На главную Написать письмо

Анотация

Автором в статье проведен анализ конституирующих признаков понятия «внешнеэкономическая деятельность», характеризующих ее публично-правовую и частноправовую природу. Представлена авторская позиция относительно понимания категории «внешнеэкономическая деятельность», признаки и особенности данного понятия.

Ключевые слова

Внешнеэкономическое законодательство, внешнеэкономические риски, внешнеэкономическая деятельность,предпринимательская деятельность, участники внешнеэкономической деятельности.

 К вопросу о понятии «внешнеэкономическая деятельность»

А.В. Губарева, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА

1.1. Ретроспективный анализ правового регулирования внешнеэкономических отношений свидетельствует о том, что в зависимости от этапа развития российского государства и мировой экономики в целом юридическое содержание понятия «внешнеэкономическая деятельность» изменялось за счет обогащения его новыми формами. В XXV в. внешнеэкономическая деятельность фактически состояла только из внешней торговли товарами и услугами. В XVIXVIII в. таможенная деятельность и деятельность в сфере обращения иностранной валюты вошли в орбиту правового регулирования. XIX век добавил международную инвестиционную деятельность. В XX веке внешнеэкономическая деятельность стала подразумевать и международное научно-техническое сотрудничество, и деятельность на территориях с особым экономическим статусом.

Понятие «внешнеэкономическая деятельность» является ключевой (базовой) категорией для обособления совокупности норм, ее регламентирующих. Существование такого рода базовых категорий свойственно большинству правовых образований: в частности, гражданскому праву, предпринимательскому праву, финансовому праву, налоговому праву. Соответственно, любое исследование самостоятельного правового образования должно начинаться с определения базовой категории, лежащей в его основе.

1.2. Современная экономика давно ушла за пределы границ отдельных государств, развитие каждого государства в отдельности на базе только имеющихся у него ресурсов не представляется возможным, чему в немалой степени способствовало как неравномерное развитие стран, так и международное разделение труда. Данное обстоятельство обусловливает взаимозависимость государств1 и существенно повышает значение гибкого регулирования международных экономических отношений.

Ни одно современное государство не может допустить, чтобы международные экономические отношения определялись только законами рынка, имеющими стихийную природу. Поэтому оно вырабатывает особую внешнеэкономическую стратегию. Ф.Р. Рут отмечает, что бесполезно выяснять, какие интересы государства превалируют при выработке внешнеэкономической стратегии: в одних обстоятельствах – политические, в других – экономические. Бесспорно одно: если государство усматривает в международной экономической деятельности свои жизненные интересы, оно принимает все меры к тому, чтобы эта деятельность соответствовала им2. Как справедливо отмечает В.Д. Перевалов, основным инструментом государства выступает право – универсальное средство регулирования общественных отношений, механизм, обладающий возможностями саморазвития и самосовершенствования3.

Следует констатировать, что в России долгое время внешнеэкономические отношения и их правовое регулирование были развиты слабо, бессистемно. В 90-е гг. распад СССР повлиял на создание новых условий для внешнеэкономических отношений и России, и вновь образовавшихся государств. Сопровождавшие распад СССР вынужденные экономические и политические реформы изменили саму основу внешнеэкономических отношений.

Экономика России в настоящее время является неотъемлемой частью мировой экономической системы, а «процесс интеграции стран в данную систему предопределен универсальными законами эволюции, существующим международным разделением труда, ростом производительности труда, переходом от ведения относительно замкнутой, изолированной, локальной торговли на национальных рынках к относительно открытой международной торговле. Внешнеэкономические условия, степени экономической свободы являются факторами, влияющими на развитие внешнеторговой деятельности, на экспортно-импортные потоки, на эволюцию экономик этих стран как развивающейся экономической системы»4.

Декларируется, что цель внешнеэкономической политики России состоит в создании благоприятных условий для ведения бизнеса как для российских экспортеров и импортеров, так и для производителей и потребителей товаров и услуг на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

Все вышеуказанные факторы должны учитываться при определении содержания понятия «внешнеэкономическая деятельность».

1.3. В литературе высказано мнение, что российское законодательство содержит легальное определение понятия «внешнеэкономическая деятельность». При этом авторы ссылаются на статью 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 83-ФЗ «Об экспортном контроле»5 (далее – Федеральный закон «Об экспортном контроле»), статью 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ

«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»6 (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ) и статью 2 Федерального закона от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»7 (далее – Федеральный закон № 164-ФЗ). Кроме того, упоминается и государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.03.2013 № 378-р8).

Рассмотрим данные определения на предмет их соответствия целям настоящего исследования.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Участниками внешнеэкономической деятельности признаются российские и иностранные юридические и физические лица, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное определение имеет серьезные недостатки. Прежде всего, оно содержит логическую ошибку называемую circulus in definiendo, поскольку понятие «деятельность» определяется через «деятельность». Кроме того, в настоящем случае законодатель не дает определение понятия «внешнеэкономическая деятельность», а всего лишь перечисляет ее формы. Представляется крайне значимым, что законодатель не перечисляет все формы внешнеэкономической деятельности, но указывает на сферу, в которой она осуществляется. Обобщенно эта сфера может быть обозначена как международный обмен объектами гражданских прав, что исключает отнесение к внешнеэкономической деятельности деятельность в сфере международной миграции трудовых ресурсов. В то же время заслуживает внимания, что в данном нормативном акте в качестве участников внешнеэкономической деятельности упоминаются физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя. Данное обстоятельство является препятствием для безусловного признания внешнеэкономической деятельности предпринимательской деятельностью.

Вышеуказанный вывод подтверждается позицией законодателя, выраженной в новой редакции закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Предварительно отметим, что как пережиток советского правового регулирования и в настоящее время законодатель нередко именует внешнеторговой деятельностью весь спектр внешнеэкономической деятельности, а не только деятельность, связанную с международной торговлей. Это прямо следует из формулировок как Федерального закона № 157-ФЗ, так и Федерального закона № 164-ФЗ.

Действовавший до 18.06.2004 Федеральный закон № 157-ФЗ в ст. 2 определял внешнеторговую деятельность как предприниательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Действующая в настоящее время ст. 2 Федерального закона № 164-ФЗ определяет внешнеторговую деятельность как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Таким образом, в период с 1995 года по настоящее время понятие «внешнеторговая деятельность» использовалось федеральным законодателем для обозначения всего спектра внешнеэкономической активности. При этом Федеральным законом № 164-ФЗ был внесен ряд изменений в определение внешнеторговой деятельности: она стала предполагать «осуществление сделок», исчезло указание на предпринимательский характер этой деятельности и на такой объект внешней торговли, как работы; можно констатировать, что понятие утратило важные содержательные признаки.

По состоянию на 2013 г. на уровне федерального законодательства отсутствует единое понятие внешнеэкономической деятельности, фактически законодатель просто перечисляет формы осуществления такой деятельности, при этом не дает исчерпывающего перечня таких форм.

Несколько иначе ситуация выглядит на уровне подзаконных актов. Так, для целей государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность внешнеторговых, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых, научно-технических и иных экономических отношений России с зарубежными странами, в которые вступают хозяйствующие субъекты – резиденты и нерезиденты. Участие государства в развитии внешнеэкономической деятельности заключается в создании благоприятных условий для ее развития на национальном (система поддержки и регулирования внешнеэкономической деятельности) и межгосударственном (в рамках сотрудничества с зарубежными странами и участия в международных организациях и форумах) уровнях.

Данное определение представляется более содержательным, чем предлагается на уровне законов. Однако оно сформулировано для целей конкретной государственной программы. В то же время необходимо отметить признаки, характеризующие внешнеэкономическую деятельность, указанные в нем. Внешнеэкономической деятельностью признаются экономические отношения с участием хозяйствующих субъектов: резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Российское законодательство определяет хозяйствующего субъекта как юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность, приносящую доход9. Следовательно, Российская Федерация не является участником внешнеэкономической деятельности. Одновременно внешнеэкономическая деятельность понимается как экономическая и приносящая доход, но не обязательно являющаяся предпринимательской.

Анализ легальных определений внешнеэкономической деятельности позволяет сделать только один вывод: законодательство Российской Федерации не содержит единого и универсального определения такой деятельности, более того, оно не содержит и единого перечня ее форм. При этом выделенные законодателем признаки внешнеэкономической деятельности, безусловно, должны быть учтены при формулировании доктринального определения внешнеэкономической деятельности, а именно:

1) внешнеэкономическая деятельность осуществляется юридическими и физическими лицами, причем последние не обязательно должны иметь статус индивидуального предпринимателя;

2) внешнеэкономическая деятельность предполагает получение ее участниками дохода;

3) внешнеэкономическая деятельность осуществляется в сфере международного обмена объектами гражданских прав.

1.4. Доктриной российского права единое определение понятия «внешнеэкономическая деятельность» не выработано, однако труды ученых-правоведов выявили ряд важных характеристик данного явления.

Фундаментальное научное исследование в сфере государственного регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности было проведено В.А. Бубликом10. В рамках проведенного исследования были даны определения следующим категориям:

1) международное экономическое сотрудничество – «комплекс динамичных и углубляющихся организационных, политических и хозяйственных (производственных, коммерческих и научно-технических) связей с участием государств, их групп и международных организаций, а также отдельных хозяйствующих субъектов, основанный на принципах независимости, соблюдения национального суверенитета государственных и международных образований и обеспечения взаимной экономической выгоды экономических агентов»11; 2) внешнеэкономические связи – совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, производственного и научно-технического взаимодействия с зарубежными странами в целях рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для решения хозяйственных и внешнеполитических задач страны12.

Опираясь на вышеуказанные определения, В.А. Бублик сформулировал следующее определение внешнеэкономической деятельности: «Внешнеэкономическая деятельность – это самостоятельное крупнейшее (основное) направление международного экономического сотрудничества, представляющее собой урегулированную применимым правом (торговым правом иностранных контрагентов российских участников внешнеэкономических связей, международным частным и российским гражданским правом) гражданско-правовую предпринимательскую (производственную, коммерческую, посредническую и иную хозяйственную) деятельность:

а) российских лиц, в установленном порядке получивших предпринимательский статус и зарегистрированных на территории РФ, санкционированную национальным законодательством для осуществления за рубежом в порядке и формах, установленных законодательством соответствующего иностранного государства;

б) российских лиц с партнерами, имеющими зарубежные коммерческие организации (независимо от «национальности» собственников зарубежных фирм), осуществляемую на национальной территории;

в) легализованных иностранных лиц (нерезидентов), осуществляемую ими самостоятельно на территории России в порядке и формах, установленных российским законодательством»13.

Иное определение внешнеэкономической деятельности дает О. Н. Толочко: внешнеэкономическая деятельность – обособленный комплекс хозяйственных отношений, связанных с международным экономическим сотрудничеством14. Заслуживает внимания и мнение профессора В. А. Мусина, который под внешнеэкономической деятельностью понимает деятельность, связанную с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности15.

Все вышеуказанные определения дают несколько общих признаков внешнеэкономической деятельности: это а) деятельность, б) экономическая деятельность, в) отягощенная иностранным элементом. Соответственно, доктрина права выделяет несколько иные признаки внешнеэкономической деятельности, чем действующее законодательство Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанное, предлагаем следующее определение внешнеэкономической деятельности: внешнеэкономическая деятельность – это общественные отношения с участием иностранного элемента, складывающиеся в процессе вовлечения в гражданский оборот товаров, работ, услуг, объектов исключительных прав, вложения инвестиций, осуществления научно-технического сотрудничества на основе принципов возмездности, самостоятельности и рисков.

 

1 Чечерин Б.Н., в частности, отмечал, что тесная взаимосвязь государств на уровне межгосударственных торговых соглашений влечет существенное снижение рисков применения ими силы по отношению друг другу. – см. Чичерин Б.Н. Избранные труды / Подготовка текста, составление, вступительная статья и комментарии А.В. Полякова. Комментарии к «Философии права» Е.В. Тимошиной, А.В. Полякова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. С. 208.

2 Root F.R. International trade & investment. Cincinnaty. Ohio, 1990. С. 5.

3 Перевалов В.Д. Глобализация и право: проблема соотношения // Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 2004. С. 3.

4 Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело: Учеб. пособие. М., 2006. С. 52.

5 Собрание законодательства РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

6 Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3923. В настоящее время не действует.

7 Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

8 Собрание законодательства РФ. 2013. № 12. Ст. 1378.

9 Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите конкуренции» (первоначальный текст опубликован в Российской газете, № 162, 27.07.2006) хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход. Несколько иное определение содержится в пункте 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (первоначальный текст опубликован в Российской газете, № 253, 30.12.2009): хозяйствующими субъектами указанным законом признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров. В целом, определение, содержащееся в законе о защите конкуренции, является, по нашему мнению, более полным и отвечающим целям настоящего исследования.

10 Губарева А.В. Рецепция российским законодательством соглашений Всемирной торговой организации: Монография. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2011. С. 55.

11 Бублик В.А. Публично и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис… д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 55.

12 Там же.

13 Бублик В.А. Публично и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис… д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С.110.

14 Толочко О.Н. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Право и демократия. 1998. Вып. 9. С. 4

15 Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб.: в 2 т. Т. 1. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Проспект, 2009. С. 493.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право