На главную Написать письмо

Анотация

В статье проанализированы условия вступления России в ВТО, тенденции развития мирового рынка металлопродукции, возможные последствия вступления в ВТО для отраслей специализации индустриальных регионов страны на примере Среднего Урала.

Ключевые слова

ВТО, регион, металлургия, конкурентоспособность, протекционизм, антидемпинговые расследования.

 Влияние вступления России в ВТО на развитие региональной металлургии

О.А. Романова, доктор экономических наук, профессор, заведуюшая отделом промышленной политики и экономической безопасности Института экономики УрО РАН, С.Г. Ченчевич, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН

В современных условиях глобализации правила игры на мировом рынке вырабатываются странами коллективно, при этом определяющую роль играет политика Всемирной торговой организации, которая объединяет уже 158 государств и покрывает свыше 95% оборота мировой торговли. Одним из преимуществ ВТО выступает возможность создания условий равенства для всех участников рынка. Поэтому присоединение России к ВТО, с одной стороны, открывает новые возможности расширения присутствия отечественного бизнеса на внешних рынках, улучшения инвестиционного климата в стране и инновационного развития экономики. С другой стороны, ведет к усилению открытости внутреннего рынка, ужесточению конкуренции, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки отечественных компаний. Тем не менее современная российская экономика с учетом проводимых в стране рыночных преобразований может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком.

В связи с этим проблемы обеспечения адаптации отечественных отраслей к работе в новых условиях ВТО, их интеграции в мировое экономическое пространство являются предметом обсуждения и дискуссии, в том числе на уровне Правительства России совместно с научной и экономической общественностью, а также представителями бизнеса.

Очевидно, что, помимо различных отраслевых эффектов, вступление в ВТО будет оказывать влияние и на региональное развитие. При этом стартовые условия у субъектов РФ при вступлении в ВТО неодинаковы. Российские регионы отличаются по уровню социально-экономического развития, особенностям производственной специализации, инфраструктурному обеспечению, наличию конкурентоспособных производственных структур, инвестиционной привлекательности и уровню жизни населения. Поэтому и последствия присоединения России к ВТО для отдельных регионов могут быть различными.

Первые итоги вступления России в ВТО стали предметом обсуждения на традиционной конференции по вопросам устойчивого развития российских регионов, проведенной в апреле 2013 г. в ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Екатеринбург). По мнению выступающих, невозможно осуществить прямое сравнение российских условий вступления в ВТО с опытом сопоставимых стран. По результатам расчетов исследовательской группы Российской экономической школы (РЭШ), суммарное воздействие норм ВТО на российскую экономику оценивается ростом ВВП около 3,3% в год в среднесрочной перспективе и около 11% – в долгосрочной. При этом выигрыш отдельных регионов от ВТО распределяется неравномерно и зависит от привлекательности региона для зарубежных инвесторов в секторе услуг: большая прибыль ожидает западноевропейскую часть страны и Дальний Восток, менее прибыльными окажутся Урал и Сибирь, вследствие низкой доли сектора услуг в структуре экономики1.

Однако, по нашему мнению, данный вывод не однозначен, поскольку недостаточно учитывает влияние системообразующих отраслей. В частности, Свердловская область представляет собой один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ. Значительный вклад в развитие экономики вносит металлургия. В структуре отгруженной промышленной продукции доля металлургического комплекса в 2012 г. составила 46,7%, в численности занятых – 32,3 %, финансовой прибыли – свыше 50%, в объеме инвестиций в основной капитал – 55%. Достаточно высока доля продукции металлургического комплекса в товарной структуре экспорта – от 52,0 до 54,0%, в структуре импорта – 14%. Металлургия региона представляет собой успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. На большинстве предприятий уже приняты и реализуются перспективные инвестиционные программы развития, которые способствовали техническому переоснащению производства, вводу современного высокопроизводительного оборудования. В результате износ основных фондов снизился до 38%, ряд предприятий вышли на мировой технологический уровень, в частности предприятия по производству труб. Металлургические предприятия Свердловской области обеспечивают значительную долю в российском производстве черных и цветных металлов: до 10–12% – чугуна, стали, готового проката; свыше 26% – стальных труб, 38% – рафинированной меди. В связи с этим на ситуацию в металлургии региона определяющее влияние оказывают общеотраслевые и мировые тенденции развития. В 2012 г. темпы роста производства основных видов металлопродукции в российской металлургии были на уровне 3–4%. Такие результаты можно оценить как вполне удовлетворительные на фоне снижения темпов развития металлургии в Еврозоне. Среди 10 ведущих мировых сталепроизводителей более высокий рост в 2012 г. показали только Турция (порядка 6%) и Индия (4%), у США и Китая показатели роста на уровне российского (3%), у Кореи – 1,5%2.

Наблюдаемое снижение темпов мирового производства стали связано со снижением темпов промышленного производства и сокращением инвестиций в крупные инфраструктурные проекты в мире.

Объем мировой торговли сталью в 2012 г. вырос на 2 %, составив 370 млн т: по нетто-экспорту на первом месте Китай (свыше 37 млн т), на втором месте Япония (34 млн т), на третьем месте Россия (21 млн т)3. Следует отметить, что в течение последних полутора лет мировой экспорт стали оставался примерно в одних и тех же пределах и еще не достиг своего докризисного уровня. С учетом различных аналитических прогнозов ситуацию на мировом рынке металлов можно охарактеризовать следующим образом: производство и потребление продукции черной и цветной металлургии в перспективе будет расти, но достаточно медленными темпами; лидерами в производстве металла, как и прежде, будут азиатские страны – Китай, Япония, Индия, Южная Корея, а также Россия, Турция, Бразилия и Украина; определенное влияние на развитие мирового рынка окажет существующий высокий уровень избыточных мощностей (в частности, в Еврозоне), что может привести к торговым конфликтам, особенно в периоды понижательной тенденции.

Россия останется одним из ведущих экспортеров металлопродукции, в том числе поставщиков полуфабрикатов на мировые рынки. По итогам 2012 г. доля полуфабрикатов в структуре экспорта металлопродукции из России увеличилась до 60%. Со вступлением страны в ВТО, в результате снижения барьеров на пути экспорта российской металлопродукции, можно ожидать увеличения поставок готовой металлургической продукции в Евросоюз и другие страны. Однако, вследствие недостаточной конкурентоспособности, российской металлопродукции, особенно высокотехнологичной, будет сложно конкурировать с продукцией развитых стран. Отечественные предприятия будут конкурировать с сильнейшими мировыми компаниями, которые обладают большим опытом работы в условиях ВТО, имеют грамотный обученный персонал, а также возможность получать дешевые кредиты, чтобы завоевывать новые рынки.

В связи с этим рост спроса на отечественном рынке остается важнейшим фактором стабильного развития металлургии: за 2012 г. потребление металла в России выросло почти на 2 % (до 41,5 млн т): 30 % этого объема было использовано в строительном секторе, 24% – в трубной промышленности, 15% – в машиностроении4. Вместе с тем необходимо отметить, что по уровню потребления стали на душу населения (по данным WSA, 292 кг в 2011 г.) Россия если и несколько приблизилась к развитым странам (опередив, в частности, США), то все еще отстает от таких стран-лидеров, как Южная Корея (1,1 тыс. кг), Тайвань, Япония, Германия и Китай (табл. 1).

Металлургическое производство в целом сохранит главные векторы развития. По мнению ряда ученых, в ближайшие два-три десятилетия производство металлов будет определяться динамикой мировой экономики в условиях обострения межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, состоянием энергосырьевого обеспечения, повышением экологических затрат, а также величиной капитала для модернизации существующих мощностей и внедрения новых разработок5. Развитие металлургической техники пойдет в направлении компактности. Уже в течение длительного периода во всем мире не наблюдается строительства новых крупных комбинатов. Идет активный процесс развития новых технологий, связанных с прямым восстановлением железа, а также возрастает значение непрерывных процессов обработки металла, в том числе совмещенной разливки и прокатки. Металлургические предприятия Свердловской области продолжат реализацию принятых инвестиционных проектов. По этим проектам предусмотрены значительные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию производств, а также создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Однако реализация проектов будет происходить в условиях вступления России в ВТО, что может оказать соответствующее влияние на деятельность металлургических предприятий.

В целом для металлургической отрасли, учитывая ее экспортную ориентированность и достаточно высокую техническую оснащенность, вступление в ВТО открывает новые возможности и преимущества. В их числе: равноправное торговое партнерство, более открытый доступ на рынки стран – членов ВТО за счет отмены квотирования экспорта, снижения пошлин, а также снятия других барьеров в торговле, которые не соответствуют правилам ВТО. Использование таких возможностей позволит отечественным металлургическим компаниям, с одной стороны, расширить рынки сбыта, с другой стороны, облегчить доступ к новым источникам сырья. Металлургические компании смогут рассчитывать на развитие своих экспортных программ.

В числе различных механизмов, предусмотренных правилами ВТО, которые сможет использовать Россия для защиты своих торговых интересов, следует выделить субсидии и компенсационные меры, антидемпинговые меры, применение косвенных налогов и ввозных пошлин, технические барьеры, охрану товарных знаков и географических наименований.

Необходимо отметить, что, пока Россия еще не являлась полноценным членом ВТО, российские производители и экспортеры зачастую становились объектом введения дискриминационных торговых ограничений, поскольку они были лишены доступа к международным механизмам оспаривания таких ограничений. В настоящее время, по данным Минпромторга, в отношении российской металлопродукции на зарубежных рынках действуют 12 антидемпинговых пошлин (ЕС, Индонезия, Китай, Мексика, США, Таиланд, Турция), два квотных ограничения (Украина, ЕС), одна специальная защитная пошлина (Филиппины), одна компенсационная пошлина (Мексика), проводятся четыре антидемпинговых расследования.

Российские металлургические компании ежегодно теряют около 1,5– 2 млрд долл. прибыли из-за ограничительных мер6. В 2012 г. наблюдался рост как количества новых антидемпинговых и компенсационных расследований, так и числа защитных мер. По данным ВТО, в 2012 г. в мире инициировано 114 антидемпинговых расследований (в 2011 г. – 155), из которых на сектор «Металлы» пришлось 58 (в 2011 г. – 53)7.

Со вступлением России в ВТО в распоряжении металлургов появятся новые механизмы этой организации для разрешения торговых споров, в том числе такой, как обжалование несправедливых решений о применении мер торговой защиты в отношении российской металлопродукции, а также различных торговых ограничений. Однако для успешного решения споров на международном уровне необходимы грамотные специалисты в области права и норм ВТО. В связи с этим важной первоочередной задачей является организация подготовки специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО.

В числе потенциальных факторов, которые могут оказывать негативное влияние на деятельность металлургических компаний при вступлении в ВТО, можно выделить в первую очередь предстоящее снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. В частности, должны быть исключены количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или другие ограничения, которые не подтверждены ВТО. Предстоящее снижение, а по некоторым видам металлопродукции обнуление ввозных пошлин, может облегчить доступ на рынок иностранных компаний и привести, с одной стороны, к частичной потере внутреннего рынка, с другой стороны, к повышению его значимости для развития отрасли. Так, в течение предстоящих трех лет общий уровень средневзвешенного импортного тарифа должен снизиться примерно на треть – с 9,5% в 2012 году до 5,9 % в 2015 году. При этом ставки ввозных таможенных пошлин на металлопродукцию должны быть снижены сразу на 5–10 процентных пунктов, а затем равными долями в течение 3–4 лет до конечных показателей (табл. 2). По ряду позиций снижение тарифных ставок окажется существенным: например, импортная пошлина на сварные трубы для нефтеи газопроводов диаметром 530 мм и более снизится с 20% до 5%. По предварительным расчетам, снижение в три раза средних ставок импортных пошлин на трубы (до 5%) может привести к росту импорта труб на 40%. В связи с этим металлурги опасаются роста импорта в РФ металлопроката, а также изделий из стали (в первую очередь труб). По предварительным подсчетам, трубные компании страны за пять лет могут потерять примерно $ 5 млрд валютной выручки8.

Оценивая положительные и отрицательные последствия вступления в ВТО для российской экономики в целом и для металлургии в частности, специалисты в первую очередь обращают внимание на их количественную оценку. Однако не менее значимой становится возможность для компаний более полно использовать свои качественные характеристики или нематериальные активы, что может дать дополнительную прибыль в условиях жесткой конкуренции. Очевидно, что ведущие российские металлургические предприятия в той или иной мере располагают накопленным за долгие годы гудвиллом в виде положительной репутации, сформированной команды сотрудников, эффективной структуры управления, налаженной системы сбыта продукции и др. набором характеристик. Вступление в ВТО даст российским компаниям возможность использовать эти преимущества.

Вместе с тем отечественные металлургические компании считают необходимым создание и реализацию набора специальных мер господдержки отрасли. Действительно у государства остается достаточно богатый арсенал «разрешенных» мер поддержки и регулирования, которые давно и с успехом используются во многих развитых странах. В настоящее время правительством в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом формируется комплекс мер по адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО. Каждый субъект Федерации, исходя из специфики и структуры своей экономики, должен предложить комплекс защитных мер, которые следует принять на региональном уровне.

В Свердловской области были подведены первые итоги работы предприятий в условиях ВТО за четыре месяца 2013 г., которые показали возросший интерес бизнес-сообщества региона к повышению экспортного потенциала. В то же время оказалось, что не все предприятия готовы заниматься экспортом продукции в связи с недостатком средств и навыков в информационной и маркетинговой деятельности. Кроме того, на мировых рынках металлов наблюдаются кризисные явления, сокращение традиционных рынков, и первоочередными становятся вопросы выживания в кризисных условиях. Поэтому на первый план выходят проблемы повышения конкурентоспособности продукции. С целью объединения усилий бизнес-сообщества, областного Союза промышленников и предпринимателей, Центра международной торговли, регионального центра поддержки экспорта и других структур, в Свердловской области создана Координационная комиссия по адаптации экономики области к условиям членства РФ во Всемирной торговой организации. В задачу комиссии входит проведение информационной работы по ожидаемым последствиям и результатам присоединения к ВТО для региональной промышленности (рискам, угрозам и возможностям для промышленных предприятий), а также применение необходимых мер по адаптации организаций промышленности к работе в новых условиях.

Следует учитывать, что в условиях ВТО осуществлять протекционистские меры поддержки промышленности на региональном уровне будет достаточно сложно. Необходимо разрабатывать соответствующие механизмы воздействия, не противоречащие требованиям ВТО, определять, через какие каналы пойдут средства на поддержку промышленности, т. к. в ряде случаев прямые выдачи субсидий должны будут прекратиться или реорганизоваться. Кроме того, на государственном и региональном уровнях целесообразно создать систему внешнеэкономической и правовой информации, а также мониторинга дискриминационных мер и всех торговых барьеров, применяемых иностранными государствами. В этой работе должны быть объединены усилия как региональных органов управления, бизнес-структур, так и отраслевых промышленных союзов, ассоциаций, кластеров.

Эксперты российской Ассоциации по защите прав инвесторов и специалисты Минэкономразвития России в ходе круглого стола пришли к выводу, что 75% российских предпринимателей считают: присоединение России к ВТО усилит конкуренцию, но в то же время привлечет инвестиции9. Проведенная предварительная оценка достижений и возможностей развития металлургических предприятий уральского региона позволяет сделать вывод, что в сравнении с другими отраслями они в большей степени подготовлены к работе в условиях ВТО.

 

1 Жога Г. Втягиваемся // Эксперт-Урал. 2013. № 19. С. 14.

2 Жигир И. Перспективы российской стальной индустрии // Металлоснабжение и сбыт. 2013. № 2. C. 12.

3 Лобода М. 2012 – год разнонаправленной динамики в мировой металлургии

// Металлоснабжение и сбыт. 2013. № 2, C. 25.

4 Стальные сюрпризы //Уральский рынок металлов. 2012. Декабрь.

5 Адно Ю. Сталь: вперед, в будущее // Металлы Евразии. 2013. № 2.

6 Выступление Д. Мантурова на совещании в Магнитогорске 16 июля 2012 г. под председательством президента РФ Владимира Путина. [Электронный ресурс]: http://www.finam.ru/analysis/newsitem696CA.

7 Лобода М. 2012 – год разнонаправленной динамики в мировой металлургии

// Металлоснабжение и сбыт. 2013. № 2. C. 30.

8 Смирнов Д. Ратификация лоббирования // Металлургия. Приложение,

№ 87 (4872), 17.05.2012.

9 Белых В. Актуальные проблемы экономики и правового сотрудничества государств – членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС в условиях ВТО // Материалы Седьмой ежегодной сессии Европейско-Азиатского правового конгресса. Екатеринбург, 6–7 июня 2013.

 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право