На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена исследованию правовых и организационных основ обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования в процессе хозяйственной деятельности предприятий в промышленных регионах в современных условиях социально-экономического и экологического развития РФ, роли России в решении глобальных проблем в сфере экологии.

Ключевые слова

Социально-экономическое и экологическое развитие, природные территории, природопользование и охрана окружающей среды, хозяйственная деятельность, промышленные предприятия.

 Организационные и правовые основы охраны окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности и проблемы экологического развития в промышленных регионах

В.В. Круглов, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой земельного и экологического права УрГЮА, заслуженный юрист РФ

В настоящее время социально-экономическое и экологическое развитие Российской Федерации осуществляется в сложных условиях. С одной стороны, оно происходит в условиях развивающейся рыночной экономики, в тесной связи с происходящими процессами в экономиках других промышленно развитых стран, а также в мировой экономике, финансовой и торговой системе, в том числе и с явлениями кризисного характера. Такая их взаимосвязь является отражением существующих в мире объективных процессов интеграции и глобализации, а также реализацией одной из таких внешних функций российского государства, как интеграция в мировое экономическое, культурное и правовое пространство в качестве субъекта международно-правовых отношений1. Например, об этом свидетельствует вступление России в число членов ВТО, которое соответственно связано с влиянием на многие сферы хозяйственной и природоохранной деятельности в стране. С другой стороны, следует отметить, что социально-экономическое и экологическое развитие нашей страны происходит в условиях усиливающегося влияния со стороны существующих в мире глобальных экологических проблем, которые затрагивают интересы России и её граждан. Эти глобальные экологические явления связаны с изменением климата на планете, потерей биологического разнообразия и устойчивости в биосфере, опустыниванием и другими проходящими для природной среды процессами негативного характера. К их числу относится, в частности, возрастание экологического, экономического и иного ущерба от происходящих в мире стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, морской среды, роста количества отходов промышленного производства, площади занимаемых ими природных территорий.

К сожалению, лишь в конце прошлого столетия человечеством была осознана объективная необходимость научной разработки новой концепции дальнейшего развития общества и взаимоотношений с окружающей его природной средой. По мнению одного из наиболее ярких представителей российской и мировой математической и экологической науки Н. Н. Моисеева2, новая концепция развития общества по своей сути должна быть альтернативой существовавшей много лет концепции функционирования современной потребительской цивилизации или общества массового потребления, продуктом которой являются глобальные проблемы, связанные с возможностями и перспективами выживания всего человечества, и прежде всего экологическая проблема. На данное обстоятельство обращалось внимание и в эколого-правовой науке при разработке теоретических основ правовой охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности3.

Все это потребовало теоретического осмысления принципиально нового подхода к организации общественного производства и осуществления природоохранной деятельности в странах мирового сообщества, оценки ее эффективности4, в том числе в России и ее промышленных регионах, а также разработке и реализации соответственно новой экологической политики с активным участием российского государства, федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций и граждан. Поэтому для своевременного и эффективного решения существующих экологических проблем, особенно в промышленных центрах и регионах, 30 апреля 2012 г. Президентом РФ были утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года»5, которые имеют весьма важное теоретическое и практическое значение для повышения эффективности управленческой деятельности государственных органов6. Указанные основы имеют также достаточную правовую основу. Они базируются на положениях Конституции РФ, принципах и нормах международного права, международных договорах России, федеральных конституционных законах, законах РФ и ее субъектов, а также документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-­экономического развития России на период до 2020 года, утверждённую Правительством РФ 17 ноября 2008 г. Как справедливо отмечал В. Ф. Яковлев, государство может выстраивать политику и осуществлять, реализовать ее только посредством права7. Стратегической целью государственной экологической политики в современный период является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии со стратегической целью определяются основные задачи и принципы осуществления государственной экологической политики, а также механизмы их реализации в процессе хозяйственной и иной деятельности. Целевые показатели решения основных задач экологической политики, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства РФ, концепциях долгосрочного социально-экономического развития страны, а также разработанных на основании указанных выше документов федеральных и региональных программах, в том числе экологического характера.

При этом важно обеспечить повышение эффективности организации и правового регулирования природоохранной деятельности в промышленных регионах и стране в целом. Это соответствует таким принципам государственной экологической политики, как соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, а также ответственность за нарушение законодательства и полное возмещение вреда, причинённого окружающей среде. При этом необходимо дальнейшее усиление в современный период государственно-правового воздействия на юридических и физических лиц в экологической сфере, которое должно в обязательном порядке учитывать имеющиеся реалии в экономике страны, особенно в промышленности, а также политической, социальной и культурной области. Для этого необходимо:

Во-первых, расширить участие России в решении глобальных экологических проблем, что является осуществлением одной из таких внешних функций государства, как сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности8. Речь идет, в частности, о разработке и выполнении международных договоров, работе в международных экологических организациях, обеспечении государственной экологической экспертизы и государственного контроля международных программ, реализуемых на территории РФ, а также воздействии на происходящие процессы глобализации путем участия в переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий (товаров, услуг), способных нанести вред окружающей среде и населению страны.

Это связано еще и с тем, что экологическое состояние природных территорий в отдельных регионах планеты обуславливает необходимость своевременного принятия со стороны стран мирового сообщества неотложных и скоординированных мер по снижению негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду. По справедливому мнению многих ученых и практиков, дальнейшее развитие биосферы и мировой цивилизации в XXI в. во многом будет зависеть от того, какая ситуация будет складываться в России9. То есть от экологического состояния российских природных территорий во многом зависит благополучие всего мирового сообщества, а также отдельных государств. Так, важное значение для функционирования и сохранения всего природного комплекса и человеческого общества имеет охрана атмосферного воздуха от вредных выбросов промышленных предприятий, которые загрязняют его в процессе своей хозяйственной деятельности. От состояния атмосферного воздуха во многом зависит не только качество природной среды и ее отдельных компонентов, но и условия жизнедеятельности и здоровья населения всей планеты.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что экологическое состояние природных территорий в отдельных государствах и регионах планеты носит кризисный характер и обуславливает необходимость своевременного принятия со стороны стран мирового сообщества неотложных и скоординированных мер по снижению негативного влияния хозяйственной деятельности, прежде всего промышленных предприятий, на окружающую среду. Поэтому развитие международного сотрудничества между отдельными странами, в том числе применение международных стандартов в области природопользования и охраны окружающей среды, а также использование в природоохранной деятельности накопленного положительного опыта США, Японии, государств-членов ЕС, других стран с развитой рыночной экономикой. является одной из основных задач и принципов российской государственной экологической политики.

Во-вторых, при осуществлении модернизации всей российской экономики, особенно в сфере промышленного производства, и в процессе инновационного развития страны10 следует решить ряд важных и взаимосвязанных между собой проблем экологического характера. Это связано с тем, что в настоящее время деятельность российского государства направлена на формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, её рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. При этом большое внимание уделяется внедрению инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы. Это вытекает из положений, содержащихся в таких важнейших принципах государственной экологической политики, как презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности, а также обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности. Поэтому в настоящее время необходимо организационно-правовыми средствами и мерами:

а) обеспечить эффективную охрану окружающей среды, ее природных объектов и комплексов от негативного воздействия хозяйственной деятельности ее субъектов, и прежде всего сохранение природных территорий, практически не нарушенных деятельностью предприятий и организаций. Исходя из этого, в федеральном экологическом законодательстве необходимо закрепить эколого-правовые требования и организационно-правовые меры по их реализации, которые касаются непосредственно размещения, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию предприятий11, как гарантий охраны окружающей среды при осуществлении ими своей производственной деятельности в промышленных регионах.

Наибольшую опасность для охраны окружающей среды представляет наличие промышленных отходов, количество которых в российских регионах ежегодно неуклонно возрастает. При этом предприятиями и организациями они не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, увеличивая занимаемые ими природные территории. Кроме того, условия хранения и захоронения промышленных отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности и способствуют вторичному загрязнению природной среды, ее отдельных объектов и комплексов. Такое положение характерно для многих промышленных регионов, в том числе Уральского федерального округа, где накоплены огромные запасы отходов промышленного производства, что нуждается в изменении. Это отвечает таким задачам государственной экологической политики, как восстановление нарушенных естественных экологических систем и экологически безопасное обращение с отходами промышленного производства;

б) осуществлять рациональное, комплексное использование и воспроизводство природных ресурсов предприятиями и организациями; прежде всего, речь идет о земельных, водных, лесных и иных природных территориях в регионах, имеющих большие запасы природных ресурсов. Это соответствует таким принципам государственной экологической политики, как охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

в) улучшить существующее экологическое состояние природных территорий в промышленных регионах страны, которое определяется в настоящее время высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду, а также значительными экологическими последствиями прошлой хозяйственной деятельности предприятий. Для этого важно в процессе организационно-правового обеспечения эффективной природоохранной деятельности на природных территориях поэтапное исключение практики установления для промышленных предприятий временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образования отходов по видам экономической деятельности, в том числе по отдельным отраслям промышленности, до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах.

Это соответствует таким задачам российской государственной экологической политики, как обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, а также предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду.

В-третьих, в процессе природопользования и ведения хозяйственной деятельности важно учитывать специфику природных территорий в промышленных регионах, которые различаются многообразными и специфическими природно-климатическими, экологическими и социально-экономическими условиями и особенностями, от которых во многом зависит устойчивое развитие всей экономики и социальной сферы, экологическое состояние и благополучие страны в целом, а также решение целого комплекса имеющихся экологических и связанных с ними социально-экономических, демографических, культурных и иных проблем12.

Тем более, что в настоящее время в условиях рыночной экономики осуществляется совершенствование правового регулирования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В том числе создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства, а также усиление юридической ответственности и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения. Кроме того, предусматривается развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, что является одной из основных задач государственной экологической политики.

 

1 См.: Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2012. С. 80; Васильева М. И. Государство как субъект экологического права // Экологическое право. 2008. № 6. С. 3–4.

2 См. Моисеев Н. Н. Современность сквозь призму экологии// Зеленый мир.1996. N 7. С. 4.

3 См.: Круглов В. В. Концепция эколого-правового механизма В. В. Петрова как теоретическая основа правовой охраны окружающей среды в промышленности //Экологическое право. 2009. № 2/3. С. 47–52.

4 См. Круглов В. В Теоретические основы правового регулирования и организации природоохранной деятельности промышленных предприятий в условиях рыночной экономики в РФ// Рос. юрид. журн. 2012. № 4. С. 190–191.

5 Утв. Указом Президента РФ от 30 апреля 2012 г. // URI. http news kremlin.ru/ acts / 15177

6 См.: Круглов В. В., Осинцев Д. В. К вопросу об экологических функциях федеральных органов исполнительной власти. //Экологическое право. 2008. № 6. С. 5–9.

7 См.: Яковлев В. Ф. Правовое государство. М., 2012. С.9–11.

8 См.: Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2012. С. 80.

9 Зубаков В. XXI век. Сценарий будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса // Зеленый мир. 1996. N 9. С.9.

10 См.: Шипулина Л. Н., Блинова М. Г. К вопросу об инновациях в сфере предоставления социальных услуг населению в Российской Федерации //Инновации в современном мире: проблемы и решения. Екатеринбург, 2012. С.127.

11 См.: Круглов В. В., Пучков О. А Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятий и проблемы их совершенствования // Бизнес, Менеджмент и Право. 2004. № 2. С.100–104; Булгакова А. С. К вопросу о правовой охране окружающей среды при проектировании промышленных предприятий // Инновации в современном мире: проблемы и решения. Екатеринбург, 2012. С.121–124.

12 См.: В. В. Круглов, Л. Н. Шипулина, М. Г. Блинова. Экологические и социальные вопросы в условиях рыночной экономики (правовые вопросы)// Эволюция российского права. Екатеринбург, 2012. С.13–15; Шихалева О. В. Новая модель разграничения государственной собственности на землю // Бизнес, Менеджмент и Право. 2006. № 3. С.60–62.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право