На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена вопросам международной стандартизации. В качестве инструментов правового обеспечения качества продукции рассматриваются стандарты международных организаций по стандартизации. Делается вывод о необходимости активизации участия Российской Федерации в работах по созданию международных стандартов.

Ключевые слова

Качество продукции, международная стандартизация, международный стандарт, Международная организация по стандартизации, Международная электротехническая комиссия, Международный союз электросвязи.

 

Значение международных стандартов в правовом обеспечении качества продукции

Международные стандарты задают направления развития праву многих стран в вопросах обеспечения качества продукции. С учетом положений международных стандартов разрабатываются национальные системы стандартизации. Согласно Руководству ИСО/МЭК 2:2004, стандарт является международным, если он принят международной организацией, занимающейся стандартизацией, и доступен широкому кругу пользователей. Практически аналогичное определение международного стандарта содержится в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184‑ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 2) (далее – Закон о техническом регулировании)1. Наиболее авторитетными организациями в области международной стандартизации являются Международная организация по стандартизации (InternationalOrganizationforStandardization, ISO) (далее – ИСО), Международная электротехническая комиссия (InternationalElectrotechnicalCommission, IEC) (далее – МЭК) и Международный союз электросвязи (InternationalTelecommunicationUnion, ITU) (далее – МСЭ). Формально каждая из этих организаций имеет свою область деятельности. ИСО занимается разработкой наиболее общих стандартов, касающихся практически всех сфер деятельности. Включая сельское хозяйство, строительство, машиностроение, транспорт, медицинские устройства, механизмы2. Согласно Уставу МЭК, она занимается разработкой и продвижением стандартов, касающихся электрических, электронных и связанных с ними техники и технологий, в том числе магнетизма, электромагнетизма, электроакустики, мультимедиа, телекоммуникаций3. Главным продуктом МСЭ являются стандарты (по терминологии МСЭ – рекомендации, англ. Recommendations), связанные с функционированием сети и отдельных элементов аппаратуры и программного обеспечения, способных соединять или обмениваться информацией4. Политические соглашения, достигаемые в рамках ВТО, подкрепляются техническими соглашениями с МЭК, ИСО и МСЭ. Данные международные организации в области стандартизации являются стратегическими партнерами Всемирной торговой организации (далее – ВТО)5. ИСО, МЭК и МСЭ стараются избегать дублирования в своей работе. Одной из форм сотрудничества является принятие совместных стандартов. Принято большое количество стандартов ИСО/МЭК.

В целом, все международные стандарты направлены на достижение одних и тех же целей: оценка и совершенствование качества продукции и услуг, охватываемых стандартами; увеличение эффективности промышленных процессов; содействие улучшению человеческой жизни и безопасности; содействие защите окружающей среды, удовлетворение требований глобального рынка.

Деятельность по разработке международных стандартов выстраивается исходя из принципов: 

– статус и значимость международного стандарта должны быть признаваемы. Любой международный стандарт в разумных пределах должен символизировать уникальное международное решение. В случаях, когда достижение такого решения невозможно в силу существования какихлибо отличий, международный стандарт может устанавливать варианты согласования данных отличий;

– учет «рыночных разногласий» при разработке стандартов. В ряде случаев существуют разногласия, касающиеся индивидуальных аспектов местных рынков различных регионов и стран. В ходе дальнейшей глобализации и унификации рынков рыночные разногласия должны быть минимизированы и должны развиваться в едином глобальном русле. Разработка какоголибо решения в качестве международного стандарта, которое соответствует одному рынку (но не другим), не должно принуждать рынки разъединяться либо сливаться. В противном случае международные стандарты утратят свое истинное предназначение, а ИСО не будет иметь значимость для рынков и промышленности;

– предпочтение должно отдаваться подготовке стандартов, базирующихся на требованиях к продукции, которые (требования) устанавливаются в условиях исполнения стандарта. Стандарты не должны опираться на шаблоны или требования предписывающего характера. Согласно ISO/IEC Directives, Part 2, Clause 4.2 Performance approach, когда это возможно, требования должны выражаться в условиях исполнения, нежели чем в шаблоне или предписывающих характеристиках (параметрах). Данный подход предоставляет максимум свободы для технического развития. Международное законодательство о стандартизации исходит из верного положения о том, что в случае необходимости должны учитываться различия в законодательстве, климате, окружающей среде, экономиках, социальных условиях, торговых системах и т. п. Также различные­ мнения должны быть учтены. Международное законодательство исходит из того, что в случае опоры на «шаблонные стандарты» свобода для раз-вития технических нововведений ограничивается, тогда как «стандарты, основанные на исполнении» пре-доставляют максимум свободы для развития технической сферы;

– учитывая существующие отличия рынков, международный стандарт может проходить эволюционный процесс, но в условиях максимальной непредвзятости. В результате международный стандарт может содержать единое уникальное решение по многим своим положениям;

– в необходимых случаях комитет ИСО вправе рассмотреть, каким образом стандарт реагирует на факторы, в принципе имеющие постоянное значение во времени. Такие факторы, как технологическая (промышленная) инфраструктура, климатические, географические и антропологические отличия6.

Использование международных стандартов для выработки собственных национальных предписаний способствует реализации одного из главных принципов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле (TheTechnicalBarrierstoTradeAgreement, theWTOTBTAgreement) – принципа технической гармонизации стандартов (п.F Кодекса добросовестной практики)7. Считается, что техническая гармонизация обеспечивает совместимость и взаимозаменяемость продукции, происходящей из разных стран. Правила принятия международных стандартов на национальном уровне содержатся в Руководстве ИСО/МЭК 21–1:2005 «Принятие на региональном или национальном уровне международных стандартов и других международных документов. Часть 1. Принятие международных стандартов». В данном Руководстве описаны методы принятия международных стандартов в качестве национальных и региональных (межгосударственных) стандартов, установлены критерии и рекомендации, касающиеся выбора метода принятия международного стандарта.

Международное сотрудничество Российской Федерации (далее – РФ) по линии международных организаций по стандартизации включает в себя непосредственное участие работе этих организаций, в первую очередь в разработке международных стандартов, а также обеспечение их применения в национальной экономике и договорно-правовых отношениях со странами-партнерами.

 Международный стандарт может не применяться в качестве основы разработки национального стандарта РФ, если такое применение является невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям. Либо если РФ соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

 По утверждению специалистов, России обновление национального фонда стандартов на основе международных стандартов на систематической основе не проводится. Ежегодно обновляется лишь 3 % фонда национальных стандартов, невысок уровень гармонизации российских стандартов с международными стандартами. Так, в электроэнергетике на сегодняшний момент наблюдается самый низкий уровень гармонизации, если сравнивать по отраслям8. Ежегодная цифра по пересмотру стандартов в России в среднем составляет 1,5 тыс. стандартов, в то время как в развитых странах в год пересматривается 2,5 тыс. стандартов. Низкие темпы обновления отечественных фондов национальных стандартов вынуждают нашу промышленность на 90 % работать по государственным стандартам советского периода9. В отечественном законодательстве отсутствует однозначное определение понятия «уровень гармонизации», недостаточно проработана методика определения этого уровня. В результате уровень гармонизации может определяться по‑разному, могут быть получены далеко не совпадающие показатели уровня гармонизации10. Необходимо наращивать объем участия РФ в работе органов по международной стандартизации и через такое участие отстаивать интересы национальных производителей. На сегодняшний день Россия принимает участие в незначительном количестве технических комитетов и подкомитетов ИСО, МЭК. Тогда как, к примеру, Республика Беларусь принимает участие в 55 технических комитетах и 99 подкомитетах ИСО, а также в 9 технических комитетах и в 17 подкомитетах МЭК. Как результат, более быстрые, чем в России, темпы гармонизации11. Малая доля отечественных предприятий готова принимать участие в международных заседаниях технических комитетов по стандартизации ИСО по профилю работы предприятия (37 %), участвовать в финансировании этих работ готовы лишь 15 % предприятий, планируют непосредственное участие – лишь 3 %. Высока потребность предприятий в информационной поддержке по вопросам международной стандартизации. Согласно опросу, 88 % отечественных предприятий нуждаются в информационной поддержке, в частности в международных нормативных документах и их переводе12. Стратегическим направлением участия России в работах по международной стандартизации должна стать разработка международных стандартов на основе национальных стандартов РФ. Повысить степень участия отечественных производителей в работах по международной стандартизации можно с помощью государственной системы экономических стимулов: грантов, налоговых льгот и иных форм государственной поддержки.

 

Использование международных стандартов в целях разработки на их основе национальных стандартов РФ, а также использование международных стандартов хозяйствующими субъектами при производстве собственной продукции должно происходить с соблюдением установленного режима интеллектуальной собственности на стандарты. ИСО, МЭК и их комитеты-члены поддерживают защиту авторского права на стандарты независимо от носителя (объекта) этого права, бумажного или электронного. С одной стороны, ИСО и МЭК разъясняют значение авторского права на стандарты. Тем самым вносят свой вклад в сохранение целостности всех видов творческих работ в области международной стандартизации. Указанные организации стремятся обеспечить надлежащее применение международных стандартов их пользователями. Согласно позиции ИСО и МЭК, их стандарты продаются с целью оказания помощи в финансировании процессов разработки стандартов. Комитеты–члены ИСО и МЭК принимают международные стандарты в качестве своих национальных стандартов и вправе продавать их с целью финансирования собственной деятельности в области национальной стандартизации. Таким образом, защита авторского права расценивается как фундаментальный фактор устойчивости международной системы стандартизации. Неуважение к авторскому праву на стандарт приводит к нарушению закона и соответствующим санкциям, поскольку разработчики стандартов могут лишиться справедливой прибыли и, в конечном счете, подвергнуть риску последующую разработку стандартов13. В то же время международные организации по стандартизации стремятся обеспечить как можно более широкое внедрение стандартов по всему миру в целях повышения качества человеческой жизни и устранения необоснованных технических барьеров в торговле.

 

1 Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184‑ФЗ «О техническом регу­лировании» (с изм. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6961.

2 ISO Strategic Plan 2011–2015 // www.iso.org/iso_strategy_and_policies.htm (дата обращения: 10.03.2013)

3 www.iec.ch/about/mission-e.htm (дата обращения: 10.02.2013)

4 ITU – Recommendations // www.itu.int/en/ITU-T / publications / Pages / resc.aspx (дата обращения: 10.02.2013)

5 IEC – WTO TBT Agreement // www.iec.ch/about/partners/agreements/ wto-e.htm (дата обращения: 10.02.2013)

6 Global relevance of ISO technical work and publications // http://www.iso.org/ iso/standards_development/processes_and_procedures/iso_iec_directives_ and_iso_supplement.htm (дата обращения: 11.02.2013)

7 http://wto.gost.ru (дата обращения: 11.02.2013)

8 Левина Л. Стандартизация – движущая сила инноваций в электроэнерге­тике // Стандарты и качество. 2012. № 7. С. 20–21; Обсуждаем реформу технического регулирования // Стандарты и качество. 2009. № 8. С. 34.

9 Техническое регулирование Таможенного Союза: по каким нормативно- правовым документам работать промышленности? // Стандарты и каче­ство. 2011. № 1. С. 32.

10 Брод Б. Определение уровня гармонизации национальных стандартов // Стандарты и качество. 2010. № 4. С. 37.

11 Лоцманов А. О реформе систем технического регулирования в странах СНГ // Стандарты и качество. 2008. № 10. С. 63.

12 Зажигалкин А., Панкратова Н. Промышленности России нужна международная стандартизация // Стандарты и качество. 2009. № 6. С. 38.

13 http://www.iso.org/iso/ru/copyright_information_brochure.pdf (дата обра­щения: 11.02.2013)

 

PDF file.pdf

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право