На главную Написать письмо

Анотация

Закон о защите конкуренции ограничивает осуществление гражданских прав в установленных им целях,устанавливает пределы, запреты и предписания их осуществления. Более того, указанное распространяется на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей и, как следствие, на возникающие,изменяющиеся и прекращающиеся правоотношения.Анализ категорий пределов осуществления гражданских прав и злоупотребления правом, в рамках ст. 10 ГК РФ,позволяет говорить о злоупотреблении правом во всех случаях превышения пределов осуществления этого права.

Ключевые слова

Осуществление прав, злоупотребление правом, пределы гражданских прав.

 Статья 10 ГК РФ как гражданско-правовое основание защиты конкуренции

С.С. Крашенинников, заместитель начальника юридического отдела Свердловского УФАС России

Согласно норме абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Вероятным мотивом для особого выделения анализируемой формы злоупотребления в ст. 10 ГК РФ является то, что законодатель желал указать на возможность применения к этим отношениям не столько административно-правовых, сколько гражданско-правовых норм, включая установленные в них меры ответственности. Можно предположить, что гражданско-правовые меры воздействия на правонарушителя, например возмещение убытков, могут быть применены в суде по требованию пострадавшей стороны независимо от административных средств воздействия.

В юридической литературе дискутируется вопрос о правильности использования термина «гражданские права» («осуществление прав») применительно к рыночной экономике и участию в ней субъектов права, в том числе занимающих доминирующее положение. Предлагается ориентироваться на норму ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, где запрет сформулирован следующим образом: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»1.

Думается, что в области правового регулирования, тем более гражданско-правового, любая деятельность будет складываться из реализации прав и исполнения обязанностей ее субъектами. В этой связи, скорее, критике должна быть подвергнута норма Конституции за свой, по существу, обобщенно-декларативный характер. Для установления ее содержания нередко прибегают к ссылке на ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, где говорится о недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении принадлежащего субъекту права2.

Сторонники уточнения редакции ст. 10 ГК РФ и закрепления в ней правила, аналогичного конституционной норме, аргументируют свою позицию следующими доводами: «Такое законодательное решение будет более точно отражать реальные правонарушения на рынке и ориентировать стороны и суды на применение к ним специального законодательства о конкуренции, а не общего правила ст. 10 ГК РФ, требующего непростого толкования»3.

О. А. Поротикова предлагает лишь дополнить ст. 10 ГК РФ в связи с тем, что статья не содержит упоминаний о недобросовестной конкуренции, но упоминает «использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции». Поскольку эта цель – общая для всего спектра противоправных деяний в этой области, она не может однозначно указывать на то, что законодатель имел в виду недобросовестную конкуренцию. Более того, недобросовестные действия конкурентов по отношению друг к другу, в условиях отсутствия доминирования одного из них на рынке определенного товара, вообще не могут служить цели ограничения конкуренции. Речь в этом случае следует вести об уродливых формах конкурентных отношений, а не об ограничении их. Получается, что в ГК РФ указаны не разные проявления злоупотреблений конкурентами гражданскими правами, а уточнена цель злонамеренного использования субъектом своего доминирующего положения. В таком случае требуется дополнить норму Кодекса запретом недобросовестной конкуренции4.

Поскольку в силу ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а в силу ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, постольку антимонопольное законодательство, основываясь на Конституции РФ, ГК РФ, состоит не только из Закона о защите конкуренции, но и иных федеральных законов, регулирующих соответствующие отношения.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ). Свобода осуществления гражданских прав ограничивается интересами других лиц – физических и юридических, а также интересами общества. Объем субъективных гражданских прав поэтому определяется не только границами, установленными управомочивающими нормами, но и совокупностью норм различных отраслей права, содержащих запреты и предписания, которые ограничивают субъективные права.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободы перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защиты конкуренции.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 28.12.2009 № 381ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) целями названного закона является обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности на основании положений ГК РФ (п. 1 ст. 3 названного закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ от 18.07.2011 № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений на основании положений ГК РФ (п. 1 ст. 2 названного закона).

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 13.03.2006 № 38ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) целями названного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы на основании положений ГК РФ (п. 1 ст. 437 ГК РФ).

У рыночного института конкуренции существуют две негативных тенденции – стремление хозяйствующих субъектов к монопольному положению и ведение борьбы недобросовестными методами.

Трудно найти более яркую иллюстрацию отношений, где бы участники стремились ущемить права друг друга, т. е. нарушить самый универсальный предел осуществления гражданских прав. Конкуренты обречены действовать, руководствуясь исключительно собственными интересами, не только не заботясь об остальных, но и стремясь не оставить для них никаких преимуществ.

Именно в этой связи злоупотребление правом в конкурентной среде есть в определенном смысле поведение нормальное, как это ни парадоксально звучит. Однако чтобы не доводить ситуацию до абсурда и помня о необходимости законодателя стоять на страже прав и интересов отдельных граждан, публичных интересов общества и государства, потребовалось конкретизировать, что же понимается под злоупотреблением правом на конкуренцию. Для этих целей наиболее общий предел осуществления прав, которым являются права и законные интересы иных лиц, пришлось уточнять в специальных законах и там же детально характеризовать отдельные составы злоупотреблений.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, которой установлена возможность ограничения гражданских прав и свободы перемещения товаров только федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и ст. 10 ГК РФ. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота5.

Согласно п. 2–4 Постановления Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4П смысл Закона о рекламе не может быть уяснен вне связи с предметом регулирования, целями и сферой применения названного закона, согласно п. 1 его ст. 1, регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг. Из пунктов 3, 4 и 5 этой же статьи также следует, что Закон направлен на регулирование правовых отношений по производству, размещению и распространению рекламы. Эти отношения по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, и в соответствии со ст. 2 ГК РФ должны регулироваться гражданским законодательством. Следовательно, в рассматриваемом аспекте законодательство о рекламе и иные нормативные правовые акты призваны регулировать именно те отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, которые являются предметом гражданского законодательства. Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка. Целью Закона о рекламе является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, а его предписания о запрещении недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы товаров и услуг развивают положение Закона о защите конкуренции и реализуют положения Конституции РФ (ст. 8 и 34). Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности связано с установлением правовых основ единого рынка6.

Также стоит отметить правовую позицию Конституционного Суда РФ (абз. 4 п. 3 Определения от 06.06.2002 № 115О), согласно которой законодательное регулирование осуществления гражданских прав при заключении договора в равной мере распространяется и на их осуществление при исполнении обязательств по договору, поскольку в противном случае требование закона к заключению договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Такая позиция позволяет говорить о злоупотреблении правом при исполнении договорных обязательств7.

Определяя организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции субъектами, названными в статье 3, Закон о защите конкуренции запрещает им как (ч. 1 ст. 10) действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (перечень открытый), так и (ч. 1, 2, 3 ст. 11) соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия (ст. 11.1) хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, запрещает недобросовестную конкуренцию (ст. 14), также запрещает (ч. 1 ст. 15) принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), и (ст. 16) участвовать в соглашениях либо осуществлении согласованных действий, если таковые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Более того Закон о конкуренции устанавливает требования к вертикальным соглашениям (ст. 13), а также (ст. 27–31) к созданию и реорганизации коммерческих организаций и к сделкам с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций. Закон содержит такой порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (ст. 17.1, 19, 20), который позволяет обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к их заключению.

Таким образом, Закон о защите конкуренции ограничивает осуществление гражданских прав в установленных им целях, устанавливает пределы, запреты и предписания их осуществления. Более того, указанное распространяется на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей и, как следствие, на возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся правоотношения.

Определяя основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, Закон о торговле устанавливает (ст. 13) антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, а также, как и Закон о защите конкуренции, содержит (ст. 14) ограничения приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов.

Между тем Законом о торговле закреплена ст. 9, где установлены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров, которая хотя и не отнесена к антимонопольным правилам для данных субъектов, однако, по нашему мнению, относится к антимонопольным требованиям при вступлении в гражданско-правовые отношения.

Поскольку в предмет регулирования Закона о торговле входят отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие при осуществлении торговой деятельности (ч. 3 ст. 1), его целями являются обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности, формирования конкурентной среды, обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ч. 2 ст. 1), постольку ст. 9 напрямую устанавливает требования для субъектов права при их вступлении в гражданско-правовые отношения и напрямую относится к области антимонопольного регулирования отношений.

Определяя лишь общие принципы закупки товаров, работ и услуг и устанавливая основные требования к закупке для отдельных видов юридических лиц (ч. 2 ст. 1), Закон о закупках очерчивает основные начала (ст. 3), в соответствии с которыми обязано действовать юридическое лицо, подпадающее под регулирование названного закона. Вместе с тем хотелось бы отметить то обстоятельство, что нарушение названного закона связано либо с неисполнением обязанностей, предусмотренных этим законом, либо в связи с несоблюдением той закупочной процедуры, которую установило для себя юридическое лицо.

Поскольку организатором торгов в силу Закона о закупке является юридическое лицо, вступая в гражданско-правовые правоотношения, предусмотренные в том числе ст. 447–449 ГК РФ, постольку нормы Закона о защите конкуренции, как акта гражданского законодательства, применяются к правам и обязанностям лиц, вступающих в гражданско-правовые отношения, при проведении торгов. В результате инициирования и проведения торгов организатором (заказчиком) устанавливается сфера обращения товара (товарный рынок – предмет торгов), в условиях которой происходит соперничество хозяйствующих субъектов (конкуренция – по условиям торгов).

Изложенное означает, что, исходя из предмета и цели регулирования, а также сферы применения Закона о закупках, требования данного закона являются требованиями антимонопольного законодательства.

Закон о рекламе применяется к отношениям, возникающим в процессе производства, размещения и распространения рекламы, и устанавливает требования при вступлении в гражданско-правовые отношения таким субъектам права, как рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель (соответствующие определения даны в законе). Однако специфика рекламного законодательства заключается в том, что происходит установление требований не к субъектам, а к рекламе. Существуют общие требования именно к рекламе, как информации, которая должна быть достоверной, добросовестной и полноценной, также предусмотрено, чего в рекламе не должно быть и что не допускается (ст. 5). Законодательно закреплены запреты на рекламу определенных товаров (ст. 7). Предусмотрены особенности отдельных способов распространения рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров (глава 2, 3). Однако в соответствии со ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение каждого из названных требований несет субъект, допустивший факт нарушения. Таким образом, с учетом ранее изложенного Постановления Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4П, требования Закона о рекламе устанавливают пределы осуществления гражданских прав и относятся к требованиям при возникновении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей.

Проведенный анализ категорий пределов осуществления гражданских прав и злоупотребления правом, в рамках ст. 10 ГК РФ, позволяет говорить о злоупотреблении правом во всех случаях превышения пределов осуществления этого права.

Для превышения пределов осуществления гражданских прав, приводящего к злоупотреблению правом в сфере конкурентных отношений, необходимо само наличие конкурентных отношений, что видно из анализа последствий Закона о защите конкуренции. Однако следует заметить, что в некоторых случаях нарушения антимонопольного законодательства (например, ст. 10 Закона о защите конкуренции, ст. 9, 13 Закона о торговле, ст. 5 Закона о рекламе) злоупотребление правом может происходить в отношении не только конкурентов, но и контрагентов, потребителей услуг.

Реализованная определенная правовая возможность в определенной ситуации при определенных условиях приводит к превышению пределов осуществления права, злоупотреблению правом и, как частный случай, нарушению антимонопольного законодательства.

Комплексный характер экономических отношений, подпадающих под все сферы правового регулирования, обязывает к взвешенному подходу в выборе средств и способов такого регулирования, особенно в части применения санкций. Представляется, что костяк конкурентных отношений есть сфера гражданско-правового воздействия, и, следовательно, нужно активнее применять такие меры ответственности, как возмещение убытков, компенсация морального вреда и т. п., так как они в большей степени, чем административные способы или какие-либо другие, помогут восстановлению справедливого равновесия интересов, а также обеспечат надлежащее осуществление прав и защиту прав.

Трудно согласиться с выводом профессора О. Н. Садикова о том, что положения ст. 10 ГК РФ не должны применяться в отношении тех гражданских правонарушений, которые имеют правовые особенности и урегулированы специальными нормами8. Думается, что признание приоритетного действия специальных правил перед общими не должно разрушать целостности правового института. Разумнее применять данную норму для установления родовых качеств правонарушения (злоупотребления правом), а особенности их преломления применительно к отдельным отношениям регулировать специальными установлениями.

Гражданско-правовые и экономические отношения, сложившиеся в российском экономическом пространстве, далеки от совершенства, в том числе и конкурентные. Однако законодательное регулирование и законодательный подход к конкурентным отношениям позволяет говорить лишь о недостаточной правовой грамотности правоприменителей (самих хозяйствующих субъектов), пренебрежительно относящихся к положениям (требованиям) закона.

Анализируемые категории, такие как превышение пределов осуществления гражданских прав, злоупотребление правом и нарушение антимонопольного законодательства, являются взаимообусловленными, а превышение пределов осуществления гражданских прав и злоупотребление правом – однопорядковыми.

Нарушение антимонопольного законодательства является злоупотреблением права, то есть превышением пределов осуществления гражданских прав.

Однако следует заметить, что не каждое превышение пределов осуществления гражданских прав, то есть злоупотребление правом, является нарушением антимонопольного законодательства.

 

1 Садиков О. Н. Злоупотребление правом в Гражданском кодексе России // Хозяйство и право. 2002. № 2. С. 43–44.

2 Залеская М. В. Использование наименования юридического лица для получения необоснованных конкурентных преимуществ // Право и экономика. 2001. № 2. С. 19.

3 Садиков О. Н. Указ. соч. С. 44.

4 Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом / О. А. Поротикова. – 2‑е изд., испр. и доп. – М.: Волтерс Клювер, 2008. С. 44

5 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимоно­польного законодательства».

6 Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4‑П по делу о проверке конституционности ст. 3 ФЗ от 18 июля 1995 года «О рекламе».

7 Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115‑О

8 Садиков. О. Н. Указ. соч. С. 46.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право