На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена некоторым вопросам управленческих воздействий и правового обеспечения этого процесса при реализации мер социальной защиты ветеранов боевых действий с участием Минтруда РФ и Минздравсоцразвития РФ.

Ключевые слова

Ветераны боевых действий, управление, правовое обеспечение, социальная защита.

Некоторые вопросы управления и правового обеспечения в области социальной защиты ветеранов боевых действий 

Управление в области социальной защиты ветеранов боевых действий является составной частью управления в области социальной защиты граждан и направлено на реализацию целей и задач социальной политики, которые закреплены в соответствующих документах политико-правового характера. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662р1, в качестве первого направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития обозначено развитие человеческого потенциала России. Она, в частности, включает повышение качества жизни населения, обеспечение возможности получения качественной медицинской помощи, создание эффективной адресной системы предоставления социальных услуг для инвалидов. Среди главных приоритетов социальной политики указаны: решение основных социальных проблем военнослужащих; структурная и технологическая модернизация здравоохранения и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения.

 

Из целей социальной политики, включенных в раздел 8 «Развитие социальных институтов и социальная политика», необходимо отметить следующие. Во-первых, снижение дифференциации населения по уровню доходов. Во-вторых, доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны. В-третьих, решение одной из самых острых проблем пожилого населения – полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе. В-четвертых, достижение к 2020 г. уровня занятости инвалидов в 40 процентов от общего числа инвалидов. В-пятых, формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

В разделе 8 изложены приоритетные направления долгосрочной политики социальной поддержки населения. Из них нас интересуют следующие: улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов; повышение эффективности государственной поддержки семьи; реабилитация и социальная интеграция инвалидов; социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов; развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг; формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Управление в области социальной защиты ветеранов боевых действий, как и управление вообще, делится на публичное и общественное управление. В свою очередь, публичное управление подразделяется на государственное и муниципальное управление2.

Публичное управление включает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также федеральные, региональные и местные социальные учреждения.

На федеральном уровне управление социальной защитой ветеранов боевых действий осуществляют: Министерство труда и социальной защиты России (Минтруд России), Министерство здравоохранения России (Минздрав России), Министерство обороны России (Минобороны России), Министерство внутренних дел России (МВД России), Следственный комитет России (следственный комитет), другие федеральные органы исполньтельной власти «силового» блока, их территориальные органы, федеральные государственные внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ), их территориальные учреждения.

Управление в рассматриваемой сфере осуществляется на основе положений актов последнего времени политико-правового и нормативного характера. В мае 2012 г. Президентом РФ В. В. Путиным было издано несколько указов по данным вопросам. В Указе от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»3 Правительству РФ поручено обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов, предусмотреть начиная с 2013 г. меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, разработать проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах и др. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» возлагает на Правительство РФ обязанности обеспечить к 2018 году снижение смертности от болезней системы кровообращения, от новообразований, от туберкулеза, разработать и утвердить до 1 марта 2013 г. комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», разработать и утвердить до 1 января 2013 г. Стратегию развития медицинской науки в РФ на период до 2015 г., а также Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г. и план ее реализации и т. д.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»4 Правительству РФ поручено обеспечить уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90 процентов, довести долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году – не менее 90 процентов, а долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг электронной форме, к 2018 году – не менее 70 процентов. Кроме того, Правительство РФ обязано обеспечить сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в органы государственной власти РФ (органы местного само-управления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году – до 15 минут и др. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации»5 предусмотрено ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г.6, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), социального обеспечения и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. Данное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений, медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

Минтруд России уполномочен принимать следующие нормативные правовые акты, которые имеют отношение к социальной защите ветеранов боевых действий: положение о территориальных органах федеральной службы; порядке исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, положение об организации общественных работ; порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице ­гражданам, признанным в установленном порядке безработными; правила обращения за трудовой пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой; правила выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению; разъяснения о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отельным категориям граждан; порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; форма, порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида; формы документов, связанных с проведением медико-социальной экспертизы, а также справки, подтверждающей факт установления инвалидности; классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы; порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы; перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации; правила ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки; порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан; порядок установления правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, в денежный эквивалент; административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, отнесенных к сфере деятельности Министерства, подведомственной ему федеральной службы, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ; порядок ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; порядок предоставления гражданам социальных услуг и др.

В порядке реализации перечисленных выше полномочий Минтруда России, а ранее – Минздравсоцразвития России и Минтруда России, приняли целый ряд подзаконных нормативных правовых актов. Так, по вопросам деятельности Минтруда России издан приказ этого министерства от 1 июня 2012 г. «Об утверждении структуры Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»7. Согласно этому приказу структура Министерства включает руководство министерства, 11 департаментов и 2 отдела. Образованы следующие департаменты: комплексного анализа и прогнозирования; демографической политики и социальной защиты населения; по делам инвалидов; оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства; условий и охраны труда; занятости населения; развития социального страхования и государственного обеспечения; развития государственной службы; правового регулирования и международного сотрудничества; финансовый; управления делами. К отделам отнесены: по защите государственной тайны и по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации.

Из нормативных актов по вопросам медико-социальной экспертизы следует назвать Разъяснение Минтруда России от 15 апреля 2003 г. «Об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности»8, приказ Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»9, приказ Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»10.

Целый ряд подзаконных актов принял Минтруд России (Минздравсоцразвития России) по вопросам пенсионного обеспечения. К ним следует отнести Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсиии пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденный постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г.11, Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, утвержденные постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г.12, Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»13.

Среди подзаконных нормативных правовых актов по пенсионным вопросам, принятых Минтрудом России и Минздравсоцразвития России, отсутствуют акты по пенсионному обеспечению военнослужащих по контракту и сотрудников правоохранительных органов, а также членов их семей. Между тем, как уже отмечалось выше, согласно п. 5.2.74 Положения о Минтруде России от 19 июня 2012 г. к полномочиям Министерства отнесена дача разъяснений о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки как трудовых пенсий, так и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Подобные правила содержались и в Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.14 и в настоящее время утратило силу. Поскольку же Минздравсоцразвития России и Минтруд России не дают разъяснения по вопросам применения Закона РФ от 12 февраля 1993 г., в применении норм данного Закона имеются трудности. К тому же Пленум Верховного Суда РФ за всю свою историю ни разу не принимал постановлений о применении норм упомянутого выше Закона РФ. Поэтому представляется необходимым, чтобы Минтруд России регулярно исполнял предоставленное ему полномочие по даче разъяснений о применении норм Закона РФ от 12 февраля 1993 г., а Верховный Суд РФ обобщил практику судебного применения данного Закона и принял соответствующее постановление Пленума.

Минздравсоцразвития России и Минтруд России активно используют закрепленные за ними полномочия по изданию нормативных правовых актов по вопросам обеспечения работающих граждан, в том числе ветеранов боевых действий, пособиями по временной нетрудоспособности в развитие Федеральных законов от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»15 и от 29 декабря 2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»16. Таковы Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г.17, Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г.18, Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г.19

По вопросам социального обслуживания граждан, включая ветеранов боевых действий, Минтруд России и Минздравсоцразвития России также приняли несколько подзаконных актов, среди них Примерное положение о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденное постановлением Минтруда России от 8 июля 1997 г.20, Положение о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденное постановлением Минтруда России от 17 мая 2002 г.21, а также Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами – протезы или оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14 сентября 2011 г.22

Наибольшее число нормативных правовых актов принято Минздравсоцразвития России по вопросам социальной поддержки. Они касаются как организационных аспектов предоставления мер социальной поддержки, так и вопросов предоставления отдельных мер социальной поддержки. Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденная постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г.23, Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденная приказом этого Министерства от 27 октября 2010 г.24В первую группу входят Порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 ноября 2004 г. 25, Порядок ведения специального сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2004 г.26, Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 6 марта 2012 г.27; Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при помощи медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г.28

Во вторую группу следует отнести: Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г.29, Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г.30, Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2005 г.31, Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г.32, Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты гражданам, проходящим (проходившим) военную и приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г.33

При рассмотрении содержания полномочий Минтруда России по изданию нормативных правовых актов по вопросам социальной поддержки следует обратить внимание на наименования некоторых из этих актов. В них неправомерно употребляется словосочетание «государственная социальная помощь» вместо «социальная поддержка». Между тем государственная социальная помощь и социальная поддержка представляют собой относительно самостоятельные блоки социального обеспечения и социальной защиты населения. Государственная социальная помощь регулируется федеральными законами от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»34, от 28 июня 1999 г. «О государственной социальной помощи»35, от 5 апреля 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»36, от 3 декабря 2012 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»37, а также соответствующими подзаконными актами.

Законодательство же о социальной поддержке составляют Закон РФ от 18 октября 1997 г. «О реабилитации жертв политических репрессий»38, Закон РФ от 15 мая 2007 г. (в ред. от 18 июня 1992 г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»39, Федеральный закон «О ветеранах» и перечисленные выше подзаконные акты по вопросам социальной поддержки.

Поэтому представляется необходимым привести наименование указанных выше нормативных правовых актов по вопросам социальной поддержки и их содержание в соответствие действующему законодательству о социальной поддержке.

По вопросам приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений Минтруд России (Минздравсоцразвития России) принял Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению обращений граждан, поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г.40, Административный регламент Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством срок», утвержденный приказом этого Министерства от 17 октября 2012 г.41

Значительное число нормативных правовых актов принято Минтрудом России, Минздравсоцразвития России по вопросам содействия занятости населения, которые касаются и ветеранов боевых действий. Среди них Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2010 г.42, Административный регламент предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 25 августа 2011 г.43, Административный регламент исполнения государственной функции контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 25 августа 2011 г.44, Нормативы доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 г.45 и др. Минтруд России, Минздравсоцразвития России издает также нормативные правовые акты по вопросам деятельности Федеральной службы по труду и занятости и федеральных внебюджетных социальных фондов. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 23 июня 2010 г. утверждена схема размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости46, приказом от 14 ноября 2011 г. – Административный регламент предоставления федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы47, приказом от 25 ноября 2011 г. – Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителя в установленный законодательством Российской Федерации срок48.

Из актов Минздравсоцразвития (Минтруда) России, касающихся Пенсионного фонда РФ, следует назвать Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденный приказом от 12 декабря 2011 г.49, а Фонда социального страхования РФ – Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховой выплаты застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти50.

Кроме принятия нормативных правовых актов, Минтруд России осуществляет свои полномочия и иными способами. Весьма важными являются дача разъяснений по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, дача юридическим и физическим лицам разъяснений в части оказания государственных услуг.

Минтруд России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

 

1 СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

2 См.: Алёхин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России: Учебник. М., 2012. С. 4; Добрынин Н. М. Государственное управление: теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: Учебник. Т. 1. Новосибирск, 2010. С. 66.

3 СЗ РФ, 2012. № 19. Ст. 2334.

4 СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.

5 СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2341.

6 Там же. 2012. № 26. Ст. 3528.

7 Бюл. труд. и соц. зак-ва. 2012. № 7.

8 Бюл. Минтруда России. 2003. № 6.

9 Рос. газ. 2010. 18янв.

10 Бюл. труд. и соц. зак-ва РФ. 2011. № 9.

11 Бюл. Минтруда России. 2002. № 6.

12 Там же.

13 Рос. газ. 2012. 30 марта.

14 С3 РФ. 2004. № 28. Ст. 2898.

15 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.

16 Там же. 2007. № 1.4. I. Ст. 18.

17 Бюл. труд. и соц. зак-ва. 2007. № 4.

18 Там же. 2011. № 7.

19 Рос. газ. 2012. 22 июня.

20 Бюл. Минтруда России. 1997. № 8.

21 Рос. газ. 2002. 20 июня.

22 Рос. газ. 2011. 16 нояб.

23 БНА. 2000. № 48.

24 Бюл. труд. и соц-го зак-ва РФ. 2011. № 2.

25 Там же. 2004. 24 дек.

26 Бюл. труд. и соц. зак-ва РФ. 2005. № 2.

27 Там же. 2012. № 6.

28 Бюл. труд, и соц. зак-ва РФ. 2012. № 7.

29 Рос. газ. 2004. 22 дек.

30 БПА. 2005. № 1.

31 Бюл. труд. и соц. зак-ва РФ. 2006. № 12.

32 БПАМ. 2005. № 4.

33 Там же.

34 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

35 Там же. 1999. № 29. Ст. 3699.

36 Там же. 2003. № 14. Ст. 1257.

37 Там же. 2012. № 50. Ст. 6950.

38 Ведомости. РФ. 1991. № 44. Ст. 1428.

39 Там же. 1992. № 32. Ст. 1861.

40 Рос. газ. 2012. 27 апр.

41 Рос. газ. 2013. 1 февр.

42 Бюл. труд. и соц. зак-ва РФ. 2010. № 11.

43 Там же. 2011. № 10.

44 Там же. 2011. № 11.

45 Там же. 2011. № 7.

46 Бюл. труд. и соц. зак-ва РФ. 2010. № 8.

47 Там же. 2012. № 2.

48 Там же.

49 Там же. 2012. № 4.

50 Бюл. труд. и соц. зак-ва РФ. 2010. № 8.

 

PDF file.pdf

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право