На главную Написать письмо

Анотация

В рамках настоящей статьи на основе анализа действующего законодательства, а также финансово-правовой доктрины предпринята попытка проанализировать природу финансовых правоотношений. Также в статье рассмотрены отдельные проблемы, возникающие при взаимодействии частноправовой и публично-правовой сфер регулирования.

Ключевые слова

Финансовые правоотношения, финансирование, государственные доходы, финансовая деятельность государства, публичные фонды.

О природе финансовых правоотношений

Природа финансовых правоотношений периодически является предметом научных исследований и вызывает споры в финансово-правовой доктрине. Сегодня интерес к изучению сущности финансовых правоотношений обусловлен стремительным развитием рыночных отношений, порождающих серьезные проблемы, связанные с разграничением частноправовой и публично-правовой областей регулирования.

На современном этапе развития финансового законодательства при формулировании новых научных подходов к пониманию природы финансовых правоотношений важное значение приобретают позиции представителей юридической науки советского периода, в рамках которого развитие финансовой системы государства осуществлялось не столь динамично.

Анализируя природу финансовых правоотношений Е. А. Ровинский отмечал, что данные правоотношения являются властно-имущественными отношениями, в которых отношения власти неотделимы от имущественных отношений1. С.С.Алексеевым были отмечены некоторые особенности правовой природы финансовых (налоговых) правоотношений. В частности, ученый писал, что источником формирования налоговых отношений служат факторы политического характера. Иными словами, указанные отношения немыслимы вне и независимо от деятельности государства2. Кроме того, в отличие от иных видов отношений в некоторых случаях в момент существования финансовые (налоговые) отношения возникают только как правовая связь без какоголибо фактического материального содержания3.

На сегодняшний день изложенные позиции находят дальнейшее развитие при определении природы финансовых правоотношений. Так, С. В. Запольский пишет, что основным критерием, позволяющим отграничить собственно финансовые отношения (с участием государства) от иных экономических отношений является эквивалентно-возмездный характер последних4. Кроме того, ученый отмечает, что финансовые отношения в отличие от экономических отношений гражданско-правового характера возникают по инициативе самого государства5.

В целом, финансовые правоотношения, складывающиеся под воздействием финансово-правовых норм, возникают в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований6. Иными словами, указанные правоотношения возникают по поводу формирования, распределения и использования публичных доходов.

Вместе с тем в литературе существует точка зрения, согласно которой «…отношения по использованию денежных фондов не являются продуктом финансовой деятельности… поскольку… денежные средства централизованных фондов используются лишь тогда, когда они переместятся в децентрализованные денежные фонды и превратятся в денежные средства предприятий, учреждений и организаций, участников гражданского оборота»7. Однако, полагаем, что такой подход, позволяющий выводить из сферы финансово-правового регулирования отношения по использованию средств публичных денежных фондов путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров, может спровоцировать спорные ситуации при реализации механизма финансового обеспечения расходных обязательств. Так, в настоящий момент при разрешении споров о финансировании по государственным контрактам суды зачастую отвергают бюджетно-правовые нормы, отдавая приоритет гражданско-правовым, и тем самым легализуют процедуру исполнения бюджета по расходам в условиях отсутствия свободного остатка лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя бюджетных средств и определяющих границы его распорядительных прав8. Таким образом, складывающаяся практика противоречит основным принципам регулирования бюджетных отношений.

Кроме того, в ряде случаев использование выделенных хозяйствующим субъектам бюджетным средств не представляется возможным за рамками финансово-правового регулирования. Например, процесс предоставления получателям бюджетных ассигнований для целей исполнения налоговой обязанности и порядок исполнение ими данной обязанности не выходят за рамки финансово-правового поля.

Формирование публичных денежных фондов, осуществляемое в рамках финансовых правоотношений, происходит посредством привлечения финансовых ресурсов в публичные фонды в формах, предусмотренных действующим законодательством9. Распределение и использование публичных доходов осуществляется в результате применения различных процедур предоставления финансовых средств частным субъектам (т. е. финансирования), а также посредством функционирования механизмов управления государственными доходами в целях «…создания материальной базы для выполнения задач публичного сектора экономики»10.

Принимая во внимание особенности реализации механизмов ­формирования, распределения и использования средств публичных денежных фондов, можно выделить следующие группы финансовых правоотношений: 1) правоотношения по финансированию, включающие как непосредственно процесс предоставления денежных средств из публичных денежных фондов в целях финансового обеспечения деятельности участников гражданского оборота, так и привлечение финансовых ресурсов в публичные фонды при отсутствии эквивалентно-возмездных отношений между участниками; 2) правоотношения в сфере управления публичными доходами, цель возникновения которых состоит в обеспечении сохранности средств публичных денежных фондов и извлечении дополнительных доходов от их использования; 3) контрольные правоотношения, являющиеся необходимым элементом стадий формирования, распределения и использования публичных доходов ввиду отсутствия эквивалентно-возмездных отношений между участниками.

Следует отметить, что специфика финансовых правоотношений заключается в том, что в отличие от гражданских правоотношений их возникновение не может быть порождено потребностями хозяйствующих субъектов. Например, правоотношения, складывающиеся при исполнении налоговой обязанности «… проявляются как отношения, навязанные различным субъектам, которые как будто никому не нужны кроме самого государства (муниципального образования)»11.

Финансовые правоотношения, как и иные правоотношения, не существуют изолированно. В большинстве случаев финансовые правоотношения основываются на гражданско-правовых, трудовых, административных, иных правоотношениях. Например, совершение административного правонарушения, являющегося основанием для взыскания административного штрафа, порождает возникновение финансового обязательства, в рамках которого и происходит исполнение обязанности по перечислению суммы штрафной санкции в бюджет.

Следует отметить, что споры в финансовой сфере могут быть обусловлены неясностью правовой природы отношений, относящихся к сфере регулирования гражданского, трудового, иных отраслей законодательства. Например, спорный характер имеют правоотношения, возникшие при выполнении работы физическим лицом, допущенным к работе работником, не уполномоченным на это работодателем12. Неясность правовой природы указанных отношений может повлечь споры, касающиеся определения экономического основания налога по налогу на прибыль в части возможности включения доходов, полученных работниками в рамках таких отношений, в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Спорная ситуация обусловлена тем, что согласно НК РФ в рассматриваемой ситуации объект налогообложения (экономическое основание налога) привязан к трудовым отношениям.

В основе возникновения финансовых правоотношений, складывающихся по поводу исполнения налоговой обязанности, лежат сделки гражданско-правового характера, поскольку именно они направлены на возникновение и прекращение экономического основания фискального взимания. Однако с точки зрения применения предусмотренных НК РФ правил налогообложения налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые во исполнение этих сделок финансово-хозяйственные операции, отражаемые в бухгалтерском учете. При этом налогообложению подвергается финансовый результат, формируемый по итогам налогового (отчетного) периода на основе данных регистров бухгалтерского учета13.

Тесную связь финансовых (налоговых) правоотношений с гражданскими правоотношениями подтверждает тот факт, что в некоторых случаях в целях изменения условий налогообложения участники гражданского оборота прибегают к применению гражданско-правовых процедур. Например, применение реорганизации в форме разделения или выделения позволяет участникам гражданского оборота соответствовать критериям перехода на специальные налоговые режимы, направленные на оптимизацию налогообложения. Однако в рассматриваемой ситуации следует учитывать критерии оценки добросовестного поведения налогоплательщиков, т. е. критерии отграничения законной оптимизации структуры бизнеса от дробления бизнеса, проведенного в целях ухода от уплаты налогов14.

Кроме того, при применении некоторых гражданско-правовых договоров в целях оптимизации налогообложения участникам гражданского оборота необходимо учитывать условия, позволяющие фискальным органам рассматривать заключение этих договоров как схемы ухода от уплаты налогов15.

Таким образом, в ряде случаев применение хозяйствующими субъектами процедур, предусмотренных актами гражданского законодательства, в финансово-правовой плоскости может оцениваться как нарушения норм финансового права16.

На сегодняшний день проблемы, касающиеся определения природы финансовых правоотношений, вызваны, вопервых, стремительным развитием рыночных отношений, приводящих к расширению сферы финансово-правового регулирования. Так, в настоящий момент появляются неизвестные ранее формы принудительных изъятий, поступающих в публичные фонды, созданные уполномоченными субъектами за рамками бюджетной системы17, а также новые формы и механизмы финансовой деятельности государства.

Во-вторых, сложности при изучении природы финансовых правоотношений обусловлены тем, что правовое регулирование отношений в сфере, формирования, распределения и использования средств публичных денежных фондов осуществляется таким образом, что в ряде случаев происходит переход обязательств, возникающих в финансовой сфере, в гражданско-правовую плоскость, что на практике имеет отрицательный эффект. Например, превращение финансовых обязательств в гражданско-правовые обязательства, происходящее в рамках процедуры ликвидации или банкротства юридического лица, предполагает применение предусмотренной гражданским законодательством процедуры удовлетворения требований кредиторов. Такие правила существенно ослабляют гарантии реализации прав публично-правовых образований при взыскании фискальных взиманий.

Иногда трансформация финансовых обязательств в гражданско-правовые приводит к аннулированию социальных гарантий граждан. Так, последствиями введенного в двухтысячные годы механизма монетизации льгот явилось то, что финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием гражданам некоторых социально значимых услуг, перешло из сферы финансово-правового регулирования в гражданско-правовую область.

Кроме того, согласно действующему нормативному правовому регулированию подчас при трансформации финансового обязательства в гражданское обязательство происходит переложение публичных расходов государства на участников гражданского оборота. Так, в настоящий момент гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, передаются обязательства государства по финансированию капитального ремонта этих жилых домов18.

На сегодняшний день Правительством РФ одобрен законопроект, в соответствии с которым происходит «превращение» финансовых обязательств государства по оказанию помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий, в систему коммерческого страхования имущества, в соответствии с которой на компенсацию утраченного жилья могут претендовать только застрахованные лица19.

С учетом изложенного, с одной стороны, законодатель, перекладывая часть публичных обязанностей на участников гражданского оборота, ослабляет их социальные гарантии. С другой стороны, применение норм гражданского законодательства при исполнении обязанностей, изначально возникших в рамках финансового правоотношения, нарушает права государства на получение доходных источников, к которым относятся принудительные изъятия.

В целом, использование гражданско-правовых конструкций в сфере регулирования отношений, имеющих финансово-правовую природу, является противоестественным и может спровоцировать серьезные споры по вопросам, связанным с регулированием операций с публичными доходами. Например, в литературе справедливо отмечается, что применяемый в настоящий момент институт банковского кредита при предоставлении денежных средств с одного уровня бюджетной системы на другой может вызвать осложнения при разрешении споров о возврате, компенсации убытков кредитора20.

Приведенные примеры являются яркой иллюстрацией проявления негативных последствий воздействия гражданско-правового регулирования на обязательства, изначально имеющие публично-правовую природу. Указанный вывод находит подтверждение в юридической литературе, где отмечается, что «…любые попытки ведения финансовой деятельности на началах диспозитивности всегда будут обречены на неудачу»21.

Проведенный анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что сегодня законодатель по своему усмотрению определяет область регулирования возникших имущественных отношений. Такой подход приводит к тому, что грань между сферами публично-правового и частноправового регулирования является размытой.

****

Стремительное развитие рыночных отношений, появление новых форм и механизмов осуществления финансовой деятельности государства, несомненно, будет усиливать интерес ученых к изучению природы финансовых правоотношений, выявлению их специфических особенностей.

Однако, полагаем, что на любом этапе развития финансовой системы, финансового законодательства Российской Федерации недопустимым представляется применение попыток встраивания финансовой деятельности государства в диспозитивные рамки гражданско-правового регулирования.

 

1 Ровинский Е. А. Основные вопросы советского финансового права. С. 137.

2 Алексеев С. С. Собрание сочинений. В 10 т. Том. 1 Гражданское право. М.2010. С. 52.

3 Алексеев С. С. Собрание сочинений. В 10 т. Том. 3 Проблемы теории права: курс лекций. М., 2010. С. 256.

4 Запольский С. В. Теория финансового права: Научные очерки. М., 2010. С. 11.

5 Запольский С. В. Там же.

6 См. Рукавишникова И. В. Метод финансового права / Отв. ред. Н. И. Химичева. – 2е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 110. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М., 2000. С. 6.

7 См. Худяков А. И. Избранные труды по финансовому праву. СПб. 2010. С. 274.

8 См.: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2012 года по делу № А 60–59 971/2009; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 года по делу № А 60–59971/2009; Постановления Федерального арбитражного суда Свердловской области от 15.01.2013 г. № Ф09-12 649/12 // СПС «КонсультантПлюс».

9. В финансово-правовую сферу регулирования подпадают следующие формы привлечения доходных источников: 1) привлечение финансовых средств с применением мер государственного принуждения (налоги, сборы, штрафы, пени, конфискации); 2) формирование государственных доходов с применением системы обязательного государственного социального страхования (страховые взносы, поступающие в бюджеты государственных внебюджетных фондов); 3) привлечение доходных источников на началах индивидуальной возмездности в отношении выгодоприобретателя (например, уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии).

10 Мркывка П. Система налоговой администрации // Проблемы налогового правоприменения в странах Центральной и Восточной Европы: материалы международной конференции. Омск, 23–24 сентября 2013 г. / Под ред. А. Н. Костюкова. Омск, 2013. С. 42. В указанной работе автор отмечает, что основная цель публичной финансовой деятельности государства состоит не в извлечении прибыли, а в функционировании финансовой и денежной системы государства, создании материальной базы для выполнения задач публичного сектора экономики.

11 Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 54.

12 См. ст. 67.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

13 Например, см.: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2013 г. № 15АП-13 491/2012 по делу № А53-8889/2012.

14 Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Президиума от 09.04.2013 г. № 15 570/12 закрепил ряд критериев, позволяющих отграничивать законную оптимизацию структуры бизнеса от дробления бизнеса,проведенного в целях ухода от уплаты налогов.

15 Например, налогоплательщикам нужно понимать, что приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления деятельности, не связанной с заключенным договором о совместной деятельности, не дает право на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость. Подобный спор об оценке критериев недобросовестного поведения налогоплательщиков при заключении договора о совместной деятельности был рассмотрен Высшим Арби  тражным Судом Российской Федерации. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 г. № 1118/13 // СПС «КонсультанПлюс».

16 Например, в условиях закрепленного ГК РФ принципа свободы договора уровень цен по сделкам, заключенным между участниками гражданского оборота, подпадает под действие норм НК РФ о контроле за трансфертными ценами. В случае несоответствия цен по заключенным сделкам рыночному уровню хозяйствующие субъекты будет претерпевать неблагоприятные последствия, связанные с применением со стороны фискальных органов мер принуждения.

17 Таковыми являются фонды саморегулируемых организаций, государственных корпораций, негосударственные пенсионные фонды, средства которых хотя и не являются собственностью государства, относятся к категории публичных доходов и попадают в сферу финансово-правового регулирования.

18 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 февраля 2014 г. № 41/пр «Об утверждении методических рекомендаций по установлению субъектом РФ минимального размера взноса на капитальный ремонт имущества в многоквартирных домах» // СПС «КонсультанПлюс»; Закон Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 г. «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга» // СПС «КонсультантПлюс».

19 Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий» (подготовлен Минфином России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.12.2013).

20 Запольский С. В. Теория финансового права: Научные очерки. М., 2010. С. 51.

21 Запольский С. В. Теория финансового права: Научные очерки. М., 2010. С. 271.

 

PDF file.pdf

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право