На главную Написать письмо

Анотация

В статье рассмотрены инструменты экономического механизма, направленные на стимулирование природопользователей.

Ключевые слова

Экономический механизм, природопользование, охрана окружающей среды.

 Экономический механизм как способ стимулирования хозяйствующих субъектов

О.В. Вагина, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права, заместитель директора Института права и предпринимательства УрГЮА

Одной из важнейших проблем в экологической сфере остается отсутствие должного уровня экономического стимулирования хозяйствующих субъектов со стороны государства. Причиной этому служит недостаточная проработка данного института как на теоретическом, так и законодательном уровне.

Взяв за основу определение В.С. Белых – государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений1, отметим, что одним из направлений государственного регулирования в экологической сфере является экономический механизм, направленный на стимулирование природопользователей и включающий в себя такие элементы, как плата за использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду, экологический аудит, экологическое страхование, техническое регулирование, предоставление налоговых и иных льгот.

Основываясь на том, что интерес отражает материальные условия общественного бытия людей и формируется под непосредственным воздействием потребностей2, а интерес как правовое понятие – это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам3, сделаем вывод, что категория интереса обладает дуалистической природой, сочетающей в себе публичные и частные начала, удельный вес которых будет зависеть от сферы деятельности носителей субъективного права.

При соотношении частного и публичного интереса в экологической сфере, несомненно, приоритет будет у второго, так как земля и иные природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Публичный экологический интерес – это отношение общества к вопросам охраны окружающей природной среды. Его защита осуществляется на основе административно-правового метода регулирования. Частный экологический интерес может представлять собой неимущественный интерес, связанный с имущественными интересами. Это интерес, который в качестве своей объективной основы имеет неимущественные потребности человека в создании благоприятной окружающей среды. Данный интерес совпадает по содержанию с интересом всего общества. Как отмечается в литературе, он получает свое опосредование в субъективном праве лица на благоприятную окружающую среду. Это право, в свою очередь, существует в абсолютном правоотношении, где ему корреспондирует обязанность всех третьих лиц, подчиняющихся данной системе правопорядка, воздержаться от действий, нарушающих это право. В случае же нарушения указанного права и соответствующего частного интереса у их обладателя возникают иные интересы, имущественные по содержанию4.

Одной из важнейших функций государственного регулирования в экологической сфере видится именно создание такого экономического стимулирования природопользователей, которое бы позволило соблюдать и не ущемлять их частные интересы в обеспечении публичного интереса в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Отмечается, что по силе и характеру воздействия на поведение природопользователя можно выделить следующие специальные предупредительные нормы: 1) стимулирующие и поощрительные; 2) понуждающие; 3) предостерегающие или нормы пресечения; 4) страховочные; 5) гарантийные5. В механизме государственного регулирования в экологической сфере главенствующая роль должна быть отведена стимулирующим и поощрительным нормам, которые призваны побуждать субъектов к активным действиям по охране окружающей среды как напрямую, так и опосредованно, причем не под страхом понести наказание, а мотивацией получить экономический эффект (предоставление льгот и т. д.).

Предполагаем, что для повышения стимулирующей роли платежей необходимо разработать такие экономические методы, которые бы позволили обеспечить уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятий на величину затрат, необходимых для финансирования капитальных вложений в ресурсосберегающие технологии и природоохранные мероприятия. Также усилить роль института экологического страхования, которое создает взаимную экономическую заинтересованность страхователей и страховщиков в снижении риска аварийного загрязнения окружающей среды. Отмечается, что страхователь заинтересован в нейтрализации угроз техногенного характера при осуществлении деятельности своей экологической безопасности еще и потому, что с ростом вероятности аварий растут и ставки страховых взносов6. Кроме того, в виде поощрения безаварийности страхователь получает ряд экономических льгот – льготные условия продления страхового договора, привлечение дополнительных ресурсов из фонда страховщика на проведение природоохранных мероприятий, тем более заинтересован в снижении техногенных угроз страховщик, предпринимающий ряд предупредительных мероприятий и организующий проведение экологического аудита предприятия-страхователя, финансирующий совершенствование мониторинга окружающей среды.

На сегодняшний день можно констатировать, что основная проблема низкого интереса к инвестициям в охрану окружающей среды заключается в том, что они не дают быстрого и адекватного экономического эффекта. Определить и обосновать их экологическую эффективность не составляет особого труда, несмотря на то, что некоторые критерии, например часто используемый показатель «предотвращенного экологического и экономического вреда», носят достаточно условный и приблизительный характер. Гораздо сложнее обосновать их экономическую целесообразность для природопользователя с точки зрения возможности сокращения его текущих или возможных в будущем экологических расходов, получения дополнительной прибыли, уменьшения себестоимости и повышения конкурентоспособности выпускаемой им продукции7.

Видится, что государственное регулирование предпринимательской (хозяйственной) деятельности в экологической сфере с помощью рычагов экономического стимулирования должно быть направлено на предоставление инвестиционных налоговых кредитов, разработки эффективных целевых программ и воссоздание внебюджетных экологических фондов.

В заключение стоит отметить, что государственное регулирование экологической деятельности предприятий должно способствовать развитию экологического менеджмента организаций как основы экологического механизма природопользования. Что касается положения международных стандартов в сфере экологического менеджмента в системе внутреннего правового регулирования организаций, то данные акты входят в одно из четырёх смысловых направлений деятельности организации – экологическую политику, определяют и регулируют систему экологического менеджмента, находятся наравне со стандартами организации в других сферах деятельности, при этом им не должны противоречить положения и другие локальные нормативные акты и нормативно-техническая документация и организационно-распорядительные документы. На сегодняшний день ряд крупнейших предприятий России подтвердил соответствие своей деятельности стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2004, например, ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «Кировский завод ОЦМ», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», АВТОВАЗ (за период с 2005 по 2012 г. предприятие снизило платежи за негативное воздействие на окружающую среду в 2,1 раза, за захоронение отходов производства – в 1,7 раза, за уменьшение объемов сбросов – в 5 раз).

Существование и применение международных стандартов в сфере экологического менеджмента организаций приобретает всё большее значение в условиях современной глобализации и интеграции, поскольку обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды являются одними из приоритетных целей международного сотрудничества. На основе принципа сотрудничества начал формироваться принцип региональной международной интеграции с целью преодоления различий правовых систем, укрепления правового взаимодействия, выработки общих правовых решений, совместных или единых юридических правил, унификации требований и стандартов. Именно в этом видится на сегодняшний день роль экономического механизма в экологической сфере.

 

1 Предпринимательское право России: Учеб./ В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко (и др); отв. ред. В.С. Белых. – М.: Проспект, 2008. С. 318.

2 Абалкин Л.И. Экономические законы, интересы и методы хозяйственной деятельности//Коммунист. 1967. № 6. С. 73.

3 Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М., 2012. С. 216.

4 Мисник Г.А., Мисник Н.Н. Публичные и частные интересы в экологическом праве//Государство и право. 2006. № 2. С. 31.

5 Жариков Ю.Г. Особенности предупреждения экологических правонарушений//Экологическое право. 2003. № 6. С. 26.

6 Обращение с опасными отходами: Учеб. пособие/ В.М. Гарин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 135.

7 Петрова Т.В. Проблемы развития правовых основ экономического стимулирования в сфере охраны окружающей среды // Профессор С.А. Боголюбов в юридической науке: Сборник статей. М.: Юрайт-издат, 2011. С. 52–53.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право