Однако в отличие от таких бирж, Аграрной бирже не предоставлено право устанавливать предельный размер отклонений цен биржевых сделок, при котором останавливается биржевая торговля, поскольку эти полномочия отнесены к компетенции Аграрного фонда.

Исключительную компетенцию Аграрной биржи составляют полномочия:

определенные Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства» (заключение сделок купли-продажи объектов государственного ценового регулирования из/в государственный интервенционный фонд с участием Аграрного фонда (ст. 9.2.1. указанного Закона);

предоставление права на участие в биржевой торговле другим товарным биржам, созданным согласно Закону Украины «О товарной бирже», при условии предварительной их сертификации в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины (ст. 17.6 указанного Закона);

определенные Уставом Аграрной биржи – предоставление биржевых услуг, необходимых для проведения Аграрным фондом товарных или финансовых интервенций;

выполнение решений Аграрного фонда о введении режима административного регулирования цены в отношении отдельного объекта государственного ценового регулирования в случаях, предусмотренных законом;

организация биржевых торгов по приобретению и продаже объектов государственного ценового регулирования для нужд государственного продовольственного резерва, а также по продаже объектов государственного ценового регулирования, которые были конфискованы или подлежат продаже согласно Закону (п. 14 Устава Аграрной биржи).

Как было отмечено выше, деятельность Аграрной биржи имеет четко определенную публичную цель – повышение уровня продовольственной безопасности государства. Однако объем ее исключительной компетенции не является адекватным поставленным задачам.

Несложно заметить, что на законодательном уровне за Аграрной биржей признаны лишь исключительные полномочия по проведению торгов для формирования государственного интервенционного фонда и решения вопроса о допуске к биржевой торговле других товарных бирж. Остальные полномочия Аграрной биржи предусмотрены ее Уставом.

Безусловно, устав может содержать положения, отличные от установленных законом, при условии, что они не противоречат закону. В случае с определением полномочий Аграрной биржи указанное требование учтено не было. Так, ст. 17-1 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства» полномочия по организации биржевых торгов по приобретению и продаже объектов государственного ценового регулирования для нужд государственного продовольственного резерва отнесены к исключительной компетенции бирж второго уровня, в то время как Уставом об Аграрной бирже это право закреплено за ней.

Решение вопроса об определении лица, уполномоченного на организацию указанных торгов, осуществляется с учетом общего правила соотношения законов и подзаконных актов. Кроме этого, важную роль в правоприменении играет судебная практика.

Позиция Верховного Суда Украины относительно правовой природы устава изложена в Постановлении № 13 «О практике рассмотрения судами корпоративных споров» от 24.10.2008, согласно которой устав является актом, определяющим правовой статус юридического лица и содержащим нормы, обязательные для его участников (учредителей), должностных лиц и других работников7. Следует согласиться с мнением В. М. Кравчук, что устав – это, прежде всего, локальный акт, содержащий общеобязательные правила поведения для участников корпоративных правоотношений8.

Действие устава не распространяется на третьих лиц и не может изменять объем их хозяйственной компетенции, определенный в соответствии с законодательством или их учредительными документами (при условии, что последние не противоречат законодательству). То есть Устав Аграрной биржи, даже при условии его утверждения Кабинетом Министров Украины, не может предоставлять ей те полномочия, которые законом отнесены к компетенции других субъектов хозяйствования.

В то же время с учетом задач, которые возложены на Аграрную биржу, является целесообразным расширение объема ее организационно-хозяйственных полномочий путем закрепления на законодательном уровне исключительного права в отношении формирования интервенционного и резервного продовольственных фондов, осуществления экспортных операций на продовольственном рынке, а также контроля за деятельностью других бирж, на которых осуществляется реализация продовольствия.

Наделение Аграрной биржи статусом регулятора аграрного биржевого рынка путем делегирования ей организационно-хозяйственных полномочий по контролю за деятельностью других бирж, на которых осуществляется реализация продовольствия, способствовать обеспечению распространения регулирующего воздействия стабилизационных мер Аграрного фонда на всю сферу сбыта продовольственной продукции.

1 Постановление Кабинета Министров Украины «О создании Аграрной биржи» от 26 декабря 2005 г. № 1285 // Офіційний вісник України. 2006. № 52.  Ст. 410.

2 Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В. К. Мамутова. Киев, 2002. С. 902.

3 Лаптев В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право. Избранные труды. Екатеринбург, 2008. С. 339–343.

4 Деревнин В. С. Виникнення та припинення товарної біржі // Митна справа. 2011. № 6. С. 539–544.

5 Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 г. № 1576XII // Ведомости Верховной Рады Украины. 1991. № 49. Ст. 682.

6 Закон Украины «О товарной бирже» от 10 декабря 1991 г. № 1956X //  Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 10. Ст. 140.

7 Постановление Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами корпоративных споров» от 24 октября 2008 г. № 13 // Вісник Верховного суду України. 2008. № 11.

8 Кравчук В. М. Припинення корпоративних правовідносин в господарських товариствах. Монографія. Львов, 2009. С. 63.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право