На главную Написать письмо

Анотация

Вопросы диагностики позиционирования рассматриваются автором для предприятий, осваивающих современную виртуальную информационно-коммуникационную бизнес-среду. В статье изложены основные аспекты исследования этой среды при осуществлении указанной диагностики. Для проведения таких исследований менеджерам предприятий предложено использовать соответствующие подходы и методы.

Ключевые слова

Диагностика позиционирования предприятия, информационно-коммуникационная бизнес-среда, менеджмент предприятий в виртуальной среде, инфоком-менеджмент.

 Подходы и методы диагностики позиционирования предприятий в условиях информационно-коммуникационной бизнес-среды

В нашей работе1 изложены общие положения и основные аспекты стратегического позиционирования тех предприятий, которые в условиях современной материально-виртуальной среды осваивают ее виртуальную составляющую. Ее мы назвали информационно-коммуникационной бизнес-средой (ИКБС), так как в ней широко используются информационно-компьютерно-телекоммуникационные системы, средства, сети и технологии с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ). Учет специфических особенностей создания и успешной реализации систем управления деятельностью предприятий в такой среде потребовал нового менеджмента. Именно для условий такой ИКБС были разработаны теоретико-методологические основы и методические положения информационно-коммуникационного (инфокомного) менеджмента, или кратко – инфоком-менеджмента2.

В этой статье рассмотрим предлагаемые инфоком-менеджерам предприятий конкретные подходы и методы для осуществления диагностики указанного позиционирования в условиях ИКБС.

Собственно позиционирование представляет собой соотнесение возможностей, предоставляемых внешней средой, с внутренними потребностями и возможностями предприятия. Этот своеобразный «блок сравнения» играет роль инструментария диагностики. Ее цель – определение величины указанного «расхождения» по сравнению с текущим состоянием и потенциалом основных конкурентов­ и другими факторами внешней среды, определяющими позицию предприятия в ИКБС.

 

От сложности и величины рассматриваемого «расхождения» зависит:

и стратегическое поведение предприятия как экономического субъекта, то есть зависит его позиция выжидания или осуществления более агрессивного или «бизнес-альянсного» вхождения в ИКБС для интеграции с ней путем, например, объединения с другими предприятиями,

и тактика проведения преобразований, связанных с расширением деятельности в масштабе данной среды.

Основная цель указанного позиционирования – выявление факторов конкурентос­пособности предприятия, для успешного достижения которой следует использовать «двуединый» подход к анализу текущей ситуации и к оценке прогнозного периода. А для решения связанных с этим конкретных задач необходимо применять «триединый» подход к оценкам о целесообразности, возможности и степени интеграции предприятия в ИКБС.

В рамках нашего рассмотрения оба эти подхода актуальны, так как это – подходы к разрешению проблем и решению задач, связанных с инфокомными аспектами ведения бизнеса (например, ведения электронного бизнеса). По сравнению с прежней позицией это – инновационная позиция предприятия, так как до этого оно осуществляло деятельность только в области «традиционной» материальной экономики, а теперь его жизнедеятельность также определяет и новое «виртуальное бытие». Его социально-экономическая и организационно-управленческая актуализация и значимость определяется предложенным нами девизом – «среда виртуальная, а дела в ней реальные».

Поэтому отправной точкой анализа в этом случае являются, прежде всего, тип, характер и особенности бизнеса, определяющиеся:

– свойствами продукции и услуг (объектов), которыми оперирует предприятие;

– формами их движения (преобразования) и их инфокомного сопровождения (использованием ИКСТ, инфокомной инфраструктурой, в частности, использованием инфокомных связей для осуществления коммуникаций);

– структурой и архитектурой адекватной схемы создания ценностей ит. д.

Указанные характеристики соответствующего инфокомного бизнеса (то есть с использованием в ИКБС интеллектуальных ресурсов и ИКСТ) сопоставляются с параметрами среды (в первую очередь с технологическими и связанными с ними социально-экономическими, управленческими параметрами) и с состоянием предприятия (и его отрасли) в текущем и будущем времени.

Для оценки целесообразности освоения предприятием данной ИКБС и внедрения инфокомного бизнеса производится:

– анализ развития технологий, оценка их влияния на социальные и экономические факторы в текущем и будущем времени;

– анализ жизненного цикла продукции, отрасли;

– анализ развития и изменения в предприятии, в отрасли под воздействием ИКСТ;

– оценка привлекательности инфокомного рынка, то есть рынка инфокомных услуг и продукции, созданных на основе использования нематериальных ресурсов (данные, информация, знания и другие виды ресурсов, циркулирующих в ИКБС) и применения ИКСТ.

Рассматриваемая здесь диагностика также предполагает принятие решения о внедрении конкретных сетевых видов деятельности с учетом особенностей деятельности виртуальных организаций. Для решения этой задачи сопоставляется традиционная отрасль и отрасль, формируемая под инфокомным влиянием, когда конкретизируется профиль деятельности данного предприятия в ИКБС.

При этом оцениваются:

– изменение потребителей и потребностей;

– изменение характеристик товаров или услуг;

– изменение цепи создания стоимости для создания соответствующей сети создания ценностей, требующее применения инфокомного метода;

– изменение структуры отрасли (появление новых, например виртуальных, организаций и/или изменение ролей традиционных субъектов, оперирующих в отрасли с учетом особенностей сетевых, виртуальных видов деятельности предприятий, использующих ИКСТ в системах менеджмента).

Для осуществления диагностики требуется исследование бизнессреды предприятия, предполагающее анализ адекватных возможностей и ограничений. Тем самым оценивается инновационный потенциал предприятия, включающий его интеллектуально-креативный, технико-технологический и организационно-управленческий потенциал3.

Анализ других переменных, к которым относятся не только результаты деятельности предприятия, его ресурсная база, организационные возможности, ключевые компетенции, но также внутренние и внешние инфокомные сети и связи, в контексте сложившейся конкурентной ситуации позволяет определить области, в которых предприятие имеет или может создать конкурентные преимущества.

При этом следует учитывать, что предприятие – это социально-экономическая система, а ИКБС имеет сетевую инфокомную инфраструктуру. Поэтому целесообразно определение степени использования потенциала предприятия, включая и указанный его инновационный потенциал, осуществлять с учетом предложенного в наших работах системно-сетевого подхода к рассматриваемой диагностике. Для этого приведем диагностическое сопоставление в виде некоторой классификации предприятий, позволяющей их дифференцировать по эффективности использования такого потенциала. Его роль в нашем системно-сетевом подходе играет инфокомный потенциал, то есть указанный инновационный потенциал предприятия при эффективном использовании ИКСТ для формирования и развития его деловой среды, должных инфокомных связей, усовершенствований и новшеств на инфокомной основе, включая организационно-управленческие новации.

В качестве примера подобной  классификации укажем основные классы предприятий по эффективности использования их инфокомного потенциала:

А. Отстающие. В таких предприятиях затраты на применение ИКСТ в прошлом были недостаточными или неэффективными. Поэтому для таких предприятий характерны долгие сроки создания новшеств, новаций, а также низкая гибкость.

Б. Переживающие кризис. В таких предприятиях затраты на применение ИКСТ быстро растут. Основная часть бюджета расходуется на эксплуатацию и поддержку инфокомной системы предприятия. Поэтому в таких предприятиях быстро растет сложность среды, а новые разработки неэффективны.

В. Конкурентноспособные. В таких предприятиях расходы находятся под контролем. Созданная инфокомная среда надежна и проста, и новые разработки эффективны.

Г. Лидирующие. В таких предприятиях расходы нацелены на получение преимуществ перед конкурентами. Эти предприятия имеют надежную и гибкую инфраструктуру.

Применение ИКСТ обеспечивает поддержку основных бизнеспроцессов. Менеджмент предприятия умело применяет ИКСТ, эффективно задействуя и используя инфокомные сети и связи, средства и системы, технологии и программное обеспечение, успешно управляя предприятием и развивая бизнес.

Для рассматриваемой диагностики необходимым элементом анализа такой системно-сетевой деловой среды как ИКБС является изучение стратегических изменений состояния и структуры предприятия при его «переходе» в эту виртуальную среду. Дело в том, что применение новейших ИКСТ в значительной степени может влиять на технологии производства и свойства товаров, услуг, предоставляемых через сети среды, и менять формы продвижения продукции в ней4. Использование ИКСТ ведет к изменению цепей создания стоимости и приводит к созданию указанных выше сетей создания ценностей для удовлетворения потребностей людей, бизнеса, общества, императивы которых во многом определяет новое «виртуальное бытие». При этом существенно изменяются традиционные роли субъектов экономики, образующих эти цепи и сети в данной отрасли.

 

При анализе новых схем создания благ в ИКБС требуется оценить во всей должной взаимосвязи специфику основных продуктов, услуг, соответствующие технологии их производства, продвижения и предоставления потребителям. Одну из важных ролей здесь играют инфокомные связи предприятий в их внутренней и внешней среде и эффективное использование этих связей для осуществления должных взаимодействий по достижению бизнес-целей в масштабах схемы «от Интранет – через Интернет – к Экстранет»5. Основной особенностью данной схемы ведения бизнеса является отсутствие ограничений в ее развитии.

Учет всего этого позволяет, во‑первых, выявить изменения в структуре разделения труда в предприятии, отрасли, субъектах отрасли, определить их функции и взаимодействия, а во‑вторых, оценить привлекательность рынков по каждому из продуктов, по каждой услуге.

Следует отметить также, что анализ ИКБС должен включать не только идентификацию ожиданий лиц, групп, предприятий, взаимодействующих в данной среде, но и оценку стратегической значимости этих ожиданий. Поэтому еще одной из важнейших задач рассматриваемой диагностики является оценка конкурентной среды, так как именно в этом контексте возникает, в частности, понятие стратегического позиционирования (о котором говорилось в начале статьи).

При исследовании конкуренции можно использовать, например, достаточно подробно отраженную в российских публикациях и потому хорошо известную модель «пяти сил конкуренции М. Портера». В контексте нашего изложения эта модель должна дать ответы на ряд методически значимых вопросов для оценки рассматриваемой конкурентной среды:

1. Соперничество между существующими конкурентами: может ли применение ИКСТ и создание на их основе необходимых сетей и связей изменить основу конкуренции?

2. Давление новых конкурентов: могут ли ИКСТ увеличить (уменьшить) входные барьеры?

3. Давление товаров-заменителей: могут ли ИКСТ способствовать генерации новых продуктов или услуг?

4. Сила поставщиков: может ли при этом измениться давление поставщиков?

5. Сила покупателей: может ли при этом уменьшиться давление покупателей?

Таким образом, в качестве выводов отметим, что при осуществлении рассматриваемой диагностики необходимо применять предложенные здесь подходы и методы для исследования виртуальной бизнес-среды, осваиваемой современными предприятиями. Это требует разработки специальных процедур, которые должны использовать менеджеры таких предприятий. Важнейшими методическими основами этих процедур для управленческой практики должны быть, по меньшей мере, такие:

1) учет соответствующих взаимосвязанных факторов и особенностей ИКБС;

2) адаптивность процедур к изменениям условий этой среды;

3) ее компетентное освоение с эффективным использованием ИКСТ для обеспечения успешной организационно-управленческой, социально-экономической и технико-технологической деятельности предприятий в условиях современной материально-виртуальной бизнес-среды;

4) применение инфоком-менеджмента для управления такими предприятиями.

 

1 См.: Мартынов Л. М. Стратегическое позиционирование организаций в условиях инновационной информационно-коммуникационной бизнес- среды // Международный журнал прикладных и фундаментальных иссле­дований. 2014. № 2. Часть 2. С. 93–95.

2 См.: Мартынов Л. М. Инфоком-менеджмент – современная управленческая новация // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 2 (6). С. 92–98.

3 См.: Соколов Д. В., Мартынов Л. М., Морозов А. Н. Управление организаци­онными изменениями. СПб., 2008. С. 47–48.

4 Мартынов Л. М. Методика реализации системы продвижения товаров и куслуг через сеть Интернет // Доклад в Сборнике материалов между­народной конференции «Радиоэлектронные устройства и системы для инфокоммуникационных технологий» (22–23 мая 2013 года, город Моск­ва), посвященной Дню радио. Раздел «Прикладные проблемы информаци­онных технологий». М., 2013. C. 268–270; Бышовец Б. Д., Магазанник В. Д., Мартынов Л. М. Особенности проектирования системы продвижения това­ров и услуг через Интернет // Общество и экономика в постсоветском пространстве. Международный сборник научных статей. Выпуск III / Отв. ред. А. В. Горбенко. – Липецк, 2013. C. 36–42.

5 Мартынов Л. М. Развитие инфокоммуникаций и менеджмент в электрон­ной коммерции // Доклад в Сборнике материалов Третьей международной конференции «История управленческой мысли. Государственное управле­ние и предпринимательство: вчера, сегодня, завтра» (26–28 июня 2000 года, город Москва). М., 2000. С. 207–214.

 

PDF file.pdf

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право